27 мая 1883 г. в Успенском соборе Московского Кремля состоялось венчание на царство императора Александра III.
На протяжении уже более ста лет фигура императора Александра III вызывает интерес историков, представителей политической и общественной жизни и просто современников. Искаженная трактовка образа Александра III и характера его правления оставили негативный след в историографии. В результате этого эпоха конца XIX в. представлялась как «мрачное» пятно, как «эпоха реакции». Все, что относилось к этой эпохе, расценивалось или как «известное», или как «малозначительное». При той огромной, а часто и определяющей роли, которую играла личность каждого самодержца в России в выработке курса внешней и внутренней политики, а также политики в области культуры, игнорирование фигуры Александра III и его роли, особенно в развитии культуры и науки в России, не только обедняло все суждения и размышления по поводу «хода исторического процесса», но часто лишало такие сочинения всякого смысла. Причиной этого был идеологический подход и слабая вовлеченность в научный оборот огромных пластов документального материала.
В настоящее время становится очевидным, что указанный хронологический рубеж – последние десятилетия XIX в. – чрезвычайно важен не только для оценки существа отечественной истории той конкретной эпохи, но и для понимания исторической глубины, причинной обусловленности трагических разломов и крушений, которые пришлось пережить России уже в ХХ в. В силу этого обращение к данному периоду представляется давно назревшим и необходимым.
Советские историки писали о якобы «реакционном курсе» политики Александра III. Однако результаты правления императора свидетельствуют прежде всего о его здравом консерватизме. В период царствования Александра III была предпринята попытка противопоставить западноевропейскому парламентаризму новый курс «народного самодержавия», а «буржуазной» модернизации экономики – ускоренное развитие национальной промышленности на основе активного государственного вмешательства при сохранении строгого правительственного контроля в промышленных и финансовых сферах.
Тринадцать лет правления царя-миротворца отмечены значительными успехами в укреплении могущества России, а также выдающимися достижениями в развитии отечественной науки и культуры. Чему он лично немало способствовал. По своей сути политика Александра III сводилась к сохранению и развитию православных основ, традиций и идеалов. Царствование Александра III прошло под знаком православного консерватизма. Национальная политика обеспечивала единство и неделимость Российской империи. «Либерально» настроенные историки с их неприятием царской России, как в прошлом, так и в настоящем, не могли и до сих пор не могут простить Александру III отказ от подражания западной модели развития и его курс на самобытный русский путь развития страны.
Александр III получил государство, истощенное русско-турецкой войной 1877–1878 гг., оскорбленное в своем прирожденном национальном чувстве, унизительным Берлинским трактатом, запрещавшем России держать флот на Черном море, разъедаемое внутренней смутой, политической анархией и терроризмом и распущенным административным произволом. Заслуга императора состояла в том, что он, как писал философ Л.А. Тихомиров, автор книги «Монархическая государственность», сумел «не только парализовать вредные стороны пореформенного положения, но даже вызвать подъем национального духа и творчества».
Политика Александра III, опиравшаяся на исторические основы, национальный дух и культуру, дала свои плоды. Чувство патриотизма в огромной степени стимулировало развитие российской науки. В годы царствования Александра III были достигнуты значительные успехи в различных областях науки и техники. Активно работали на различных научных поприщах П.Л. Чебышев, Н.В. Склифосовский, А.Н. и Н.Н. Бекетовы, Ф.А. Бредихин, С.В. Ковалевский, Н.Ф. Филатов, С.С. Корсаков, П.Ф. Лесгафт, Ф.Ф. Эрисман, А.О. Ковалевский, Д.А. Лачинов, О.А. Баклунд, А.К. Кононович, В.П. Энгельгардт, К.Э. Циолковский и др.
В эти годы российское научное сообщество, насчитывавшее к тому времени уже десятки тысяч активно работающих исследователей, вступило в период своего расцвета. В естественных, гуманитарных, технических и математических науках формируются оригинальные научные школы. Пика своего развития достигает геолого-географическая, минералогическая, почвоведческая школы. В разных городах регулярно собирались съезды русских естествоиспытателей и врачей, привлекающие широчайшую аудиторию, вплоть до студентов и гимназистов. Историк В.О. Ключевский писал: «Александр III приподнял русскую историческую мысль, русское национальное сознание».
