В Казанском соборе Богородице-Алексиевского мужского монастыря в Томске почивают мощи сибирского местночтимого святого Феодора Томского – Феодора Кузьмича. Стены обители хранят разгадку тайны императора Александра I и его спешного отъезда из Санкт-Петербурга в Таганрог.
Из высшего общества
Большинство исследователей начинают рассказ о старце с его появления на Урале (в г. Красноуфимске) в 1836 г. Статного светловолосого мужчину с благородными чертами лица, у которого, однако, при себе не оказалось никаких документов, арестовали, наказали плетьми и сослали за бродяжничество в Сибирь. Долгое время он был отшельником, странствовал по Томской губернии, работал в тайге, пока в 1858 г. томский купец Семен Хромов не уговорил его поселиться к себе на заимку. Как раз в эти годы и возникла легенда о царственном происхождении Фео¬дора Кузьмича.
Помощник игумена, ризничий Богородице-Алексиевского монастыря иеромонах Иов (Коваль) рассказывает:
«У нас нет прямых доказательств того, что старец Феодор – это Александр I. Но известно, что святой при жизни не желал называть имена своих родителей. Несомненно, это был человек из высшего общества: он владел иностранными языками, хорошо знал историю России и право. И когда крестьяне обращались к нему за помощью в житейских проблемах, он мог дать хороший совет. Старец прекрасно знал историю войны 1812 года, это выдавало в нем человека, лично участвовавшего в тех событиях. Известны случаи, когда Феодор Кузьмич тем, кто обращался к нему за помощью, писал рекомендательные письма – для передачи влиятельным лицам в столице или губернских городах. При этом строго-настрого запрещал передавать бумаги через посредников, только лично в руки. «Иначе, – говорил, – пропадешь». В Томске старца Феодора почитали не только за образованность. Люди видели, что это человек святой жизни. Он очень любил наш монастырь, приходил сюда молиться. Старца Феодора часто принимал настоятель обители.
Сегодня в церкви его почитают не потому, что он был (или не был) императором, а оттого, что, оставив высший свет и мирские заботы, обратившись к страннической жизни, он решил послужить Богу, и на этом пути достиг святости».
Причем здесь декабристы?
Одним из почитателей старца при его жизни стал уже упомянутый купец Семен Феофанович Хромов, который и обустроил ему две кельи – летнюю и зимнюю. Согласно некоторым данным, супруга купца Хромова была родственницей жены декабриста Сергея Трубецкого. При этом многие предполагают, что сам Александр I знал о предстоящем восстании декабристов и имел с ними связь.
Когда 2 февраля 1864 г. старец умер, его похоронили на территории монастыря. На могилу приходили сотни и тысячи людей, веривших в то, что здесь лежит святой царь. Губернатору даже пришлось ограничивать вход простого люда на кладбище.
До революции над могилой старца стояла часовня, в ней находился вход в подземелье, где хранилась рака с мощами старца Феодора. Но в 1936 г. часовню разрушили, могилу осквернили, и лишь 5 июля 1995 г. части мощей святого были обретены вновь.
Косточки промыли виноградным вином, обработали специальным маслом и залили воском. В настоящее время мощи старца Феодора хранятся в храме Казанской иконы Божией Матери под тканевым покровом, выполненным в старинной технике лицевого шитья мастерами Троице-Сергиевой Лавры. В 1997 г. на месте захоронения старца восстановили и часовню. Сегодня она выглядит почти так же, как до революции, только вместо темных выкрашена в светлые тона.
Романовы в Томске
Сохранились предания о посещении старца, а затем и его могилы венценосными Романовыми – Николаем I и Николаем II, жива легенда о том, что портрет Феодора Кузьмича хранил император Александр III.
Но известно, что на прямой вопрос «не император ли он Александр I?» – cам старец Феодор Кузьмич не отвечал ни «нет» ни «да». И это тоже считают косвенным доказательством правдивости легенды. «Таким образом, святой мог охранять престол своего брата Николая I, спокойствие его царствования, – поясняет иеромонах Иов. – Нельзя было говорить о том, что престол занимает брат императора, когда его предшественник еще жив. А правдивость, присущая святым людям, не позволяла сказать «нет». В самой царской семье легенде верили, но публично ее опровергали, понимая губительные последствия ее официального признания в условиях нараставшего антигосударственного движения».
