Материалы к урокам для старшеклассников о Великом посте
В кругу церковного года существует особый период – Великий пост. И хотя церковный Устав предписывает четыре многодневных поста – Великий, Петров, Успенский, Рождественский, – Великий пост выделяется и среди них. Он действительно «велик» – и по продолжительности, и по строгости воздержания, а главное – по особой важности его установления и значимости. Недаром церковный Устав называет его Святой Четыредесятницей, подчеркивая, что это время особо освященное Богом, время благодатное, возможность для каждого христианина изменить свою жизнь, путем воздержания и очищения сбросить бремя греховное, принять иго Христово и последовать за Христом.
Заповедь соблюдения поста была первой заповедью, полученной человеком по сотворении его от Бога. «От всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2:16–17). Согрешил Адам, вкусив плоды запретного древа, и этим ослушанием, неповиновением благой воле Божией вошел грех в человека. «Оставила праотцев благодать Божия, – говорит блаженный Августин. – В человеке, первоначально чистом и невинном, явилось новое, несвойственное и чуждое ему прежде греховное настроение и внутренняя замкнутость от общения с Богом, Источником жизни».
С той самой поры диавол получил доступ к сердцу падшего человека, человек – самое совершенное творение Божие – стал подвержен страстям. Гармония устроения человека нарушилась, тело перестало повиноваться душе и даже взяло над ней верх, в человеке жизненным началом вместо духа стала плоть, отвлекающая его от всего духовного и влекущая к чувственности и греху, закон похоти стал законом жизни. Наконец, «Адам сделался началом умирающих» (святитель Ириней Лионский, II в.), то есть грех сделал человека смертным, и не только Адама, но и всех его потомков. Итак, грех и страсти стали законом жизни.
Но Бог, создавший человека, и здесь не оставил его, но спас, искупил ценою крови Сына Своего, воплотившегося Второго Лица Пресвятой Троицы, Господа Иисуса Христа. Христос Своей жизнью, страданием, распятием, смертью и Воскресением спас падшего человека, освободил от власти врагов – греха, диавола, смерти, «сделался началом живущих» (святитель Ириней Лионский), и любой, уверовавший во Христа и принимающий Святое Крещение, получает возможность «ходить в обновленной жизни» (Рим. 6:4). Однако даже в обновленном человеке остается склонность к греховным действиям. Бог и здесь помогает человеку, посылая благодатную помощь – дары Святого Духа – в церковных таинствах. Греху противостоит благодать, однако Бог не нарушает человеческой свободы, и благодатное исправление человека и спасение происходят лишь при подчинении воли человека воле Божией, его усиленных трудах и подвигах. Апостол Павел говорит: «со страхом и трепетом совершайте свое спасение» (Флп. 2:12), а святитель Григорий Богослов (IV век) учит: «Надобно, чтобы спасение зависело как от нас, так и от Бога… Бог сотворил меня восприимчивым к добру, Бог подает мне и силу, а в середине – я, текущий на поприще». Это «поприще» предстоит каждому, и пост дает благоприятнейшие условия для ведения этой битвы.
Непослушанием Адамовым вошел в человека грех, мы же, желающие избавиться от греха, будем послушны воле Божией. А знание воли Божией дается соборному разуму Церкви, которую и основал Господь на земле для спасения людей, поэтому верные чада Церкви и видят в церковных установлениях волю Божию, стремясь быть ей послушными. Господь Своим пребыванием на земле дал нам пример послушания: «не Моя воля, но Твоя да будет», – молился Он Отцу в Гефсиманском саду (Мф. 26; Мк. 14; Лк. 22). Поэтому и мы, желающие следовать путем Христовым, будем нести пост не как «бремена неудобоносимые», но с радостью и благодарностью, ощущая его спасительные плоды. Сам Господь Иисус Христос, придя в мир для спасения гибнущих грешников, начиная Свое служение на земле, сорок дней и ночей постился в Иудейской пустыне, собственным примером напоминая нам о благотворности и обязательности поста. И троекратным отвержением наветов диавола явил Он нам образ духовной брани, неизбежной для каждого, шествующего узким путем спасения и стремящегося сочетать благой плод постнического воздержания с внутренним воздержанием духовным. Постничным воздержанием ослабляется, укрощается плоть наша, воинствующая с духом.
Сорокадневность поста установлена главным образом в память поста Иисуса Христа. «Сорок дней… был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни», – учит Писание (Лк. 4:2; Мф. 4:2; Мк . 1:11–12)), а также сорокадневных постов ветхозаветных праведников – Моисея (Исх. 34:28) и Илии (3 Цар. 19:8) (сорок – священное число у иудеев).
