1 октября родился знаменитый русский писатель, общественный деятель, литературный критик Сергей Тимофеевич Аксаков.
Сергей Тимофеевич Аксаков родился в 1791 г. в Уфе в старинной небогатой дворянской семье. Своим родоначальником Аксаковы считали знатного варяга Шимона Африкановича, племянника норвежского короля Гакона, приехавшего в 1027 г. в Киев со своей дружиной. Любопытно, что именно рассказом о Шимоне открывается Киево-Печерский патерик – памятник литературы ХП в. Потомок Шимона, Иван Федорович Вельяминов, по прозвищу Оксак (по-татарски – хромой) жил при Великом князе Иване Ш. От него и пошел род Аксаковых.
Детские годы Сергея прошли в дедовском имении Ново-Аксаково Оренбургской губернии. «Прекрасная родина», как он называл этот уголок земли, оставила в его сознании глубокий след на всю жизнь, стала источником творчества писателя. Огромное влияние на формирование Аксакова оказала семья. Отец, страстно любивший охоту и рыбную ловлю, развил в сыне привязанность к охоте, склонность к общению с природой и редкую наблюдательность. Способствовал этому и приставленный к мальчику дядька Евсеич, хорошо знавший повадки птиц и зверей.
Мать – Мария Николаевна, женщина умная, стремилась к культуре, знаниям, много читала. Она рано обучила сына грамоте, привила ему любовь к чтению, учила сопереживать волнениям героев услышанных и прочитанных повестей, сказок.
В раннем детстве долгое время единственной книгой у Сергея было «Зеркало добродетели и благонравия для детей» немецкого писателя Кейля, переведенное и изданное в России в 1794 году. Эту книжку он читал и перечитывал постоянно и знал ее наизусть.
Ему хотелось познакомиться и с другими детскими книжками, но их негде было взять! И тогда он принялся за труд Вельямина Бухана «Полный и всеобщий домашний лечебник», книгу, по которой его лечила мать в раннем детстве. Мать не возражала, она только закладывала листками бумаги те места, которые были доступны, по ее мнению, мальчику. Это практическое пособие оказалось интересным для Сергея, потому что в нем «описывались все травы, соли, коренья и медицинские снадобья, о которых только упоминается в лечебнике».
Вскоре, однако, счастье улыбнулось ему: он стал обладателем комплекта журнала Н.И. Новикова «Детское чтение для сердца и разума». Это был царский по тому времени подарок соседа Аксаковых С.И. Аничкова, слывшего в Уфe человеком умным и даже ученым. Уникальный, первый в России детский журнал высоко ценили. В нем печатались лучшие произведения современной западноевропейской литературы для детей в переводах Н.М. Карамзина и его собственные сочинения, материалы других авторов. Читатели находили в журнале сказки, басни, очерки «по физике, натуральной истории, географии и некоторых других наук».
Для Сережи Аксакова этот журнал открыл огромный земной мир. Мать, видя иступленное чтение сына, запирала журнал в комод и выдавала лишь на определенное время. От «Детского чтения» в нем произошел совершенный переворот. Многие явления в природе, на которые он раньше смотрел бессмысленно, хотя и с любопытством, получили для него смысл и значение, в нем возникло непреодолимое желание все это наблюдать своими глазами.
Чего только не попадалось под руку юному книголюбу! У тетушки, где он гостил, было всего три книги – «Сонник», «Песенник» и комическая пьеса «Приказчик». Толкования снов он выучил наизусть и долго верил им, а под впечатлением пустого водевиля в нем глубоко запала склонность к театральным сочинениям. Странно, что тетушка не позволила своему племяннику читать «Песенник».
Вскоре добрейший сосед, все тот же Аничков подарил Сергею целую кучу книг. Среди них были: «Древнейшая российская вивлиофика…» Н.И. Новикова, «Россиада» М.М. Хераскова, полное собрание сочинений А.П. Сумарокова в 12 томах. С жадностью набросился мальчик на книги, выучивая целые куски из них наизусть, охотно декламировал. При этом фантазия его не знала предела. Он не только ясно видел любимых героев – Мстиславского, Курбского и Палецкого, но и дорисовывал их образы, дополнял их жизнь; подробно рассказывая, что делали они «меж строк». Мать смеялась, а отец удивлялся и раз сказал: «Откуда это у тебя берется? Ты сделаешься лгунишкой».
