Мы продолжаем публикацию бесед из цикла о возрастном становлении личности – «От зачатия до смерти» – главного редактора журнала «Покров», кандидата педагогических наук игумена Киприана (Ященко). Тема сегодняшней беседы – зачатие. Каким оно должно быть, чтобы родился духовно и физически здоровый ребенок. И какие действия будущих родителей, наоборот, могут искалечить человека еще в утробе матери, лишить Божия благословения его и весь род.
– С чего начинается человеческая жизнь? С какого момента?
– С зачатия. Зачатие – начало жизни. И наука, и Церковь здесь едины, слава Богу. На ультразвуке видно, как развивается плод, как он дышит, двигается, как ребеночек пытается положить пальчик в рот.
К сожалению, приходят женщины и просят: «Батюшка, благословите сделать аборт». Я отвечаю, как один из святых отвечал: «У тебя есть еще дети?». – «Да, еще есть сын». Говорю: «Вот ты его убей, а этого роди». – «Как это, взять своего родного сына и убить?!» – «А действие точно такое же. Ты будешь точно так же, как убийца, отвечать перед Богом».
Ребенка зачали, и пошел отсчет, родители уже отвечают перед Богом за то, как ребеночек воспитывается.
– Есть ли примеры в Ветхом, в Новом Завете, каким было отношение праведников к зачатию ребенка?
– Родители Пресвятой Богородицы Иоаким и Анна молились перед Ее зачатием. Они отличались удивительным целомудрием, безстрастием. Вот как пишет о них святой Паисий Афонский: «Святые Иоаким и Анна были самой безстрастной супружеской парой из когда-либо существовавших. У них совершенно не было мирского мудрования. Именно так Бог сотворил человека. И Он хотел, чтобы люди рождались так же – безстрастно. Но после грехопадения в отношениях между мужчиной и женщиной появилась страсть. И как только появилась безстрастная супружеская пара – такая, каким сотворил человека Бог и каким по Его замыслу надлежало быть человеческому рождению, так родилась Пресвятая Богородица – это Чистое Создание, а впоследствии от Нее воплотился Христос. Помысл говорит мне, что Христос пришел бы на Землю и раньше – если бы раньше на Земле появилась чистая целомудренная супружеская пара, какой были святые Иоаким и Анна. Пресвятая Богородица была Всечистой, потому что Ее зачатие произошло без наслаждения. Святые Богоотцы горячо молились Богу о том, чтобы Он даровал им дитя. И после этой молитвы они сошлись (как супруги) – не по плотской похоти, но по послушанию Богу».
Таким образом, 70 лет молились святые праотцы Иаоким и Анна перед зачатием Пресвятой Богородицы, снося поношения и безчестие. В Ветхом Завете был четкий постулат: всякий ребенок – это дар Божий. А если этого дара Божия в семье нет, значит, Бог наказал. Видимо, супруги в чем-то согрешили, у них есть какой-то тайный грех. И к этим людям действительно относились, как к прокаженным.
– Что еще Иоаким и Анна делали перед зачатием ребенка?
– Сорок дней постились. Пещера в Иудейской пустыне, в монастыре Георгия Хазевита, в которой Иоаким пребывал, сохранилась до наших дней. И Господь услышал молитвы и дал праведникам Младенца – даже в преклонном, не детородном возрасте.
Чудо виноградной лозы и не только…
Таких случаев и сейчас множество. В Греции, в горах, есть монастырь на границе с Болгарией – Фелио–Куса, в нем хранится чудотворная икона Божией Матери IV века. Мне приходилось там неоднократно бывать и служить. Монастырь поражает множеством детей. А что это за дети? Там существует традиция: у Божией Матери родители просят помощи в деторождении, срезая фитильки от лампадки у этой иконы. Супруга принимает Причастие, глотает фитилек и запивает. Съедает три фитилька, потом молится и зачинает ребенка. С точки зрения медицинской эти дети появиться на свет не могли. Трудно сказать, что дает такой результат, но родилось множество детей. Наверное, важно, что оба супруга молятся, вместе с Божией Матерью…
В другом монастыре – Хиландар (Греция, Афон) – произрастает чудотворная виноградная лоза, плоды от которой, принимаемые с покаянием и молитвой, разрешают супругов от безплодия.
В древней обители Саввы Освященного в Иерусалиме есть пальма, которую выносят женам (в монастырь им входить воспрещается), они берут с нее листья, замачивают, пьют и зачинают ребенка…
– Батюшка, а где-нибудь поближе есть подобные святыни?
