Размышляя о том, каким образом болезни помогают человеку в духовной жизни, архимандрит Георгий (Шестун) задался вопросом, какие же недуги сейчас самые распространенные. Почему стоматологи – самые востребованные врачи нашего времени? Может быть, потому, что мы разучились молчать?
Святой апостол Иаков говорит, что большой корабль плывет, а маленький руль управляет им, этой громадиной. Так и жизнью человека руководит маленький орган – язык, и укротить его никто из людей не может (см.: Иак. 3:4–10). Как языком управляешь, так и живешь. И чтобы смирять это «рулевое управление», поскольку все главное должно исходить из сердца, от разумной души, а не слетать с языка, Господь и дал ему преграду – зубы. И нередко если мы распускаем язык, то начинаем терять их. Есть поговорка: человеку нужно два года, чтобы научиться говорить, и 60 лет, чтобы научиться держать язык за зубами.
И когда мы говорим о болезнях, о покаянии, то должны понять, откуда все берет начало. Господь сотворил человека – Адама, потом из ребра, взятого от Адама, создал Еву, и они жили в раю. В раю Господь насадил древо жизни, чтобы человек был бессмертным. Но росло там и еще одно древо – древо познания добра и зла. И Господь сказал человеку: «С этого древа плодов не берите». И еще добавил, что, если вкусите с него плоды – смертью умрете. Вот, выбирайте – древо жизни или древо смерти (см.: Быт. 2:16–17). Зачем познание добра и зла, когда есть Истина? Истина выше познания.
Господь сотворил человека совершенно свободным, он даже мог выбирать между вечной жизнью и смертью. И когда мы размышляем, откуда пришли скорби, страдания, сама смерть (а болезни часто приводят к смерти), то видим, что это результат неправильного выбора человека. Всего-то два древа: от этого питайтесь – и будете жить вечно, а от плодов второго – смертью умрете. И человек имеет право выбора: если нет права выбора, нет и свободы.
И как мы знаем, Ева соблазнилась, а за ней – Адам. Они вкусили запретного плода – и люди стали смертными. Почему же они не побоялись? Потому что не знали, что такое смерть. Но если ты не знаешь, ты Бога послушай! Вот, например, дети наши много еще чего не знают и если не слушают родителей, то попадают во всяческие беды. Слушай Бога! Только непослушание Господу привело к тому, что люди были изгнаны из рая и стали смертными. И мы родились не от райских жителей, а от изгнанников из рая, как их наследники.
Что же мы должны делать, чтобы вернуться к Богу, к нормальной жизни? Чтобы не вкусить с древа смерти, что было нужно? Воздержаться. Нужно воздержание. Мы называем это постом. Если ты не воздерживаешься, то распускаешь себя не только в пище, но и во всем остальном.
Православный русский человек всегда отличался тем, что был очень скромен. Скромно жил, скромно себя вел. Он все время сдерживал себя: в словах, в желаниях, в поступках. Это было отличительной чертой русского человека.
Поэтому первое, с чего начинается наше исправление, – это воздержание, или пост. Для стремящихся к благочестивому житию пост становится нормой жизни. А для многих людей – и поневоле, когда уже болезнь вынуждает ограничивать себя.
Через непослушание Богу в жизнь людей вошли болезни и смерть. Но важен и духовный настрой Адама и Евы: они пытались искать вину не в себе. Люди вкусили запретный плод, и Господь, зная, что случилось это страшное преступление, спрашивает: «Адам, где ты? Ищу человека!» (см.: Быт. 3:8–13). Адам же убежал, спрятался от Бога. Человек увидел, что он уже не покрыт Божественной Благодатью, и стал укрываться в кустах. И когда Господь его спросил прямо, не съел ли он запретного плода с древа познания добра и зла, что Адам Ему ответил? «Да, – говорит, – но мне дала его жена, которую Ты мне дал» (см.: Быт. 3:8–13). Это кто же виноват? Только не я!
Поэтому самые важные слова, которые человек может выговорить с большим трудом: «Простите, благословите». Слово «простите» настолько редкое в наше время, что его услышать почти невозможно.
