По единодушному признанию святых отцов, страх Божий есть не что иное, как страх греха и чувство ответственности перед Богом в душе и сердце человеческом. Это наш долг любви по отношению к Богу и боязнь оскорбить Его благость.

Как-то один московский священник заметил, что все современное человечество живет в непрерывном страхе: падают самолеты, терпят крушение поезда, происходят автокатастрофы. Страшно ездить, ходить, летать, плавать. Страшно остаться в квартире без электроэнергии, газа, воды, отопления. Мы постоянно мучимы тревогой заболеть и умереть. Таким образом, со всех сторон человека окружает навязчивый и неотступный страх, постепенно и неуклонно убивающий и тело и душу. Но в душе современного цивилизованного человека, знающего, что такое интернет и полтергейст, почти никогда не присутствует спасительный страх Божий. Как говорит псалмопевец Давид:

«Там убоятся они страха, где нет страха» (Пс. 52:6). И в другом месте: «Приидите, дети, послушайте Меня: страху Господню научу вас» (Пс. 33:12).

Что же такое страх Божий и почему ему следует научать детей? Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) говорит: «По примеру всех праведников, живущих во все времена, можно сказать, что нет иного действительного страха, кроме греха. Только грех разоряет жизнь и губит все живое».

Страх Божий – это чувство, которое называется благоговением и которое споспешествует постоянному возрастанию в благочестии. Истинный страх Божий основывается на любви к Богу. Он есть по своей природе особое состояние духа, при котором всякое богоугодное дело приносит душе радость. А грех и порок, при хоть сколько-нибудь развитой совести, вызывают страдание, которое мы именуем «муками совести». Поэтому человек, в котором укоренен страх Божий, будет стремиться к такой духовной радости, а мук совести стараться избегать.

Отец Иоанн Крестьянкин

Отец Иоанн Крестьянкин

Это стремление к добру и отвращение от зла под действием страха Божия и есть то доброе устремление души, которое делает ее способной противостоять мирской обманчивости и соблазнительности, ветрам и бурям житейским, тот стержень души ребенка и ее неусыпный страж, что будет охранять ее от всякого пагубного и душевредного воздействия.

Человек наделен величайшей способностью, отличающей его от всех остальных творений Божиих, – даром свободы. Но этот неоценимый дар человек может использовать во зло себе и другим, свобода может стать препятствием на пути спасения, калечащим жизнь человека.

Но как внушить страх Божий детям, который выражается не столько словами, сколько ощущается сердцем? Задача очень нелегкая, но от ее решения зависит вся жизнь ребенка – нынешняя земная, и будущая – небесная. Духовно опытные отцы указывают, что внушение страха Божия должно вкоренять детям через возрастание их любови к Богу. Ибо страх Божий впечатлевается не окриком: «Не делай то-то и то-то, а то Бог тебя накажет!» – а терпеливым воспитанием и добрым примером. Иначе результат может оказаться прямо противоположным. Известен такой случай: одна мать, выведенная из терпения непослушным ребенком, говорит ему, указывая на икону Спасителя: «Вот, Бог все видит, и Он тебя накажет!» А ребенок спокойно отвечает: «А ты поверни Боженьку лицом к стенке – Он и не увидит, и не накажет». Детям необходимо уяснить, что тот, кто совершает грех, сам себя наказывает, лишаясь любви Божией. А что может быть страшнее, чем осознание того, что Бог тебя не любит?

В творениях святых отцов можно выделить основные ступени в духовно-нравственном воспитании детей, в том числе при вкоренении им страха Божия. Во-первых, необходимо личное нелицемерное благочестие самого воспитателя (родителя, педагога), так как притворное благочестие дети быстро распознают и начинают чисто внешне подражать ему. Во-вторых, следует дать детям знание о Боге Всесовершенном, Всеправедном, не терпящем грех и любящем добродетель, знание заповедей Божиих, раскрыть перед ними красоту христианского нравственного идеала. В-третьих, необходимо приобщить их к опыту и жизни Церкви с ее благодатными таинствами, укрепляющими в детях страх Божий и утверждающими их в добрых навыках и благочестии. Наконец, вкоренение страха Божия должно идти через пробуждение совести у детей – этого «голоса» Божия, присутствующего неотступно в душе каждого человека.

