Если была голгофа, должна быть и Пасха. Воскресает не только человек, но и целые общества переживают воскресение о Христе. В XX веке Русская Православная Церковь взошла на свою голгофу. Являемся ли мы сегодня причастниками завещанной нам Пасхи?
Молитва новомучеников отверзает Небо
Владыка Феогност (Гузиков), архиепископ Сергиево-Посадский, наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, как-то недавно подметил в проповеди, что еще 10-летие назад маленькие дети плакали и брыкались у Чаши, а теперь двухмесячные младенцы сами открывают рот перед Причастием. Что-то с обществом происходит. Пусть еще с совсем малой частью, но и это уже – закваска… бродит, животворит.
Кто бывал в местах массовых расстрелов, в подмосковном Бутове, знает это состояние звенящей тишины: так что земля гудит под ногами. Сколько здесь расстреляно архиереев, священников, старост, алтарников, звонарей, свеченосцев – среди них были дети, подростки 12–14 лет… Соприкосновение с этой тишиной очищает: все ненужное, наносное отходит на второй, третий планы, вовсе уходит из твоей жизни, обретающей центр и смысл.
Только если центром твоей жизни является Христос и можно было претерпеть все то, что обрушилось на долю новомучеников. Почему убивали новомучеников? Да потому что не могли заставить отречься от Христа! И от безсилия умертвить верующую во Христа душу – с такой злобой убивали тела.
«Нет такого мучения, такого издевательства и такого сатанинского глумления над человеком, которым бы не подвергли наших страдальцев, новомучеников», – говорит архиепископ Берлинский и Германский Марк (Арндт). Кафедральный собор Новомучеников и Исповедников Российских и Святителя Николая в Мюнхене, где он является настоятелем, первый во всем мире храм, посвященный их памяти.
Русская Православная Церковь Заграницей отметила в этом году 35-летие прославления новомучеников, которое состоялось в 1981 г. «В те годы нам из России писали и просили, чтобы мы, находящиеся на свободе, прославили святых новомучеников, потому что церковный народ в России, где Церковь тогда еще была пленена, знал, что такое прославление отверзет Небо и по молитвам святых новомучеников ниспошлет на многострадальную Россию спасительную Божию Благодать, которая все возрождает, все отрешает и приводит к обновлению жизни», – рассказывает владыка Марк.
Почему мы всегда выбираем мрак?
«Но почему мы сейчас терпим такие испытания, а впереди еще, возможно, будет нечто гораздо сильнее и страшнее? Да потому что народ перестал каяться! Того количества людей, которое ходит в Церковь, недостаточно, чтобы светить миру, освящать наш народ, – отмечал приснопоминаемый архиепископ Алексий (Фролов; †03.12.2016). – Церковь, говорят, «не дорабатывает». А народ русский «дорабатывает» тем, что он только мечтает о том, чтобы все было хорошо, а в Церковь не идет? Да и что в его представлении «хорошо»? Чтобы были набиты холодильники, чтобы работал телевизор, чтобы была работа и зарплата, а в Церковь не обязательно ходить? Иллюзия! Мы – дети Божии. Это очевидно. Тогда нам надо вспомнить, кто мы есть? Для чего мы живем?»
«Почему же мы всегда выбираем мрак? – продолжает архиерей. – Велика, видимо, инерция. Мы 80 лет жили не с Богом. Мы особым образом отказывались от Бога: разрушали храмы, монастыри, оскверняли святыни, тысячами расстреливали духовенство. Сейчас Церковь с большими трудами пытается воссоздать то, что было разрушено русским – считавшимся богоносным – народом. Церковь пытается созидать, а народу это как будто совсем и не нужно. Храмы продолжают пустовать, в монастырях – единицы таких, кто отказался от мира и стремится к Богу. И доколе все это будет? До тех пор, пока наше же беззаконие не накажет нас? Но одумаемся ли мы и сможем ли мы выбрать в момент испытания Бога? Это серьезный вопрос».
