Великая тайна явления Бога во плоти, ныне пресветло празднуемая Церковью Христовой, заставила откликнуться и в наше время безверия еще многие сердца.
И мы собраны ныне в храме этим влечением сердца ко Христу, подобно пастырям Вифлеемским, сподобившимся первыми услышать чудное благовестив ангелов: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение, и узреть Христа родившегося. Подобно им, мы должны посмотреть, что случилось великого, о чем возвещает нам Господь через Церковь Свою (Лк. 2:8–15). Подобно волхвам, пришедшим на поклонение Христу с дарами – золотом, диваном и смирной, должны и мы, имея сокровищницы душевные оскудевшими, принести в дар Христу хотя бы златые слова дивных песнопений Церкви, благоухающие, подобно фимиаму, насыщенные вместо смирны чувствами сердечной любви, умиления, благодарной хвалы. Мы должны собрать духовные сокровища, которые так щедро рассыпала Святая Церковь в своих песнях Христу рождающемуся, чтобы каждый мог явиться с готовыми дарами на поклонение Ему, в вертепе и яслях возлежащему ради нашего спасения. Каждая малейшая черта в Рождестве Христовом исполнена высокого духовного назидания и много говорит сердцу. Не будучи в состоянии сами проникнуть в тайну нашего спасения, в которую желают проникнуть ангелы (1 Пет. 1:12), соберем хотя бы часть духовных сокровищ, заключающихся в песнях церковных, помогающих нам вникнуть в эту тайну и по силе нашей принести Христу рождающемуся дары приятные.
Кто возлежит в яслях? Бог Вышний. «Невидимый видится и Неосязаемый осязается, Безначальный начинается и Слово воплощается, Сын Божий, сын человечь бывает». Это для того чтобы приблизить к людям Источник жизни, который в Боге и который они через падение свое утратили. Легче людям найти то, что они могут видеть своими глазами, осязать своими руками; легче войти в общение с существом, подобным им самим, облеченным в плоть, чем с невидимым, неуловимым духом. В неверии и духовном расслаблении они всегда склонны бывают думать: «Кто видел Бога? Как всю жизнь гоняться за чем-то незримым, относительно чего так легко обмануться? Не погублю ли я через это понапрасну свою жизнь, ради призраков отказываясь от действительных благ, какие можно взять от нее?»
И вот Бог облекся в плоть, «на земли явися с человеки поживе», чтобы Его видели, осязали (1 Ин. 1:1–3), точно знали, куда им направлять пути жизни, ради чего жить. Бог с нами (Ис. 7:14); Источник жизни близок, и теперь от каждого зависит, будет ли он пить из него или, оставив Источник воды живой, по-прежнему будет высекать себе водоемы, которые не могут держать воды (Иер. 2:13).
Но, взирая на Христа, рождающегося в Вифлееме, мы можем узреть и бесчисленное множество иных благ, в Рождестве Его сокрытых.
Бог не только делается видимым, осязаемым, близким нам, но в самом Рождестве являет величайшее смирение, уничижение. Бог богатый рождается в безмерной нищете, не имея, где приклонить голову (Мф. 8:20). Имеющий престолом небо – возлежит в вертепе; сидящий на херувимах – в яслях бессловесных животных, «неизменный образ Отечь зрак раба приемлет». «Что бо хуждие вертепа? Что же смиреншее пелен?» Все это для того, чтобы исправить пагубные последствия нашего падения, которое началось с гордости, с желания наших праотцов быть, как боги (Быт. 3:5), достигнуть обожения не через уподобление Богу в истине, добре и красоте, а прелестью, путем обманчивым, через свободную жизнь, не подчиняющуюся даже Самому Богу, жизнь по воле страстей, из которых о каждой изначала сказал Бог Адаму: В день, в который ты вкусишь, смертию умрешь (Быт. 2:17). Приемлет нищету Богатый, чтобы даровать людям богатство Своего Божества. Облекается в образ раба Владыка, чтобы обнищавшему Адаму послужить. Безлетный в «лето» рождается, «летня разрешая страсти души наших».
Возлагается в вертепе Имеющий обителью небо для того, чтобы человека, сделавшего сердце свое вертепом разбойнических страстей, обратить в жилище Бога и приготовить ему небесную обитель. В малый вертеп вмещается невместимый, чтобы человека, «умаленного своими грехами, возвеличить». Возлежит в яслях, чтобы людей, преданных бессловесным страстям, избавить от этого бессловесия, чтобы вселить в сердца людей падших желания небесные, свойственные херувимам, на которых Бог восседает, и всем ангелам, окружающим Его Престол и неумолчно, с пламенной любовью Его прославляющим. Одевающий небо облаками, повивающий небо и землю мглою – повивается пеленами, чтобы разрешить человека от связывающих его по рукам и ногам страстей житейских, избавить от «чуждого владычества», дать истинную свободу, которая возможна лишь в истине Христовой для сынов Божиих (Ин. 8:34–36).