Потом очередь дошла до арабских сказок «Тысяча и одна ночь», два тома которых подарил Сергею родственник П.П. Чичагов. Они надолго овладели его горячим воображением, мальчик нe мог от них оторваться, читал с полным самозабвением. Сказки Шехеразады возбуждали детское воображение, приводили в изумление неожиданностью диковинных приключений, воспламеняли собственные фантазии. При чтении описания чудес у ребенка дух занимался в груди. И он снова с ненасытным любопытством обращался к волшебным сказкам. Размышляя позже о тайне их очарования, Аксаков пришел к выводу, что она «заключается в страсти к чудесному, которая более или менее врождена всем детям, и которая у меня исключительно не обуздывалась рассудком».
С замиранием сердца слушал Сергей и сказки, которые рассказывала ему ключница Палагея – «Царь-девица», «Иванушка-дурачок», «Жар-птица», «Змей-Горыныч». Одну из услышанных сказок Сергей Тимофеевич использовал при написании «Аленького цветочка». О работе над ним он писал сыну Ивану:
«Я теперь занят эпизодом в мою книгу: я пишу сказку, которую в детстве знал наизусть и рассказывал на потеху всем со всеми прибаутками сказочницы Палагеи. Разумеется, я совсем забыл о ней; но теперь, роясь в кладовой детских воспоминаний, я нашел во множестве разного хлама кучу обломков этой сказки, а как она войдет в состав «Дедушкиных рассказов», то я принялся реставрировать эту сказку».
Постепенно приходило понимание, что «книга книге – рознь». Прочитав сборник повестей и стихотворений Н.М. Карамзина и три составленных им альманаха «Аониды», Сергей почувствовал, что «это совсем не то, что у Сумарокова и Хераскова».
Удивительно, чего только не прочитал мальчик до поступления в гимназию! Именно в Уфе и в деревне он знакомился с русскими народными сказками и песнями, произведениями русских, французских, немецких и английских авторов. С точки зрения современного руководителя, детским чтением этот конгломерат следовало бы признать и беспорядочным и мало пригодным для ребенка. Но как ни странно, он обогатил поэтический и духовный мир любознательного мальчика. Поэтический мир своего детства С.Т. Аксаков в «Воспоминаниях» назвал «Шехеразадой человеческой жизни».
Но вот «золотое время» в кругу семьи кончилось. В 1802 г. Сергея отдают в Казанскую гимназию, затем он поступает в только что открытый Казанский университет. Здесь проявились подлинные интересы Аксакова, которым был верен всю жизнь: он серьезно увлекся литературой и театром, начал писать стихи, мадригалы.
В эти годы два человека оказали на него огромное влияние – учитель словесности Николай Иванович Ибрагимов и преподаватель математики, воспитатель Григорий Иванович Карташевский. Первый предлагал гимназистам на уроках читать вслух Карамзина, Дмитриева, Ломоносова, Хераскова, давал толкование их произведениям, объясняя их литературные достоинства. Ибрагимов и сам писал; это ему принадлежат слова песни «Во поле березонька стояла», ставшей народной. Под его председательством действовало в гимназии литературное общество – гимназисты читали свои сочинения и переводы. Именно Ибрагимов открыл Аксакову красоты современной ему российской словесности.
Григорий Иванович кроме математики прекрасно знал и любил литературу, владел французским языком. По вечерам они вместе читали Гомера и Сервантеса, Шекспира и сказки Шехеразады – все на французском языке.
Студентом университета Сергей Аксаков стал в четырнадцатилетнем возрасте. Для него настало «время чистой любви к знанию, время благородного увлечения». Юный студент изучал логику и философию, русскую литературу и географию, всеобщую историю и греческую словесность. Аксаков признавался, что кроме любимых предметов, его учение шло довольно слабо. Он объяснял это тем, что был слишком молод и по-детски отвлекался «в разные стороны». Но основным увлечением были театр и литература. Он много читал, как всегда с увлечением и ненасытной жадностью. И совершенно свела его с ума книга А.С. Шишкова «Рассуждение о старом и новом слоге». Позже, в Петербурге, Аксаков не только познакомился с автором – прославленным адмиралом, известным писателем и президентом Российской Академии, но и бывал частым его гостем. Здесь он выслушивал рассуждения Шишкова о новой литературе, сам декламировал отрывки из Державина и Капниста…
В Казани, побывав в театре и увидев игру приехавшего на гастроли знаменитого драматического актера П.А. Плавильщикова, Аксаков страстно увлекся театром и декламацией. «Игра Плавильщикова,– вспоминал он,– открыла мне новый мир в театральном искусстве. Яркий свет сценической истины, простоты, естественности тогда впервые озарил мою голову». Он восхищался игрой актера и в трагедиях, и в комедиях, и в драмах.