– Икона Матери Божией «Феодоровская». Подлинник ее находится в Костроме, в Богоявленско-Анастасиином монастыре, а чудотворная копия – в Москве, в Никольском храме на Маросейке. Икона святых Иоакима и Анны – в Зачатьевском монастыре в Москве.
Есть церковные праздники Зачатия Иоанна Предтечи, Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы, в эти дни можно особо молиться о даровании младенца.
Один пример обращения с молитвой к Богу меня просто поразил. У нас была знакомая, которая вышла замуж, лучше сказать сожительствовала в Москве с крупным криминальным авторитетом. Его офис располагался на Таганке. Он говорил: «Дай Бог, чтобы все у тебя было и ничего тебе за это не было». И у них тоже все было, кроме детей. Но они во что бы то ни стало хотели иметь ребенка. Это было их самое заветное желание. А зачать никак не получалось, они истратили целое состояние в клиниках Швейцарии, Америки, Германии. И всякий раз это заканчивалось тем, что совершенно разные профессора из разных стран говорили одно и то же: «Мы, дорогие, здесь безсильны, вам поможет только Господь Бог». И когда им эту фразу в четвертый раз произнесли – они приехали ко мне: «Отец Киприан, ты у нас специалист по Богу. Специалисты по медицине помочь отказались, сказали: к Богу надо обращаться. Что мы должны сделать для того, чтобы у нас появился ребенок?» Я говорю: «Давайте молебен совершим, попросим Божию Матерь, чтобы она помолилась, и чтобы Господь дал вам ребенка». И они приехали в храм между службами, как раз на праздник святого князя Владимира. Обычный молебен, даже петь-то некому было, хор ушел. Перед этим они говорят: «Мы должны что-то пожертвовать?» – «Да нет, ничего не надо». Мне, честно говоря, не хотелось к грязным деньгам прикасаться. «Можно нам свечи купить?» – «Пожалуйста, выбирайте, много всяких свечей». И они выбрали самые маленькие свечки. Меня тогда потрясло, что люди, можно сказать, миллиардеры, которые денег не считали, когда обращались к врачам, придя в Церковь, к Богу, сэкономили, взяв копеечные свечки.
И они поставили эти три свечки, помолились, говорят: «А сейчас что делать?» – «Бог благословит, после молебна зачинайте». И они зачали, и у них появился ребенок! Я был так удивлен, что Господь и такие молитвы услышал! За такую копеечную свечку, за такую ничтожную жертву… Девочка родилась просто блаженнейшая. Правда, у нее оказалась трудная судьба, ее воровали, пришлось за границу везти, но плод очень хороший, ее к иконам все время тянуло, к Причастию, к молитвам. Я сейчас уж и не знаю, где они – где-то далеко, не в России.
Господь, когда изгонял Адама и Еву из рая, дал человечеству влечение полов – дабы люди не уклонялись от продолжения рода. А безумный современный человек сам акт зачатия превратил в целую индустрию, в удовольствие. Одни продают свои тела, другие покупают «удовольствия». Все это потом отражается на детях, на всем роде.
Зачатие для продолжения рода – Богом благословенное действие. Многие многодетные семьи не предохраняются, сколько даст Бог детей – столько и даст. А некоторым и не дает без всякого предохранения. Поэтому предохранение от зачатия – это грех.
– Любое предохранение – грех?
– В социальной концепции Русской Православной Церкви допускается предохранение от беременности в случае ряда тяжелых заболеваний супругов, в том числе психических.
«Супруги должны вверять свою жизнь Божественному Промыслу и не составлять собственных планов, – говорит святой Паисий Афонский. – Они должны верить в то, что Бог, заботящийся и о птицах небесных, проявит большую заботу и об их детях. Помню одного моряка, который женился, будучи 18 лет от роду. И сам он был бедняк, и девушку взял из бедной семьи. Сняли они какой-то подвал и там ютились. У жены его тоже была низкооплачиваемая работа, и жили они очень скудно. Представьте: вместо стола у них был ящик от персиков, которые им как-то посчастливилось купить! Потом у них появились дети. Для того чтобы их вырастить, они перебивались с хлеба на воду. И, однако, постепенно разбогатели и стали жить хорошо.