Пост готовит нас к Празднику праздников – Пасхе, Воскресению Христову. Установление поста перед светлым пасхальным торжеством восходит к апостолам, непосредственным ученикам Господа, и следует Евангельским словам Спасителя: «Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» (Мф. 9:15). Уже в начале IV века повсюду ясные свидетельства о сорокадневном предпасхальном посте в Восточных Церквях, об этом свидетельствуют деяния Первого Вселенского Собора, который требует, чтобы соборы Поместных Церквей бывали «один пред Четыредесятницей, другой около осеннего времени» (Правило 5 Никейского Собора). На Западе первое свидетельство о Четыредесятнице встречается чуть позже, в 397 г. у святителя Амвросия Медиоланского. Но степень воздержания и устав пощения не был установлен окончательно еще и в V веке, часто существенным в посте считался не род пищи, а продолжительность полного воздержания от нее, то есть час вкушения. Но постепенно Церковь выработала общие правила воздержания, закрепленные Типиконом, то есть церковным Уставом.
Устав предписывает Великим постом строгое воздержание в пище: в будние дни полагается сухоядение (вкушение пищи невареной и без масла), в субботы и воскресенья разрешается сваренная пища с елеем (растительным маслом), и лишь в праздник Благовещения, если он выпадает не на Страстную неделю, разрешается вкушение рыбы. Церковные правила строго осуждают нарушающих Святой пост. Так, Лаодикийский Собор своим 50-м правилом предписывает непостящегося священно- или церковнослужителя (то есть от церковного чтеца и до епископа) извергать из сана, а мирского человека отлучать от Церкви; и Номоканон Русской Церкви подтверждает: нарушитель Великого поста «лета (года) два да не причастится» (правило 85). Однако Церковь милосердует о немощных, снисходительна к престарелым и юным, учитывает и различные физические силы каждого своего члена и не возлагает бремя пощения во всей полноте на тех, кто не может его понести.
Более того, телесный пост не является самоцелью. В песнопениях и чтениях великопостных служб Церковь научает правильному прохождению поста, его истинному смыслу.
Во-первых, пост – не только воздержание в пище, но и воздержание от греха, даже в мыслях и пожеланиях, очищение сердца, оставление развлечений, рассеянности, пустых разговоров, это дела любви и милосердия. «Пустно ты радуешься, душа моя, воздержанию от пищи, тогда как от страстей ты не очищена: если не станет воздержание причиной исправления твоего, возненавидена будешь от Бога». (Вечерня понедельника 1-й седмицы, на стиховне самогласен.)
Во-вторых, пост имеет целью не просто самоотвержение, умерщвление плоти и греховных мыслей, но и духовное возрождение. И потому Церковь называет время поста «светлым» и даже «веселым». «Светотворное время, его же ныне освятил еси…» (среда 1-й седмицы, седален).
Духовный подвиг имеет свой плод, продвижение по пути имеет свою цель, ибо бессмыслен путь без цели, достижение которой искупит все его тяготы и лишения. Как и вся земная жизнь христианина, пост имеет цель свою за пределами временного бытия – Небесное Отечество, земля обетованная для духовного Израиля. Однако Великий пост имеет цель и здесь, на земле – сорокадневный путь ведет к сопричастности Страстям Христовым и Пасхальной радости Его Воскресения.
Великий пост очень строг, и главное ограничение его будних дней – не в пище или развлечениях, но в совершении Божественной Литургии. В дни Четыредесятницы полная Божественная Литургия совершается лишь по субботам и воскресеньям (и в праздник Благовещения 25 марта/7 апреля, даже если он выпадает на будний день). Буднями – лишь по средам и пятницам (и некоторым особо чтимым праздникам) – служится так называемая Преждеосвященная литургия. Отмена полной литургии, которая всегда торжество, праздник, в дни Великого поста восходит к древности. Однако древняя Церковь жила ревностной христианской жизнью, подразумевающей частое совершение Божественной Литургии и участие в Таинстве Причащения, и было решено по великопостным средам и пятницам служить неполную литургию – то есть службу особого чина, на которой верные причащались освященными заранее Святыми Дарами (освящаются они на полной литургии, в воскресенье). Чин Преждеосвященной литургии складывался постепенно, церковная традиция связывает его с именем святого Григория Двоеслова, папы Римского (590–605 гг.).
