По святым местам от Красной площади до Троице-Сергиевой Лавры
Пора, пора пройти по дороге предков, от могилы к могиле, от храма к храму. И прийти в Лавру. И склониться пред ракой великого Сергия. И припасть к ней, и прошептать душою главные слова. Оставить вместе с дорожным прахом бессчетный ворох грехов своих и попросить взамен благодати. И идти, идти по этой дороге до скончания жизни, пока хватит сил.
К «Троице-Сергию» за благодатью
Давний христианский обычай ходить на богомолье к святым местам по северной московской дороге обрел постоянство и силу в XIV в. вместе с ростом и укреплением Троице-Сергиева монастыря, вместе со всенародной, всероссийской славой его основателя Преподобного Сергия Радонежского. Особо прославила монастырь по всей Руси его героическая оборона в начале XVII в.
Северная дорога, Троицкая, Патриарший тракт, Ярославское шоссе – по-разному называли древний богомольный путь. Начинался он у Никольской башни Московского Кремля и шел по улицам Никольской, Лубянке, Сретенке, Мещанской и дальше через Крестовскую заставу на Ярославскую дорогу.
Паломничество в Троице-Сергиев монастырь (в 1744 г. ему присвоено звание Лавры) всегда занимало особое место в сознании русского общества. В середине XIX в. Троицкая дорога уже выложена камнем, а затем (1862 г.) строится первая на Руси частная железная дорога Саввы Мамонтова.
Стихийное народное «хождение к Троице» было воспринято и поддержано княжествующими и царствующими домами. Царские выезды в Сергиев Посад обставлялись пышно, и специально для этих походов возникли, как сказочные видения, пять путевых дворцов: в Алексеевском (возле нынешнего метро «Алексеевская»), затем в Тайнинском, Братовщине, Воздвиженском и самом Сергиевом Посаде. Сохранился лишь Сергиево-Посадский, от других не осталось и следа… Главные города по Ярославской дороге по пути в Сергиеву Лавру – Мытищи, Пушкино, Софрино, Хотьково. Вдоль этого пути исстари строили храмы, ставшие светлыми вехами для богомольцев.
RadonejРадонеж. Памятник Преподобному
Сергию Радонежскому
Железная дорога к Сергиевому Посаду начинается на московском Ярославском вокзале. Весь путь от Москвы до Сергиева Посада на электричке занимает от полутора до двух часов. На машине – те же сроки, которые определяются в основном капризами перегруженного Ярославского шоссе. О пешеходно-автомобильном паломничестве и пойдет рассказ.
Чудо благословения
1380 год. Много было забот у великого князя Московского Димитрия Ивановича. Шел на Москву ордынский темник Мамай, грозил за непослушание разорением. И мчались во все города гонцы, собирая русскую рать под московские знамена. Много было забот у князя Димитрия, но отодвинул он все дела и поскакал с малой дружиной в Сергиев Посад, на поклон к великому старцу Сергию Радонежскому – просить благословения на битву.
С незапамятных времен, от самой зари православия на Руси стал Троицкий путь дорогой паломников и богомольцев. Сначала к святыням Ростова и Суздаля, потом Владимира и Переяславля Залесского, а с конца XIV столетия – к стенам Сергиевой обители. В память о подвижнике, который, как известно, никогда не ездил верхом, многие шли пешком. Так сложилась традиция пеших походов из Москвы в Троице-Сергиеву Лавру. Одни шли поклониться чудотворным иконам и святым мощам, другие – испросить здоровья, удачного свершения дел. Со временем обустроилась дорога, и возникли на ней красавицы-церкви, ставшие путеводными вехами для многих поколений русских богомольцев.
Строительство Ярославской железной дороги и особенно безбожное XX столетие подорвали, ослабили древнюю традицию. Тем не менее встречаются трехдневные пешие походы в Сергиев Посад и в наше время. Пешком я ходил «к Троице-Сергию» в августе 1997 г. А на машине – не сосчитать сколько раз ездил.
Молитва перед Иверской и Казанской
На Красную площадь надо идти от Тверской улицы через Воскресенские ворота. Здесь стоит самая знаменитая часовня старой и новой Москвы – Иверская. Построена она специально для чудотворной Иверской иконы Богородицы из Иверского монастыря на Афоне. Точную копию иконы привезли в Москву 19 мая 1669 г. По древнему обычаю все, идущие на Красную площадь и в Кремль, обязательно останавливались и молились перед Иверской. По ночам святую икону возили по заказам из дома в дом. Возили в закрытой карете, запряженной четверкою лошадей, в сопровождении служителей. Впереди скакал всадник с факелом. Когда икону носили по домам или забирали с крестными ходами, на ее место ставили копию – «заместительницу». Эта копия ныне находится в московской церкви Николая Чудотворца в Кузнецах.