Не то же ли самое происходило в России начала XX века? Россия уже тогда становилась обществом потребления. Оттого-то так и ненавистна становилась монархия, что в основе ее – сакральная идея служения Богу, Царю и Отечеству.
«И разжирел Иаков, и очерствело сердце Израиля…» (см.: Ос. 13:6; Втор. 31:20).
Чем поплатился русский народ за это Богоотступничество – и хотелось бы написать, что известно, однако еще слишком многое сокрыто в архивах – точно общество не хочет знать правду, и среди близких еще много умолчаний, а старшее поколение уже уходит навсегда. Не на своих ли ошибках снова будем «учиться»?
А Бог есть…
Если бы только тем, кто упорствует в своем незнании, открылось, насколько спасительно узнать правду. Человек может быть «атеистом», коммунистом, «пофигистом», или «а я агностиком!» – любят заявлять сейчас подростки, но стоит ему только узнать правду, хотя бы самый малый краешек этой правды, касающийся до него самого, как человек уже имеет шанс преобразиться. Ему многое вдруг становится понятно. Для нравственно не огрубевшей молодежи даже не важно, что это будет за правда: о том, что мой дед был расстрелян или сдал соседа по коммуналке.
Правда может обратить от погибельной наклонной внуков-правнуков-праправнуков, если только мы востребуем ее. Иначе обращать уже будет некого. Опытные пастыри, такие как протоиерей Валериан Кречетов, свидетельствуют, что по большей части воцерковляются сегодня именно потомки пострадавших. Хотя ему и приходилось исповедовать и причащать, например, правнучку одного из видных революционных деятелей, сидящую на игле наркоманку.
«Семя нечестивых потребится» (Пс. 36:28).
Кто успеет во спасение покаяться хотя бы перед смертью?
Благословлял же по заповеди Спасителя (Мф. 5:44) первомученик XX века митрополит Владимир (Богоявленский; †07.02.1918) тех, кто, ухмыляясь, прикуривая и балагуря по пути, вел его к месту казни за стены Киево-Печерской Лавры, где святитель и был расстрелян. А разве не за своих истязателей принял лютую смерть священномученик Фаддей Тверской (Успенский; †31.12.1937), точно закрывая своей жертвой ненасытную бездну, возможно, самого страшного 1937 г.?
А почему 1937 г. был страшным, почему столько расстрелов было? – задается вопросом рожденный в этот год протоиерей Валериан Кречетов и отвечает: «Да потому что началась чистка самих чекистов! Я недавно услышал, что Ягода, когда был доставлен на Лубянку, сказал: «А Бог есть, иначе бы я тут не оказался». О как!
«Все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф. 26:52).
Поскольку сами палачи пытались какую-то видимость законности создать, стали проверять архивы, а там сплошные подделки! Они и заметали следы, быстро расстреливая своих же, чтобы закончить все дела».
Но разве не молился святитель Тихон (Беллавин; †07.04.1925), Патриарх Москов¬ский и всея Руси, и за гонителей, как и за весь уводимый в плен душегубцами и богоборцами русский народ, и за младенцев, что оставлены без Крещения, и за стариков, вне христианского напутствия принимающих смерть, погребаемых, и за юношей и дев, совращаемых в блуд, ибо нет Таинства Брака, – о всех и за вся, лишенных спасительных Таинств Церкви Христовой, и самого главного – Причастия. Жестко обличая безбожную власть, молился же он и за палачей.
Потом уже годы спустя яростный преследователь самого Святейшего Тихона – Тучков, умирая от рака, попросил приехать к нему Патриарха Алексия I, их беседа длилась несколько часов…
Две истории
А сколько у нас в народе переплетенных судеб! У большинства в роду и пострадавшие, и палачи – и через каждую душу идет это раздвоение: кому наследуем? Сознание современника отворачивается от скорбей. Почему же то и дело встает вопрос о непочитании новомучеников? Даже среди церковного народа!