Есть супруги, которые в первую очередь стараются упорядочить все прочие проблемы и лишь затем начинают думать о детях. Такие люди совсем не берут в расчет Бога. А другие супружеские пары говорят: «Нынешняя жизнь нелегка. Пусть у нас будет один ребенок – и хватит. Тут и одного-то попробуй вырасти!» И не рожают других детей. Эти люди не понимают, насколько они согрешают, думая подобным образом, не полагаясь с доверием на Бога. Бог сердоболен. Ему легко перестать давать супругам детей, если Он увидит, что их вырастить им уже не под силу.
Есть и такие супружеские пары, которые хотят иметь ребенка сразу, как только поженятся. А если рождение ребенка задерживается, то они начинают тревожиться и безпокоиться. Как же они родят ребенка, если сами полны безпокойства и душевной тревоги? Они родят ребенка тогда, когда изгонят из себя безпокойство и душевную тревогу и направят свою жизнь по правильной духовной колее.
Иногда Бог сознательно медлит и не дает какой-то супружеской паре детей. Поглядите: ведь и святым Богоотцам Иоакиму и Анне, и святым пророку Захарию и Елисавете Он дал ребенка в старости, дабы исполнить Свой предвечный план о спасении людей.
Многим людям Бог не дает детей, для того чтобы, возлюбив детей всего мира как своих собственных, эти люди помогли их духовному возрождению… Суды Божии – это бездна».
– Батюшка, почему будущим супругам так важно сохранять девственность до брака?
– Для того чтобы на человеке была Благодать Божия. Старец Паисий говорит, что, если юноша или девушка сохраняют целомудрие в молодые годы, а не тогда, когда влечение гаснет естественным путем, Господь дает им великую благодать – и в этой жизни, и в будущей.
– Острая проблема нашего общества – детоубийство.
– В современном обществе многие супружеские пары тратят огромные деньги, чтобы у них появился ребенок. А другие идут на большие траты – лишь бы не было зачатия или чтобы убить ребенка уже в утробе. Парадокс нашего времени: одни убивают 5 млн детей ежегодно, а другие расходуют деньги и остаются бездетными. Почему бы в этой связи убийцам своих детей не поделиться с бездетными, не совершая смертных грехов?
– Батюшка, обычно люди осознают, что это смертный грех уже после того, как все совершилось…
– Если осознали – пусть каются и других отвращают.
У нас на Высших Богословских курсах учится одна жена, у нее есть ребеночек, муж – мусульманин. И она горько плачет о том, что сделала аборт. Недавно пришла ко мне, говорит: «Батюшка, благословите, я пойду в школы, к старшеклассникам, буду рассказывать, что нельзя вступать в блудную связь, нельзя делать аборты. Если бы мне кто-нибудь об этом рассказал!» Она разработала специальный урок. Я ее благословил, потому что у нее от избытка сердца говорят уста.
Это для нас кажется очевидным, что аборт – это грех. А в современном мутном мире это в категорию греха не входит, потому что «все так живут». А это – именно грех, за который придется расплачиваться: или не будет продолжения рода, или появится в роду инвалид или урод. Возможно, человек не будет физическим инвалидом, но станет духовным или душевным калекой.
– Почему Каин и Авель – два сына одних и тех же родителей – Адама и Евы – такие разные? Один – первый убийца, а другой – первый мученик?
– По-разному воспитаны… Разное состояние было у Адама и Евы. Вначале, когда Бог изгнал Адама и Еву из рая, они были ошеломлены, может быть, роптали на Бога, но потом раскаялись.
– Действительно, они были изгнаны из рая в состоянии нераскаянном, озлобленном, и в этом состоянии и родился Каин. А далее произошло покаяние. 900 лет Адам плакал и со слезами смотрел на рай, который был ему виден, но он не мог туда войти. И вот плодом этого покаяния стал другой сын, Авель… Оказывается, очень важно, в каком духовном состоянии родители находятся при зачатии ребенка.
– Страсти, передаются детям?
– Мне приходилось быть в Сибири, смотришь – сидит целый класс дебилов. Все до единого, лица перекошены. Я спрашиваю: «Что это такое?». Учителя отвечают: «Это дети пьяной ночи. У нас все село спилось, по пьянке зачинают детей, и дети такие вот». И дети несут, действительно, крест за своих родителей. Первый способ искалечить ребенка – это в момент зачатия находиться в пьяном угаре, вообще в грехах, в нераскаянном состоянии.