В 1929 г. часовню сломали. Через два года разобрали и Воскресенские ворота. Официальной причиной было то, что они мешали при различных празднествах и парадах въезду тяжелой техники на Красную площадь. Главную икону перенесли в церковь Воскресения в Сокольниках, где она и сегодня в величайшем почитании.
Иверская часовня и Воскресенские ворота восстановлены осенью 1995 г. 25 октября специальный самолет из Греции доставил с Афона в Москву новый точный список чудотворной иконы. На следующий день икону крестным ходом перенесли в устроенную для нее часовню. Ежедневно с 8 до 20 часов здесь идут непрерывные молебны, где служит поочередно все московское духовенство.
Помолившись на дорожку перед Иверской, выходим на Красную площадь. Справа – Никольская башня Кремля. Впереди светятся через площадь купола-маковки храма Василия Блаженного. Слева – надо, конечно, зайти и поставить перед дорогой свечечку – возрожденный Казанский собор. Деревянный храм-памятник был построен здесь в 1633 г. на средства князя Димитрия Пожарского, того самого, памятник которому (вместе с Кузьмой Мининым) стоит перед храмом Василия Блаженного. От собора до Лобного места через грязь и суету многолюдного торжища была проложена гладкая деревянная мостовая, названная Красным мостом, а возле храма – Красной площадью. Так что Красная площадь от слова «краса» – красивая.
Казанский собор испытал на себе все превратности XX столетия. В 1920 г. был захвачен обновленцами – церковниками, согласными на полное сотрудничество с новой властью. В 1936 г. снесен. В 1990 г. возникло стихийное народное желание восстановить утраченный собор. На его месте была поставлена деревянная часовенка и большая из толстого стекла прозрачная копилка, возле которой дежурил милиционер. Чтобы опустить пожертвование в щелку, нужно было подняться на постамент по приставной деревянной лестничке. Приятно помнить, что в той копилке была и моя малая денежка. К 1993 г. Казанский собор восстановили. Известно около двух тысяч (!!!около 800!!!) различных икон Божией Матери. Но Казанская вместе с Владимирской – самые из них почитаемые. В иконостасе собора стоит красивая икона, подаренная Патриархом Алексием II.
Дальше и цари, и простые русичи, осенив себя крестным знамением и поклонившись на три стороны, шли по нынешней Никольской улице. Была она обустроена рано и называлась по имени стоявшего здесь некогда Никольского монастыря, в свою очередь названного так в честь широко почитаемого на Руси Николая Чудотворца.
От Никольской до Большой Лубянки
Когда-то вдоль Никольской улицы располагались иконные ряды. Здесь в изобилии торговали свечами, лампадным маслом, церковной утварью, различного письма иконами. Поэтому Спасский монастырь, основанный здесь в 1600 г. царем Борисом Годуновым, стали называть Заиконоспасским. С 1665 г. в монастыре работала школа для подготовки чиновников правительственных учреждений, которую возглавлял известный просветитель Симеон Полоцкий (его захоронение – в монастырском соборе). На основании этой школы в 1687 г. в помещениях обители была открыта Славяно-греко-латинская академия, ставшая первым в России высшим учебным заведением. В 1814 г. ее переименовали в духовную академию и перевели в Троице-Сергиеву Лавру. До нашего времени сохранился главный храм монастыря – Спасский собор (1660) – и часть окружающих его монастырских построек. Собор закрыли в 1929 г. и возвратили Церкви в 1992 г.
Через два дома от Спасского собора направо уходит Богоявленский переулок, получивший название от находившегося здесь некогда Богоявленского монастыря. Это второй по древности московский монастырь после Даниловского. Основан в 1296 г. московским князем Даниилом Александровичем, сыном Александра Невского. От Богоявленского монастыря остался лишь Богоявленский собор, построенный в 1696 г.
Одним из первых настоятелей Богоявленского монастыря был Стефан, брат преподобного Сергия Радонежского. Здесь принял иноческий постриг будущий московский митрополит Алексий. В 1568 г. сюда заточили митрополита Филиппа (Колычева) за его открытое осуждение политики и действий царя Иоанна Грозного. Разгневанный царь велел впустить к нему в темницу голодного медведя, но, ко всеобщему удивлению, зверь не тронул узника. Опального митрополита отправили на север, в Соловки, где он и погиб (!!!в тверской Отроч Успенский монастырь, где год спустя, в 1569 г., он и принял мученическую кончину от руки Малюты Скуратова!!!) (статья о святителе Филиппе – см. «Покров» №6, 2012).
Никольская улица невелика и заканчивается у Лубянской площади. Когда-то здесь располагались переселенцы из Новгорода, и некоторые специалисты считают, что название «Лубянка» пошло от новгородцев – была у них улица Лубяница. Но есть и другое мнение: название это местного происхождения – от луба, которым крыли мелкие лавочки.