Две истории. Благочинный одного из округов Москвы признался недавно потомку новомученика, что у него лично как-то не сложилось почитание новомучеников, закрыта для него эта тема – и все. Тот, кому он доверился, только пожал плечами, можно было разве что помолиться о собрате-священнике… Вскоре благочинному сообщили то, что перевернуло его отношение к новомученикам: его двоюродный дед – епископ, прошедший тюрьмы, лагеря, пусть сам он и не прославлен, он лично общался со многими из новомучеников. Вторая часть новости: именно ему по завещанию теперь передается архив-библиотека высокопреосвященнейшего деда. Оказывается, рожденные в 1920-х гг. родители этого рожденного в 1950-х племянника-благочинного всю свою жизнь боялись даже просто упоминать о том, что родственник – архиерей. По другой линии родни кто-то работал в органах. Хотя об этом тоже сейчас не любят говорить.
Другая история. Когда в середине 1990-х гг. была предпринята попытка выяснить, где в Москве происходили расстрелы, был еще жив человек, который в 1937 г. исполнял обязанности коменданта хозяйственного управления НКВД по Москве и области. Он, кстати, подтвердил, что действительно Бутово для Москвы и области было основным местом расстрелов и что ответственные исполнители, подписавшие обнаруженные в архивах акты о приведении приговоров о высшей мере наказания в отношении 20 760 человек, «работали» на полигоне. Так удалось определить, что эти люди расстреляны в Бутове. (В подавляющем большинстве других мест такой четкой привязки нет. По питерским, например, захоронениям масса вопросов: непонятно, кто в Левашове, кто на Ржевском полигоне убит.) Этот товарищ ушел из органов во время Великой Отечественной войны. Он был хозяйственник, в органах оказался мальчишкой в годы Гражданской войны. Может быть, он и принимал, конечно, в чем-то участие, – у энкавэдэшников принято было всех своих «кровью мазать». Но во всяком случае во время войны он ушел из системы, работал в 1960-х гг. директором того, что сейчас называется «шоу на льду». «Изумляет в истории этого человека, что второй раз он женился на женщине с фамилией явно из священнических, – рассказывает протоиерей Кирилл Каледа, настоятель храмов Новомучеников и Исповедников Российских и Воскресения Христова на Бутовском полигоне, внук расстрелянного здесь священномученика Владимира Амбарцумова (†05.11.1937). – Год назад к нам приезжала его внучка – православный иконописец, она буквально месяца за два до того, как приехать сюда, узнала, что ее любимый дедушка, кого она считала диссидентом, в 1930-х гг. был тем, кем он был. Водить ее по полигону было сложнее, чем Владимира Владимировича Путина. Там было понятно, что говорить. А здесь было совершенно непонятно, как с ней, бедной, общаться».
Покаянное жительство
Сколько нами всего еще не осмыслено и – страшно проводить параллели. Тот же отец Кирилл Каледа отмечает, что у нас, часто говоря о раскулачивании (более-менее открытая тема), упускают тем не менее из виду, что на самом деле это была расплата за то, что произошло в 1917 г. Крестьянство сделало выбор в пользу красных именно из-за того, что пообещали землю, и на первых порах землю действительно предоставили. Но что это была за земля? Она уже была полита кровью убитых помещиков, их жен, детей. Да, те, кто умел работать, быстро разбогатели на этой земле, их назвали «кулаками» и точно так же целыми семьями отправили умирать в Сибирь, в Казахстан, еще куда-нибудь. «И это действительно ужасно, – говорит отец Кирилл. – Мы даже имен погибших не знаем. Но это была расплата. Мы боимся об этом вспоминать, потому что, прошу прощения, та приватизация, которая прошла на нашем веку, имеет такую же законность, как захват земель в 1917 г.».
Да и что следует за этой приватизацией? Не тот же ли самообман, что и в XX веке: только тогда строили «рай» на земле в масштабах страны, а теперь пытаются во внутриквартирном или внутрикоттеджном варианте.
