Урок для воскресной школы, посвященный Преподобному Сергию Радонежскому
8 октября, в День преставления святого Преподобного Сергия Радонежского множество паломников стекаются в Дом Пресвятой Троицы – Троице-Сергиеву Лавру, дабы перед святыми и многоцелебными мощами Преподобного излить свои слезы и печали, а взамен щедро получить утешение, силу и радость. Перед уроком слушателям воскресной школы рекомендуется ознакомиться с Житием Преподобного Сергия, написанным Епифанием Премудрым.
ХОД УРОКА
– Постарайтесь вспомнить или найти в тексте жития Преподобного Сергия описание того, каким запомнили святого его современники. Каким был Сергий Радонежский?
«Он имел нрав тихий, и кроткий, и смиренный, – пишет автор его жития, – милостивый и добросердый, смиренномудрый и целомудренный, благоговейный, нищелюбивый, страннолюбивый». И еще: «Равно бо любляше всех, и всем добро творяше, и ко всем любовь имеяше».
– Как в облике Преподобного Сергия сочетались «неотмирность», устремленность к вечности и практическое участие в жизни современников, в жизни государства? Как влияло это участие на примирение и единение русских князей, на изменение народного сознания?
Неотмирность православной духовности отнюдь не означает непрактичность. Вспомним отношение Преподобного Сергия к труду, вспомним его умиротворяющее участие в государственной жизни, его роль в «собирании» Русских земель, благословение святого благоверного великого князя Димитрия на Куликовскую битву Преподобным со словами: «Богу помогающу ти – победиши». Вспомним предстояние Преподобного на молитве во время самой битвы, когда он поименно поминал воинов, убиенных в этом сражении.
Миротворческая роль его в конфликтах между князьями – это исполнение евангельской заповеди блаженства: Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими (Мф. 5:9). Перед авторитетным словом святого Сергия смирялись удельные князья. Даже такой гордый и воинственный враг Москвы, каким был рязанский князь Олег, не смел выйти на поле брани против войск князя Димитрия Донского, зная, что живущий в «отечестве» Димитрия старец Сергий благословил московское воинство. А когда сам угодник Божий пришел с миротворческой миссией в Рязань, отмерив пешком долгие сотни верст, грозный Олег не мог устоять против кротких увещаний благодатного старца и заключил с великим князем Димитрием вечный мир. Служение миру и единству России является величайшей исторической заслугой Преподобного Сергия.
– Множество чудес и благодеяний Божиих совершались и совершается по молитвам великого Сергия. Вспомните эпизод из жития Преподобного, когда некий крестьянин, соприкоснувшись с дивным старцем Сергием, изменил свой жизненный путь.
Слух о подвижнической жизни Преподобного прошел по разным землям, и многие люди приходили издалека в монастырь, чтобы только посмотреть на святого Сергия. Увидев его, они возвращались восвояси, рассказывая о Преподобном и дивясь его жизни.
Один крестьянин, живший в деревне, которая находилась далеко от монастыря, наслышавшись о Преподобном Сергии, возгорелся желанием его увидеть. Проделав долгий путь, этот крестьянин пришел в монастырь. В это время Преподобный Сергий вскапывал землю в огороде для посадки овощей. Поскольку крестьянин никогда не видел Сергия, то, придя в обитель, он начал усердно разыскивать Преподобного, расспрашивая братию: – Кто из вас Сергий? Где мне найти этого чудного и славного мужа, о котором столько рассказывают? Как мне его увидеть?
У каждого встретившегося ему монаха этот крестьянин спрашивал о Преподобном и просил показать его. Ему отвечали, что старец, уединившись, копает огород и просили подожди немного, пока он выйдет. Крестьянин, не дождавшись появления Преподобного, заглянув в щель забора и увидел старца в ушитой заплатами бедной одежде, трудившегося в поте лица. Крестьянин не мог и подумать, что это был тот, о котором он столько слышал, кого он так сильно желал увидеть. И снова стал он досаждать братии своими настойчивыми просьбами.
