А протоиерея Димитрия Остроумова в 1937 г. заключили в тюрьму. В том, что он вел с односельчанами разговоры на политические темы и высказывал «злобу по адресу советской власти, руководителей партии и правительства», отец Димитрий виновным себя не признал. 30 августа 1937 г. он был расстрелян и погребен в безвестной общей могиле на полигоне в Бутове. Причислен к лику святых новомучеников Российских для общецерковного почитания.
В последние годы жизни отец Сергий говорил с сожалением, вспоминая свое обучение в семинарии: «Не рукоположили меня тогда, и вот, потерял венец». Но Господь его сохранил для другого. Разностороннее образование, жизненный опыт в условиях гонений, круг сильных духом людей, с которыми он был связан, их молитва за него – все это явилось подготовкой к служению, на которое отец Сергий решился не сразу.
В 1946 г. произошло великое для всех верующих событие: вновь, после 26-летнего перерыва, была открыта Троице-Сергиева Лавра. Сюда стали стекаться монахи. В обители собралось много замечательных пастырей и проповедников. К ним за советом и благословением ехали паломники. Поехал и Сергей Васильевич на службу в Лавру – причащаться.
На исповеди он сказал: «Просьбу отца своего я не выполнил. Чувствую: на мне грех». Вдруг батюшка, исповедовавший за соседним аналоем, обернулся и позвал его: «Подойди-ка сюда. Так что же тебе мешает? Иди сейчас, образования хватит сполна». Эти слова решили дальнейшую судьбу Сергея Васильевича. Епископом Макарием (Даевым) 28 июля 1946 г. он был рукоположен во диакона, а 2 августа – во пресвитера к Покровскому храму в селе Акулове. Так через 30 лет после смерти своего родителя к престолу родного храма вернулся отец Сергий. Ему было 56 лет.
Наступило время настоящего приложения его сил. Широкие познания и научная одаренность батюшки проявились теперь на новом поприще. В августе того же, 1946 г. он поступил на I курс Православного богословского института, вскоре преобразованного в Московскую духовную академию. Отец Сергий окончил ее со степенью кандидата богословия, будучи едва ли не самым старшим среди учащихся. Вместе с ним учились Анатолий Мельников (будущий митрополит Антоний), Константин Нечаев (будущий митрополит Питирим). Оба они стали нередкими посетителями Акулова. Под конец жизни батюшка говорил с юмором: «Я ведь много учился. А теперь забыл не только чему учился, но и где учился… А вот молитвы помню!»
Отца Сергия отличала ревностная любовь к богослужению и Церковному Уставу, которую он старался привить своей пастве. Среди его прихожан было много живших в миру монахинь, оставшихся без окормления. Батюшка, будучи преемником уже ушедших исповедников, как бы связывал собой поколение их «уцелевших» духовных чад и верующих из молодежи, стремившихся к полноте церковной жизни. При этом его личный, непрямой путь в Церковь помогал лучше понять образ мыслей людей, выросших уже в безбожной стране, почувствовать их душевную боль. Углубленное внимание к содержанию и строю богослужения сблизило его с такими иерархами, как священноисповедник епископ Афанасий (Сахаров) и епископ Стефан (Никитин). Владыка Стефан, постоянно исповедавшийся у отца Сергия, согласно своему желанию упокоился за алтарем Покровского храма. С 1965 по 1970 г. батюшка как член Богослужебно-календарной комиссии являлся внештатным сотрудником редакции «Журнала Московской Патриархии», принимал деятельное участие в издании Православного церковного календаря и «Богослужебных указаний» на каждый год.
Духовное общение имел батюшка с архимандритом Иоанном (Крестьянкиным), приезжавшим к нему в Акулово, исповедником веры иеромонахом Арсением, жившим в Ростове, со старцами Глинской пустыни.
Особое отношение было у отца Сергия к преподобному Серафиму. Он непоколебимо верил пророческому слову святого и во время хрущевских гонений вместе с сестрой Еленой собирал святыни и разные вещи для Дивеева, ожидая его открытия. Хранились они в его комнате в Москве, а также в доме схимонахини Агнии (Чижиковой) в Дубках, который он называл Дивеевским подворьем. По благословению Святейшего Патриарха Алексия I был келейно пострижен в монашество схиархимандритом Андроником (Лукашом) с именем Серафим.
Проповеди и наставления отца Сергия были краткими, простыми и глубокими. «Что бы ни случилось, от нас зло не должно исходить». «А для спасения-то нужен подвиг. А без подвига-то не спастись…» «Душу свою нужно перестраивать на евангельский строй», – любил повторять он в последние годы.
За усердное служение во благо Святой Церкви отец Сергий был награжден скуфьей (1950), камилавкой (1951), наперсным крестом (1957), саном протоиерея (1960), митрой (1970). В 1974 г. вышел за штат по состоянию здоровья, но как почетный настоятель старался не пропустить ни одной литургии, говоря: «Может, последний раз служу». В день кончины, 7 февраля 1975 г., к нему в келью приехал на исповедь протоиерей Валериан Николаев, и слабеющий старец попросил соборовать и причастить его. Потом сказал: «Я слышу пение – «Святый Боже». Вот от этой иконы», – и показал на икону Успения Божией Матери. Ему подали ее, он приложился и с ней отошел ко Господу.
Погребен иеромонах Серафим, как его отец и дед, за алтарем Покровского храма, рядом с другими подвижниками веры и благочестия, которых он почитал.
Анна Бецис
Фотографии архивные, публикуются впервые
Воспоминания о старце Серафиме его духовных чад, рассказы о близких ему людях и прихожанах Акуловского храма сейчас готовятся к публикации. Если кто-то из читателей нашего сайта знал батюшку и может поделиться своими впечатлениями, мы будем благодарны.
«Детки мои любимые…» Схиигумения Фамарь (княжна Марджанова). Воспоминания. Письма. Стихи / сост. С. Фомин. – М., 2002. – С. 76–77.
«Свете тихий». Жизнеописание и труды епископа Серпуховского Арсения (Жадановского) / сост. С. Фомин. – М., 2002. – Т. 3. С. 36.