В год столетия свержения монархии и убийства царской семьи журнал «Покров» провел опрос: «Что утратили и что приобрели наше государство и наш народ за этот век без православной монархии?»
Илья Михайлович Числов, ученый-славист, председатель Общества русско-сербской дружбы
У одного широко разрекламированного латиноамериканского автора, чье творчество в какой-то мере отражает общую глубокую тоску и ущербность расово перемешанного и духовно искалеченного континента, есть роман с характерным названием «Сто лет одиночества». Думаю, оно как нельзя лучше подойдет к нашей ситуации. Целый век без царя. Без государя на троне, а значит, и без царя в голове. Без ясного понимания своего истинного предназначения и вселенской миссии народа-богоносца и государства как «удерживающего». Безбожная революция, которую лукавые (и продажные) «аналитики» пытаются выдать за нечто «исторически неизбежное» и – даже! – «органически связанное со всем ходом русской жизни», осиротила русский народ, оставила его в полном одиночестве в этом катастрофически переменившемся отныне мире. Безотцовщина больно ударила по всему естеству народному. Никакие «родины-матери» (в лучших ближневосточных традициях) с их «вечными огнями» (вырывающимися из инфернальных глубин), никакие пятиконечные звезды и красные флаги никогда не приносили и не принесут облегчения и уверенности человеку, инстинктивно стремящемуся к Истине и Правде Божией. Все радостные и могучие всплески в этот период, равный былому веку людскому (saeculum), все видимые успехи и кратковременные победы всегда были так или иначе связаны с отблесками прежней славы. Поэтому даже провозглашая разрыв с монархической традицией («Не жаль мне, не жаль мне растоптанной царской короны»), настоящий русский человек втайне все равно тяготел к ней так же, как стремился и к Богу, ибо прозревал в сей «ветхой архаике» одну из онтологических составляющих земного бытия («Пусть солнце на пашне венчает обильные всходы старинной короной своих заходящих лучей»).
«Еще один Лазарь и еще одно Косово!» – сказал о святом царе-мученике величайший серб нового времени, святитель Николай Сербский. В братской славянской стране народ и церковь давно уже по заслугам оценили личность императора Николая II. Отрадно, что на закате ХХ столетия историческая память вернулась и к нам с вами. Это – главное приобретение. Однако, к сожалению, до сих пор еще во многом шаткое и не полное. Пока мы не осознаем, что жизнь без царя есть разрыв с вековой традицией, пока не поймем, что, «защищая» его (в защите не нуждающегося) от наскоков местечкового хамства, мы, по сути, защищаем самих себя, пока не соотнесем сию «политику» с экзистенциальными нуждами и запросами народа и общества, великое приобретение (дар Божий) останется лишь великой возможностью. Дай нам Бог не упустить ее!
Вячеслав Борисович Румянцев, историк, главный редактор интернет-портала «Хронос»
Существовавшая в России монархия оказалась неспособной сопротивляться целенаправленному «отжиманию» государства до искомого состояния. Действовали объединенные силы Запада – сосредоточенные в основном вокруг лондонского Сити – долго и упорно. Консолидированная компактная элита Британии использовала слабые стороны русской знати – ее избыточную обширность, размытость границ и слабую внутреннюю структурированность. В наполеоновских войнах Лондон использовал русскую армию как пушечное мясо в борьбе против своего главного конкурента. Царь и знать позволили себя использовать. Правда, эти навыки вылились для «лондонских мечтателей» о «светлом будущем» в злую шутку: позже, в ходе реализации супостатами «светлых» замыслов в 1848–1849 гг. Россия вдруг вмешалась и разрушила все планы. С тех пор «островитяне» принялись русскую монархию укрощать, чтобы в дальнейшем она не разрушала глобалистских планов (да-да, глобализм стал реальностью с центом в Туманном Альбионе еще в XIX веке).
