8 октября 1919 г. в рязанской деревне Маковские Выселки родился будущий архимандрит Кирилл (Павлов), духовный отец трех Патриархов Русской Православной Церкви. В этом году участнику Великой Отечественной войны, одному из наиболее почитаемых старцев конца XX – начала XXI веков, отцу Кириллу (Павлову) исполнилось бы 104 года.
Из архива еженедельной газеты «Воскресная школа» (сентябрь 2000 г.) публикуем ответы на вопросы учащихся московских духовных школ приснопамятного архимандрита Кирилла (Павлова), духовника Троице-Сергиевой Лавры.
– Для меня такие встречи – дело новое. Я впервые нахожусь в такой обстановке, встречаюсь с такими людьми, как вы. Когда я сюда шел, то сам себя спрашивал: куда я иду и что буду делать? Я, собственно, и не знаю, чем я могу быть вам полезным. Если это касается знаний, образования, то вы сами – люди образованные, академики. Мы, монастырские люди, по отношению к вам, конечно, невежды, занимаемся только с простыми людьми, людьми простого сословия. Сейчас жизнь сложная и тяжелая, люди испытывают большие переживания, неприятности как в семейной, так и в духовной жизни. Поэтому приходится утешать людей, как-то их увещевать, чтобы они уповали на милость Божию… Вот, собственно, и все, чем мы занимаемся. Так чем же я могу быть вам полезен?
– Расскажите, пожалуйста, о себе, о родителях, о том, как вы учились в семинарии, в академии, как решили стать монахом, о вашем участии в Сталинградской битве…
– Это же все лишнее, это не относится к душевному спасению…
– Тогда духовный вопрос: каково ваше отношение к экуменизму?
– К экуменизму я отношусь, конечно, отрицательно, негативно отношусь…
– Что делать, если чувствуешь, что во всем повинуешься греху?
– Подчас мы повинуемся греху, раболепствуем ему: не хотим делать, а тем не менее грех, страсти, худые наклонности, они сами по себе уже влекут на худое дело. Это объясняется растлением нашей природы. Греховность глубоко пустила в нас корни. Что делать? Только один путь – работать над собой, бороться со своими худыми наклонностями и пороками и стараться встать на путь добродетельной христианской жизни. Это должна быть борьба… Не знаю, правильно ли я изъясняюсь…
– Нас часто смущают помыслы тщеславия, превозношения над другими, убеждение, что ты лучше и достойнее ближних, особенно когда видишь серьезные недостатки в ком-то и какие-то добрые дела у себя. Объясните, пожалуйста, как избавиться от подобной прелести, как при усиленной работе по стяжанию добродетелей оставаться уверенным в своей греховности.
– То, о чем говорит этот брат, присуще каждому из нас. Каждый о себе думает высоко, каждый хочет считать, что он не хуже другого. Все мы заражены тщеславием и самовозношением. А этот недостаток очень опасный. Апостол Павел заповедал: каждый из нас должен стремиться испытывать такие же чувствования, какие были во Христе Иисусе. Он, будучи Богом, умалил, уничижил Себя, приняв образ раба. Каждый в своем сердце должен ближнего своего считать лучше себя, а себя худшим, смиренно о себе помышлять, не превозноситься – вот чувство христианина, каким оно должно быть. Тогда уже не будет ни ревности, ни жадности, ни соперничества. Но эти чувства надо воспитывать трудом, наживать.
– Как найти себе духовного отца?
– Духовного отца нужно искать по расположению своей души, когда вы доверяете своему духовному отцу во всем и сердце ваше раскрывается перед ним и вы все тайны своей души доверяете ему, чувствовать, что вы получаете от этого духовную пользу, что он руководит вами, утешает, помогает вам, дает наставления, поучения. Если духовник в каком-то отношении не отвечает своим требованиям, то вы можете, не смущаясь, оставить его, перейти к другому духовнику, который больше доставляет вам душевной пользы, отвечает вашим нуждам. Здесь такого закона, который бы обязывал, прикреплял нет… Избирайте все расположением своей души. От кого получаете больше душевной пользы, к тому прибегайте и держитесь.
– Известно, что в современных монастырях жизнь протекает совсем иначе, нежели в древних, особенно в женских. Возможно ли сейчас в здоровой духовной обстановке подвизаться в монастыре? Знаете ли вы женские обители, в которые можно безбоязненно вступить человеку, имеющему благословение на монашество?
– К сожалению, я этого не знаю. Надо ведь поездить, побывать лично в женских обителях и посмотреть на их внутреннюю духовную жизнь и тогда делать заключение для суда. Мы дальше обители Преподобного Сергия никуда не выезжаем. Конечно, этот вопрос сейчас очень актуальный и важный, серьезный вопрос. Беда в том, что у нас мало опытных духовных лиц в мужских монастырях, а для женских монастырей нет опытных духовных стариц, которые бы окормляли молодых, новоначальных. И это, конечно, очень большой пробел, что же делать. Но говорить о том, что монастыри совсем не надобны, поскольку там нет улучшения духовной жизни, тоже будет не совсем правильным. Тем, которых Господь призывает к монашеской жизни, Он дает силы и разум, дает терпение. И пусть в монастыре жизнь бывает скудна в духовном, нравственном смысле, но община собрана там во имя Христово. И если человек пришел туда с целью спасения своей души, я думаю, что Господь будет подавать человеку и утешение, и подкрепление, и совершенствование в своей духовной жизни. Хотя ему придется столкнуться и с большими неприятностями, и с переживаниями, и с неудобствами, но тем не менее спасение совершаться будет.
