Духовный писатель протоиерей Петр Иванович Поляков (1862–1920) свой жизненный путь начал в Курской губернии сельским учителем. После встречи с отцом Иоанном Кронштадтским он решает свою жизнь посвятить Господу. Перу отца Петра принадлежит более 20-ти книг. Предлагаем два рассказа для детей, основой для которых послужили жития святых.
Преподобная Елизавета-чудотворица подвизалась строгим постом и молитвою в одной константинопольской женской обители. За безукоризненную святость своей жизни она впоследствии сделалась настоятельницей женского монастыря во имя святых Космы и Дамиана. Все вверенные ее попечению и нравственному руководству сестры очень любили свою настоятельницу и относились к ней как к родной матери.
Мудрыми наставлениями опытной и благочестивой Елизаветы руководились в своей жизни не одни лишь сестры Космо-Дамианской обители: к ее советам и поучениям прибегали сестры других обителей и многие из мирян.
Однажды некая знатная особа посетила Космо-Дамианскую обитель и нашла, что обитательницы ее живут весьма бедно, отказывая себе даже в необходимом. Об этом знатный посетитель с сожалением высказался в беседе с преподобной Елизаветой и предложил большое пожертвование на улучшение материального быта сестер. Но святая Елизавета возразила:
– В ваших сокровищах сестры этой обители, слава Богу, не нуждаются, так как у каждой из них достаточно своих сокровищ.
– Где же эти сокровища?
– Эти сокровища они хранят в своем сердце.
Посетитель задумался, а потом спросил:
– Какое же наиболее ценное сокровище у сестер твоей обители?
Преподобная Елизавета отвечала, также подумав:
– Самое дорогое сокровище у всякого человека – дар слова. Это отпечаток божественности; это признак того, что имеющий этот дар – существо не земное, а небесное, где источник всяких даров, где преимущественно обитает Само Слово, Сын Божий Иисус Христос, Спаситель мира.
– Но я заметил, что монахини очень мало пользуются этим даром.
– Да, – продолжала Елизавета, – потому что это сокровище. Скажите, что сталось бы с вашим богатством, если бы вы начали без разбора и необдуманно разбрасывать его направо и налево? Что сталось бы с вашим дорогим платьем, которое вы начали бы неосторожно и небрежно надевать во всякую работу и во всякую погоду? Так и дар слова. Если мы будем им пользоваться неосторожно и неразумно, то он скоро потеряет свое значение и всякий смысл. Напротив, когда каждая жемчужина вынимается из сокровищницы с должным вниманием и осторожностью и когда эти жемчужины, этот бисер, раздается нуждающимся с надлежащей рассудительностью, тогда это сокровище имеет великое значение и никогда не истощается.
Посетитель был учителем, и ему как нельзя более пошло впрок это наставление.
Сестер же своих преподобная Елизавета поучала так:
– Мы слабы и телом, и умом, при этой слабости – Боже упаси думать и желать быть сильными хитростью и злоязычием! Ибо хитрость наша, как неразлучная с ложью, делает нас прямо слугами сатаны. Он – отец лжи и отважно действует там, где любят ложь. А говорливость женская тем более грешна, что при недостатке рассудительности и при раздражительности сердца расточаем мы всего чаще пустоту, ложь, клевету, легкомыслие, вредное для себя и других. Словом сотворен видимый мир. Слово Божие бесконечно выше слова человеческого. Слово поставило человека на лестнице творений выше всего земного, слово соединило людей в общества, создало города и царства; в слове живет и движется знание, мудрость, закон; словом образуется, поощряется и распространяется добродетель; слово в молитве восходит к Богу, беседует с Ним. Мир видел, что Слово в союзе с Духом Божиим владычествовало над природою, исцеляло больных, прогоняло темные силы, воскрешало мертвых.
Господи, Слове Божий, освяти и умудри уста наши!
«Не торопись языком твоим…»
«Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, они дадут ответ в день суда» (Мф. 12:36). Это знали все праведники и святые Божии и хранили себя от многословия, от празднословия и особенно от лжи. Еще царь и пророк Давид говорил: «Буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешить мне языком моим, буду обуздывать уста мои» (Пс. 38:2).