В студенческие годы Сергей познакомился со многими театральными постановками. Аксаков не просто восхищался театром, но выучивал наизусть виденные на сцене пьесы и разыгрывал все роли! Потом выступал в любительских спектаклях, в частности, в пьесе Сумарокова «Приданое обманом».
Не закончив университета, Аксаков по предложению своего воспитателя Карташевского переезжает вместе с ним в Петербург и поступает переводчиком с французского в Комиссию по составлению законов. Он не только служит, но и живет напряженной творческой жизнью: пишет стихи, переводит драматические произведения, знакомится с выдающимися актерами, выступает как театральный критик. Среди переведенных им произведений драма Софокла «Филоктет», сатиры Буало, комедия Мольера «Школа мужей», которая шла на петербургской сцене.
В доме Шишкова молодой человек блеснул декламацией и привлек внимание многих любителей изящной словесности. Здесь, в Петербурге, у него нашелся талантливый наставник, у которого он прошел настоящую театральную школу. Это был выдающийся актер Я.Е. Шушерин, который, увидев истинную привязанность юноши к театру, стал заниматься с ним изо дня в день на протяжении двух с половиной лет. Они вместе посещали театр, знакомились с наиболее талантливыми исполнителями.
Увлечение C.Т. Аксакова декламацией свело его с патриархом русской поэзии – Державиным, который пожелал послушать свои произведения в его исполнении. Уже первое чтение – это была ода «Перфильеву на смерть князя Мещерского» – растрогало автора, и он сказал:
«Я услышал себя в первый раз». На протяжении двух месяцев Аксаков с упоением читал Державину его трагедии, басни, эпиграммы, лирические произведения, знаменитые оды, нравственные изречения.
Знакомство с Державиным на всю жизнь сохранилось в памяти и в сердце Аксакова, как благословенный дар судьбы, о чем он позже писал: «Скромный путь моей жизни озарился лучами заходящего светила, последними днями великого поэта».
Аксаков рано выходит в отставку и переезжает к себе на родину в Новое Аксаково. В течение нескольких лет он занимается хозяйством, увлекается рыбной ловлей и охотой, пытливо наблюдает природу. Иногда выезжает в Москву и Петербург, где восстанавливает старые и заводит новые литературные и театральные знакомства, посещает театры, сам участвует в «благородных спектаклях». И много читает, что позволяет ему быть в курсе всех литературных новинок.
В 1826 г. Сергей Тимофеевич со своей уже многочисленной семьей переезжает в Москву на постоянное жительство. При содействии А.С. Шишкова стал цензором и прослужил в этой должности почти пять лет. Довелось ему быть и инспектором Константиновского землемерного училища, а затем, после его реорганизации, первым директором Константиновского межевого института. Здесь он проявил себя как умный и тактичный руководитель, управлял институтом со знанием дела и мягко: воспитанники его любили, а высшее начальство уважало.
Постоянно вращаясь в литературном мире, Аксаков, однако, не помышлял о своем писательстве. Он занимался театральной критикой, выступая против рутины в сценическом искусстве, призывал актеров к «простоте» и «натуральности» исполнения. Он первым понял и оценил талант М.С. Щепкина и П.С. Мочалова, защищал их от необоснованной критики. Его радушный, патриархальный и хлебосольный дом становится центром культурной жизни Москвы. На знаменитые аксаковские «субботы» собираются видные писатели, ученые, актеры. Они обсуждают положение дел в литературе, в театре, здесь читают новые художественные произведения, ведут споры о политическом положении страны. Постоянными посетителями «суббот» были актеры М.С. Щепкин и П.С. Мочалов, физик, философ и агроном М.Г. Павлов, историк, писатель и журналист М.П. Погодин; критик, эстетик и журналист Н.И. Надеждин и многие другие. Дружеские отношения с семьей Аксаковых связывали В.Г. Белинского, Т.Н. Грановского, Ап.А. Григорьева. Ближе к середине века, уже усилиями сыновей Сергея Тимофеевича Константина и Ивана, дом Аксакова становится и одним из центров формирующегося славянофильства. С 1843 г. местом субботних собраний становится и Абрамцево, где поселились Аксаковы.
