О том, как укротить самого себя, стяжать добродетель терпения, размышляет игумен Киприан (Ященко).
Последняя проповедь протоиерея Димитрия Смирнова (1951–2020) была посвящена терпению, которое батюшка назвал фундаментом добродетелей в последние времена. «Испытание, которое Господь попустил нам сегодня, – сказал отец Димитрий, – чрезвычайно полезное явление. Эгоизм стал ужиматься, а вместо него активизировалось волонтерство, желание что-то сделать для ближнего, возросло понимание каких-то очень важных для Церкви христианских качеств души. Смерть врачей, священников означает, что эти люди отдали свою жизнь за ближнего, пережили любовь, которая превышает эгоизм».
Древние отцы говорили: здоровье – Божий дар, а болезнь есть дар безценный. Ничего не предпринимая, только терпя болезнь, человек приобретает очень важное качество души по милости Божией.
Апостол Иаков говорит: «С великой радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения»(Иак. 1:2). В переводе на современный язык – когда сдаете различные экзамены. Это экзамен на наше христианство, и мы должны его сдать.
Терпение – это так просто. И это фундамент нашего благочестия, потому что за терпением следует смирение, без которого спастись нельзя: только смиренным Бог дает благодать…
Поэтому я вас призываю этот период потрудиться, чтобы взрастить терпение. Все говорят: непростое время. Что тут непростого? Ядерная война, антихрист пришел? Он просто только стучится в двери нашего сердца… Вот это будет испытание. Прекрасно никогда не будет. Прекрасно будет, когда все – и взрослые, и старики, и дети, и женщины, и мужчины войдут в Церковь и начнут самовоспитание. Но мы знаем из книги Нового Завета – Апокалипсиса – такого не будет никогда.
Наоборот – мы в преддверии. Большинство из нас не доживут до этого времени – и слава Богу. Святые отцы говорили: не дай Бог дожить. Это по-настоящему непростое время, когда от нас ничего не будет зависеть. Только одно – терпение. И устоять в вере. Две задачи – терпение и стояние в вере. А сейчас – репетиция, Бог вам всем в помощь.
Главный пример кротости и терпения нам оставил Сам Господь Иисус Христос. Пророк Исаия говорит о Нем: «Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы; и на имя Его будут уповать народы»(Мф. 12:18–21, Ис. 42:1–4). Святитель Иоанн Златоуст так толкует это место в Священном Писании: «Этим пророк прославляет кротость и неизреченное могущество Христово, <…> возвещая о кротости Его, говорит: «не воспрекословит, не возопиет». Христос желал исцелить их больных, но когда они отвергли Его, то Он и не противодействовал им. Далее, показывая Его силу, а их слабость, говорит: «трости надломленной не переломит». Ибо легко было Христу переломить их всех, как трость, и притом уже надломленную».
Преподобный Иоанн Лествичник дает следующее определение кротости: «Кротость есть недвижимое устроение души, в бесчестии и чести пребывающее одинаковым». Видите, необходимо постоянство, а не так, что сегодня я кроткий, а завтра лучше не попадаться мне на глаза. Или с утра кроткий, а потом душа пошла вразнос. Нет, какие бы обстоятельства ни случались со мной – бесчестия или, наоборот, особой славы удостоился я в этот день – моя душа пребывает в ровном состоянии. Наградили вас орденом Президента РФ или исключили из семинарии – с одинаковым смирением и кротостью принимайте всякое событие, даже то, которое кажется невероятным для вас.
«Кротость – смиренная преданность Богу, соединенная с верой, осененная Божественной Благодатью», – говорил святитель Игнатий (Брянчанинов).
Дух кротости, который пребывает на отцах Псково-Печерской обители, сумел передать автор книги «Несвятые святые» архимандрит (ныне митрополит Псковский и Порховский) Тихон (Шевкунов). Эта книга выдержала 17 изданий общим тиражом 3 млн экз., переведена на 13 языков (данные 2019 г.). Она была востребована в качестве своеобразного откровения для нашего современника о Боге и Церкви Его Святой. Книга о Русском Православии. Никто не ожидал, что такое произведение может появиться. Читатели действительно открыли для себя Церковь через эту книгу.