И мы знаем, что ничего нечистого, смертного в раю не может быть. Поэтому первые люди были изгнаны. И вот этот их духовный настрой – непослушание, попытка свою вину свалить даже на Самого Бога (Ты мне такую жену дал, что она привела меня к этому печальному результату) в душе первых людей остался. Он передался и первому их сыну, которого назвали Каин.
Дети не отвечают за грехи родителей. Но мы должны помнить, что, когда рождается ребенок – это моя плоть, моя кровь. Все, что есть во мне, – уже в нем. И не только плотское, но и духовный мой настрой уже в этом ребеночке. Поэтому Каин тоже стал противиться Богу.
Со временем Адам и Ева поняли, что же они утратили. Что имеем не храним, потерявши – плачем. И они заплакали, стали каяться. И тогда родился у них Авель – плод покаяния. Вот как влияет на человеческую жизнь, на наших детей настрой родителей, даже еще только когда происходит зачатие, когда мы готовимся к их рождению. А дети наши часто как-то мимоходом, нежданно у нас рождаются, нам не нужные. Если бы они были желанные, в покаянии!
И этот настрой человека – противиться Богу, любить не божественную жизнь, а ту греховную, которую он сам себе выбирает, – передается следующим поколениям. Эту передачу мы привычно называем генетикой. Но если внимательно посмотреть на этот процесс, то выяснится, что это не совсем так. Не следует забывать о первородном грехе.
Конечно, гены – важный фактор, но играет роль и то, что мы не имеем понимания, для чего родились. Нам кажется: «Я родился свободным, живу как хочу и никому ничего не должен, потому что у меня есть собственная персональная жизнь».
Но давайте посмотрим: у нас были папа с мамой, а у них – свои папы и мамы, у тех – свои, бабушки наши с дедушками, прабабушки и прадедушки. Представляете, до меня, чтобы я появился на свет Божий, люди должны были жить тысячи лет! И род любого человека уходит на тысячи лет в историю, во время и в вечность. В историческом времени наши предки остались в прошлом, но в вечности они уже опередили нас, ушли вперед – у Бога все живы.
А сейчас мы нередко видим, как пресекаются роды. Подходит, например, ко мне женщина и с печалью говорит: «У меня один сын, и тот – наркоман… Никого молодых больше у нас нет. Не станет его – и фамилия исчезнет». Мы забываем, что, если детей нет – род исчезает. Представляете, какие мы счастливые люди, что наши роды не пресеклись до нас! Ведь мы, рожденные в этот мир, – очень редкие люди, у которых есть многовековая история. Потому что до нас жили благочестивые люди. Благодаря тому, что у них было много детей (громадные семьи, имеющие по десятку чад, целые общины), этот род через многие сотни лет, через тысячелетия дошел до нас. И мы теперь стоим на вершине этого рода.
Но, к сожалению, мы не всегда понимаем, что от нас зависит судьба и тех, кто жил до нас, и тех, кто будет жить после. Про это мы почти никогда не думаем. Иначе мы более серьезно относились бы к жизни, больше рожали детей и не делали абортов. Потому что я не просто сам по себе: во мне плоть, кровь и дух тысячелетий. Меня выносили эти роды, они не пресеклись.
Удивительное дело, чем русский человек отличается от остальных. Когда наш атеист говорит: «Я некрещеный, неверующий», – можно ему возразить: «Да, ты некрещеный, но тебя родила крещеная мама. Ее кровь – в тебе. Твои и мать, и бабушка, и прабабушка – все причащались. А это значит, что в твоей крови есть еще и Плоть и Кровь Господни!»
Почему даже наши безбожники не такие, как в других краях? Рано или поздно они все равно придут ко Христу. Потому что и кровь, и плоть, и опыт, которые живут в нас, возвращают нас к родовой памяти, и мы начинаем стремиться жить по-православному.
И когда мы говорим о наших болезнях, скорбях, жизненных трудностях, то должны осознать, что у нас есть по-прежнему два древа. Это древо жизни, которое насадил Господь для жизни благодатной, и древо мира сего – познания, информации, жизни суетной. Но что я выбираю?