В этом, по словам святых отцов, заключается вся тайна духовно-нравственного воспитания и образования детей. Ибо когда душа ребенка знакома с чувством страха Божия, в ней могут быть утверждены и все остальные знания и нравственные правила. Страх Божий и любовь к Богу – это те основания в воспитании и образовании, без которых все остальные знания, умения и навыки остаются без пользы. Не случайно Священное Писание называет страх Божий источником жизни и началом премудрости. Святитель Феофан Затворник пишет:

«Ведайте, что когда есть страх Божий, то значит, дух ваш жив и благодать Божия действует в вас… Кто имеет страх Божий – живой и действенный – тот имеет в себе неистощимую силу, движущую на все богоугодное, и вместе бодренного стража, охраняющего от вражеских нападений от своих уклонений на распутия».

Почему же Священное Писание называет страх Божий началом премудрости? Святой Василий Великий рассуждает так:

«Без страха Божия нельзя сделаться ни знающим, ни благоразумным, ни добрым; в нем ключ ко всему этому». А отец Иоанн (Крестьянкин) поясняет эту мысль Василия Великого: «Мудрость Божия снабдевает людей высшей правдой и истиной. И постоянное благочестие, обретенное знание законов Божиих и заповедей Христовых, ограждает от заблуждений на пути мудрости человеческой».

Святые отцы, всю свою жизнь носившие в сердце чувство страха Божия, говорят, что последний неотделим от любви к Богу и любви Божией к Его творению – человеку. Блаженный Диадох наставляет:

«Никто не может возлюбить Бога от всего сердца, не возгрев прежде в чувстве сердца страха Божия».

Об этом же говорит и преподобный Амвросий Оптинский: «Страх должен растворяться любовью, а любовь – страхом… Обоюдное растворение страха и любви составляет истинную добродетель». Вот этой-то истинной добродетели и необходимо научать детей. Ибо душа ребенка, не имеющая в себе страха Божия, заполняется суррогатом нравственной жизни, вредоносными и губительными наклонностями и привычками, серостью, жестокостью, пошлостью и развратом, обильно льющимися на детей с телеэкранов и компьютерных мониторов. А Священное Писание устами премудрого Екклезиаста учит:

«Бойся Бога и заповеди Его храни, потому что в этом все для человека» (Еккл. 12:13),

то есть страх Божий и исполнение заповедей Божиих определяет всю жизнь человека – и временную, и вечную. Страх Божий будет помогать детям сохранять в окружающем мире постоянную память о Боге, черпать мудрость и мужество в минуты искушений и испытаний, которых никому невозможно избежать. Необходимо пояснять детям и утверждать в них мысль о том, что страх Божий не только не ограничивает свободу человека, но, наоборот, по словам святых отцов, дарует человеку радость свободы, потому что «Страх Господень искореняет из души все грехи и всякий вид лукавства… и вошедший в сердце… соделывает человека свободным» (преподобный Антоний Великий).

Именно поэтому опытно познавший эту сердечную радость пророк Давид восклицает: «Настави мя, Господи, на путь Твой… да возвеселится сердце мое боятися имени Твоего» (Пс. 85:11). А наш великий святой преподобный Серафим Саровский говорит, что страх Божий влечет человека к радости любви – к Богу и к ближним. Таким образом, страх Божий, этот источник жизни и начало премудрости, совершенно не похож на то мучительное чувство страха, о котором говорилось в начале наших размышлений. Божий страх соединен с радостью и есть не что иное, как глубочайшее благоговение пред Богом, жажда благоугождать Ему и опасение преступить Его заповеди, почему и поется в священном песнопении:

«Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом» (Пс. 2:11).

Обращаясь к родителям и воспитателям детей, епископ Екатеринбургский и Ирбитский Ириней советует:

«Воспитывайте детей в набожности и страхе Божием, и вы тогда можете надеяться, что дети после будут утешать вас и радовать. Ибо если ваши дети будут благочестивы и богобоязненны, тогда они будут и послушны и благодарны вам самим; если вы научите детей своих исполнять обязанности к Богу, то они будут исполнять свои обязанности и к вам. Поэтому воспитывайте детей своих для Бога и для Неба, тогда вы будете иметь от них радость и на земле».

Будем же помнить, какая огромная ответственность ложится на нас – педагогов, родителей, воспитателей детей – научить детей страху Божию, любви к Богу, исполнению Его заповедей. Скажут: «Кто может исполнить это в современном нам обществе?» Не будем отчаиваться и опускать руки, ибо Сам Господь сказал:

«Невозможное человекам, возможно Богу» (Лк. 18:27).

Вот на всесильную помощь Бога и будем уповать и с Божией помощью воспитывать в детях страх Божий – этот источник жизни, удаляющий от сетей смерти (Притч. 14:27), опутывающих современное безбожное человечество, чтобы и наши дети не оказались запутанными в этих сетях.

Татьяна Ляднова 

Комментарии закрыты