Великий пост – особое время, и церковные службы проходят по особой богослужебной книге – Постной Триоди (в переводе с греч. – «трипеснец»), называемой так по особым – великопостным – текстам, канонам-трипеснцам. Постная Триодь содержит богослужебные тексты подготовительного периода Великого поста, самой Святой Четыредесятницы и Страстной седмицы. Тексты триоди составлялись на протяжении нескольких веков, древнейшие песнопения нынешней Триоди относятся к VII веку, а молитвы восходят к IV веку, позднейшие (пояснительные тексты) сформировались в XIV веке. Среди авторов Триоди – святой преподобный Андрей Критский, святители Феодор и Иосиф Студиты, святые Иоанн Дамасский и Косма Магомений, Феофан Начертанный и Иоанн Евхаитский.
Есть в Триоди и особые тексты, очень важные для понимания богослужения поста – главы, называемые «синаксари» (греч. – «собирать»). Составлены синаксари, входящие в Триодь, в XIV веке церковным писателем Никифором Ксанфопулом, содержат они «собрание» различных исторических сведений и пояснений святых отцов о важнейших днях – праздниках, памятях – поста, объясняющих их смысл. Раньше синаксари обязательно читались в церкви за богослужением, теперь это делается редко, но каждый, желающий лучшего понимания сути праздника и смысла постного времени, может обратиться к этим текстам, отличающимся ясностью и красотой мысли.
Первая седмица (неделя) Великого поста особенно важна и значительна. Она как бы вводит нас в пост, настраивает на серьезное отношение к нему, вдохновляет на постный подвиг – трудный, но спасительный. Богослужения первой седмицы очень продолжительны, церковные песнопения и чтения настраивают на покаяние, осознание своих грехов, на необходимость изменения своей жизни.
На первые четыре дня первой седмицы церковный Устав назначает еще особое чтение – Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. Великий канон будет читаться еще раз во время Великого поста – ближе к концу, в четверг пятой постной седмицы, в день памяти святой Марии Египетской, целиком; сейчас же, на первой седмице, он разделен на четыре части. По своему содержанию Великий канон представляет собой беседу кающегося с собственною душою и указует на самую суть христианской аскетики (аскетика – наука о совершенствовании путем упражнений в добродетели, исполнении Божиих заповедей, телесного и душевного воздержания и богомыслии, от греч. – «стремиться», «упражняться»: и плоть должна участвовать в покаянии как неотъемлемая часть человеческой природы, и душа должна нести постный подвиг осознанием своих грехов, подвигом смирения и покаяния («Прииди, несчастная душа, с плотию своею, исповедайся Создателю всего…» – понедельник, 1-я песнь канона). Великий канон приводит много образов и сюжетов из Святого Писания – Ветхого и Нового Завета. Адам и Ева, первый грех и их изгнание из рая; праведный Авель и братоубийца Каин; ветхозаветные патриархи Авраам, Исаак и Иаков, Моисей и Аарон, праведники и грешники Ветхого Завета проходят перед глазами кающегося. И с горечью делается вывод, что не уподобилась жизнь его «житию непорочному» и «деяниям божественным» праведников, но следовала «деяниям лукавым», «убийственным помыслам» и всяческому злу и скверне грешников. Однако настало время покаяния – «трезвися, душе моя» – «воспряни», покайся, следуй путями праведников. Возносился праведный пророк Илия «колесницею добродетелей» на небеса – и ты, душа, «восход помышляй». Премудрый Моисей совершал великие дела – и ты, очистившись от грехов, унаследуй его премудрость.
Помимо примеров из Священной Истории, канон указывает на живой пример крайнего падения и восстания в лице святой подвижницы VI века Марии Египетской, достигшей высокой степени совершенства деятельным восхождением к Богу.
В каноне есть и тропари, обращенные к автору – святому Андрею Критскому, архиепископу острова Крита (конец VII – начало VIII вв., † ок. 712 г.), великому подвижнику и деятелю христианского милосердия, мудрому проповеднику и искусному гимнографу, мужу высокой образованности и благочестия.
В пятницу и субботу первой седмицы празднуется память великомученика Феодора Тирона.
На первой седмице все внимание обращено на пост, даже памяти святых и праздники, попадающие на будни первой седмицы, переносятся на другие дни; почему же память святого Феодора, напротив, – приурочена к первой седмице? С именем его связано чудесное событие, случившееся в 362 г. в Константинополе. Святитель Феодор Тирон (греч. – «молодой воин», «стражник») в первую седмицу Великого поста явился во сне архиепископу Константинополя Евдоксию и повелел константинопольским христианам употреблять коливо (отварное зерно с медом) вместо пищи, продаваемой на торжищах и оскверненной тайным окроплением идольских жертв по приказу нечестивого императора Юлиана Отступника. Христиане были спасены от осквернения, и этим была явлена чудесная помощь Божия тем, кто стремится нести пост ревностно и непорочно. В память этого и ныне в храмах в конце Преждеосвященной литургии совершается в этот день освящение колива (кутии).