Явление Бога во плоти, устраняя пагубные последствия падения, в то же время и восстанавливает падшего человека в «первую доброту», первозданное совершенство. Христос рождается, нося в Себе «незримый образ Отечь», чтобы и в человеке «прежде падший восстановить образ», обновить в нем образ помраченный, «истлевший страстями», образ и подобие Божие, по которому человек был создан в начале. «Истлевша преступлением, по Божию образу бывшего, всего тления сущи, лучшие отпадша Божественные жизни, пока обновляет мудрый Создатель» через Свое воплощение. Сподобившийся некогда «дохновения лучшего», вдыхания жизни (Быт. 2:1) Божественной, Адам «поползся женскою лестию», а ныне «Христа от жены (Пречистой Девы Богоматери) видя, вопиет: иже мене ради по мне быв (т. е. сделавшись человеком, как я), свят еси, Господи».
Через причастие плоти горшия (уничиженной) Христос сделал нас причастниками «Божественного естества», перстного от самого единения и общения (с Собой) «богосодела», возвратил нам «первое благородие». «устранившихся», «отриновенных» от Него через грех, Христос, «Бог во плоти явившийся», приближает снова, как «рабов врага и греха» написует именем Божества Его, «вочеловечшегося Бога нашего», в Книге жизни у Бога. Обветшавших от страстей Он обновляет, «новотворит», совершает «ради человека обновление», ради чего Родившийся от Отца «прежде денницы является, как «юно из Адама Отроча». Через Рождество Свое Он Божественное возрождение дает нам, является Младенец, – «младенцы оживляет в утробе», чтобы вместо плотской жизни, ведущей к духовной смерти, сообщить истинную, духовную, вечную.
Вместе с восстановлением образа Божия возвращается падшему человеку через Рождество Христово и потерянный им рай, отверзается небо, Божие жилище. Вот в каких дивно-радостных словах изображается в песне церковной это возвращение: «приидите, возрадуемся Господи, настоящую тайну сказующе; средостение градежа (преграды) разрушися и херувим отступает от древа жизни, и Адам райские пищи причащается, от негоже прогнан бых преслушания ради». Отныне небо отверсто (Ин. 1:51) для падшего человека, делается «небо вертеп, престол херувимский Дево, ясли вместилище, в них же возлеже невместимый Христос Бог».
«Днесь Бог на землю прииде, и человек на небеса взыде». Лишивший же некогда Адама рая «змий упразднися», посрамляется Христом. Жена, прельщенная некогда в лице праматери Евы змием, сделавшаяся «сосудом греха», ныне становится «Содетелевою Материю Богородицы ради. О глубина богатства и премудрости и разума Божия». В возвращенном Едеме находит человек дивные блага: «Приидите, видим, пищу в тайне обретехом; приидите, приимем сущая райская внутрь вертепа, там явися Корень ископаем прозябай отпущение, тамо обретеся неископан, из Него же Давид пити древле возжадася: тамо Дево, рождая Младенца, жажду устави абие Адамову и Давидову. Сего ради к нему идем, где родился Отроча младо, Предвечный Бог».
Блага Рождества Христова распространяются в мире. «Видев Зиждитель гибельна человека, руками его же созда, приклонив небеса, сходит», не ждет, пока придут к Нему, Сам спешит сообщить всем бесчисленные блага: Он сходит, как дождь на руно, во чрево Девы, проливая обилие милостей Божественных всюду. Как солнце правды, воссияет Он “сущим во тьме и сени седящим, рождайся от Девы”, всюду распространяет лучи Своего живительного света, по слову песни церковной: «Рождество Твое, Христе Боже наш, воссия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися Солнцу правды и Тебе ведети с высоты Востока» (тропарь Рождеству Xристову).
Вместе с распространением света истинного боговедения «многобожие идолов упразднися, всякая лесть идольская преста и царствует Христос во веки, во едино владычество Божества языцы вероваша». «Разрешая Вавилонскую лесть», некогда отклонявшую от поклонения Богу истинному трех отроков и прочих людей (Дан. 3:14–18), Христос из самого Вавилона «влечет к Себе на поклонение волхвов, как начаток языков вводимый».
Естество человеческое, бывшее духовно бесплодным, обратившееся в пустыню, заросшую тернием и волчцами страстей, превращается в «пажить цветотворенную», ибо Христос, «жезл из корени Иесеева и Цвет от него», обращает пустыню в цветущий рай добродетелей, в райскую пажить Своей Божественной жизни, преисполненной неизреченного блаженства.
Возблагодарим же от всего сердца Христа рождшегося. Поклонимся Ему в простоте сердца вместе с пастырями Вифлеемскими, этим как бы начаток всех в простоте сердца верующих людей. Поклонимся и разумно (Пс. 46:8) вместе с мудрыми волхвами, принесшими Христу многие и глубоко знаменательные дары, указывавшие «смирною смерть, златом царскую державу, ливаном Божества преимущество».
Примем Христа в ясли смиренного, любовию согретого сердца вместе с пастырями Вифлеемскими. Будем умножать Ему дары, подобно волхвам, через песни хвалы, которые пусть долго звучат в наших сердцах.
Будем молиться, чтобы не отверг Христос наших сих даров, повторяя слова песни церковной: «Призри на пение рабов, Благодетелю».
Священномученик Фаддей (Успенский)
1931 г.
Справка
Фаддей (Успенский; 1872–1937) – архиепископ Тверской, священномученик. Прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 23 февраля 1997 г. Память – 13 октября в день обретения мощей в 1993 г. и 18 декабря в день кончины, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, а также Тверских и Житомирских (Украина) святых.