Образование, воспитание подрастающего поколения – самый сложный и возвышенный труд, который лежит в первую очередь на плечах матери. Государство должно позаботиться о том, чтобы семья, мать имели бы все условия – материальные, культурные и духовные – для воспитания детей, а также для собственного самообразования и самовоспитания.
В последнее время вопросы образования и воспитания получают все более острое звучание. Действительно, за годы горбачевской перестройки, после развала Советского Союза, в результате ельцинских реформ наша страна очень серьезно отстала в этой области – на всех уровнях. Насколько сильным и развитым было образование и воспитание в дореволюционной России и при советской власти – настолько масштабным оказалось их разрушение в новейшей истории.
Сегодня ситуация не лучше: некоторые представители высшей школы заявляют о революции в образовании на том основании, что лекции теперь можно слушать дистанционно, по интернету, наличие преподавателя необязательно. Разумеется, интернет-технологии есть значимый прорыв в обучении и образовании человека, они представляют по существу, неограниченные возможности использования различных инструментов, методик, источников – чего не было у предшествующих поколений. Для того чтобы послушать известного ученого, теперь не нужно ехать в Петербург, в Москву или куда-то за рубеж. Лекции профессоров Гарварда, Оксфорда, Сорбонны можно смотреть и слушать, не выходя из квартиры. Современные технологии во многом облегчают доступ к информационным ресурсам и помогают решить ряд определенных задач. Но для полноценного образования этого явно недостаточно. Решение сущностных, фундаментальных проблем воспитания и образования немыслимо без живого взаимодействия учителя и ученика, никакие самые передовые технические средства не смогут заменить непосредственного общения, которое несет несравнимо больше, чем просто передача информации. Кажется, технически можно передать визуальный контакт, мимику, интонацию, жесты, движения, паузы и т.д. Но в то же время техническое изображение будет восприниматься чисто формальным, почти исключая все то, что возникает при непосредственном общении, а именно духовное, интуитивное, иррациональное, мало поддающееся рациональному объяснению. При непосредственном общении частенько возникают неожиданные отступления от темы, примеры, казалось бы, не имеющие отношения к данной тематике, но при этом появляются живые идеи и мысли, которые практически невозможны при рационально подготовленном и транслируемом по интернету выступлении.
Теряется важнейшая составляющая образования и воспитания человека как общественного, социального существа: полноценное общение. Практически присутствует односторонний контакт – от учителя к ученику, нет непрерывной взаимной связи, не говоря уже об отсутствии живой аудитории. Иными словами, все сводится к монологу, а не к тому живому, многообразному диалогу, который имеет место в аудитории, когда преподаватель, читая лекцию, устанавливает со слушателями прямой контакт, происходит как бы диалог, когда лектор видит и чувствует реакцию аудитории и в случае необходимости что-то дополняет, исключает, уточняет, а иногда отвечает на возникающие вопросы и реплики.
И образование, и воспитание на протяжении многих тысячелетий подтверждают простой вывод: живая личность учителя и воспитателя ничем незаменима! Никакими фотографиями, письменными, печатными текстами, даже съемками, кинолентами и т.д. Какого бы профессора из Гарварда или Оксфорда студент ни слушал по интернету, подобное образование будет неким суррогатом по отношению к тому, когда студенты непосредственно видят и общаются с профессором в аудитории.
Еще одно современное суждение, которое мне приходилось слышать на конференциях по образованию: поскольку кадры в педагогических институтах готовят плохо, то вузы эти надо закрыть. Это что за суждение? У нас сейчас плохо обучают студентов почти во всех вузах – в медицинских, технических и др. – разве их тоже все следует закрыть? Видимо, необходимо совершенствовать всю систему образования. Но как это сделать?
Сегодня Министерство образования и науки разделено на Министерство просвещения, которое ведает общеобразовательными школами и учреждениями среднего специального образования, и Министерство высшего образования и науки. На мой взгляд, должна быть единая система образования и воспитания, а в этой системе – определенные этапы: дошкольники, начальная школа, средняя школа, наконец, высшая. Ведь образование – это нечто единое целое, имеющее серьезные научные основы и преемственность традиций.