Если я выберу не древо жизни, то буду жить по своей воле, как сейчас говорят, буду жить «свободно». Недавно мы с коллегами на кафедре педагогики в семинарии беседовали о свободе. И стали спрашивать молодежь: «А что вы понимаете под этим словом?» Типичный ответ: «Хочу так жить, как я хочу. Вот как желаю, так и буду». Слов «простите, благословите» мы почти не слышим от молодых людей, а «я хочу» звучит на каждом шагу. «Я хочу то, хочу это, хочу жить по своему хотению». В результате что получается? «По хотению» – «похоть». Хочешь жить по своему хотению – будешь жить в похоти. Природа, инстинкты, рефлексы будут тобой править. И ты забудешь, что в тебе есть «внутренний», духовный человек.
Господь дал нам законы, которые помогают жить по-человечески. Первое – это заповеди, десять заповедей Моисея. Первые четыре из них – о любви к Богу: да не будет тебе иных богов, кроме Господа; не сотвори себе кумира; не произноси имя Господа Бога всуе; шесть дней работай, седьмой отдай Богу. Только человек может чтить Бога, своего Творца.
А какой грех самый страшный? Убийство? Но он стоит лишь на шестом месте. Значит, есть еще пять грехов более страшных.
В первых четырех заповедях говорится о любви к Богу. Если ты не чтишь Бога, тогда Господь дает пятую заповедь – ну хоть кого-то чти: «чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли» (Исх. 20:12; см.: Вт. 5:16; Мф. 15:4; Мф. 19:19; Мк. 7:10; Мк. 10:19; Лк. 18:20; Еф. 6:2).
Если ты не хочешь жить по-человечески, тогда тебе даются последние пять заповедей: хотя бы не убивай, не блуди, не воруй, не лжесвидетельствуй, не завидуй – совсем уж не становись животным.
Поэтому, когда говорят: «Грехов особых у меня нет, я же не убивал», – хочется заметить: «Хорошо, молодец, не стал животным. Но разве этого достаточно для человека – образа и подобия Божия?»
И про то, что не убивали, многие говорят напрасно. Аборт – это разве не убийство? Убийство. Жизнь человеческая начинается с зачатия. Поэтому, может быть, и болезней женских так много, поскольку последствия абортов – самые разные.
Господь дал нам эти последние заповеди для плоти: стань порядочным, хотя бы не утрать человеческий облик. Чти своих родителей и не делай того, что ниже человеческого достоинства. И если мы хотим жить по-человечески, то начинаем жить по этим законам. И тогда мы обретаем избавление от многих болезней. Если мы живем воздержанно, не объедаемся, не упиваемся, не портим всякой гадостью свой организм, не уничтожаем в утробе своих родных детей, не отравляем мир вокруг злобой и подлостью, тогда и здоровье сможем сохранить.
Эти заповеди мы называем внешней совестью. А что такое совесть? Это жизнь моей души. Если я нарушаю заповеди, душа скорбит. Даже неверующие люди, если, например, предадут друга, изменят супругу, плохо воспитывают детей, то они уже не могут жить нормально. Ночью не спится, и человек начинает размышлять: «Почему нет покоя, почему я мучаюсь?» Да потому, что ты заповеди нарушил. Просто есть граница, не переступая которую ты можешь жить по-человечески. Если ты ее перешел, тебе посылается сигнал: твоя совесть начинает тебя мучить. А в плотском отношении – началась болезнь. Болезнь – это и есть внешняя совесть: значит, ты не так живешь. Вот и ищи, что ты сделал неправильно.
Слушая многих людей, ловлю себя на мысли: как мы привыкли сваливать все с нами происходящее на других! То меня околдовали, то на меня порчу навели, то Господь меня смиряет при помощи болезни. Иными словами, получается, что это Господь меня мучает, болезни напускает. Глупее и не скажешь! Нет, посмотрите внимательно: по всем книгам Нового Завета красной нитью проходят слова о том, что Господь исцеляет. Какие чудеса Он творит, кого только не исцеляет: расслабленных (то есть парализованных), слепых, глухих, немых, хромых, сухоруких, прокаженных. Причем многократно. Спаситель и мертвых воскрешал. Найдите в Евангелии хоть один случай, чтобы Он на кого-то напустил болезнь. Я не встречал такого.