В 1901 г. обученные в Лонжюмо, на Капри и других центрах подготовки террористы принялись истреблять русских чиновников монархических патриотических воззрений. Убивали всех настоящих патриотов – от добросовестного пристава в каком-нибудь провинциальном уральском промышленном центре до премьер-министра. Более 17 000 человек было убито. Государственный аппарат обескровлен полностью. Монархии стало не на ком держаться. Группа Савинкова имела возможность убить и царя, но такого приказа не поступило. Нестрашен он был.
За сто минувших лет разрушили не только монархию, но и в 1991–1993 гг. ликвидировали ключевые функции государства, фактически заменили государство корпорацией, стандартизированной под глобальные ГОСТы. Возможно ли восстановление монархии в России сегодня? Да, в принципе возможно. Но будет это лишь камуфляж, прикрывающий истинную суть реальной власти – в мире и в России. Пока нужды в таком прикрытии нет. Пока все идет по плану – «светлое будущее» строится строго по графику. Но возможны сбои. Например, повтор революции 1848 г. в Западной Европе сорвется. Или долларовая финансовая система рухнет раньше, чем удастся наладить работу без денег и государства. Вот тогда, возможно, и понадобится частично регенерировать часть государственных функций на территории России, чтобы ее лакомые части не попали в руки тех, к кому попасть – по замыслам – не должны бы. Понадобится временно «перезапустить» государство в неких «легких» формах, лет так на 50, не дольше. Вот и пригодится тогда идея «православной монархии», при которой управлять будет регент, а менять регентов можно будет без всяких, даже чисто формальных, выборов.
Елена Львовна Скворцова, доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН
Мы как народ пережили как минимум три, а если учесть ломку сталинского социализма времен Хрущева, то и четыре мировоззренческих кризиса за столетие, сопровождавшихся невосполнимыми утратами. Это очень много, и, учитывая очередную нарастающую волну недовольства народа и критицизма ученого сообщества в адрес экономической политики сегодняшнего космополитического либерально-буржуазного правительства, нас ждет еще один мировоззренческий кризис, грозящий стать для Родины последним. Но все ли дело в выборе рационально обоснованного «правильного» экономического и политического курса, очередного «изма»? Абсолютизм, парламентаризм, большевизм, коммунизм, атеизм, либерализм – может ли последовательное проведение любого из них привести к существующему в хотя и смутном воображении людей жизненному идеалу?..
Вспомним Конфуция, считавшего, что моральная власть, ориентирующая на «ритуал», легко управляет народом, копирующим властные образцы поведения. В царское время власть получал наследник престола, воспитывавшийся в соответствии с установленными веками правилами управления государством. А у кого открылись возможности для попадания во власть после краха монархии? Власть доставалась по очереди сыну инспектора школьных училищ, затем бывшему семинаристу, полуграмотному шахтеру, заводскому инженеру, комбайнеру, мальчику из питерского двора…
Таким образом, у кормила высшей власти может оказаться почти любой человек, следовательно, ответственность за судьбу родины необходимо воспитывать у всех, начиная с детского возраста.
Филипп Александрович Москвитин, художник, руководитель комиссии по религиозному искусству Московского отделения Союза художников России
Все, кто ругает нашего государя, даже не представляют, насколько уровень его образования и благородства был выше всех последующих правителей нашего многострадального отечества. Последний добрый правитель России, святой уже за то, что в его царствование прирост населения составил 60 млн. Святой, помогающий при первом прошении, – Николай II после Николая Чудотворца. Многие думали, что он слабый, думали – Россия без царя заживет, что они справятся лучше него! «Справились» – население меньше, чем в крохотной Японии! Все держалось на нем… Пока не осознаем его подвиг и святость, не поймем жертвы, принесенной им за будущее России, не поймем и жертвы Христовой, принесенной за все человечество. Россия жива молитвами новомучеников Церкви Русской, они вымолили для отчизны великое будущее, на почитании мучеников воскреснет Святая Русь!
Опрос подготовила Ирина Ушакова