Из выступления послушника Артемия Гладкова в рамках круглого стола в Московской духовной академии, посвященного 99-летию со дня рождения преподобного Паисия Святогорца
Если с помощью поисковых систем интернета по теме «монашеская жизнь» или «как стать монахом» начать поиск, то можно найти довольно много информации. В основном встречаются интервью с представителями Церкви, небольшие статьи, в которых так или иначе обсуждается тема монашества.
В сфере духовного образования в процессе всего периода обучения всегда остры проблемы выбора жизненного пути, сохранение девства или создание семьи. Но парадоксальность ситуации заключается в том, что при востребованности информации по теме выбора монашеского пути, а также ее непрестанной актуализации внутри церковной ограды (в том числе и в стенах Московской духовной академии) не существовало всестороннего системного исследования по подготовке к монашеской жизни1.
Преподобный Паисий Святогорец был первым, кто обратил особое внимание на важность системного подхода к подготовительному этапу перед уходом в монастырь. В своих письмах, адресованных сестрам монастыря Святого Иоанна Богослова в Суроти, он дал конкретные систематические советы, правильно расставил акценты, исходя из своего монашеского опыта.
Проблема выбора монашеского пути многогранна и способы ее решения для каждого человека будут индивидуальны. Личный опыт каждого будет неповторим и от этого может возникнуть представление, что данная проблема не имеет никакой схемы или модели решения. Однако существуют четыре подготовительных этапа, которыми можно руководствоваться, чтобы избежать проблем и ошибок на этом трудном пути. Перед тем, как эти этапы перечислить, следует обратиться к одной из притч преподобного Паисия Святогорца «О рыбе».
Преподобный говорит о рыбе, которая плавает в море и кажется прекрасной, даже когда она уже лежит на прилавках базара. «Но в употребление она годится, только когда очистится – станет с виду безобразной и потом испечется. Так и человек: когда он сбросит с себя все мирское, то при кажущейся внешней потере жизни, мирской живости – чешуи, он выскребает из себя все ненужное, «пропекается» и тогда уже становится годным к употреблению»2.
Продолжая эту мысль преподобного, можно сказать, что если «пропекаться» будущий монах будет в монастыре, но «выпотрошить» из себя все мирское следует, еще живя в миру. Основополагающий вывод: начало будущего монашеского жития закладывается в миру, монашеское устроение складывается не с приходом в монастырь, а формируется до этого.
Далее в тезисной форме хотелось бы перечислить основные выводы, которые были сделаны при анализе четырех этапов подготовительного периода перед уходом в монастырь. Анализ первого этапа «Духовник и его роль в решении вопроса о выборе монашеского пути» показал следующее:
• Для полноценной духовной жизни важно, чтобы у каждого христианина был духовник. Он помогает не сбиться с пути спасения души.
• Найти себе духовника – это первый шаг на пути к монашеской жизни. Без этой ключевой фигуры не может быть монашества, а у христианина, живущего в миру, не будет преуспеяния в духовной жизни. При этом не нужно доверять себя не проверенному временем и духовной практикой человеку. Духовник должен не навязывать свою волю, а помогать духовным советом с рассуждением и своей молитвой к Богу.
Анализ второго этапа «Хранение телесной и душевной чистоты» показал, что:
• Следует внимательно отнестись к кругу своего общения, исключить общение с противоположным полом.
• Хранение душевной чистоты характеризуется главным образом концентрированием своего внимания на Боге посредством уединения, особенно после богослужения. В современных условиях это тяжелый крест, но, как говорит преподобный Паисий, он «скрывает в себе всю силу и премудрость Божию, и тогда ты будешь сильнее Самсона и мудрее премудрого Соломона»3.
Анализ третьего этапа «Духовное чтение» показал, что:
• Следует оградить себя от чтения светских журналов и контента, которым наполнено интернет-пространство. Из социальных сетей лучше полностью выйти для душевного спокойствия.
• Не нужно планировать определенную норму прочитываемой духовной литературы в день. Это недопустимый подход. Главное – получить духовную пользу, и понять, что основным является сам процесс духовного чтения и та благодать, которая исходит от него, а не собирание фактологического или сугубо исторического знания.
Анализ четвертого этапа «Приготовление родителей братьев и сестер. Семейные обязанности» показал, что:
• Новоначальному важно правильно и своевременно сообщить родителям о своем желании стать монахом и уйти в монастырь. Вне зависимости от степени воцерковленности и богословской подготовленности родителей новость о том, что их ребенок собирается стать монахом, всегда является чрезвычайно трудной для восприятия. Возможно, что понадобится серия бесед, так как с первого раза родители не смогут осознать ответственность решения своего сына или дочери.
• Очень важно окончить то учебное заведение, в котором новоночальный учится на момент принятия решения о выборе монашеского пути.
• Уход за престарелыми родителями не является причиной отказаться от намерения встать на монашеский путь.
• Важно знать и быть готовым к тому, что родители могут чинить разного рода препятствия с целью удержать свое чадо в миру.
Преподобный Паисий Святогорец, объясняя сложные духовные проблемы, часто прибегает к аллегориям. Он говорит, что монах – это «радист Матери Церкви» и, уходя от мира, он избегает «радиопомех», которые мешают ему совершать молитвенное делание. Монах покидает мир не по причине негативного отношения, а для того, чтобы связь с Богом была прочной. Помогать миру молитвой – это высокая цель, к которой должен стремиться новоначальный, начинающий идти по пути монашеского жития.
Основная цель всего подготовительного периода в том, чтобы новоначальный, придя в монастырь, четко осознавал, что: «если монах не обретет духовного делания, если не получит помощи от старца и будет постоянно занят внешним, то неизбежно духовно одичает и не сможет усидеть у себя в келье, даже если его свяжут»4. Именно к обретению духовного делания нацелен весь подготовительный период.
Послушник Артемий Гладков
1 Подобное исследование было проведено автором. 15 декабря 2022 г. на кафедре богословия МДА состоялась успешная защита выпускной квалификационной работы (уровень бакалавриата) по теме: «Монашеская жизнь и подготовка к ней по трудам преподобного Паисия Святогорца». Научный руководитель игумен Дионисий (Шленов), рецензент – иерей Александр Ларионов.
2 Паисий Святогорец, прп. Слова. Т. 2: Духовное пробуждение. М., 2017. С. 95.
3 Старец Паисий Святогорец. Письма. СТСЛ, 2001. С. 23.4 Там же. С. 42.