Величайший праздник – День Победы – я всякий раз переживаю и радостно, и очень тяжело, с большой грустью и, может быть, чувством непоправимой вины за все, что произошло тогда с Россией, с Советским Союзом, с нашим народом. День Победы – оченьсложный праздник, в отличие от любых других, например от Пасхи Христовой, которая в 1945 г. совпала с Победой и была безусловной и великой радостью Воскресения.
Всякая победа куется с первого дня войны и, как правило, начинается с поражений. Это парадоксально, но это так. Немцы напали на нас вероломно, без объявления войны. Огромное количество самолетов, артиллерии, танков двинулись на нашу территорию, уничтожая все на своем пути: деревни, села, города, население… Они маршем прошли сотни километров по нашей земле, хотя почти повсюду встречали упорное сопротивление и ожесточенный отпор. Достаточно вспомнить оборону Брестской крепости, блокаду Ленинграда, оборону Москвы, Сталинградскую, Курскую битвы, Зою Космодемьянскую, Николая Гастелло, молодогвардейцев и многих-многих других. Что говорить, мы, мальчишки, ученики младших классов, мечтали попасть на фронт, чтобы с оружием в руках защищать нашу любимую Родину. Я и несколько человек из нашего класса даже попытались сесть в вагон поезда, который направлялся на фронт. Но, к великому нашему сожалению, нас обнаружил военный патруль. Отругав по-отечески, нас передали в милицию, а милиционеры, в свою очередь, родителям. По этому поводу был большой шум, нас ругали, вместе с тем понимая и одобряя наш патриотизм и стремление попасть на фронт в действующую армию.
Советский Союз, естественно, принимал меры к обороне (нашему руководству поступали сведения из различных источников о подготовке Германии к военным действиям). Известно, что между СССР и Германией был заключен договор о ненападении (пакт Молотова–Риббентропа), и мы надеялись на мирное сосуществование и сотрудничество между нашими странами. Поэтому для нашего народа нападение было неожиданным. Известно, что в первые дни войны погибло огромное количество наших солдат и офицеров, мирного населения. Но победа, как я отмечал, куется с первого дня, с первого часа, с первой минуты, с самого начала военных действий. Уже с наших первых поражений начинается отсчет подготовки таких масштабных операций, которые приведут нас к желанной победе в этой страшной, ужасной войне, невиданной и неслыханной по своим масштабам: по количеству участников, вооружений, разрушениям и потерям… Неслучайно в своем выступлении по радио 22 июня 1941 г. от имени советского руководства В.М. Молотов произнес фразу, которая выражала настроения нашего многомиллионного народа и которая стала впоследствии исторической, провидческой: «Наше дело правое, враг будет разбит, Победа будет за нами!»
Как поется в одной из известных песен, Победа – это праздник со слезами на глазах. Но дело даже не в слезах, все гораздо глубже: дело в абсолютно непримиримых интересах фашистских агрессоров и советского народа, в несовместимом облике фашистских убийц, нелюдей и миролюбивых народов нашей страны. Германия объявила блицкриг, она надеялась в кратчайшие сроки разгромить и поработить Советский Союз. Гитлеровские головорезы и их европейские союзники рассчитывали быстрым маршем пройти по нашей земле и заставить Москву капитулировать. Они полагали, что это будет для них своего рода веселой «прогулкой», в которой они продемонстрируют мощь своей военной машины, армии, вооружения. Фашисты с хорошим настроением, песнями, музыкой шли по нашей земле, уничтожая все и вся. А для нашего народа это было запредельное горе, равносильное приближению смертного часа для страны. И действительно, огромное количество, до сих пор точно неизвестно сколько – и военных, и детей, и женщин, и стариков, – погибли уже в первые часы, первые дни войны.
Как могло случиться, что одна из самых развитых европейских стран, Германия, и ее европейские союзники с их передовой высокоразвитой промышленностью, сельским хозяйством, наукой, искусством и культурой, смогли развязать почти в середине XX века такую зверскую, человеконенавистническую войну, устанавливая повсюду фашистский режим с его расистской, античеловеческой идеологией, тюрьмами, застенками, концлагерями? Хорошо подготовленная, вымуштрованная фашистская армия, обладающая самым современным оружием, представляла собой прекрасно отлаженную военную машину, одной из главных целей которой наряду с захватом территорий, порабощением стран, было целенаправленное уничтожение народов, которые, согласно разработанному плану, должны были быть стерты с лица земли (евреи, цыгане, славяне и др.). Этой военной машине удалось легко покорить всю Европу и заставить европейскую промышленность работать на Германию, при этом большинство европейских стран присоединились к Германии в качестве союзников и участвовали в боевых действиях против Советского Союза.
