Урок из части 1-й учебного пособия Ильи Кокина «Жизнь и учение Господа Иисуса Христа».
Новое свидетельство Иоанна Крестителя о Христе
После всех испытаний, которые Христос перенес в пустыне, Он возвратился в Галилею и начал там проповедовать и крестить. Многие восхищались новым «Пророком», но были и такие, кто, наоборот, смущался. Среди последних были ученики Иоанна Крестителя. Они пришли к своему учителю и начали сетовать: «Равви! Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему» (Ин. 3:26). Как это по-человечески понятно: кто-то пришел после нас, начал делать то же, что и мы – проповедовать и крестить – и вдруг, по непонятной причине, он добивается в этом деле гораздо больших успехов! Это не может не расстраивать.
Но это мы рассуждаем «по-человечески», а святые люди мыслят иначе. Вот что на это ответил святой Иоанн: «Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним. Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась. Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин. 3:28–30). Подлинная святость неразрывно связана со смирением, но смирение – это не самоуничижение, как думают некоторые, это трезвое понимание своего места и своей роли в происходящем.
Говоря о том, что он должен «умаляться», Креститель предсказал, что его пророческое служение подходит к концу.
Вскоре он был арестован. А причиной ареста как раз и послужило ревностное исполнение Иоанном его пророческого долга. Ведь быть пророком – это не только предсказывать будущее, это еще и говорить правду в глаза людям, не думая о последствиях. А, как известно, «правда глаза колет».
Особенно опасно бывает говорить правду сильным мира сего, но Крестителя это не остановило. Когда управлявший Галилеей Ирод Антипа взял в жены Иродиаду, супругу своего брата, да к тому же – свою сестру по отцу, Иоанн обличил его, за что и был заключен в тюрьму. Иродиада желала погубить Иоанна, но царь боялся причинять какой-либо вред тому, кого все почитали как пророка Божия.
Посольство Иоанна ко Христу
В то время, когда Иоанн находился в темнице, произошло странное событие: к Спасителю пришли двое его учеников и сказали: «Иоанн Креститель послал нас узнать, Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?»
Неужели Иоанн Креститель разуверился в Спасителе? Разве мало ему было громогласного свидетельства Бога-Отца или явления Святого Духа в виде голубя у реки Иордан? Не он ли недавно сам говорил своим ученикам, что он лишь «друг жениха», а жених – Иисус? Нет, разумеется, Иоанн Предтеча остался верен Христу. Он лишь хотел, чтобы его ученики, все еще с недоверием относившиеся к Господу, увидели Его собственными глазами и послушали собственными ушами, а, увидев и услышав, – поверили в Него.
Спаситель прекрасно понимал настоящую цель этого посольства, поэтому дал такой ответ: «Пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют» (Мф. 11:4–5). Дела всегда говорят красноречивее любых слов, поэтому Спаситель не стал ничего доказывать, Он как бы сказал посланным к Нему: «Судите сами».
Уже после этого разговора Господь объяснял Свой поступок: «Я имею свидетельство больше Иоаннова: ибо дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня» (Ин. 5:36).
Усекновение главы Иоанна Крестителя
Тем временем коварная Иродиада получила долгожданную возможность отомстить своему обличителю. Ирод решил устроить пир по случаю своего дня рождения. В разгар всеобщего веселья к гостям вошла дочь Иродиады и начала танцевать. Вино, громкая музыка, веселые застольные разговоры, а тут еще этот танец! Ирод не был царем, после смерти его отца, царя Ирода «Великого» (приказавшего убить вифлеемских младенцев), царство поделили между его сыновьями. Ирод Антипа носил титул «Тетрарх», то есть «четвертовластник» (управляющий тремя четвертями царства), но в тот момент ему так захотелось поступить «по-царски»! Как только девушка окончила свой танец, вызвав овации гостей, Ирод во всеуслышание заявил: «Проси у меня, чего хочешь. Все, чего ты ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства»!
Девушка побежала за советом к своей матери, а та знала, чего хочет. Когда же падчерица вернулась к Ироду и объявила: «Хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя», он сделался мрачным, как туча.
В отличие от своей новой жены, Ирод вовсе не был зол на Иоанна Крестителя, более того, Евангелие свидетельствует, что он даже «берег его, многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его» (Мк. 6:20). Но отступить от данной в присутствии гостей клятвы он уже не мог. Вот почему Господь учит нас: «Сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе» (Мф. 5:33–34).
Как часто мы совершаем глупости, а то и подлости только для того, чтобы другие не подумали, что мы «слабаки», хотя на самом-то деле это и есть настоящая слабость и малодушие.
Вот и Ирод проявил тогда малодушие – он отправил в темницу к Иоанну палача, и вскоре обещанное блюдо с головой пророка было передано дочери Иродиады, а та отнесла его матери. Вот так, просто ради забавы, был казнен тот, о ком Спаситель сказал, что он был «большим из всех рожденных женами»…
Саломея
Евангелие не доносит до нас имени дочери Иродиады, но предание и исторические свидетельства называют ее Саломеей. Выйдя замуж за двоюродного брата по матери, Аристовула, сына Ирода Халкидского, Саломея стала царицей Халкиды и Малой Армении. Сохранились монеты с ее изображением, датируемые 56–57 гг. На лицевой стороне монет изображен ее муж Аристовул Халкидский с подписью ΒΑΖΙΛΕΩΖ ΑΡΙΖΤΟΒΟYΛΟY («царя Аристовула»), на обратной – Саломея с подписью ΒΑΖΙΛΙΖ ΖΑΛΟΜΗΖ («царицы Саломеи»).
Если для православного Востока Саломея навсегда осталась воплощением распутства и коварства, то на Западе, начиная с эпохи Возрождения, она становится эталоном роковой красавицы. Образ Саломеи вдохновлял Боттичелли, Дюрера, Тициана, Рембрандта, Караваджо, а также романтиков и декадентов.
Три обретения главы Иоанна Предтечи
Согласно Евангелию, тело Иоанна Предтечи было захоронено его учениками, а что же стало с его главой, которую передали Иродиаде? По преданию, Иродиада не позволила похоронить голову Иоанна вместе с его телом и спрятала ее в своем дворце. Оттуда честная глава была вынесена благочестивой служанкой, имя которой Иоанна, жена Хузы, домоправителя Ирода (она упомянута в Евангелии от Луки (Лк. 8:3), и в глиняном кувшине захоронена на Елеонской горе, близ Иерусалима. Спустя годы вельможа Иннокентий решил построить на том месте церковь и при копании рва для фундамента обнаружил кувшин с реликвией, которая была опознана по исходившим от нее знаменьям. После первого обретения в IV в. честная глава святого пророка переходила из страны в страну, то теряясь, то вновь обретаясь. Всего Церковь отмечает три обретения главы пророка. Второе обретение произошло в V в., а третье – в IX в. Сегодня точное нахождение этой священной реликвии, увы, неизвестно.
Илья Кокин
(Публикуется с сокращениями)