Когда Преподобный, закончив свое дело, вышел из огорода, монахи сразу показали его поселянину. Но крестьянин, отвернувшись от Преподобного, разочарованно вздохнул:
– Я пришел в честную обитель, но не нашел полезного для себя, вместо пользы встречаю только насмешки. Я надеялся увидеть святого мужа в славе и величии, ибо я так слышал о игумене Сергии. Но вы мне указываете на человека нищего, в котором я не вижу ни славы, ни величия, ни красивой многоценной одежды; поэтому я думаю, что он не тот, кого я ищу…
Братия монастыря негодовала на селянина и хотела прогнать его за то, что не воздал чести и не поклонился их игумену. Но Преподобный Сергий возразил:
– Ни в коем случае не делайте этого, братия, ибо он пришел не к вам, а ко мне. Не трогайте его, он сделал для меня доброе дело, и я не вижу никакого за ним преступления. Вспомните слова апостола Павла: «Если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости» (Гал. 6:1). Эти слова заповедуют нам исправлять людей смирением и кротостью.
Сказав это и не дождавшись от крестьянина поклона, Преподобный поспешно подошел первым, чтобы с любовью и усердием поприветствовать гостя. Сергий с великим смирением поклонился ему до земли, с любовью по-христиански поцеловал его и, благословив и не называя себя, похвалил его за верное о себе мнение.
Из этого поступка Преподобного видно, как глубоко было его внутреннее смирение, ибо он с любовью отнесся к человеку, который с презрением отвернулся от него. Насколько гордые радуются почестям и похвалам, настолько же смиренные радуются своему бесчестью и осуждению. Преподобный не только поцеловал своего гостя, но, взяв его руку, посадил справа от себя, угощал едой и напитками и сотворил ему трапезу с почестями и любовью. Крестьянин рассказал старцу о своей печали:
– Я пришел сюда издалека ради Сергия, чтобы увидеть его, но мое желание не исполнилось.
Преподобный на это ответил:
– Не скорби, Бог так милостив к этому месту, что отсюда никто не уходит неутешенным. И твою печаль Он скоро разрешит и покажет того, кого ты ищешь и хочешь увидеть.
Пока они еще продолжали беседу, в монастырь со славой и почестями прибыл некий князь. Еще издалека князь поклонился игумену Сергию до земли, и Преподобный благословил его; они поцеловались и вдвоем сели, все остальные стояли рядом. Крестьянин же, оттесненный слугами князя, ходил кругом, безуспешно стараясь протиснуться сквозь толпу к своему недавнему собеседнику. Наконец он обратился к одному из слуг.
– Скажи мне, кто тот старец, который сидит справа от князя?
– Ты не здешний? Разве ты не знаешь Преподобного отца Сергия? Это он говорит с князем.
Услышав это, крестьянин затрепетал от стыда и страха. После того как князь покинул монастырь, поселянин, взяв с собою нескольких иноков, которых он умолил просить за него, прежде них и с ними вместе кланялся до земли игумену.
– Отче! Прости меня за все мои нечестия и прегрешения. Теперь я воистину узнал тебя, отче, и воочию увидел то, о чем слышал.
Преподобный Сергий простил его, благословил, утешил назидательной, душеполезной беседой и отпустил восвояси. С той поры и до самой смерти этот крестьянин имел великую веру в Святую Троицу и в Преподобного Сергия. Через некоторое время он пришел из своей деревни в монастырь к Преподобному и постригся в монахи, в монастыре он прожил несколько лет и потом отошел ко Господу.
ЗАВЕРШЕНИЕ УРОКА:
Вся земля Русская наполнилась слухом о святом старце, и до сей поры тянутся к обители вереницы его почитателей со всех сторон. Никто не уходит в обратный путь неутешенным. Вместе с просфорой монастырской, водою из святого источника люди приносят к своим домашним очагам самое драгоценное – благословение Преподобного.
«Преподобный Сергий, – читаем мы у митрополита Московского Филарета (Дроздова), – прилежно поработал Господу Богу во время свое и принял от Него вечное воздаяние, столь обильное, что вот уже несколько веков от избытка оного неистощимо уделяет всякому, истинно нуждающемуся и непритворно просящему».
Урок подготовила Ольга Потаповская
(Из архива газеты «Воскресная школа», №36, 1999)