Болезнь – это плод моей жизни. А Господь только исцеляет нас. И винить Бога в том, что Он якобы при помощи болезни пытается меня воспитывать, смысла нет. Но Он смотрит, полезно ли мне избавление от недуга. Если мне это полезно, Бог меня избавляет от него.
Нередко приходят болящие и просят: «Помолитесь обо мне, чтобы я был здоров». Спрашиваю: «А зачем? Зачем тебе здоровье?» Человек с удивлением восклицает: «Батюшка, вы что такое говорите?! Зачем человеку здоровье? Чтобы жить!» – «Ну вот ты жил-жил – и до чего дошел? До этой болезни. Если тебе дать сейчас здоровье, то ты снова дойдешь до этой же болезни, если будешь жить по-прежнему». И человек начинает задумываться: «А и правда…»
Иногда Господь не дает исцеления, потому что не хочет, чтобы я и дальше мучился. Ведь я, ничего не меняя в себе, снова и снова буду терять здоровье. «Ты уже настрадался, натерпелся – лучше идем ко Мне». Кто без ропота претерпел все в этой жизни, тому уготовано Царство Небесное. Но если ты хочешь и дальше жить здесь, то так, как ты жил, жить нельзя.
Что такое покаяние? Это не когда я прихожу на исповедь и читаю по списку: «Соседу нагрубил, кошку пнул, в постный день маслица в кашу добавил…» Покаяние не в этом заключается. Каяться надо в том, что я не живу так, как Господь меня благословил, не делаю того, для чего Он меня призвал в этот мир.
Покаяние – это когда я грехи называю не для того, чтобы их перечислить, а для того, чтобы от них отказаться. И болезнь чаще всего бывает мне помощником в этом. Врач мне говорит: «Теперь у тебя диета. Острого не ешь, сладкого не ешь, курить бросай. Не объедайся, больше двигайся, свежим воздухом дыши, не нервничай». И весь образ моей жизни начинает меняться. Все то полезное, что я не мог себя заставить делать, болезнь мне дает сразу.
Покаяние – это изменение образа жизни, взгляда на мир. Это изменение моего мышления. И если я продолжаю любить мир больше Бога, то и дальше буду больным и несчастным. Вспомним слова апостола Иоанна Богослова: «Не любите мир, ни того, что в мире» (1 Ин. 2:15). Не любите мир больше Бога. В этом и есть покаяние.
Так что болезнь чаще всего обращает меня к истинной жизни, помогает мне каяться. И Господь смотрит: если я все понял, осознал, что так жить нельзя, то Он даст мне здоровье. А если я ничего не понял…
Удивительный случай произошел с одним из моих соседей. Он был достаточно большой начальник, человек очень занятой. Жена у него – верующая, а он даже некрещеным был. И вот как-то раз она попросила освятить их квартиру. Я сказал: «Мужа спроси, он-то согласен?» – «Да, согласен». Пришел к ним, хозяин говорит: «Давай, батюшка, освящай, раз жена хочет, я не против». Потом чаем напоили.
Чуть позже мой сосед заболел. Положили в больницу, сделали операцию – не заживает. Провели вторую операцию – швы гноятся. А оперировал его хороший знакомый. Наш сосед говорит этому хирургу: «Ты когда меня вылечишь?» Тот отвечает: «А кто тебе сказал, что тебя лечу я? Я только резать умею, убираю лишнее. Я делаю что могу, а лечит Господь».
Наш болящий подумал-подумал и говорит жене: «Веди священника». Ближайшим оказался я – жили-то рядом. И вот в «Пироговке», прямо в палате я его и окрестил. Через две недели его выписали, все стало нормально, все зажило.
Так иногда Господь при помощи болезни и мудрого совета приводит человека к Себе, и тот понимает, что на самом-то деле исцеляет Господь.
