Главное место почитания апостола от 12-ти Матфия в нынешнем христианском мире – немецкий город Трир. Здесь апостола признают как покровителя строительного дела, столяров, мясников, кузнецов, портных, плотников, кондитеров. Празднование апостолу Матфию 13 июля – в Соборе 12-ти апостолов и 22 августа.
Христов благовестник
Апостол Матфий происходил из колена Иудина. Он родился в городе Вифлееме и с раннего детства изучал в Иерусалиме Закон Божий под руководством мудрого учителя Симеона Богоприимца, учившего Матфия не только познанию Закона, но и добродетельной жизни.
Вифлеем того времени – маленький иудейский городок в 8 километрах на юго-запад от Иерусалима. Здесь родился царь Давид, здесь Иаков похоронил Рахиль, а шестой из 12-ти малых пророков Михей, несмотря на то, что в его время Вифлеем был и вовсе невеликим селением, предсказал, что именно в нем родится Мессия. Через семь столетий сюда пришли Иосиф и Мария, чтобы принять участие в проводившейся римлянами переписи населения. Здесь и родился Иисус Христос.
Прошло 30 лет. Услышав первые проповеди Иисуса Христа, Матфий глубоко уверовал, что учение Его – не человеческое учение, а чудеса Его – действие силы Божией. Оставив мирские заботы, Матфий с радостью последовал за Господом, везде сопутствуя Ему и слушая слова Его. Душевная чистота и рвение Матфия были замечены, и он был принят не только в число учеников, но и возвышен для апостольского служения. Сначала Матфий принадлежал к числу 70-ти меньших апостолов. После Вознесения Господа Матфий был причтен к 12-ти ближайших учеников Христовых. Произошло это так.
Избрание в число 12
С изменой и самоубийством Иуды лик двенадцати апостолов утратил начальную полноту. Поэтому первоверховный апостол Петр на широком собрании первых христиан обратился к ним со словами о том, что на место отпавшего и погибшего Иуды должно избрать кого-либо из тех, кто постоянно пребывал при Господе, был свидетелем Его чудес и слушателем Его учения, чтобы созданный им сонм 12-ти ближайших учеников оставался неизменным.
«И поставили двоих – Иосифа, нарицаемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия; и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцевед всех, покажи из сиз двоих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и апостольства, от которого отпал Иуда… И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам», как двенадцатый.
Со времени Ветхого Завета обычай решать жребием спорные дела был широко распространен. Ветхозаветные иудеи смотрели на это как на непосредственное обращение за решением к Всемогущему. Библия знает немало таких примеров. Страна была поделена жребием между 12-ю коленами израилевыми. Жребием были назначены города для священников и левитов. Жребием решались наиболее сложные имущественные и иные судебные разбирательства.
Почему Господь избрал в круг 12-ти Матфия, а не Варсаву? Тайна сия велика есть. По человеческому рассуждению Господь ведает, кому какой крест назначить, чтобы по силам было. Кроме того, быть может, Матфий гораздо сильнее молился за Варсаву, чем Варсава за Матфия. И потому был вознагражден почетным избранием.
Это избрание вскоре было подтверждено при ниспослании Святого Духа в виде огненных языков. Дух Святой сошел на Матфия также, как и на других апостолов, даруя ему равную благодать с другими ближайшими учениками.
А Варсава, по преданию, был затем епископом в Елевферополе – городе между Иерусалимом и Газой. Во дни гонений немало пострадал за Евангелие. Однажды был поднесен ему яд, и он выпил и остался жив по благости Божией. Умер в Иудее, и кончина его была весьма почтенна.
Начало служения
По сошествии Святого Духа, вооруженные знанием языков и решимостью характера, апостолы метали жребий, кому из них и в какую страну идти для проповеди Евангелия. Матфию досталась Иудея, где он и трудился, обходя города и веси и благовествуя о явлении Иисуса Христа. Впрочем, возможно родная Иудея досталась Матфию и без всякого жребия. В Писании нет указаний на возраст Матфия, в Новом Завете он вообще упоминается лишь дважды. Но если учесть, что Матфий был учеником преподобного Симеона Богоприимца (в возрасте примерно 20–25 лет), а старец Симеон скончался вскоре после встречи с Младенцем Иисусом, то ко времени избрания в число 12 апостолу было около 60 лет. Это в свою очередь означает, что Матфий был самым старшим (лет на 15–20) среди всех 12-ти.
Предание говорит, что апостол Матфий трудился не только в Галилее, но ходил также с благовестием на запад к жителям Македонии и далеко на восток в Эфиопию Понтийскую.