Из своего пастырского опыта могу сказать: очень многие юноши и девушки занимаются самоудовлетворением. И медицина их науськивает: у вас будет гормональное расстройство, если не станете вступать в половую связь. А это тяжкий грех: в Священном Писании сказано, что малакии Царства Божия не наследуют.
– Правда ли, что грех рукоблудия отражается на умственных способностях?
– Ум действительно меняется, человек перестает соображать: «Ибо упражнение в нечестии помрачает доброе, и волнение похоти развращает ум незлобивый» (Прем. 4:12).
Послушаем, что говорит о влечении полов Паисий Афонский: «Бог «сотвори вся добре зело». Мужчина чувствует естественную тягу к женщине, а женщина – к мужчине. Если бы не было этой тяги, то никто никогда не решился бы создать семью. Люди думали бы о тех трудностях, которые впоследствии ожидают их в семье и связаны с воспитанием детей и другими семейными делами, а поэтому не решались бы вступить в брак.
Супруги обязаны подвизаться в воздержании, чтобы не передать плотскую страсть и своим детям. Если родители отличаются очень плотским мудрованием, то их ребенок с малого возраста имеет аналогичные склонности.
…Вначале, как все унаследованные от родителей страсти, плотское мудрование еще мягко, нежно, подобно молодой крапиве, которая не обжигает, и ты можешь легко браться за ее листья. Но когда она подрастает, ее листья начинают жечь».
– То есть нецеломудрие передается детям?
– Конечно. У целомудренной пары целомудренный ребенок – с ним будет намного легче.
– Одной моей знакомой сказали, что проблемы ее ребенка связаны с тем, что он был зачат накануне среды или пятницы. Такое может быть?
– Ребенок, зачатый во время поста, может родиться больным – физически, психически, дебилом, уродом. Свадьбы во время постов – вообще вызов Богу. И наоборот, я знаю приходы, где десятки детей празднуют день рождения в один и тот же день или в один и тот же месяц. То есть закончился Великий Пост, прошла Светлая седмица, Радоница, и после молитвы будущие родители зачинают детей. Они постились, молились, хотели этого ребенка, и Бог дает просимое.
Мы также предлагаем всем нашим читателям воспринимать зачатие ребенка как дар Божий. Бог дал влечение для продолжения человеческого рода – таково его первоначальное предназначение. Поэтому перед тем, как зачинать ребенка, хорошо бы попоститься, помолиться, воздохнуть ко Господу. Можно отслужить молебен. Не все решают врачи.
А все эти совокупления вне брака, сожительства приводят к разрушению благодати целого рода, лишают благословения Божия не только самих людей, но и их детей, внуков и т.д. Если бы люди это понимали…
– Господь Своих хранит.
– Конечно, трудно в сумасшедшем доме не быть сумасшедшим, но все-таки Господь Своих хранит. И если мы будем к Нему обращаться – Он поможет.
Я знаю одного монаха, он сейчас митрополит. В молодости он был очень красивым, а собор, в котором он служил, располагался в парке, где проходила дискотека. Девки толпами ходили смотреть на прекрасного юношу, который служил иподиаконом. И у них было соревнование или спор – кто соблазнит его первой, нарушит целомудрие. Доходило до того, что он переодевался в женские одежды, заматывался и входил в собор, как девушка. «И они, – говорит, – так меня не замечали».
– Он устоял?
– Да. И таких в нашем Отечестве всегда было немало. Один немецкий врач написал рапорт Гитлеру, попросив прекратить войну против СССР, потому что, по его словам, «страна, в которой так много девственниц, – непобедима».
– То есть таким людям дается какая-та внутренняя сила?
– Подается Благодать Божия, как святой Паисий писал. А когда человек впадает в блудный грех, то Господь расторгает этот договор: благодать отнимается. И человек живет безблагодатно – временными, тленными удовольствиями, которые он с собой никуда не возьмет. Ведь в раю совокуплений не будет.
– А там будет продолжение рода, какое-то восполнение преобразившихся людей?
– Трудно сказать… Первоначальный замысел у Бога был, что люди должны размножаться как Ангелы, а не как скоты. Как размножаются Ангелы – это запретная тема для богословских рассуждений. Тем не менее те, кто сподобится жить ангельской жизнью, возможно, по-ангельски будут продолжать свой род.
И в любом случае люди благочестивые для Бога останутся сосудами Его Благодати. И эта благодать передается всему роду.
Беседовала Ольга Каменева
День Святых Иоакима и Анны