Скорби и страдания нам помогают, чтобы мы сострадали Христу. В самом слове «страдание» что вы слышите? Страда. Это сбор урожая, жатва. Поэтому страдание – сбор урожая моей жизни. Какой жизнью я жил, что насадил, вырастил, то и собираю. Собираю раздоры, мучения, болезни, труды. Это и есть результаты моей жизни.
Поэтому для человека, который задумывается о причинах скорби, страдание и есть как раз самая главная помощь Божия для исправления жизни.
Мы все любой ценой хотим жить. Но речь у нас всегда идет о жизни плотской, чтобы живо и здорово было наше тело. Забываем, что душа наша бессмертна, что смерти нет. Что же мы можем сделать, чтобы наша душа жила вечно с Богом? Рай – это место, где есть Бог, ад – это место, где Его нет. То есть многие люди, живя без Бога, уже в этом мире получают адскую жизнь. А я хочу возвратиться к Богу. И даже когда тело мое закопают в землю, душа будет жить с Ним.
Душа ведь тоже болит. И часто она болит сильнее плоти, хотя человек при этом может быть и здоровым, и богатым. Помните, как становились богатыми в 1990-е годы? Можно в шутку даже сказать, что Господь тогда нас предупреждал: каждый вечер все смотрели мексиканские, бразильские, американские сериалы. Один из самых популярных назывался «Богатые тоже плачут». Ну куда яснее? Куда вы рветесь, зачем? Многие тогда ринулись деньги добывать, а потом начался передел, скольких перестреляли, отнимали нажитое, грабили – «Богатые тоже плачут». Три года каждый вечер весь наш народ включал телевизор и видел на экране «Богатые тоже плачут». И никто тогда не понял, что это такое видимое предупреждение.
Надо заметить, что если жена постоянно твердит: «Денег мало, зарплата у тебя маленькая», – а муж кидается зарабатывать любым путем, то последствия бывают плачевны. Мужчина отказался от любимого дела ради денег, и у него началась тоска-печаль. Деньги есть, все есть, а душа не радуется. Как говорит Господь, если ты весь мир приобретешь, а душе своей повредишь – ни радости, ни любви у тебя не будет. А забота о душе заключается в возвращении к Богу. Если ты хочешь, чтобы душа твоя была на месте, чтобы она радовалась, делай все по Его слову.
Очень важно понимать, откуда ты пришел в этот мир. Недавно встречался со студентами Технического университета и провел эксперимент. Спросил их: «Кто из вас считает, что произошел от обезьяны?» Треть огромной аудитории подняла руки. «А кто считает, что произошел от Бога?» Еще треть студентов подняла руки. Остальные в сомнениях.
Если ты произошел от обезьяны, от зверя, значит, зверь в тебе будет жить, обличие у тебя звериное, и жизнь ты проведешь, как животное. Если ты от Бога – образ и подобие Божие в тебе. Это и будет определять твою жизнь. И то, куда ты идешь навечно – в землю на кладбище или в Царство Небесное, – тоже выбирай. Помните притчу о богаче и Лазаре? Богача с почетом похоронили тут на земле, а душу нищего Лазаря Господь поместил на лоно Авраамово. Вот и выбирайте.
В любом грехе уже есть «жало смерти» (1 Кор. 15:56). Почему надо каяться, спасать себя от греха? Потому что если ты согрешил, то нанес себе увечье, насадил в себе болезнь и несчастье. И только Господь тебя от этого исцелит.
Неправильный выбор в раю сделал нас смертными. Как спастись от смерти, как жить вечно? Христос ради этого и пришел. Бог, Творец мира, родился, облек Себя в плоть человеческую и ходил среди людей, учил нас, как жить по-человечески, по заповедям Господним. Потому что Бог пришел в мир Спасителем человека. Христос пришел для этого.
В Евангелии есть такой эпизод: Христос вышел из храма и увидел человека. А дальше написано: «слепого». Именно в таком порядке слов кроется главное: Господь увидел человека, и тот оказался слепым (см.: Ин. 9:1). И Он исцелил его. Вот для того, чтобы Христос меня исцелил, я должен быть человеком, жить по-человечески. Заповеди, которые даны Господом, – это заповеди жизни: я начинаю жить по-человечески, и тогда Спаситель видит, что я человек.