Однако какое отношение к теме кротости имеет этот бестселлер? Книга пронизана духом кротости, свойственном Псково-Печерскому монастырю. В ней множество рассказов о людях кротких, тихих, смиренных, о которых большинство из тех, кто прочел книгу, возможно, вообще ничего никогда бы не узнали. А теперь их пример стал известен и повлиял на многих.
По милости Божией мне тоже удалось побыть в этом монастыре не один месяц. Очень многих отцов, которые описаны в книге, я лично знал, мне посчастливилось общаться с ними, жить рядом с ними изо дня в день, трапезничать, молиться, послушаться. Может быть, и с неким художественным вымыслом, который неизбежен при воссоздании реальности в литературе или в кино, но все-таки отец Тихон действительно смог передать тот дух кротости, который пребывает на отцах Псково-Печерской обители.
А как выглядит кроткий человек? Тих, спокоен, немногословен, сдержан в движениях, умерен во всем. Кротость прежде всего, как учат святые отцы, выражается в молчании во время оскорблений. Неслучайно мы самых любимых наших святых – Святителя Николая Чудотворца, Преподобного Сергия Радонежского – славим как «правило веры и образ кротости». Вспомнили их, и сразу светло, тихо на душе. Их лики очищены, точно светятся. А теперь можно попробовать представить себе лицо, например, Наполеона. Вглядевшись в него, можно угадать владеющие этим человеком страсти. Известно, что Наполеон, когда вел битву, доводил себя до состояния страшного гнева. Гонял всех, кто находился рядом с ним, мог прибить, как-то внезапно страшно наказать. Во время битвы в Бородине он заболел, у него была высокая температура, все тело ломило, но физическая боль только способствовала его злости. Он считал, что для того, чтобы победить, надо быть разъяренным.
Многие убийства совершаются в страсти гнева, в состоянии аффекта. Собою такой человек уже не владеет. Гнев, многие святые отцы так и определяли, – временное беснование. Часто потом человек даже не помнит, что он натворил.
Святой старец Паисий Святогорец пишет о том, что гневливые люди имеют силу, которая может им помочь в духовном совершенствовании: «Гнев, чистый гнев – это сила души. Если человеку от природы кроткому это свойство его характера помогает в духовном совершенствовании, то человеку гневливому в два раза больше пользы от силы, которая заключена в его характере, только бы он эту силу гнева использовал против страстей и против лукавого. Если он не будет пользоваться этой силой правильно, то ею воспользуется диавол. Если человек по природе мягкий не постарается приобрести мужества, то не будет способен к большим делам. А гневливый, если решится на что-то большое и обратит свой гнев против зла, то считай – дело сделано. Поэтому высот в духовной жизни достигают люди, в которых есть искра сумасбродства».
А святой Иоанн Златоуст говорил: «Ты гневлив? Будь таким по отношению к своим грехам, бей свою душу, бичуй свою совесть, будь строгим судьей и грозным карателем своих собственных грехов – вот польза гнева, для этого Бог и вложил его в нас». Более того, уму естественно и необходимо гневаться на страсти, как пишет об этом преподобный Исаия Отшельник: «Без гнева и чистоты не бывает в человеке, то есть если не будет он гневаться на все, всеваемое в него врагом».
С детьми – особая тема. Кто-то по природе своей кроткий, родился таким тихоней. А другой, наоборот, раздражительный. Ну и что? Это вовсе еще не значит, что этот последний не может опередить в духовной жизни кроткого. Просто надо помочь ему направить энергию гнева в конструктивное русло.