Конечно, совершенно невозможно сколь-нибудь подробно рассказать о том, что читал Сергей Тимофеевич в период своей московской жизни – он был в курсе всех литературных и театральных событий. Поэтому отметим наиболее яркие его книжные привязанности.
Досконально знал С.Т. Аксаков Пушкина, был покорен его гением. Даже пытался подражать ему, написав стихотворение «Уральский казак», проникнутое народным духом. Однажды Аксаков защитил своего любимого поэта от нападок Н. Полевого. Сергей Тимофеевич писал, что Пушкин «имеет такого рода достоинство, какого не имел еще ни один русский поэт-стихотворец: силу и точность в изображениях не только видимых предметов, но мгновенных движений души человеческой, свою особенную чувствительность, сопровождаемую горькой усмешкой». Он особо подчеркивал, что «многие его стихи, огненными чертами врезанные в душу читателей, сделались народным достоянием». Письмо было напечатано в «Московском вестнике» без подписи. Пушкин, не зная, кто автор письма, сказал в присутствии Аксакова: «Никто никогда не говорил обо мне, то есть о моем даровании, так верно, как говорит в последнем номере «Московского вестника» какой-то неизвестный барин». Рассказ «Буран» – первое прозаическое художественное произведение Сергея Тимофеевича – произвел сильное впечатление на Пушкина и отразился на знаменитом описании метели в «Капитанской дочке».
Значительное место в мире чтения Аксакова занимали произведения М.Н. Загоскина, известнейшего писателя 20–30 годов XIX века, с которым он познакомился еще в 1816 году. Аксаков любил его как друга и как литератора – автора восьми романов, более двух десятков повестей и комедий, считая, что он более других достоин звания «народного писателя». Основание для такого возвышения Загоскина давал Аксакову его исторический роман «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году», вышедший в 1829 году в Москве. Он имел необыкновенно шумный успех, его читали все сословия России.
Исключительное место в круге чтения Сергея Тимофеевича Аксакова занимал Гоголь. Пристально следя за литературой, он сразу оценил «свежие, прелестные и благоуханные» рассказы о Диканьке, а в «Тарасе Бульбе» и в «Старосветских помещиках» безошибочно угадал «великого художника с глубоким и важным значением». Проникаясь благоговением перед Гоголем как художником, Аксаков прочитал «Ревизора» с таким увлечением, с каким «конечно, никто никогда не читал».
В дом Аксаковых Гоголя привел М.Н. Погодин в 1832 году. С тех пор, приезжая в Москву, Николай Васильевич неизменно бывал у Аксаковых, где к нему испытывали «чувство глубокого, беспредельного уважения». И Гоголь знал цену такого отношения – 15 мая 1836 года он писал своему почитателю о постановке «Ревизора»: «Участие Ваше меня тронуло. Приятно думать, что среди многолюдной, не благоволящей толпы скрывается тесный кружок избранных, поверяющих творения наши верным внутренним чувством и вкусом…» Вот, пожалуй, то, что особенно характерно для мира чтения зрелого Аксакова – верное внутреннее чувство и вкус.
Этим объясняется и то, что именно в доме Аксаковых Гоголь в первый раз читал «Мертвые души». Это чтение вызвало у Сергея Тимофеевича «восторг, упоение, полное счастье». Он прохаживался по комнате, подходил к автору, жал его руки и повторял: «Гениально, гениально!»
Часто бывал Н.В. Гоголь у Аксаковых в Абрамцево. Это – приятный уголок на берегах речки Вори, недалеко от Троице-Сергиевой Лавры, в 57 км от Москвы. Здесь все радовало Сергея Тимофеевича – прелестное местоположение, удобный старинный дом в прекрасном парке, хорошее купание в Воре, обширные леса, изобилующие грибами, громадный пруд под мельницей с богатой ловлей рыб. Он называл Абрамцево «премилой деревенькой», «чудом», «раем земным». Сюда любили приезжать друзья, знакомые погостить, обсудить литературные новости, прочитать новые произведения, послушать музыку.