Спросите любого православного верующего, который ходит в храм: «Как ты сюда попал?» Или у крещальной купели спроси: «Зачем ты пришел креститься?» И вам никто не сможет ответить, объяснить причину, почему так вышло. Просто, как говорится, люди смотрят на лицо, а Бог – на сердце. Как только Бог увидит сердце, что оно у тебя стремится стать человеческим – любящим, милостивым, добрым, отзывчивым, – тогда отворяются врата храма: «Заходи!» И ты заходишь и понимаешь, что пришел домой.
Часто можно услышать: «Я не хочу в храм ходить, не хочу поститься, не хочу молиться». Не хочешь, потому что не можешь. Ты немощный и слабый. От куска мяса отказаться не можешь, значит, тебя за этот кусок купить-продать можно. Откуда у нас такая коррупция, взяточничество процветают? Да все просто: люди от денег отказаться не могут. Как человек может поститься, если ни в чем себе отказать не в силах и управлять собой не умеет?
Но вот Господь Сам призывает нас к Себе, а дальше происходит великое таинство. Что такое Причастие? Это Плоть и Кровь Христовы, Которые мы принимаем на Божественной Литургии. Господь говорил на Тайной вечери, что это Тело Его и Кровь Его, кто Ими питается, никогда не умрет. И когда мы у Святой Чаши причащаемся одной Плоти и одной Крови, мы становимся истинными братьями и сестрами, потому что у нас у всех – одна Плоть и одна Кровь. Мы можем не знать имя человека, кто он, но говорим ему: «Брат, сестра!» Мы становимся одной Плоти и одной Крови со Христом. Вот это и есть восстановление человеческой вечной жизни во Христе, когда я во Христе и Христос во мне. Поэтому Церковь и есть наш рай, земной рай, где мы пребываем с Богом.
Господь воскрешал людей, и святые воскрешали. Но сам по себе никто не воскрес, кроме Христа. Сатана думал: распял Его – Самого Бога победил. А Он воскрес на третий день. И мы на Пасху поем: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». Нам, сущим во гробех, умирающим, Христос даровал жизнь. Обрести жизнь вечную можно только во Христе и со Христом. Другого способа нет.
Поэтому, когда некоторые говорят: «Я могу молиться дома, могу книжки читать, богословие изучать, главное, чтобы Бог был в душе», – этого мало. Ты должен сначала стать человеком, и Господь тогда тебя допустит до Таинства и даст тебе Свои Плоть и Кровь. И ты будешь иметь возможность стать святым. Чтобы обожиться, сначала нужно очеловечиться. Тогда все скорби и болезни будут играть совсем другую роль.
Если я – человек Божий, но направляюсь не туда, со мной может случиться что-нибудь, что меня остановит. Расскажу еще такой случай. Молодой батюшка в самарском Покровском соборе как-то освятил новую дорогую машину. Водитель не успел доехать до соседней улицы, как врезался в столб. Бегом возвращается в храм: «Ты чего натворил, отец? Ты мне освятил машину, а я 100 метров не проехал – попал в аварию!» Батюшка его спрашивает: «А ты куда ехал? Ты куда собрался-то?» Мужчина замолчал, постоял, подумал и сказал: «Да, хорошо, что я туда не доехал… Слава Богу!»
Оказывается, иногда и болезнь превращается в радость, когда не дает нам попасть в беду.
Сейчас нам навязывают идею, что возраст ничему не помеха. И человек в возрасте часто не думает, что он уже не все может себе позволить. У нас любят говорить, что душа всегда молода. Да, водитель-то молодой, а машина-то старая, и если он начнет гонять на этой машине, она и развалиться может. Поэтому Господь и останавливает: «Нельзя тебе так, вот тебе немощь. Давай живи уже разумно, потихонечку». Так быстро не ходи, вот тебе давление, вот – сахар высокий, суставчики болят. День бегаешь – день лежишь. Полдня бегаешь – полдня лежишь. И не для того, чтобы ты страдал, а для того, чтобы ты себя поберег для более важного – для души. Так Господь иногда с помощью скорбей, болезней приводит в соответствие возможности плоти и порывы души. Все, тебе уже так, как раньше, жить нельзя. И в этом тоже милость Божия.