Как разобраться, кроткий человек или просто равнодушный? Когда йог впадает в нирвану, ему уже ни до чего нет дела: пусть хоть атомная война начнется. Состояние кротости принципиально не таково. Если вас обижают, а вы не мстите, это не значит, что вы безразличны. Напротив, кроткий человек очень участлив, он молится за обижающих, как Господь молился за тех, кто Его распинал. Вспомните святого праведного Иоанна Русского. Кто он был по статусу? Воином, который в плену стал рабом. Практически всю жизнь он провел в рабстве у мусульман. Они его вообще сначала за человека не считали, он и жил в конюшне со скотом. Но сам он молился за своих истязателей, а после и за хозяев. И они его начали почитать. Ощущали, что у них живет великий святой. Рабство ему не помешало стать святым.
Многие были в рабстве, но не все стали святыми. Дело не в этом, другого хоть епископом поставь, хоть в раба обрати, но если нет христианского устроения, ничего не поможет. Приснопамятный архимандрит Кирилл (Павлов) – я 20 лет у него окормлялся и могу засвидетельствовать – был одним из кротчайших людей, человеком удивительной деликатности. При общении с отцом Кириллом все испытывали такое чувство: едешь к нему, что-то в тебе бурлит, какие-то страсти, не знаешь, как поступить, как разрешить все эти скопившиеся, кажущиеся безвыходными ситуации. Подъезжаешь к батюшке – все потихонечку утихает, у него побыл, даже просто постоял рядом – вообще все утихло, мир на душе. И бывает, что даже не успел спросить, а вопроса уже нет, он как-то разрешился сам собою. Все устроилось.
Архимандрит Кирилл (Павлов) одним своим присутствием успокаивал людей. Вот как вспоминает одна из его духовных чад: «Сидели мы за столом мирно, тихо. Ворвался вдруг мой брат в разорванной рубашке. Раздраженно закричал, что у него украли колеса с машины. Все замолчали. Наступила напряженная пауза. Я глянула на отца Кирилла. Он, как будто ничего не случилось, улыбнулся и ложечкой стал есть суп. Происходит что-то невероятное. Мой взбешенный брат начинает говорить все тише и тише. Успокоился, сел в уголочке. Я подала ему тарелку супа. Он стал есть. Батюшка про себя, в душе посочувствовал, что он трудился, а его обокрали, но, чтобы страсти улеглись, не подал и виду, не поддержал брата в гневе».
Когда я не знал, как мне себя вести с каким-нибудь неадекватным человеком, пребывающим в колоссальной гордыне и прелести, я обращался за советом к отцу Кириллу. Он говорил: «А ты его кротостью, кротостью, тут только кротостью действовать можно». Это евангельский закон: гордого усмирить может только кроткий!
Одна из особенностей кротости – терпеть обиды не только от тех, кто выше и значительнее тебя, но и от тех, кто просто обязан относиться к тебе с почтением. Про святителя Тихона Задонского известно, что он, будучи настоятелем, много терпел от прислуги и не только не мстил, но и всячески благотворил им.
Если вы знаете житие святителя Тихона, то помните, в какой тяжелой ситуации он был, когда отказался от архиерейства и ушел за штат. Будучи архиереем, он наводил порядок, был очень ревностен и строг. Особо доставалось одному архимандриту, которого потом поставили игуменом Задонского монастыря – именно той обители, куда самого владыку в итоге отправили на покой. Он прожил там 15–20 лет, и все это время архимандрит «отыгрывался» на нем. Игумен за все годы ни разу не дал ему послужить, даже сослужить на литургии. Святитель Тихон просто был на службе и причащался в алтаре, но это единственное, что ему разрешали. И это только один из фактов: и на трапезе он не мог появиться, и по всяческим мелочам над ним издевались. Но за эти годы он написал лучшие свои труды, в том числе «Сокровище духовное, от мира собираемое».