Мы живем в цивилизации новомучеников – тех, кто во главе со святым царем Николаем II сделал свой выбор. «Если бы царь Николай прилепился к царствию земному, царству эгоистических мотивов и мелочных расчетов, он бы, по всей вероятности, и сегодня сидел на своем троне в Петербурге, – писал в 1932 г. святитель Николай (Велимирович; †18.03.1956). – Но он прилепился к Царствию Небесному, к Царству небесных жертв и евангельской морали, и из-за этого лишился жизни сам, и чада его, и миллионы собратьев его».
Все, что вне этой перспективы и основано не на этой небесной жертве миллионов лучших русских людей, обречено на крах. У русских сегодня царство не от мира сего. Мы потеряли государя земного, но обрели Небесную Покровительницу и святого царя. Имперские скипетр и держава вознесены над Русской землей, точно отныне путь обретения царства – не что иное, как взыскание Небесного Отечества. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (см.: Мф. 6:33).
XX век нам заповедал особое покаянное жительство. В момент отречения от престола святого царя Николая II, 15 марта 1917 г., Сама Царица Небесная явлением Своей Державной иконы восприемлет образы царской власти. «Отныне Я Сама буду управлять этой державой!» – слышали Ее голос.
Не это ли и есть прообраз и обетование завещанной нам Пасхи?
Сим победиши
Само слово «Пасха» означает переход. Некогда голос из пламени, охватившего Неопалимую Купину, повелел Моисею вывести народ Божий из рабства египетского в Землю обетованную, и им путеводительствовал по пустыне Огненный, а в свете дня – Световой столп. Неопалимая Купина – прообраз Приснодевы Марии, смирение соделало Ее неопалимой, чтобы принять в человечество Огнь Божества и явить Свет Христа людям. Так что и этот путеводящий библейский символ предзнаменует Ее.
Явлением Пресвятой отмечены многие судьбы новомучеников, кто по своим смирению и любви способен был явить этот Свет Христов людям. Богоматерь часто встречала Своих при отходе душ в вечность. Как еврейский народ Огненным и Световым столпом, так русский народ Державной Владычицей путеводим к великим обетованиям, о которых говорил самый пасхальный русский святой батюшка Серафим Саровский: «Господь помилует Россию и приведет ее путем страданий к великой славе».
«Воистину Библия о нашей судьбе пророчествует. Читайте Библию, чтобы иметь вам свечу в руках на темном пути судеб человеческих», – писал святитель Николай Сербский (Велимирович). Так же, как иудеи находились 70 лет в рабстве египетском, русский народ 70 лет жил в плену квазирелигиозной идеологии. И истекшее ныне 20-летие сравнивают с периодом блуждания народа Божия по пустыне…
«Кроткие, – сказано в евангельских Заповедях Блаженств, – наследуют землю» (Мф. 5:5).
Самые кроткие насельники земли Русской совершили уже свой переход – это сонм новомучеников и исповедников Церкви Русской, прославленных поименно и не явленных, но ведомых Богу. Русская земля, вся политая новомученической кровью, – сплошной антиминс. Кто его наследует? Антиминс не предназначен для построения башен Вавилона.
Помните, было время начала 1990-х гг., когда в нашей стране все рушилось: заводы хищнически приватизировались, банкротились и закрывались, в колхозах техника разворовывалась и пропивалась, а монастыри и храмы возрождались из руин? Жизнь, освященная молитвой, выправлялась.
Только там, где приносится Жертва Безкровная, и совоскресает с Господом наше общество. Скольких человек можно объединить у Чаши? Когда уже не надо и невозможно калечить и убивать друг друга грехами, но все едины и в каждом воскресает раздробляемый за нас в угоду Богу Отцу Христос.
Замечательно сегодня совмещение архимандритом Порфирием (Шутовым) обязанностей наместника Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря и директора Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника. Вся земля этого архипелага освящена страданием. «Зеленым антиминсом» назвал как-то Соловки батюшка Иоанн (Крестьянкин; †05.02.2006). Туристы, даже просто побывав здесь ради древностей и созерцания красивой природы, возвращаются сюда уже паломниками.