Представители российской научной элиты определяли роль императора Александра III в развитии научных знаний в России как весьма значительную. Выдающийся русский ученый В.И. Вернадский в одной из своих работ, посвященной истории российской науки, отметил: «Со второй половины XIX в., особенно в последней его четверти, кривая роста научного творчества в России резко поднялась вверх».
В истории России ни до, ни после царствования Александра III не достигалось такого внушительного по масштабности и органического соединения высших структур государства с видными представителями научного сообщества – экономистами, математиками, входившими в состав Государственного Совета, министерств, департаментов (иногда и стоявших во главе их).
Годы царствования Александра III связаны с расцветом русской национальной культуры, искусства, музыки, литературы и театра. Александр III проявил себя мудрым меценатом и коллекционером. Им был создан «Русский Музей».
Композитор П.И. Чайковский, лично получавший значительную материальную поддержку от императора, не раз в своих письмах отмечал роль императора в развитии музыкальной культуры.
Император выступал за соединение двух направлений в русском изобразительном искусстве – творчества мастеров Императорской Академии и художников-передвижников. Александр III говорил, что «…распространение искусства есть дело государственной важности». Именно на передвижников царь и возлагал эту задачу общероссийского масштаба.
По оценке С.П. Дягилева Александра III можно числить среди лучших русских царей. Для русской культуры он был, может быть, самым лучшим из русских монархов. Это при нем начался расцвет русской литературы, живописи, музыки и балета. Все, что потом прославило Россию, началось при Александре III.
Александру III принадлежит большая роль в развитии исторических знаний в России. При нем было утверждено и стало активно работать Императорское Русское историческое общество, которое он возглавлял. Император был создателем и учредителем Исторического музея в Москве.
По инициативе великого князя Александра Александровича в Севастополе был создан патриотический музей, главная экспозиция которого была посвящена Севастопольской обороне.
При Александре III открылся первый университет в Сибири – в Томске, был подготовлен проект создания Русского археологического института в Константинополе, стало действовать Русское Императорское Палестинское общество, и построены православные храмы во многих европейских городах и на Востоке.
Величайшие произведения науки, культуры, искусства, литературы, эпохи правления Александра III являются огромными достижениями России, которыми мы питаемся до сих пор.
В эпоху Александра III было налицо, более чем когда-либо ранее, стремление внести художественное просвещение в народные массы и организовать народный художественный труд во всем его объеме, сохранив его народные черты.
За тринадцать лет царствования императора Александра III (1881–1894) Россия смогла в кратчайший срок совершить стремительный экономический рывок, создать мощную промышленность, перевооружить русскую армию и флот, стать крупнейшим в мире экспортером сельскохозяйственной продукции. Примечательно, что все годы правления Александра III Россия прожила в мире.
Государь Александр Александрович был глубоко верующим человеком и верил в Промысл Божий. Один из его современников – юрист С.А. Андриевский после его смерти напишет: «Он верил в Бога, в тяжкий земной долг и в высшую справедливость… Он видел, что вне его и вне всех людей есть какая-то грозная власть, перед которой, по его мнению, нужно было всегда держать себя в чистоте, чтобы не обезуметь и не погибнуть окончательно».
По словам протоиерея Иоанна Восторгова «сам государь смиренно называл себя сыном Церкви…» Будучи православным человеком, император был религиозно-терпимым человеком. Философ Л.А. Тихомиров по этому поводу писал: «Конечно монарху, как человеку, невозможно быть одновременно православным, католиком, татарином и т.д., чтобы выражать дух различных своих народов, чтобы в таком разноплеменном государстве возможна была монархия – необходимо преобладание одной нации, способной давать ток общей государственной жизни и дух, который мог бы выражаться в верховной власти».
Православная терпимость помогла самодержавию создать огромное государство – Российскую империю. В самодержавном единстве и православной терпимости был залог дальнейшего развития государства и его успехов. Приписываемая Александру III в ряде научных публикаций лозунг «Россия для русских» не соответствует действительности. Она не нашла документального подтверждения. Как император Александр III, так и императрица Мария Федоровна, будучи глубоко русскими людьми по духу и вере, относились к своему народу с высоким чувством любви и преданности.
Публикация подготовлена на основе беседы Владислава Михайловича Царева с автором книги «Александр III и русская культура» Юлией Викторовной Кудриной. Интервью опубликовано в журнале «Покров».