Нас объединяет Господь. Что такое соборность? Это ощущение образа и подобия Божия в каждом человеке. Почувствовать ее можно, например, в согласии мужа и жены между собой.
Мы и Святую Троицу можем познать только через такие открытые нам опыты. Вот ты младенец, потом подросток, наконец стал женихом, после – отцом. И только став отцом, ты начинаешь немножечко понимать, что это такое, когда Бог Отец жертвует Сыном. Это духовный рост. Он проявляется как врастание в соборное единство человечества.
Но каждый раз мы разные, и нам открывается особый опыт. Когда мы младенцы, у нас одни отношения с родителями. Когда подростки – уже совсем другие. Мы становимся женихами – и это тоже уже нечто новое. Когда мы сами становимся родителями, у нас и с собственными родителями уже совершенно другой уровень взаимопонимания появляется. Также и в отношениях с Богом.
Все эти опыты мы должны в себе сохранить. Ни в коем случае не отбрасывать как пройденный этап. Иногда в своей жизни мы должны быть младенцами, иногда женихами, в другой раз подростками, но непременно человек должен достигнуть и состояния отцовской зрелости. Все эти опыты сразу должны в нас соприсутствовать. Этот диапазон отчасти приоткрывает нам вечность.
Неужели мы становимся стариками для того, чтобы со всеми этими болезнями и ворчливостью перейти в вечность? Кому такая вечность нужна?!
Святые тем и сильны, что в них ничего не умирало. С младенцами они могли быть младенцами. Вспомните, как по-детски кроток был с детворой преподобный Серафим. Но он же мог быть, если то требовалось, грозен с генералом, с которого попадали псевдонаграды. Вся палитра человеческого бытия в преподобном не выцвела, она обогащалась с годами.
Вот это взаимопроникновение опытов, особенно когда ты общаешься с другими, очень важно. Почему родители не понимают своих детей? Потому что забыли, что они сами были подростками! Единственное, что мотивирует их поведение: они хотят, чтобы их дети не были такими же гадкими, какими были они. Как вы понимаете, этого недостаточно, чтобы требовать совершенства от других.
Соборность в нас должна с каждым опытом нашей жизни расти. Она всеобъемлюща. Нельзя сказать, что она ограничивается каким-либо одним пластом реальности. Вот собрались архиереи на собор – это и есть соборность, они там за соборность в нашей Церкви и отвечают! Нет. Хотя соборность православных архиереев, тем более при заявившем в этом мире о себе папстве, – чрезвычайно важна. Но к ней все не сводится. Она как закваска: Духом Святым животворится вся Церковь, все Тело Христово.
Агапит, епископ Штутгартский, викарий Германской епархии Русской Православной Церкви Заграницей