Сербский старец Фаддей Витовницкий рассказывает о том, как одна из его чад хотела уйти с работы, где в коллективе были нестроения, все обижали друг друга, ссорились. Старец ей отвечал: «Тебя обижают, а ты не обижай, не отвечай обидными словами и не только словами, но и в мыслях; вместо этого молись Богу, чтобы Он послал им благого Ангела, тогда и тебя Господь не забудет. Не сразу у тебя получится, но, если будешь упорно молиться, увидишь со временем, как изменится круг твоих мыслей, заметишь, как люди меняются. И сама изменишься». Позднее старец встретил эту женщину, и та с удивлением рассказала, как все переменилось: «Ох, отче, я и не знала, что все такие хорошие. Все изменилось, чудо как все изменилось, никто больше меня не обижает, да и я сама другая». Старец Фаддей, рассказывая эту историю, заключает: «Видите, как строится мир! Кроткая и смиренная душа, которая все прощает и всех любит, излучает мир, и мы в ее присутствии с Божией помощью освобождаемся от тяжелых депрессивных мыслей».
Отец Кирилл (Павлов) не благословлял к переходу на другое место работы даже при определенных скорбных обстоятельствах. Вот человек не претерпел, ушел, вначале было хорошо, а потом все рушилось, и ситуация становилась еще хуже, чем та, которую он не претерпел. Поэтому, конечно, с кротостью можно выдержать все и на своем рабочем месте.
Как научиться кротости? Самый главный прием – молчание при оскорблениях и молитва. Старец Паисий Святогорец пишет, что человеку, чтобы победить гнев, нужно в первую очередь молчать: «Смирением и молчанием мы побеждаем гнев. Почему мы называем змею мудрой? Хотя у нее есть сильное оружие, яд, и она может причинить нам вред, но стоит ей услышать небольшой шум, она сразу уползает: не идет напролом, уступает место нашему гневу. Так и ты, если кто-нибудь заденет тебя словом, не отвечай. Молчанием ты обезоруживаешь человека. Однажды кот Дикас у меня в келье собирался придушить лягушонка. Лягушонок сидел без движения, и Дикас оставил его в покое и ушел. Лягушонок своим молчанием и смирением… победил кота. Но стоило бы ему хоть немного пошевелиться, Дикас схватил бы его, стал бы бросать и бить, как бубен».
Так и мы, как этот лягушонок, должны себя вести. Если перед тобой разъяренный человек, сиди тихо, не трепыхайся. На вопрос, как себя вести с разгневанным человеком, старец Паисий отвечал: «Терпеливо. Если человек кипит от гнева, то ему без толку что-нибудь говорить, лучше помолчать и читать про себя Иисусову молитву. А когда от молитвы он успокоится, притихнет, то можно и договориться с ним. Даже рыбаки в шторм не выходят на лов, а ждут, когда море утихнет». Молитва – главное наше средство при гневе.
Так же хорошо помогает сохранить душевное равновесие жалость ко гневающемуся, оправдание его. Ровно настолько, насколько нам полезно укорять себя, для нашего же духовного здоровья всегда важно оправдывать нашего обидчика. Святитель Иоанн Златоуст в качестве высочайшего примера кротости приводит поведение псалмопевца Давида при преследовании его Саулом. Имея возможность убить Саула, он не стал этого делать, а лишь отрезал часть его одежды – в доказательство того, что он был в пещере и не воспользовался слабостью своего врага. И именно это привело к их примирению. Какая произошла вдруг перемена! Тот, кто не хотел прежде назвать его просто по имени, ненавидел и самое имя его, – теперь ввел его даже в родство с собою, назвал его чадом. Будущий царь-псалмопевец являл, конечно, удивительные примеры кротости. Поэтому само чтение Псалтыри – замечательное подспорье для желающих стяжать кротость. А еще преподобный Амвросий Оптинский говорил: «Если хочешь иметь любовь, то делай дела любви, хотя сначала и без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь». Кроткий человек обладает способностью укрощать ссорящихся, водворять мир вокруг себя. В некотором смысле он всегда миротворец.