Постоянно ведутся споры о том, кого нам следует образовывать и воспитывать. То ли узких специалистов, то ли людей с фундаментальным, универсальным образованием.
Что касается содержательной части, то здесь, конечно, должны быть хорошо продуманы и проработаны очень серьезные программы. Не формальные – сколько времени отвести на изучение той или иной науки, предмета, а содержательные – насколько глубоко можно познать содержание той или иной дисциплины.
Приведу конкретный пример. Когда я учился на философском факультете МГУ, мы изучали серьезную и основательную программу естественных наук и теоретически, и практически: физику, математику, биологию, химию, физиологию, психологию и ряд других. И когда философ заканчивал обучение, он был прекрасно образован во всех основных естественных науках, не говоря уже об общественных, профильных. И ему было легко ориентироваться в сфере науки вообще и развивать соответствующую научную методологию.
На каком-то этапе эту очень важную и серьезную систему изучения естественных наук на философском факультете отменили, заменив ее кратким курсом философии естествознания. Философское образование сразу спустилось вниз на несколько ступеней. Так, может быть, стоит возродить эту систему, которая себя в свое время полностью оправдала?
Приведу другой пример. В Дипломатической академии был обнаружен довольно серьезный пробел в образовании дипломатов – в знании специалистами мировых религий, мировой культуры, в логике, искусстве красноречия, риторике. По моему предложению в Дипакадемии были введены все эти курсы. На эти лекции и занятия приходили не только слушатели и аспиранты академии, но и студенты и преподаватели из других вузов. Подобные теоретические и практические знания совершенно необходимы для работы на дипломатической службе.
Чем быстрее развивается современное общество, современная наука и технологии, тем все более основательными познаниями во всех основных сферах должен обладать человек.
О чем здесь следует думать и говорить и что следует сделать в этих сферах?
Прежде всего – о создании самых благоприятных условий для материнства, для семьи, чтобы женщина могла спокойно рожать здоровых детей, воспитывать и образовывать их. Необходимо создавать материальные, культурные, духовные условия для полноценной жизни матери, чтобы она радовалась и этой своей радостью, своим счастьем делилась со своей семьей, со своими детьми.
Во все времена мать остается главным воспитателем детей, подрастающего поколения. И она призвана быть образованной, умной, высококультурной. Неслучайно основатель научной педагогики чешский мыслитель Ян Амос Коменский разработал стройную теорию семейного воспитания, изложив ее в своей работе «Материнская школа». А швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци писал о том, что все начинается с любви ребенка к матери, а затем эта любовь переносится на других членов семьи, окружающих людей, на все человечество. Мать, по мнению Песталоцци, лучше всех способна постигнуть, что чувствует ее ребенок, к чему он способен, что желает. «Час рождения ребенка есть первый час его обучения», – писал педагог.
Поэтому необходимо, чтобы мать была высокоразвитым человеком во всех отношениях: и здоровым, и высокообразованным. Тогда такими же будут дети. Но для этого необходимо создавать соответствующие условия: обеспечивать нормальную зарплату, пособие, жилье. Государство кое-что делает в этом отношении, но этого явно недостаточно.
Мать может, конечно, работать, сидя дома, дистанционно, пока дети спят или с кем-то занимаются. Но ее деятельность по образованию и воспитанию собственных детей – главная, наиболее важная. Ни ясли, ни детский сад никогда не заменяли ни мать, ни отца и заменить их не могут. Неслучайно, когда родители не могли сами воспитывать по ряду обстоятельств своих детей, то приглашали гувернанток, нянек, но так, чтобы это были ответственные, нравственные люди. Потому что невозможно, чтобы ребенок полдня не занимался ничем, лежал, сидел или бегал где-то просто так. Ребенок требует ежесекундного внимания и ежесекундного контакта прежде всего с матерью, с родителями, потому что он изучает весь мир, и у него все время возникают вопросы, на которые надо отвечать. В этом и есть постоянное живое воспитание, с утра до ночи. И добродетели, которыми обладают отец и мать, должны органически передаваться от родителей к детям – от сердца к сердцу. Родители никогда плохому детей учить не будут, потому что они их любят. И эта любовь как самая высшая добродетель предполагает воспитание всех других добродетелей: и добра, и правды, и истины, и красоты, и свободы, и милосердия и т.д. Но чтобы все это передать, родители сами должны быть носителями этих добродетелей.