Первую седмицу завершает Праздник Торжества Православия.Праздник установлен в 843 г. и знаменует победу истинного православного Боговедения и Богопочитания над еретическими учениями, смущавшими Церковь на протяжении нескольких веков, и особенно над последним из них – иконоборчеством. Иконоборческий период как бы завершает череду христологических ересей V–VII веков. В VII веке в основном закончились догматические споры христологического характера, Церковь сформулировала свое учение о Личности Богочеловека Иисуса Христа, давая наиболее точные определения, отсекающие, исключающие возможность неправильных толкований и пониманий. Но когда Церковь восторжествовала над ересями, неверно понимающими те или иные аспекты учения о Боговоплощении, то с 730-х гг. началось новое наступление – иконоборчество VIII–IX веков, подтачивавшее самые основы христианства.
Иконоборчество – явление сложное и многообразное, и оно не ограничивается временными рамками периода, называемого иконоборческим, событиями и лицами, которые в них участвовали. Иконоборческие тенденции проявлялись задолго до VIII века и внутри Церкви, и вне ее. Сначала противники икон выдвигали аргументом ветхозаветное запрещение изображать невидимого Бога. Но Церковь отвечала: это запрещение отменено самим фактом Боговоплощения, ибо люди увидели Богочеловека Иисуса Христа, образ Бога Отца. А то, что видимо – то изобразимо.
Выдвигали обвинения в идолопоклонстве, то есть в обожествлении икон, придании им самостоятельной значимости, отвлекающей от Бога. На это Церковь ответила ясным и точным учением о православном понимании образа (икона – греч. – образ), поклонение которому связано с Изображенным на нем, то есть «честь, воздаваемая иконе, относится к ее Первообразу и поклоняющийся иконе поклоняется Ипостаси изображенного на ней». Эти слова святителя Василия Великого, написанные еще в IV веке, использовала Церковь, когда в 787 г. на VII Вселенском Соборе догматически закрепила иконопочитание, то есть сделав его не только возможным, но и обязательным для всех верных христиан.
Торжеством VII Вселенского Собора как бы завершился первый период иконоборства. Однако победа оказалась неокончательной. Иконоборцы воспользовались обстоятельствами: к власти пришел сочувствующий им император Лев V Армянин, и вновь начались попытки смутить верных христиан, возобновить гонения на иконопочитателей и уничтожение икон. Гонения, ослабевая и вновь усиливаясь, продолжались до 842 г., когда умер последний император-иконоборец Феофил. Императрица – вдова Феодора, регентша при малолетнем императоре Михаиле III, была православной поборницей иконопочитания. При содействии ее и Патриарха Мефодия (842–846 гг.) в Константинополе был собран Собор, на котором были анафематствованы иконоборцы, подтвержден догмат иконопочитания VII Вселенского Собора и в марте 843 г. установлено празднование Торжества Православия в первое воскресение Великого поста с воздвижением икон во всех церквах.
Праздник Торжества Православия провозгласил победу иконопочитания и догматического учения Церкви об образе. Но не только это. Это было действительно торжество Православия, окончательное утверждение самой сути христианства – истинного учения о Боговоплощении. И служба праздника своими текстами излагает учение об образе и связи его с догматом Боговоплощения согласно с трудами святых отцов – исповедников иконопочитания: святого Иоанна Дамаскина, святых патриархов Германа, Тарасия, святого папы Григория II, святого Георгия Кипрского, преподобного Феодора Студита, – и с живым опытом Церкви. Служба в основе своей составлена вскоре после установления праздника, канон праздника написан святым Феофаном Начертанным, одним из исповедников Православия во второй период иконоборчества (впоследствии митрополитом Никейским, † 847 г.), то есть литургические тексты являют плод живого опыта познания Божественного Откровения.
Совершается в этот день и особое молебное пение, называемое Чином Православия и составленное Мефодием, Патриархом Константинопольским. Перед иконами Спасителя и Богородицы торжественно провозглашаются осуждение и анафема – отлучение от Церкви – всем противящимся верному учению Церкви, еретикам и раскольникам, порождающим ложные учения и тем отторгающим души от святого Православия. Всем же отошедшим ко Господу поборникам и защитникам истинной веры возглашается вечная память, а ныне живущим во благочестии – многолетие. Этим победным торжеством, знаменующим победоносное шествие истины Христовой из поколения в поколение, истины не отвлеченной, но утверждающей жизнь православного христианина в его подвиге покаяния, терпения, смирения, милосердия, любви к Богу и людям, подвиге истинного Богопознания и Богопочитания, завершается первая седмица Великого поста.
Материалы для урока собрала Наталия Сухова