Если у края площади посмотреть направо, то невдалеке легко увидеть красного кирпича храм апостола Иоанна Богослова под Вязом. Построен в 1837 г. Огромный вяз рос у его алтаря до 1775 г. В 1925-м храм закрыли. С 1934 г. в нем разместился Музей истории Москвы. Несмотря на давние решения, музейщики держались до последнего и съехали только 31 декабря 2011 г. По сути, сегодня это самый молодой православный храм в Москве.
Перебравшись через площадь, попадаем в «ущелье» между «Детским миром» и новым зданием КГБ (по-нынешнему ФСБ). Это – улица Большая Лубянка.
Сразу же за «Детским миром» на Пушечной улице – возрожденная церковь Софии Премудрости Божией, выстроенная в 1692 г. Появление ее также связывают с новгородскими переселенцами. Проложенная здесь улица называлась поначалу Софийкой, а в 1922 г. ее переименовали в Пушечную по находившемуся здесь некогда Пушечному двору – государственному заводу, изготовлявшему пушки и колокола.
Монастырь и Туринская плащаница
За бульварным кольцом Большая Лубянка переходит в Сретенку. «Сретенье» – слово древнерусское и означает «встреча». Летом 1395 г. шел на Москву с полчищами воинов ордынский хан Тамерлан. Московское княжество не могло противопоставить ему равную силу. Оставалась надежда только на Бога и защиту Богоматери – покровительницы России. Тогда великий князь Василий Димитриевич повелел принести в Москву из Владимира чудотворную икону Божией Матери Владимирскую, написанную, по преданию, евангелистом Лукой и прославленную многими чудесами.
Десять дней несли на руках икону в Москву, и на всем пути стояли вдоль дороги люди и молили: «Матерь Божия, спаси Землю русскую!» Далеко за городскими воротами встречали икону московские жители: «весь град изыде противу иконы на сретение ея». Встреча произошла 26 августа. И Тамерлан неожиданно для всех прекратил поход и пошел назад. Москва избежала разорения, и в память о чудесном спасении на месте встречи иконы был устроен Сретенский монастырь.
Ни одно богомолье царей, патриархов и простых паломников не обходилось без молебнов в Сретенском монастыре. В 1925 г. здесь принял иноческий постриг Сергей Извеков – будущий Патриарх Московский и всея Руси Пимен. В мае 1999 г. в монастыре состоялось прославление священномученика Илариона, епископа Верейского, бывшего настоятелем обители до 1929 г. Мощи святого покоятся в специальном саркофаге возле иконостаса.
Среди монастырских святынь – точная копия Туринской Плащаницы в натуральную величину. По преданию, именно в это покрывало было завернуто израненное тело Иисуса Христа, положенное после распятия на три дня в каменную пещеру. Существуют целые институты, занимающиеся только одним вопросом: та или не та плащаница хранится в итальянском городе Турине? Однако для верующего сердца все эти изыскания – напрасная трата времени. Конечно же, это та самая Плащаница, и никакая другая.
Кстати, возле монастыря с выходом на Большую Лубянку – очень даже хорошая монастырская лавка: книги, иконы, утварь и пр. Маленький совет: приобретая иконку или книжечку, обязательно надпишите с обратной стороны, где и когда она приобретена. Пройдет время, и надпись эта сделает вас – пусть на мгновение – моложе на несколько лет.
Сретенский монастырь стоит в конце Большой Лубянки, а в самом начале Сретенки расположился храм Успения Богородицы в Печатниках. Построен он в 1695 г. и называется так потому, что при зарождении в Москве печатного дела здесь расселили работников новой профессии, которых называли печатниками. Какие же бури пронеслись, совершились за этими тихими неприметными стенами. Храм трижды перестраивался. В 1930-е гг. был занят богоборцами, с 1950 г. здесь размещался музей «Советская Арктика», затем – «Морской флот СССР». Вновь освящен в 1994 г. Росписи храма созданы известнейшим современным иконописцем архимандритом Зеноном.
Храм на торжище
На другом конце Сретенки, у самого Садового кольца стоит церковь Троицы Живоначальной в Листах. Почему «в Листах»? Дело в том, что жившие неподалеку печатники в XVIII столетии изготовляли кустарным способом бесхитростные лубочные картинки, которые, как и гравюры, назывались тогда листами. У Троицкой церкви образовался стихийный рынок этих картин, которыми продавцы завешивали всю церковную ограду. В 1671 г. жившие в этом месте стрельцы вместе с начальником своим Василием Пушечниковым вернулись из похода на Астрахань, где смирили взбунтовавшихся казаков и привели в Москву их атамана Стеньку Разина. Как сказано в Писцовой книге, царь Алексей Михайлович «за услугу и труды их тогда же пожертвовал 150 тыс. казенного кирпича для строительства Троицкого храма». В 1930 г. храм был закрыт и вновь начал действовать с 1991 г.