И вместе с тем, как бы несколько отстраняясь, уходя в ретроспективу, в мирные предвоенные годы, и заглядывая вперед (хотя в те дни трудно было себе представить, какая перспектива могла быть, – чаще всего она казалась страшной и безнадежной), мы понимаем, что наш народ не только не был сломлен, а напротив, собрал силы, мобилизовался. И это стало возможным благодаря опоре на все его выдающееся прошлое, особенно включая два последних десятилетия настоящей полнокровной жизни – кипучей и могучей, как пелось в песнях. В предвоенные годы были достигнуты невероятные успехи во всех сферах науки, техники, культуры – чего никогда не было ни в одной другой стране мира. При этом все принадлежало народу, а не каким-то эксплуататорам, капиталистам, монополистам. Весь прибавочный продукт, все, что зарабатывали фабрики, заводы, все, что выращивалось на полях, в сельском хозяйстве – возвращалось потом народу, и народ в своем большинстве жил довольно хорошо и материально, и духовно.
В настоящее время я работаю над своими воспоминаниями, встречами и беседами с нашими великими учеными, политиками, деятелями литературы, искусства и культуры – Н.Н. Семеновым, И.Г. Петровским, В.Ф. Асмусом, В. Ярузельским, С.Т. Коненковым, Н.И. Сац, Г.С. Улановой, Е.В. Образцовой, Д.Д. Шостаковичем, И.С. Козловским, С.Я. Лемешевым и другими – они в один голос восхищались советской властью, которая открыла невиданные ранее перспективы для развития каждого человека, его способностей и талантов. И люди самые простые, как говорят, от сохи, из рабочих, из крестьянских семей, из захолустья, из глухих деревень и сел смогли получить среднее и высшее образование, и многие стали выдающимися деятелями в области науки, техники, культуры. Это совершенно невероятная вещь, невероятные достижения за очень короткий исторический период времени. И никто из них не лукавил, когда хвалил советскую власть, говоря, что он служит своему государству, своей власти, своему народу. Это было абсолютно правдиво, правильно, заслуженно. Разумеется, они осуждали расстрелы, чистки, преследование инакомыслия. Но они хорошо понимали и отмечали то, что была построена совершенно новая цивилизация, новая государственность, сформированы новые отношения между людьми, и этого ни при каких обстоятельствах нельзя перечеркивать и недооценивать. И мы особенно остро это почувствовали, когда был развален, уничтожен Советский Союз и возникло эксплуататорское, во многом даже олигархическое, общество, которое мы сейчас имеем во всем мире и в России в том числе.
Не только я, но и все мои знакомые, все те, кто уже ушел, кто воевал, кто трудился в тылу, – все отдавали и отдают себе отчет в том, какой ценой была достигнута Победа. Праздник Победы связан с гибелью огромного числа людей. Мы называем 27 млн, но на самом деле, видимо, погибло гораздо больше – не только на фронтах, но и в тылу от голода, холода, болезней и т.д.
А это были в основном молодые здоровые люди, мужчины, женщины, парни, девушки, многие еще не были женаты, у них должны были быть семьи, дети, у этих семей – свои семьи и т.д. У каждого должна была продолжаться родословная. И все это было уничтожено, не воплотилось в реальную жизнь. Кто может посчитать количество этих потерь, не говоря уже о качестве? Ведь погибали самые цветущие люди, самые талантливые, еще не раскрывшиеся, которые только начинали жить. Кто может все это оценить? И вот когда наступает День Победы, когда люди начинают над этим задумываться, становится не по себе. С одной стороны, все улыбаются, радуются: все-таки мы победили в схватке с этим зверем. Победили люди, победила человечность, гуманизм. Эта великая Победа – великая радость. Но какие жертвы были принесены ради этой Победы!
Почему же мы все-таки победили? У нас в начале войны было меньше оружия, некоторые его виды были менее совершенными, чем у гитлеровцев, которые, конечно, более основательно подготовились к войне. На немцев работала вся Европа и не только Европа. А мы, по существу, были одиноки. Неслучайно еще император Александр III говорил, что у России есть только два союзника – ее армия и флот. Другие так называемые союзники – Соединенные Штаты, Великобритания – выжидали, когда станет ясно – кто кого, готовясь присоединиться к победителю. Поэтому они и открыли второй фронт только в 1944 г., когда победа Советского Союза была уже для всех очевидной.