Какова награда за кротость? «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю»(Мф. 5:5) – это обетование кротким из Нагорной проповеди Спасителя, наверно, все помнят. Из истории нашего Отечества очень показателен пример святого благоверного князя Даниила Московского, младшего сына Александра Невского. Он, будучи тихим и получив самую маленькую часть удела, сохраняя добрые отношения со всеми и по возможности избегая конфликтов, расширил эту землю и положил начало объединению земель вокруг Москвы.
Кроткие могут приводить в раскаяние даже самых закоренелых грешников. А если на небесах ликование об одном кающемся грешнике превосходит радость о девяносто девяти праведниках, то и сердце виновника покаяния преисполняется радостью неземной.
В Древнем Патерике есть пример терпения и кротости старца по отношению к разбойникам, которое привело их к совершенному раскаянию: «Пришли разбойники в монастырь одного старца и сказали ему: «Мы пришли взять все, что есть в твоей келье». Он же сказал: «Что вам угодно, чада, то и берите». Итак, они взяли все, что нашли в келье, и ушли. Но они забыли кошелек, который был там спрятан. Взяв его, старец погнался за ними, крича: «Чада! возьмите, что вы забыли». Удивившись терпению старца, разбойники возвратили все и раскаялись, сказав друг другу: «Это человек Божий».
Люди, в конце концов, начинают просто любить кротких. Иоанн Златоуст так пишет о кротком человеке: «Кроткий любезен для видящих, любезен и для знающих по слуху; нет никого, кто бы, слыша, что хвалят человека за кротость, не пожелал на него взглянуть, приветствовать и постоянно видеть».
Святитель Игнатий (Брянчанинов) называет незлобие и кротость основанием молитвы: «Враг… старается поколебать самое основание молитвенного подвига – незлобие и кротость».
У человека, который находится в гневе, не может быть молитвы. В частности, Ефрем Сирин пишет о том, что человек, находящийся во вражде, не может приближаться к Богу: «Кто к брату своему расположен враждебно, ненавидит его и ругается над ним, тот примирись сперва с братом и прости его; тогда уже может он приближаться ко Господу. Кто хочет предстать Богу, тот должен наперед оставить брату долг его, только такового пост и молитва угодны Богу».
У людей, которые претерпели что-то скорбное и неприятное, открывается молитва. Про афонского старца Иосифа Исихаста, который воспитал в своих послушниках высочайшую молитву, его ученик писал, что старец довольно сурово к ним относился, пытаясь уврачевать их самолюбие: «Например, за 12 лет, которые мы прожили вместе, всего лишь несколько раз я услышал свое имя из его уст. Чтобы обратиться ко мне, он использовал всевозможные бранные слова и соответствующие им эпитеты. Но сколько любви было в этих искусных колкостях, какое чистое сочувствие стояло за этой бранью!»
И наконец, награда из наград для кротких – Царство Небесное. Из патерика Киево-Печерской Лавры известен следующий случай. Двое монахов, Тит и Евагрий, были во вражде друг ко другу. И вот один из них, Тит, сильно заболел и уже должен был умереть. Он стал просить прощения у своего брата, но тот отказался его простить, после чего внезапно упал замертво. Тит же неожиданно выздоровел и рассказал о себе следующее: «Во время болезни, – так начал блаженный Тит свой рассказ, – я, еще одержимый гневом, увидел, как Ангелы отступили от меня. Они рыдали о гибели моей души, а бесы радовались, что я имею гнев на своего брата. Посему-то я и начал просить вас, чтобы вы пошли и испросили мне у брата моего прощения. Когда вы привели его ко мне и я поклонился ему, а он отвернулся от меня, я увидел одного немилостивого Ангела с пламенным копьем, коим он ударил непростившего меня, и тот упал мертвым. Тот же Ангел подал мне руку, поднял меня, и вот я выздоровел».
Подготовила Ольга Орлова