Налитые солнцем яркие бочонки болгарского перца; долины, напоенные запахом сена; гнущиеся к земле виноградные лозы и, конечно, курортный Солнечный берег с ласковым морем. Обычно такие ассоциации приходят на ум при упоминании Болгарии. Вместе с тем для православного паломника она еще и глубокий целебный источник постижения христианства, и возможность воочию увидеть молитвенные подвиги насельников действующих монастырей.
В далеком VII веке по Рождестве Христовом степи Северного Причерноморья наполнились многотысячным гвалтом: скрип сотен кибиток со скарбом, выкрики погонщиков, ржание лошадей, блеяние овец… Булгарская орда начала свое движение за Дунай, теснимая войсками Хазарского каганата. Там, на широких просторах Задунавья с мягкими сочными травами, осело гонимое, но все еще очень могучее племя. Эти плодородные земли, конечно, не пустовали. Как минимум двумя веками ранее правый берег Дуная был заселен славянскими племенами, занимавшимися земледелием. Вместо вражды возник взаимовыгодный военный союз, а затем и единый народ. Теперь он мог на равных выступать с Византией, отвоевывать для себя право на земли и свою культуру.
Постепенно правители Болгарского царства стали ощущать пределы развития, ущербность языческой веры, отрыв от мировой культуры и путей развития. Как и столетие спустя киевский князь Владимир Святой, болгары решают принять православие. Это знаменательное событие произошло в 865 г. Уже и до этого здесь хорошо знали и чтили христианских миссионеров, но все же принятие истинной веры самим ханом Борисом – повелителем болгар – открыло кладезь возможностей. А главное, вдохнуло в сердце целого народа идеалы Нагорной проповеди. И уж конечно, не случайно одного из своих любимых младших сыновей князь Владимир Святославович назовет именно Борисом.
На заре своего становления грозная Болгария – союз южных славян и кочевников-булгар – была сильным государством, воевавшим (и успешно!), шутка ли сказать, с самой Византией. Но шли века, на политическом горизонте появлялись другие могучие страны. А Болгария отходила на второй и даже на третий план, становясь разменной монетой в геополитических распрях России, Турции, Германии… Хорошо ли это? Решать самим болгарам. Но глядя на их размеренную жизнь, полную какого-то внутреннего достоинства и сосредоточенности на своих простых делах, хочется и самим обладать этим несокрушимым жизнелюбием.
София – столица Болгарии, единственный город в мире, названный в честь Премудрости Божией. А в Средние века он именовался Триадицей, то есть Святой Троицей! В римский же период город был известен как Сердика. Существует предание, что сам святой император Константин Великий хотел сделать Сердику столицей империи вместо Рима. В итоге выбор был сделан в пользу Константинополя (современный Стамбул). Но и Сердику благочестивый император не забыл и облагодетельствовал постройкой храмов. Удивительно, но некоторые из них дошли до наших дней.
В самом центре Софии, в окружении современных зданий притулилась круглая в плане церковь Святого Георгия (или по-болгарски «Свети Георги»), возведенная искусными зодчими в IV веке. Вполне вероятно, что первоначально она была домовой церковью императора, так как рядом археологами найдены руины резиденции Константина Великого. Под ее сводами из красного кирпича особо выделяется фреска X века, изображающая Ангела. Если будете в столице Болгарии – обязательно найдите время посетить этот храм и увидеть взгляд Ангела, который более тысячи лет смотрит на тех, кто пришел ко Господу со своими радостями и скорбями.
Здесь же неподалеку возвышается церковь Святой Софии, давшая за ее великолепие название всему городу. Это творение воли святого императора Юстиниана, сестра константинопольского Софийского собора. Благодаря поистине царственным размерам, храм, построенный в VI веке, и сегодня без труда может вместить до 5000 молящихся.
После завоевания Болгарии турками в конце XIV века эти древние соборы на долгие пять столетий стали мечетями. Лишь помощь России, заступившейся за братьев-славян, положила конец османскому игу. Победа в войне 1877–1878 гг. вернула Болгарии и независимость, и возможность вновь прийти под недоступные столь многим поколениям древние своды. В память о беспримерной роли России в освобождении Болгарии в самом сердце Софии сияют купола патриаршего храма, освященного в честь покровителя Руси – святого благоверного князя Александра Невского.
Еще одна потрясающая особенность Софии для православных паломников – святой пояс монастырей. Около 40 святых обителей со всех сторон окружают столицу, оберегая и храня ее духовную чистоту. До некоторых из них можно доехать и на общественном транспорте, а к иным придется и пройти пешком, с посохом паломника – точно так же, как сотни лет назад. В годы турецкой оккупации именно эти малые обители хранили для потомков богослужебные книги, передавали из уст в уста предания о великих подвижниках, не давали засохнуть виноградной лозе Православной Церкви.
И все же самым известным монастырем Болгарии по праву считается Рыльский монастырь. Часа за полтора-два на машине вполне можно доехать до прославленной обители. Здесь почивают мощи великого подвижника X века, светоча болгарской земли – святого Иоанна Рыльского. Роспись монастыря представляет собой яркие полотна фресок и гармоничных узоров, украшающих не только внутренние, но и внешние стены. Поэтому даже обширный внутренний двор являет собой как бы храм, куполом которого становится само небо.
Подивившись на благолепие монастыря, поклонившись святым мощам Иоанна Рыльского, паломники непременно устремляются по узкой дорожке в необъятный лес, шумящий листвой почти у самых стен обители. Рано или поздно уставшие паломники выходят к скале, в расщелине которой провел несколько лет своей земной жизни святой Иоанн.
Необычайное умиротворение испытывает истомленная душа, оказавшись здесь, в тени деревьев, в окружении вечных скал, к которым прикасался сам святой отче. Из этой трещины в горной породе тысячу лет назад забил источник живой воды – молитва подвижника – неиссякающий до сих пор. Рядом построен небольшой храм, где можно просто оставить записки, и во время богослужения их непременно прочтут. Вы можете писать по-русски, ведь болгарский алфавит – кириллический, а не латинский. Главное, пишите разборчиво, а уж священник-болгарин – брат во Христе – разберется, о ком идет речь. Ведь наши языки сохранили удивительное сходство, благодаря которому несложные тексты на болгарском поддаются пониманию с первого раза.
Если вы захотите посетить страну с богатой православной традицией, дружественным трудолюбивым народом, прекрасным умеренным климатом, да в придачу с широкими песчаными пляжами и лазурным морем – добро пожаловать в Болгарию!
Владимир Рудаков, Международный паломнический центр «Покров»