На маковках вновь – кресты. Сим победиши…
Новомученики воскресают в наших сердцах
Церковь Христова – Новый Израиль – совершает свой переход не как перемещение в пространстве. Это Древний Израиль шел по пустыне, а мы бредем по своей же Русской земле и все никак не можем ощутить ее обетованной. Да и до сих пор всюду идолы безбожья тех, чьим изваяниям, псевдоиконам-портретам заставляли поклоняться вместо Бога.
«Аз есмь путь» (Ин. 14:6),
– говорит Спаситель. Движение новым израильтянам заповедано внутреннее, цель его – Царствие Небесное, которое «внутрь нас есть» (Лк. 17:20). Это вовсе не то же самое, что «Бог у меня в душе». Те же новомученики били в набат: «Вне Церкви нет спасения!» В тюрьмах и лагерях, укрываясь от надзирателей, служили литургии!
Не быв причастником Тела и Крови Христовой, не ощутив это Царствие Небесное здесь, на земле, не сможем обрести его и в вечности. От того-то и слышим увещевания, что дни лукавы, время коротко, что не знаем ни дня, ни часа нашего испытания… Вне Господа разве устоим в воскрешающем таинстве Креста?
«Господи, просвети душу мою любовию Креста Твоего» – молимся мы в вечерних молитвах каждый день. В этом смысле и святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, увещевает: «Чадца, не сходите с пути крестнаго, низпосланнаго нам Богом». Так Свет Христов может действовать через христиан в мире этом, преображая и спасая его.
Народ, удалившийся от Бога, утерявший с Ним спасительную связь в Таинствах Церковных, может совоскреснуть в этом свете исповедания Христа. Подвигом новомучеников и опытом тех, кто им наследует и их почитает, и сегодня души выходят на свет.
Жертва новомучеников принесена, говорит владыка Марк (Арндт), чтобы открыть нам глаза на главную Жертву – Христову.
Мученичество – самый короткий экстренный подъем в Царствие Небесное для тех, чья душа для этого стояния в Истине окажется укрепленной. Над новомучениками изгалялись, пытаясь спровоцировать на ответную злость. А они по примеру Распятого молились за палачей. «В чем застану, в том и сужу», – сказал Господь о главном переходе, который надлежит совершить каждой душе.
В душе мученика всепрощающая любовь вспыхивает в момент перехода в вечность в экстремальных обстоятельствах насильственной смерти, – не тем ли нам проще простить какую-то бытовую обиду?
Новомученики воскресают в наших сердцах, чтобы и с нами поделиться опытом воскресения. Преображают нашу жизнь верностью Кресту и Христу. Кающиеся мы и есть – чаемая Пасха новомучеников. Их подвиг именно в нашем отклике может и продолжает приносить плод Господу: в 30, в 60, во 100 крат (Мф. 13:23). Умножающему умножу, – дает обетование Господь (Мф. 25:13–29). Прозревший и сам уже является свидетелем («мартир» от греч. μάρτυς – свидетель) Страданий и Воскресения сначала – новомучеников, а сквозь их опыт потом и Христовых.
«Вера в Воскресение Христово была тем камнем, на котором стояли и устояли новомученики», – сказал Святейший Патриарх Алексий II, внезапно некогда благословивший освятить центральный придел белокаменного храма на Бутовском полигоне в память Воскресения Христова.
Русская Православная Церковь, прославившая сонм новомучеников и исповедников сейчас, когда большая часть мира восстает на Бога, свидетельствует тем самым перед всем миром свою веру в Воскресение Христово. Свидетельствуем ли мы ее своим почитанием новомучеников? Или у нас до сих пор зачинщик всех этих бед русского народа и многомиллионых смертей центрирует с претензией «живее всех живых» центральную Пасхальную Красную площадь страны?
Да воскреснет Бог и расточатся врази Его…
Христос Воскресе!
Ольга Орлова