В школе воспитание еще более усложняется, потому что ребенок уже многое сам начинает понимать, у него возникает еще больше вопросов. И на них надо давать правильные ответы. Система добродетелей еще более совершенствуется, развивается, усложняется, входит в сферу научного образования – и науки, и практики, и духовного развития человечества. При этом роль родителей никак не умаляется, но вместе с тем увеличивается значение школы, школьного учителя, роль всей той науки, которая в школе постигается. И это, конечно, очень сложно. Потому что какие-то предметы человеку интересны, а какие-то нет. Но ведь они не случайно введены в программу, и человек должен их изучать, может быть, понуждая себя, поэтому за плечами у него уже должен быть определенный опыт воспитания.
Действительно, образование как бы следует за воспитанием. Потому что если ребенок получил настоящее воспитание – глубокое, правильное и в достаточной мере широкое, то и образование будет и универсальным, и полезным. Потому что уже заложено понимание того, что человеку нужно и как, какими путями этого достичь.
Образование и воспитание неразрывно связаны. Но всегда воспитание играло самую существенную роль в жизни человека.
Естественно, воспитывают не только родители, но и педагоги, учителя, те, кто дает образование – в школе, в вузе. Поэтому, конечно, учитель не должен быть случайным человеком, таким, знаете, неудачником – инженера из него не получилось, ученого не вышло, поэтому стал преподавателем. Учитель всегда играл первостепенную роль в жизни общества. Он должен быть одновременно и ученым, и воспитателем, человеком, обладающим самыми возвышенными добродетелями, способным передавать свои знания, нравственные качества другим людям.
Если говорить об образовании в целом, то, конечно, и воспитание, и образование должны быть абсолютно бесплатными.
А разве можно по отношению к образованию применять понятие «услуга»? Воспитание и образование – главное дело любого общества и государства, не говоря уже о семье. Подобные выражения – «образовательная услуга» – необходимо выбрасывать из языка и жизни как мусор. Воспитывать настоящего человека – добродетельного, доброго, прекрасного, милосердного, совестливого – что может быть выше и дороже этого? Я уже приводил пример. Сократа спросили:
– Почему ты не берешь с людей плату за обучение?
Он ответил:
– Брать плату за обучение – все равно что продать душу дьяволу.
Поэтому нужно называть вещи своими именами. На что жил Сократ – неизвестно. Но он отдавал все свои знания, свою мудрость просто так – полагал, что по-другому быть не может. И он считал честью для себя возможность воспитывать, обучать молодежь.
Поэтому государство должно выделять средства на образование, создавать нормальные условия прежде всего для семьи, чтобы родители, дети не нуждались, не голодали, имели бы возможность учиться, возрастать в добродетели. И конечно, женщина не должна работать наравне с мужчиной, вырабатывать стаж, быть на производстве или в офисе с утра до ночи. Она должна в первую очередь заниматься воспитанием и образованием детей. И у нее должна быть одна из самых высоких пенсий, потому что ее труд великий и самый сложный, самый необходимый для общества и государства.
Семья должна иметь квартиру – это тоже забота государства и общества.
Я всю жизнь преподавал в разных вузах. И хочу сказать о великой радости обучать молодежь: и в школе, и в средних учебных заведениях, и в вузах. Человек передает свои знания, свой опыт, по существу, многое из того, что есть в нем самом. И это начинает жить в других людях, продолжается, развивается.
Учителя, педагоги должны радоваться, что имеют такую возможность – учить, воспитывать будущие поколения, а общество и государство должны постоянно заботиться о достойном материальном и моральном вознаграждении этого великого труда. Во все времена это было и, я надеюсь, будет самым почетным, самым высоким, самым ценимым, я бы даже сказал, почти священным уделом.
Константин Долгов
Справка
Константин Михайлович Долгов – доктор философских наук, заслуженный деятель науки России