А есть еще болезни, которые даются как вериги. Помните слова апостола Павла? «Дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня… Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: «довольно для тебя Благодати Моей»(2 Кор. 12:7–9). Бывают недуги как вериги, даются Богом крепким духом людям как помощь в подвигах.
Вот и терпи. Потому что «претерпевший… до конца спасается» (Мф. 10:22). Это свидетельство любви Божией и большая помощь человеку в исправлении жизни, в духовном и плотском покаянии, в приведении своего бытия в надлежащий порядок. В этом тоже проявляется милость Божия.
Болезнь – это не повод не жить. Пока ты не умер – живи, действуй. Я спросил у главного пульмонолога нашей страны, замечательного врача старой школы – академика Александра Григорьевича Чучалина, когда брал у него интервью: «Что нужно делать, чтобы жить долго?» Он сказал: «Трудись, все время работай, думай головой, пиши, читай, не давай себе лениться. Все время надо трудиться».
Часто меня спрашивают, как поститься диабетику, не зная о том, что задают вопрос диабетику. Стараюсь поститься, и ничего – не умер до сих пор, слава Богу. Надо всегда конфетку в кармане носить. Сейчас много пропитания существует для поста. Не ешьте сладкого, не ешьте много мучного, питайтесь всякими кашками, овощами, поститесь по силам.
И помните: вся аскетика наша есть средство, а не цель. К одному старцу пришел человек и говорит: «Батюшка, у меня ноги болят, земные поклоны совершать не могу, что мне делать? Мы же во время поста много земных поклонов кладем». Игумен ему отвечает: «Ты Писание читал? Помнишь, там сказано: сыне, дай Мне твое сердце (см.: Притч. 23:26). Там же не написано, «сыне, дай Мне твои ноги», там про ноги нигде не написано. Ты главное – сердце Богу отдай».
Пост – это воздержание не только в пище, но и в языке, и в развлечениях, и в чувствах. Вот в чем пост. «Не ешь людей», – а там смотри по силам. Чувствуешь немощь – подкрепись. Помни главное, что человек может дать Богу: дай Мне твое сердце. Станьте любвеобильными, милосердными, смиренными, терпеливыми, не будьте злыми. А там уж сколько времени Господь нам отпустит, столько отпустит.
Но, насколько я заметил, часто больные живут дольше здоровых. Потому что следят за собой, берегут себя. Часто слышишь: «Ох, я так болею, уж так болею…» 20 лет – «болею», 30 лет – «болею», а за это время сколько здоровых умерло! Когда Господь решит тебя забрать, причина для смерти найдется. Часто болеют одной болезнью, а умирают от другой.
Поэтому живите днем сегодняшним. Не надо жить вчерашним, не надо – завтрашним. Потому что вчера уже было, а завтра еще нет. Живи сегодня. Господь дал день – радуйся. И может быть, он последним будет, а может быть, этих дней будут сотни, мы этого не знаем.
А я вам хочу открыть секрет: рано или поздно мы с вами все умрем. Избежать этого невозможно, как бы наука ни продвинулась в этом направлении. Поэтому умереть надо по-человечески. Если ты привязан к этому миру, ты с ним никак не можешь расстаться. И жить ты не можешь счастливо, поскольку нет у тебя покоя, и умереть не можешь – не хочешь оставить то, к чему привязан, и это сильно мучает человека. Надо быть свободным, чтобы ты миром обладал, а не мир тобой. Не любите мир больше Бога. Надо понимать, что главное в жизни. И болезнь часто поднимает нашу любовь к миру до любви к Богу и тем самым возвышает человека.
Поэтому я желаю вам, чтобы и без болезни вы все же уразумели, что в жизни главное, а что второстепенное. И помните о том, что смерти нет. Христос Воскресе!
Архимандрит Георгий (Шестун)
VK10869PKRV