Интересно, что и сегодня в Томск из Австрии ежегодно приезжает Мария Романова. Наместник монастыря игумен Силуан (Вьюров) поясняет: «Мария Олеговна не принадлежит царской фамилии. В свое время она была довольно известной певицей Венской оперы. Мария – дочь дворянина, эмигранта из России первой волны. В юности от отца она узнала удивительную историю Александра I и прониклась глубоким почитанием к нему. Сердце ее так расположилось к святому старцу, что в весьма преклонном возрасте (с 70 до 80 лет), преодолевая тяготы пути и болезней, она ежегодно приезжает в Томск из Вены – дабы иметь возможность молитвенного общения с угодником Божиим вблизи благодатной святыни – его честных мощей».
В 1984 г. старец Феодор был канонизирован в Соборе Сибирских святых. Ежегодно 5 июля, в день обретения его мощей, в храме Казанской Божией Матери совершается литургия, которую возглавляет правящий архиепископ Томской области владыка Ростислав, на службу приходят семинаристы Томской духовной семинарии, сотни богомольцев. Торжественные богослужения совершают и в день кончины старца Феодора – 2 февраля. В эти памятные даты в Томске собираются паломники из соседних – Новосибирской, Кемеровской – областей, из далеких Москвы и Санкт-Петербурга…
«Сейчас мы собираем свидетельства о чудесах, происходящих у мощей, – рассказывает отец Иов. – И мы хотели бы обратиться к Архиерейскому Собору с прошением об установлении общецерковного почитания старца Феодора всей Русской Православной Церковью. Но вопрос общецерковной канонизации – скорее формальный, он никак не влияет на меру святости сибирского подвижника, а лишь служит благоприятным условием для более широкого знакомства с его назидательной жизнью».
Белые пятна и невероятные предположения
У легенды о превращении госудяря императора в старца Феодора есть сторонники и противники. Еще до революции на эту тему написаны десятки книг – сегодня в библиотеке монастыря собрано более 20 изданий разных лет.
В 2007 г. в свет вышла книга историка Марии Громыко «Святой праведник Феодор Кузьмич – Александр I Благословенный» – в монастыре ее считают информативным и качественным исследованием. Автор изучает записки купца Хромова, показания воспитанницы старца Александры Федоровой, других современников Феодора Кузьмича и приходит к выводу, что старец и Александр I – одно лицо. Именно поэтому, рассуждает автор, когда вместо императора в Петропавловском соборе был погребен другой человек, члены царской семьи не потерпели такого «соседства» с их именитыми предками.
«Во все времена озвучивались версии, что фигура старца не связана с императором, но и других фактов много, – рассказывает заведующий библиотекой Богородице-Алексиевского монастыря иеромонах Амвросий (Кузнецов). – Когда в разные годы вскрывали гробницу императора – она оказывалась пустой. Люди, связанные с семьей Александра I, не поминали императора за упокой, пока был жив старец…
Еще один любопытный факт связан с императрицей Елизаветой Алексеевной, женой Александра I, умершей вслед за супругом в 1826 г. Согласно некоторым сведениям, она повторила судьбу своего мужа, почти 10 лет скрывалась и наконец объявилась в качестве насельницы Сыркова монастыря близ Новгорода – в 1834 г. Сегодня это местно¬чтимая святая в Новгородской области».
О супруге императора повествует новинка библиотеки томского монастыря – «Тихая царица и смиренная молчальница», утверждающая, что императрица Елизавета Алексеевна и подвижница благочестия Вера Александровна – одно лицо. Книга вышла в свет в Санкт-Петербурге в 2011 г., ее авторы-составители – С.И. Астахов и Е.И. Карасева.
И все же в этой истории по-прежнему много белых пятен и несостыковок. Как уже было сказано, первое известие о старце Феодоре относится к 1836 г. – спустя 10 лет после официальной кончины императора. Где был Александр I это десятилетие – остается загадкой. По одному из преданий, благословение на подвиг странничества было получено Александром I от преподобного Серафима Саровского, ставшего духовным отцом императора, и пока был жив святой – Феодор Кузьмич находился при нем в Саровской обители. Преподобный Серафим скончался в 1833 г., и старец пустился в странствования, с тех пор он никогда не исповедовался…
Окончательно ответить на вопрос, имел ли Феодор Кузьмич какое-либо отношение к императору Александру, в состоянии генетическая экспертиза, возможность которой не исключают специалисты Российского центра судебной экспертизы. Томская епархия Русской Православной Церкви в лице архиепископа Ростислава заявила, что не будет возражать против проведения идентификации останков старца, но и не станет сама инициировать подобное исследование.
Анастасия Селянина