27 января 1944 г. – день окончательного снятия блокады Ленинграда. К этой дате в широкий российский прокат вышел фильм «Три дня до весны» режиссера Александра Касаткина (киностудия «Ленфильм»).
Жанр фильма – военный детектив – не должен вводить нас в заблуждение. Заявленные жанровые признаки здесь, безусловно, присутствуют, но главное в этой картине все же иное. Прежде всего, это ярко прописанные драматические судьбы героев, спасающих блокадный Ленинград от фашистской бактериологической диверсии; тонко, без излишнего мелодраматизма и разжевывания рассказанная история очень непросто зарождающейся любви; необычайно точно и зримо переданная атмосфера не сдающегося города и многое другое, с чем мы так редко теперь встречаемся в наших залихватских, но не слишком правдивых и душевных фильмах.
Картина начинается в холодной ленинградской радиостудии, где известная поэтесса Ольга Берггольц (в типажно точном облике актрисы Полины Красавиной) читает мужественные строки из поэмы «Февральский дневник» под музыку Дмитрия Шостаковича, которую играют буднично одетые, явно недоедающие, но сохранившие в себе силу и вдохновение музыканты.
А далее следует разговор между немецкими офицерами, едущими в свою ставку в Гатчинском дворце. В их репликах сосредоточен важный идейно-смысловой нерв фильма. Слушая по радиоприемнику музыку, транслируемую ленинградским радио, один из офицеров произносит: «Какая хорошая музыка!». «А у русских вообще хорошая музыка», – отвечает ему собеседник. И добавляет: «Была. Но это уже история». И наперекор только что произнесенному приговору разворачиваются события – одни из многих, изменивших ход безжалостной истории. И начинается рассказ о том, через какие испытания прошли герои ленты вместе с ленинградцами, чтобы о городе на Неве и о великой русской музыке никто больше не смел говорить в прошедшем времени.
События в фильме будут прослежены на протяжении нескольких февральских дней, в течение которых старшему лейтенанту НКВД Владимиру Андрееву вместе с опытным врачом-эпидемиологом Ольгой Марицкой нужно распутать сложное дело и тем самым спасти осажденный город от вымирания. Немецкие спецслужбы с помощью диверсионной группы решают тайно распространить здесь бактериологическое оружие – возбудителей тяжелейших инфекционных заболеваний, похищенных из института медицинской микробиологии. Времени в обрез, поскольку скорое потепление должно привести к всеобщему заражению бубонной чумой. К тому же нельзя допустить, чтобы в городе был объявлен карантин, тогда закроют «дорогу жизни», не смогут вывозить на большую землю больных, женщин и детей.
В фильме убедительно воссоздана атмосфера зимы 1942 г. (авторов консультировали ленинградцы, пережившие блокаду): истощенные молчаливые дети, умирающие в промерзших квартирах старики, трупы на улицах, спекулянты и черные рынки, где драгоценности обменивают на хлеб, бесконечные терпеливые очереди с талонами, люди с салазками и бидонами, набирающие воду из проруби на Неве, заклеенные окна, «буржуйки» в коридорах, кабинетах, в давно не запирающихся квартирах. И удивительные лица – не сломленных бедой ленинградцев.
На первом плане – драматический образ Ольги Марицкой. Сыгравшая ее Елена Лотова органична не только своим внешним обликом, в котором, несмотря на хрупкость, проступает внутренняя твердость и врожденное достоинство. Актриса хорошо передает все нюансы психологических состояний своей героини в очень непростых взаимоотношениях с Андреевым и другими офицерами госбезопасности, в решительных и порой безрассудных поступках, а ее душевные качества мягко и зримо проступают в эпизодах с больным мальчиком и его бабушкой, с умершим стариком-музыкантом, которого она обряжает в последний путь… Большой экран дает возможность приблизить к нам внимательный и долгий взгляд ее больших выразительных глаз на худом лице, обратить внимание на несмелые и доверчивые прикосновение рук, на рождающуюся симпатию к суровому, на первый взгляд, Андрееву.
Достаточно тонко ведет свою роль и Кирилл Плетнев, сыгравший Андреева. Недавно потерявший семью и облеченный ответственным заданием, он немногословен, скуп на эмоции, сосредоточен, но глаза у него живые, понимающие, в них затаилась внутренняя боль и сочувствие, и все его душевные устремления, прорывающиеся ростки любви к Ольге сыграны убедительно. Впрочем, и другие мужские роли здесь на высоте. Надо отметить достойную игру Игоря Грабузова (лейтенант НКВД Горелик), Евгения Сидихина (начальник НКВД Ленинграда Зимин), Юрия Ицкова (директор института микробиологии Савинов).
Фильм, помимо бытовой, скрупулезно прописанной правды деталей, выделяется правдой психологической, поведенческой. Герои постоянно стоят перед нравственным выбором, который не всегда согласуется с буквой приказа, жестокого закона военного времени, которое выписано безжалостно, без сантиментов. Запоминается драматическая ситуация, в которую оказались вовлечены Марицкая и милиционеры, вышедшие на след спекулянтов и воровской склад продуктов. Они не выдержали искушения и не выполнили приказ, совершив должностное преступление и не уничтожив, как полагается, конфискат. А когда их голодные желудки отреагировали на съеденное, Марицкая должна была дать заключение о том, что это не инфекция, тем самым, по сути, подписав им (а заодно и их семьям) приговор. Позже, осознав, к каким последствиям может привести ее заключение, она попыталась изменить ситуацию, решив, вопреки правде, переписать его, но вызвала подозрение уже по отношению к себе. По закону ей грозит трибунал, и лишь необходимость участия опытного специалиста в операции на время отодвинуло от нее карающий меч органов. Таковы жестокие правила войны…
… Город спасен. И вместе с пришедшей весной оттаивают сердца главных героев, а в счастливых видениях, предвосхищающих будущие события, мальчишка, спасенный Ольгой от голодной смерти, едет в трамвае по мирным ленинградским улицам, как о том и мечтал – вместе со всеми, кто пережил блокаду. Вместе со всеми нами.
Сергей Малютин
Справка
«Три дня до весны» («Ленфильм», 2017, 100 мин). Режиссер – Александр Касаткин. Авторы сценария: Аркадий Высоцкий и Александр Бородянский. В ролях: Елена Лотова, Кирилл Плетнев, Евгений Сидихин, Юрий Ицков.