– Если в семье нет детей, можно ли взять ребенка на воспитание?
– Ребенка взять? Взять, конечно, можно, но и осторожно. Я знаю, что некоторые брали, а дети вырастали потом такие непокорные, непослушные, что родители просто отчаивались. Для детей все-таки большое влияние имеет наследственность…
– Скажите, пожалуйста, можно ли заниматься спортом в целях укрепления здоровья с первого класса?
– Думаю, можно, если разумно к этому относиться.
– Для желающих идти в жизни путем монашеского подвига какой путь избрать в современном мире? Первый – служение, спасение ближних, не знающих Христа, наших современников; или второй – уединенное делание в тихой пристани?
– Куда кого Господь призывает. у каждого человека есть призвание Божие. Прислушайтесь, к какому образу жизни Господь призывает: если к уединенному – идите, если на поприще служения ближнему – следуйте этому призванию.
– Есть ли в наше время сейчас старцы?
– Старцы – не знаю, а старики есть.
– Говорят, что духовником может быть просто верующий духовный человек, но не священник. Возможно ли это?
– Мой ответ – да. Были духовные старцы, которые не имели сана.
– Вопрос о счастье в браке. Знакомы ли вам случаи многолетнего счастливого брака?
– Если взять сейчас в пример семьи духовных лиц, священников, то там, я думаю, все семьи образцовые. В обычных семьях брак сейчас разрушается, наблюдается развал семьи…
– Батюшка, очень желаю научиться настоящему покаянию, пожалуйста, расскажите, как строить свою исповедь, как вести себя на исповеди, проще говоря, как исповедоваться?
– Раньше в обителях духовная жизнь была поставлена в закон, послушники имели обычай ежедневного исповедания себя и на исповеди полностью раскрывали себя. Это давало возможность следить им за своими помыслами. Старцы, если были какие-то отклонения, давали правильное направление, и таким образом человек шел правильным путем в духовной жизни. В настоящее время у нас завести такой обычай, к сожалению, возможности не представляется, в монастырях нет духовников. Большое количество новоустрояющихся монастырей, братия и сестры бывают много заняты работой по восстановлению обителей, у них не хватает времени, и ни одна игумения на даст благословения на введение такого порядка. Поэтому если кто печется о спасении своей души, то записывайте свои грехи, это дело похвальное, это делать можно и нужно. И на исповеди старайтесь договориться с духовником, чтобы он выслушивал вас и давал вам больше времени открыть свои грехи, исповедоваться. Наплыв греховных мыслей надо обязательно на исповеди открывать духовнику. Бодрствовать, трезвиться над своими помыслами – это вменяется в обязанность каждому, это заповедано святыми отцами.
– Можно ли идти в монастырь и принимать монашество, когда родители считают, что и в миру можно достичь добродетелей?
– В монастырь нужно идти по призванию. В монастыре человек отмирает, отсекает свою волю, приобретает там послушание и смирение. А когда человек сам по себе, один – он в своей воле живет, и об отсечении воли, о духовном совершенстве уже речи быть не может. Монастыри – отречение от своей воли, через это достигаются основные добродетели монашеские – смирение и послушание. Человек через эти добродетели очищается, убеляется, ведь в монастыре он проходит разные испытания. Один, сам по себе, человек не сможет этого достичь.
– Если здоровье требует, можно ли принимать молочную пищу?
– Считаю, что можно. Если у человека, например, язва… Мне кажется, можно – как лекарство.
– Что делать, если душа очерствела, нет страха Божия? Умом все понимаешь, а душа не откликается…
– Душу все-таки, наверное, обуяла гордость. Надо прибегнуть к смирению, самоукорению.
– Мирской вопрос. Если искренно любил девушку, а она не ответила взаимностью, что делать, чтобы поскорее ее забыть?
– К этому вопросу надо подойти трезво, разумно: Господь не благословил, отводит его от этого лица для его же пользы. Надо положиться на волю Божию, Господь желает ему пользы, поэтому скорбеть не должно.
– Как избавиться от лености и нерадения и стяжать истину?
– Всякий порок врачуется противоположными добродетелями, и надо себя нудить. Царство Божие нудится, и употребляющий усилия восхищает его. Условие нашего совершенствования, спасения – обязательно надо употреблять усилия. Без наших усилий приобрести добродетели мы не сможем. Если порок борет, значит, надо употреблять силы, делать противоположные пороку дела, трудом врачевать все наши немощи и страсти, а если опустить руки в лености, пустить на самотек наши немощи, страсти будут умножаться.