В тылу на заводах, на фабриках сутками трудились дети, женщины, старики – холодные, голодные. В феврале 1945 г. я, 13-летний подросток, начал работать слесарем на харьковском заводе «Серп и Молот», выпускавшем военную продукцию. Из-за небольшого роста я не мог дотянуться до станка, для меня и других таких же ребят сделали деревянные подставки, стоя на которых, мы работали с тисками, напильниками, сверлами, зубилами, молотками. При этом детали нужно было обрабатывать в строгом соответствии с чертежами…
Так почему же мы все-таки победили?
Приводятся самые разные основания для этого: что у нас было построено социалистическое государство, мы достигли реального равенства и реальной справедливости. При этом все-таки осуществлялась подготовка к будущей войне, может быть, недостаточная, но мы предполагали, что эта битва состоится, потому что капиталистические страны открыто к ней готовились. И было ясно, с кем они намерены воевать. Конечно, в какой-то мере между собой, но это не самое главное, а главное – против социализма, коммунизма, против такой страны, как Советский Союз. И поэтому мы тоже готовились, как могли.
Управление, которое осуществлялось коммунистической партией, Политбюро ЦК во главе с И.В. Сталиным, в известной степени было довольно серьезным. Не только коммунистическая партия, профсоюзы, но и организации молодежи – комсомольская, пионерская и даже октябрята – сыграли свою положительную роль в годы войны.
Но о главном, на мой взгляд, 24 мая 1945 г. сказал Сталин на приеме в Кремле в честь командующих родами войск Советской армии. Он поднял тост за русский народ, который, по его словам, «является наиболее выдающейся нацией из всех наций, входящих в состав Советского Союза». Далее он сказал: «Я пью за здоровье русского народа не только потому, что он – руководящий народ, но и потому, что у него имеется здравый смысл, общеполитический здравый смысл, ясный ум, стойкий характер и терпение». При этом Сталин отметил, что у правительства было немало ошибок, моменты «отчаянного положения в 1941–1942 гг., когда наша армия отступала», но русский народ оказал доверие советскому правительству, он не отступил, не сказал: «…Вы не оправдали наших надежд, уходите прочь, мы поставим другое правительство, которое заключит мир с Германией и обеспечит нам покой». Это могло случиться, имейте в виду… Русский народ верил, терпел, выжидал и надеялся, что мы все-таки с событиями справимся».
Сказанное не было случайными словами. Сталин окончил духовную семинарию, он понимал, что становым хребтом Победы и всей деятельности, связанной с достижением этой Победы, был русский народ, к которому присоединились все другие народы и республики, входившие в Советский Союз.
Да, русских было больше всего. Но откуда взялись присущие им терпение и стойкость? А дело в том, что русский народ привык сражаться за веру, царя и Отечество. И вера всегда была на первом месте. Да, накануне войны вера была гонима, многие священнослужители, верующие люди находились в тюрьмах и ссылках. Но в каждой семье по-прежнему хранились иконы. Отцы, матери, жены, сестры молились за своих сыновей, мужей, братьев…
Мой крестный отец – дядя Михаил Андрианович – прошел всю финскую, а затем Великую Отечественную войну, получив в общей сложности 39 ранений, несколько контузий. И когда я его спросил, как ему удалось выжить в этих войнах, он сказал: узнай у своего деда (его отца) Андриана. Дед мне ответил: «Я все время молил Бога сохранить моему сыну жизнь, и Он услышал мои молитвы». Дед постоянно читал Библию, жития святых, церковные книги, чтение вслух он часто сопровождал очень интересными комментариями.
После знаменитой встречи Сталина с митрополитами – Московским Сергием (Страгородским), Ленинградским Алексием (Симанским), Киевским Николаем (Ярушевичем) – в сентябре 1943 г. изменилось не только положение верующих (церкви, духовные школы были открыты, началось возвращение пастырей из тюрем) – произошел коренной перелом на фронте.
Уже после Сталинградской битвы общая уверенность в нашей Победе окончательно окрепла.
Но потери, которые мы понесли, конечно, невосполнимы. Каждый год в День Победы меня охватывает не только непередаваемая радость, но и чувство неизъяснимой горечи, как будто соборной ответственности за судьбы тех, кто с этой войны не вернулся. На земле героям дают медали, ордена, звезды героев, а в Вечности самая высшая награда – это Царство Небесное.