Что касается путешествия в Македонию, то ничего невозможного в этом нет. Матфий мог замещать кого-либо из заболевших других благовестников или же (что скорее всего) помогать в миссионерских трудах апостолу Павлу, впервые посетившего Македонию осенью 49 г. и создавшего здесь первые в Европе христианские общины. Заметим, кстати, что среди 12-ти Матфий был единственным, имевшим разностороннее фарисейское образование. И потому его возможное сближение с высокообразованным Павлом совершенно естественно. Ходил ли апостол Матфий на юг – сомнительно: возраст, неразведанность дороги, агрессивность эфиопских племен к пришлым проповедникам.
Так же сомнительно и недоказуемо уже путешествие апостола Матфия в дальние восточные края по южному побережью Черного (Понтийского в то время) моря. Главное возражение против такого похода – полное отсутствие каких либо упоминаний о нем в местных преданиях.
С уверенностью и с деталями рассказывает предание о пребывании в тех местах апостола Андрея Первозванного. О его переправе через море, о восхождении к Киевским горам и утверждении на них креста. В городе Албаке (нынешний город Баку) на западном берегу Каспийского моря распят на кресте апостол Варфоломей. В Абхазии погиб апостол Симон Кананит. Недалеко от Еревана есть древний монастырь Айриванк, получивший в народе название «Монастырь Копья». В середине I в. Святое Копье принес сюда апостол Фаддей. По преданию, именно этим оружием было пронзено на кресте тело Иисуса Христа. О Матфии нигде нет ни слова. Откуда же такая легенда?
Возможно, дело в следующем. Время от времени вновь возникает и активно обсуждается легенда о том, что в Киргизии, на северном побережье высокогорного озера Иссык-Куль существует средневековый, вырубленный в скале христианский монастырь. И в том забытом монастыре сохраняется рака с мощами апостола-евангелиста Матфея. Поскольку двух апостолов с похожими именами нередко путают и в наше время, произошла путаница и в давние годы…
В Галилее, а затем и в европейских хождениях апостол Матфий претерпел немало всевозможных препятствий и мучений. Так, в Македонии нечестивые греки, желая испытать силу возвещаемого проповедником учения, схватили его и заставили выпить отраву, лишавшую человека зрения. Кто выпивал ее, делался слепым. Но апостол Матфий, призвав имя Господне, выпил зелье и не потерпел от него никакого вреда. Более того, ослепленных до его прихода – а их было не мало – исцелил, возлагая руки и призывая имя Иисуса Христа. Язычники, не усмирившись, заключили Матфия в темницу, но в первую же ночь в великом свете явился ему Господь, ободрил и освободил от оков. Двери темницы раскрылись, и апостол вышел на волю. На следующий день Матфий снова встал среди народа, с еще большей безбоязненностью проповедуя Слово Божие.
Возвратившись в Иудею, Матфий продолжил миссионерские труды, подтверждая их знамениями и чудесами.
Иудейским первосвященником был тогда Анан, гонитель христиан. Это при нем и с его ведома сбросили с церковной кровли и затем убили сводного брата Божия Иакова, первого епископа Иерусалимского.
По его приказу Матфий был схвачен и приведен в Иерусалим. Первосвященник собрал синедрион, и с помощью подставных свидетелей апостол был осужден на казнь, на побитие камнями. В то время «побиение камнями» было уже запрещено римскими властями, как варварство, но апостола все-таки повели на казнь.
Два свидетеля, как требовал того закон, положили руки на голову апостола и засвидетельствовали, что он хулил Бога. Они же первые бросили в Матфия камни. Потом начали бросать и остальные, и он предал дух свой Господу. Чтобы скрыть преступление, гонители уже после смерти мученика отсекли ему по римскому обычаю голову, в знак того, что он был якобы противником кесаря. Так закончил жизнь апостол Матфий. Случилось это около 63 г. Верующие, взяв тело апостола, с честью погребли его5.
Глава апостола Матфия сохранялась в Царьграде в храме Святых Апостолов. В 1200 г. ее видел там русский паломник Антоний.
Святые мощи апостола Матфия
Мощи апостола Матфия, согласно преданию, обнаружила святая Елена, мать императора Константина Великого. В дальнейшем они разошлись по разным церквям. Сегодня они имеются в Риме, в базилике Санта-Мария-Маджоре, в городе Трире в Германии, а также в церкви св. Юстины в Падуе. Частица мощей апостола Матфия сохраняется в Москве, в церкви Сошествия Святого Духа на апостолов, что на Лазаревском кладбище.
В иконографии апостол Матфий представляется в длинной препоясанной тунике и в плаще. В оформлении – камни, меч, топор, копье – орудия казни,
В раннехристианском мире было известно Евангелие, приписываемое Матфию, однако позднее оно было утрачено, от него сохранились только несколько предложений в пересказе других источников.
В славянской минее апостолу Матфию помещена полиелейная служба.
По традиции, апостол Матфий изображается в хитоне, гиматии и сандалиях. В левой руке может быть свиток или Евангелие.
Анатолий Мацукевич