Памяти монаха Серафима (Ростислава Шолкова; 1970–2016)
В Свято-Успенском мужском монастыре в Одессе, идя по коридору братского корпуса, я увидел картину с изображением Святой Горы Афон… Смотря на нее, я проникся необыкновенным чувством благоговения и, подойдя к своему старцу отцу Ионе, попросил его рассказать о Святой Горе Афон. «О чадо, – сказал он мне, – скоро ты будешь там, в сем чудном земном уделе Божией Матери». Мы сели со старцем на скамеечку, и он начал петь:
Гора Афон, Гора Святая, не знаю я твоих красот,
И твоего земного рая, и под тобой шумящих вод.
Я не видал твоей вершины; как шпиль твой впился в облака;
Какие на тебе картины, какой твой вид издалека.
Я не видал, Гора Святая, твоих стремнин, отвесных скал,
И как прекрасна даль морская, когда луч солнца догорал…
Старец пел сию дивную песнь, и слезы текли из его глаз. Тогда я тоже заплакал. И вот чудо – через короткое время я приехал на Святую Гору Афон, здесь принял монашеский постриг, и нарекли меня Серафимом в честь преподобного и богоносного батюшки святого Серафима Саровского.
Живя на Святой Горе Афон, я уже чуть-чуть приобщился к афонской жизни и узнал много прекрасного из жизни святогорских иноков. На основании моего малого опыта хочу засвидетельствовать, что Афон, Гора Святая, является поистине святым местом не только по особому избранию ее в удел Божией Матери, но и по жизни, и по подвигам здесь живших и живущих монахов. Эти богоносные отцы сияют, как яркие светильники, излучающие свет любви Христовой, доброты и высоконравственной жизни. Не знаю, есть ли еще на земле место, подобное Святой Горе Афон, где бы одновременно жил такой великий сонм истинных сынов Божиих, живущих как одна семья, единое братство, объединенное союзом истинной православной христианской веры и любви.
Благочестивые паломники всегда видят на просветленных и одухотворенных лицах святогорцев запечатленное письмо христианского жития. Но они не только это видят, но и сами переживают необыкновенное действие благодати Божией; после мирского суетного жития попадая в земной удел Божией Матери, они оказываются в мире тишины и святости. Но не подумайте, что речь идет о чем-то сверхъестественном – нет, и не об Ангелах мы говорим. Ведь всякий человек облечен плотью и кровью, и нет человека без греха, люди везде остаются людьми. Однако нужно признать, что здесь, на Святой Горе Афон, люди оставляют свою «звероподобность» или, по крайней мере, стремятся стать истинными людьми, ведя жестокую борьбу со страстями и похотями.
То есть они стараются стать действительно нормальными, истинными людьми, ибо прошлая мирская жизнь многих сделала сынами человеческими, греховно испорченными, покалеченными, ненормальными. Но, милостью Божией, они возжелали стать сынами Божиими. Здесь, на Святой Горе Афон, можно найти множество людей, всецело отдавших себя на служение Богу. Проявив решимость, они оставили своих родных, друзей, отреклись от своих имений и от всех мирских «благ», и все это во имя Господа, из любви к Нему, во спасение своей души. В каком месте на земле ежедневно, ежечасно и ежеминутно возносится такое обилие духовных и словесных жертв Богу? Четыреста Божественных литургий совершается ежедневно на Святой Горе Афон, а продолжительность торжественных бдений порой доходит до 15-часового моления. И, более сего, сколько тайных молитв и молений, которых никто не в силах исчислить, – они ведомы одному Богу. Дух подвижничества, аскетизм есть неотъемлемая часть афонского монашества. Старчество и ученичество на Святой Горе по-прежнему живо. Многие святогорские отцы подлинно пришли в «мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова». Но они тщательно скрывают это.
По-прежнему многие сыны человеческие ждут какого-то духовного изменения, пробуждения и избавления, но почему-то, как обычно, отвлеченного от своей души. Избавитель уже давно пришел, избавление, пробуждение и духовное преображение доступно всем желающим спасения, и не на словах и в мечтаниях, а на деле. Сему деятельному спасению примером служит афонское монашество. Дивен наш Господь Иисус Христос. Он и доныне не перестает воздвигать на служение Себе достойных людей, молящихся день и ночь, поистине спасающихся о Господе.
Многие из святогорцев подобны древним святым, о которых можно сказать, что мир недостоин их и что, может быть, сам мир стоит еще по их святым молитвам.
Живя у подножия Святой Горы Афон в районе, называемом Карулия, мы живем как одна братская семья, нас здесь десять человек русских. Поверьте, это милость Божия – Карулия. Искони русская пустынь, она уже было оскудела: после революции в России на Святую Гору Афон свободного доступа для русских не было.
Русские старцы-подвижники, жившие на Карулиях, отошли в вечность, последние упокоились в 1970-х гг. За эти годы все пришло в запустение. Но вот поистине радость – свято место пусто не бывает, – Карулия, как крины, процветает, набирая новые молодые силы.
Свое название Карулия получила от греческого слова, означающего «подъемный блок», или «катушка», с помощью которой отцы-пустынники поднимали с моря на неприступные скалы стройматериалы и продукты. Карулия по-прежнему, как и в древние времена, остается еще труднодоступной и уединенной пустынью: сплошные обнаженные скалы с весьма редкой растительностью, глубокие пропасти, над которыми проходят весьма узкие тропинки, и только держась за цепи и веревки, прикрепленные к скале, мы пробираемся в нашу любимую тихую пристань. Скалы усеяны как бы ласточкиными гнездами – это кельи, каливы и пещеры, наши пристанища земного бытия.
Каждый из нас имеет своего старца, духовного отца и наставника, и под его духовным руководством проводит свое монашеское жительство. Никто из нас не знает, кто какой подвиг несет, – это тщательно скрывается от врага – тщеславия, и в этом сокрыта сила подвига. Мы собираемся вместе, хотя и редко, для совместной молитвы, духовной беседы и братской трапезы. За короткое время моего жития на Святой Горе Афон я увидел многих мужей духа, мужественных и неустанных борцов с ветхостью нашей падшей природы, оправдывающих собою разумное достоинство и назначение человека, поистине праведников, сияющих просветительными чертами образа Божия. Вся афонская жизнь есть не что иное, как жизнь, удаленная от мирской суеты и пороков, овеянная особою тишиною и покоем пустынного уединения, орошенная слезами покаяния. Это жизнь, сознательно посвященная служению Богу, исполненная подвига поста, бдения, духовного очищения и, как ладаном кадильным, благоухающая непрестанными молитвами. Святая Гора Афон изобилует всеми образами монашеского жития, общежительным при монастырях и скитах, келиотским, пустынножительским и отшельническим. И все они исполнены великой целью и единым желанием, быть с Господом. Ибо знают они, что если здесь, на земле, будут с Господом, то и вечно с Ним царствовать будут. Поэтому вся их жизнь устремлена от низшего к высшему, от земного к небесному, от временного к вечному.
Монах Серафим (Шолков), Святая Гора Афон, Карулия, 2002
СПРАВКА
Родился в Кировограде, с ранних лет был приобщен к православию – бабушкой, глубоко верующей, и родителями. В 1988 г. был призван в армию, служил в Таллине. После демобилизации учился в Одесской духовной семинарии. По благословению своего духовного наставника отца Ионы, отправился на Святую Гору Афон, где принял монашеский постриг. Окончил православный теологический факультет Нью-Йоркского университета. Умер в 46 лет.