Наш народ всегда знал, помнил и почитал своих героев, тех людей, которые ковали победу на фронте и в тылу. В народной памяти навсегда остались герои Брестской крепости, защитники Ленинграда, столицы нашей родины Москвы, многих городов и сел. В его памяти остались также герои партизанских отрядов, действовавших в тылу врага на протяжении всей войны, герои нашего тыла, которые обеспечивали всем необходимым наших воинов для достижения победы. Особое место в памяти народа занимают солдаты, матросы, офицеры, генералы и адмиралы нашей доблестной армии и флота.
Исключительное место в народной памяти принадлежит нашим женщинам, которые работали на заводах, фабриках, в тылу, воспитывали детей, ухаживали за ранеными в госпиталях и одновременно являли собой триумф любви, тесно связанной с правдой и красотой, с милосердием и справедливостью. Наши женщины, как богини, вдохновляли своих мужей на ратные подвиги, а мужья не сомневались в их верности, помнили их великую любовь и нежность и были уверены, что такая любовь приведет их к Победе.
В России всегда существовал культ матери. Если отец – глава семейства, то мать – глава дома, Домохозяйка с большой буквы. И сыновья с фронта писали письма, полные любви, признательности своим матерям за все, что те сделали для них, и клялись, что защитят свою родную землю, Родину-мать, и разгромят фашистского зверя.
Культ женщины в России выражался, как правило, в трех ипостасях: женщина как мать, женщина как Родина-мать, женщина как подобие образа Божией Матери, да и саму Россию нередко называли матушка-Русь. В этом смысле женщина играла такую роль в жизни русского общества и государства, которую трудно переоценить. Отсюда плакат «Родина-мать зовет!», отсюда замечательный памятник Е.В. Вучетича в Волгограде «Родина-мать зовет!», отсюда чувство и понимание у русского человека и на Руси красоты матушки-природы, отсюда Покров Божией Матери, отсюда же несравненная красота, нежность, улыбка и целомудрие русской женщины.
В 1960-х гг. мне посчастливилось трижды встречаться с оставшимися в живых защитниками Брестской крепости, которые просто, бесхитростно и скромно рассказывали о том, как они защищали крепость, как им удалось столько времени удерживать свои позиции от натиска во много раз превосходящего их озверевшего противника. Мне также довелось дважды беседовать с Героем Советского Союза Марией Борисовной Осиповой, партизанкой-подпольщицей, одной из организаторов ликвидации гауляйтера Белоруссии В. Кубе. Она рассказывала, с какими трудностями пришлось встретиться ей и основной исполнительнице приговора Елене Григорьевне Мазаник, чтобы пронести в квартиру взрывчатку и уничтожить главного палача Белоруссии. Мне также посчастливилось много раз встречаться и беседовать с одним из самых умных, глубоких и талантливых людей нашего времени Пантелеймоном Кондратьевичем Пономаренко, Первым секретарем ЦК Компартии Белоруссии (1938–1947), который во время войны возглавлял Центральный штаб партизанского движения. В 1960-х гг. он преподавал в институте Общественных наук при ЦК КПСС, где тогда работал и я. Он, в частности, рассказывал, что партизанское движение почти везде возникало стихийно, ибо люди ненавидели фашистов, этих лютых захватчиков и палачей, и всеми силами стремились бороться и нанести им как можно больший урон. И только потом постепенно было налажено организованное руководство всем партизанским движением, тогда это движение стало по-настоящему грозной силой.
И напрасно в последние годы русофобы всяких мастей пытаются переписать историю и приписать победу над фашизмом тем, кто имел к этому весьма далекое отношение или не имел вообще никакого отношения. Больше того, они кощунствуют и измываются над памятью героев, освободивших Европу и мир от фашистской нечисти, когда пытаются осквернять могилы советских воинов, уничтожают памятники, установленные нашим героям во многих странах. Но зря стараются эти слуги дьявола – люди, победившие фашизм во Второй мировой войне, навсегда останутся в памяти нашего народа и других народов мира.
Неслучайно в недрах народного сознания возникла идея Бессмертного полка, которая продолжает расширять и развивать память народа о героях, принесших эту великую Победу. Может быть, поэтому шествие «Бессмертный полк» напоминает крестный ход с портретами святых, мучеников и праведников.
Я думаю, что это святые люди, которым уготовано Царство Небесное за их величайший подвиг, ибо «нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя»(Ин. 15:13). Герои нашей великой Победы всегда были, есть и будут для нас великими Героями и Святыми.
Справка
Константин Михайлович Долгов – доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки России, труженик тыла в годы Великой Отечественной войны