Во время своих визитов в Абрамцево Николай Васильевич Гоголь гулял по рощам, собирал грибы, а вечерами читал вслух главы второго тома «Мертвых душ», с напряженным вниманием вслушивался в рассказы Аксакова о природе, о местах его детства и юности. И каждый раз настойчиво убеждал его перенести все на бумагу: «Мне кажется, что, если бы Вы стали диктовать кому-нибудь воспоминания прежней жизни Вашей и встречи со всеми людьми, с которыми Вам случалось встретиться, с верными описаниями характера их, Вы бы усладили много этим последние дни Ваши, а между тем доставили бы детям своим много полезных в жизни уроков, а всем соотечественникам лучшее познание русского человека».
Аксаков послушался мудрого совета. Здесь, в Абрамцеве, он частично написал, а большей частью продиктовал свои великолепные произведения об ужении рыб и охоте, автобиографическую трилогию, воспоминания. В первых двух книгах замечательно изображены картины природы, жизнь рыб и птиц. Необычайная свежесть, простота и глубокая наблюдательность автора вводит читателя в сокровенную жизнь природы, заставляют вслушиваться и в ропот весенних ручьев, и в чистые голоса птиц, почувствовать скрытую жизнь леса, отметить удивительные по своей красоте укромные уголки и широкие просторы родины. Как заметил И.С. Тургенев: «Аксаков смотрит на природу (одушевленную и неодушевленную) не с какой-нибудь исключительной точки зрения, а так, как на нее смотреть должно: ясно, просто и с полным участием».
Поражают свежестью чувств и непосредственностью восприятия мира «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука», написанные Аксаковым на закате жизни. Поэтичность, гражданственность, богатство языка и глубокий национальный колорит придали волшебную силу искусству. Говоря об этих произведениях, Андрей Платонов подчеркнул: «Книги Аксакова воспитывают в читателях патриотизм и обнаруживают первоисточник патриотизма – семью… так как этому чувству Родины и любви к ней, патриотизму, человек первоначально обучается через ощущение матери и отца, то есть в семье».
…Семья Аксаковых, жившая разнообразными литературными интересами, не могла пропустить появление нового таланта – Ивана Сергеевича Тургенева, его «Записки охотника». А в 1849 году состоялась встреча молодого писателя с Сергеем Тимофеевичем и его сыновьями. Напомним, в семье С.Т. Аксакова было девять детей, воспитанию которых уделялось исключительное внимание. Семью отличали общность интересов, высокий интеллектуальный и духовный настрой, любовь к литературе и литературной жизни России. Константин был известным критиком, поэтом, ученым, одним из основателей славянофильства. Иван – известный поэт, критик, публицист, видный деятель славянофильства.
Тургенев очень понравился Аксаковым. Сергей Тимофеевич увидал в нем, несмотря на разницу убеждений, «добрую и простую натуру». Через три года Иван Сергеевич прислал Аксакову свою новую повесть «Постоялый двор», прося его высказать мнение о ней. Сергей Тимофеевич писал в ответном послании: «Задумана глубоко и ведена с такою разумною мерой, какую можно встретить у самых талантливых писателей… Это – русские люди, русская драма жизни, некрасивая по внешности, но потрясающая душу, изображенная русским талантом».
До последних дней жизни С.Т. Аксаков не утратил живого интереса к жизни, ко всему новому, значительному, что происходило в литературе. И это при том, что он почти потерял зрение, что его одолевали тяжелые недуги. И путь Аксакова-читателя представляется удивительным – вся русская литература первой половины XIX века прошла перед ним. Начинал он с чтения Хераскова и Сумарокова, а заканчивал произведениями Л.Н. Толстого, с которым познакомился в последние годы жизни. А еще были встречи и беседы с молодыми Салтыковым-Щедриным, Шевченко, Тютчевым, произведения которых знали в семействе Аксаковых. Наверное, надо сказать, что и книги самого С.Т. Аксакова были чрезвычайно популярны среди читателей той поры – они нашли горячий отклик в их сердцах. Все сходились на том, что их автор обладает редким талантом. Сам Сергей Тимофеевич, удивляясь своему громкому авторскому успеху, объяснял дело просто:
«Я прожил жизнь, сохранил теплоту и живость воображения, и вот почему обыкновенный талант производит необыкновенное действие».
…Скончался Сергей Тимофеевич Аксаков 30 апреля 1859 г. в Москве. А его книги живут, издаются и переиздаются, переводятся на многие языки мира, радуя читателей.
Алексей Глухов