Преподобный пустынник Памва Нитрийский всю жизнь свою старался исполнять приведенные слова псалмопевца. Один из жизнеописателей этого пустынника отзывается о нем так: «Преподобный Памва в продолжение своей жизни говорил очень мало, но его жизнь есть назидательнейшее поучение для каждого; она весьма выразительно говорит всякому: будь осторожен в слове». Этот святой угодник Божий (он жил в IV веке), основательно изучивший Священное Писание, в начале своего иночества был совсем неграмотен; он пошел к одному из братий учиться. И вот однажды из уст своего учителя услышал выше приведенные слова 38 псалма; Памва тотчас молча ушел в свою келью и перестал ходить к иноку. Через шесть месяцев учитель встретил Памву и спросил:
– Отчего ты не приходишь ко мне?
– Я еще не научился самым делом исполнять слова Давидовы: «Рех, сохраню пути моя, еже не согрешати ми языком моим».
Только через девятнадцать лет этот старец осмелился сказать, что научился делом исполнять то, чему учит этот стих.
Когда преподобного Памву спрашивали о чем-либо из Священного Писания или из житейской мудрости, он никогда сразу не объявлял своего мнения, в безмолвии рассуждал сам с собою и часто говорил: «Не нахожу, что отвечать на этот вопрос». Редко через три дня, чаще через три недели, а иногда через три месяца он высказывал свое мнение. Но зато ответ его был всегда истинен и полезен. Все слушали старца и благодарили Бога.
Один старец, услышав, что инок впал в тяжкий грех, осудил его, сказав: «Великое зло сделал он, за что достоин строгого наказания». Прошло немного времени, и видит этот старец, Ангел принес к нему душу осужденного им брата и сказал: «Это тот, которого ты осудил, умер. Куда велишь теперь отвести душу его: в Царство или в муку?» Старец ужаснулся, а Ангел продолжал: «Ведь ты судия праведным и грешным; так говори же, что прикажешь о душе сей: помилуешь ли ее или мукам предашь?» Понял тут старец, что, осудивши брата, сам впал в тяжкий грех, и со стенанием и плачем стал просить себе прощения. Долгое время Господь не отвечал ему, но наконец сжалился и послал Ангела возвестить ему прощение. «Бог простил тебя, – сказал Ангел, – но с этих пор не забывай, сколь тяжел грех осуждения».
Еще пагубнее лживые слова, которые мы часто говорим даже без всякой нужды, а в силу приобретенной привычки. Об этом святитель Иоанн Златоуст пишет: «Ничто не может быть светлее и сильнее истины: равно как ничто не может быть бессильнее лжи, хотя бы она прикрывалась бесчисленными покровами, – ибо ложь легко уловить и опровергнуть; а истина открыто предлагает себя всем, желающим видеть ее красоту. Она не любит скрываться; не боится опасности, не домогается славы народной, она стоит выше всего, подвергаясь, конечно, тысячам наветов, но оставаясь необоримою».
Автор «Лавсаика» рассказывает: «Когда мы пришли к святому Иоанну Лукопольскому, он приветствовал нас, обращаясь к каждому с веселым лицом, а мы прежде всего просили его помолиться о нас. Потом он спросил, нет ли кого с нами из клириков? Когда мы отвечали, что нет, он, осмотревши всех, сказал, что между нами есть клирик, но скрывается. Указав на него рукою, преподобный сказал всем: «Вот диакон». А когда тот, желая скрыть свое звание, продолжал отрицать, святой, взяв его руку, поцеловал его и, вразумляя, сказал: «Чадо, не отметай благодати Божией и не лги, отрицаясь от дара Христова; ложь чужда Христу и христианам, по малому или по возможному делу будет сказана. Если даже для доброй цели говорят ложь, и это непохвально; ибо ложь, по слову Спасителя, от диавола есть». Обличенный замолчал и принял кроткое вразумление святого старца».
Святой Исаак Сирин говорит: «Предпочитай молчание, потому что оно удерживает от многого вреда». Филарет, митрополит Московский, писал: «Христианин, не торопись языком твоим (Еккл. 5:1); давай себе размыслить: во благо ли тебе и другим будет слово, которое ты рождаешь в мир». Мудрец Сенека (в 7-м письме) отмечает: «Всякий раз, когда я побываю между людьми, возвращаюсь к себе менее человеком». Преподобный Агафон три года носил камень во рту, пока не приучил себя к строжайшей сдержанности языка. Святой пророк Давид молился: «Положи, Господи, охрану устам моим и огради двери уст моих!» (Пс. 140:3)
Протоиерей Петр Поляков
(1862–1920)