На Сухаревской площади заканчивается важный и насыщенный этап нашего пешеходного паломничества. Дальнейшее движение на север лучше уже точно продолжить на машине – расстояние между храмами увеличивается и терпения для их посещения требуется больше.
До границы нынешней Москвы
Преодолев Сухаревскую площадь, паломники попадают на 1-ю Мещанскую улицу. Мещанами называли переселенцев из Белоруссии и других южных областей. Вскоре, по левой руке, возникает очень красивый храм святителя Филиппа, митрополита Московского. Летом 1652 г. состоялось покаянное перенесение мощей святителя из Соловецкого монастыря в Успенский собор Московского Кремля. 3 июля они были переданы московскому духовенству. К столетию события в 1752 г. на этом месте был выстроен храм, перестроенный в 1788 г. От прежних строений сохранились трапезная и колокольня. Храм закрыли в 1939 г. В нем находились авторемонтная мастерская, фотолаборатория, архив. Однако чудесным образом остались в сохранности иконостас, лепнина купола и капители колонн. Богослужения возобновились 7 апреля 1991 г.
В середине Мещанской, также слева, – возрожденное подворье знаменитого Серафимо-Дивеевского монастыря с часовней в честь одного из любимейших русских святых – преподобного Серафима Саровского. Вряд ли найдется в нашей России хоть один человек, ни разу не слыхавший имени этого святого (подробнее о подворье – см. «Покров» №7, 2011).
Перед самым выездом на Рижскую площадь, влево от Мещанской, идет Трифоновская улица. Названа так по стоящему здесь храму мученика Трифона в Напрудном. Это один из старейших православных храмов Москвы. С его строительством связана такая народная легенда. Во время охоты царя Ивана III молодой боярин Трифон Патрикеев упустил любимого царского сокола. На поиски дали три дня. Не найдет – голова с плеч. В последнюю ночь к отчаявшемуся боярину явился его небесный покровитель – мученик Трифон и указал место, где на дереве скрывалась упущенная птица. За избавление от верной гибели боярин поставил здесь часовню, а через некоторое время – каменный храм во имя мученика Трифона. В 1931 г. храм был закрыт, все новейшие пристройки сломаны. Отреставрирован в 1952–1957 гг. Богослужения возобновились в 1992 г.
Трифоновский храм имеет статус приписного к храму иконы Божий Матери «Знамение» в Переяславской слободе. Его мы видим в низинке, когда проезжаем по Рижской эстакаде. Среди сокровищ храма – древняя, XVII в., икона «Знамение», икона мученика Трифона с частицей его мощей, деревянное распятие XVIII в. и крест 1652 г. Замечательна акустика здания, когда раздающиеся на клиросе голоса певчих кажутся возникающими в воздухе.
Сразу за Рижской площадью начинается Крестовский мост через железнодорожные пути. Если у самого окончания моста посмотреть направо, то в конце идущего вдоль железной дороги Дроболитейного переулка легко разглядеть аккуратную церковь Троицы Живоначальной на Пятницком кладбище. В 1771 г. случилась в Москве великая эпидемия чумы, жертвы которой свозили на это стихийно возникшее кладбище. Ныне существующий Троицкий храм построен в 1835 г. на месте прежнего, деревянного. Имеет два придела: святой мученицы Параскевы Пятницы, по имени которой названо кладбище, и Преподобного Сергия Радонежского. Шествуя в Москву или из нее, святой старец всегда останавливался в стоявшей где-то здесь деревянной часовенке, называвшейся «Крест», что и дало название всей заставе – Крестовская.
Продолжая движение на север, вы проедете метро «Алексеевская» и вскоре по правой руке на взгорье увидите церковь-красавицу – Тихвинской иконы Божией Матери. Построена она в 1680-х гг. В те же сроки возвели здесь и роскошный деревянный дворец, простоявший до начала XIX в. В храме сохранились особые молельные комнаты для царя и царицы. Храм не закрывался. В церковной ограде находится Алексеевское кладбище, на котором покоятся многие праведники. В приделе мученика Трифона – точная копия пещеры Гроба Господня, что в Иерусалиме.
Однажды, в 1998 г., кажется, некий разбойного настроения человек затаился в той пещерке, а ночью ограбил чудотворную Тихвинскую икону Богоматери, снял с нее золотые украшения (крестики, колечки), которыми верующие благодарили Богородицу за помощь и поддержку. Утром, когда храм отворили, он мог уйти неприметно, да не ушел – отнялись у него ноги. Когда же приехали милиционеры, ноги у болезного снова заработали, и отправился он в отделение. В точности такой же случай произошел как-то и в Киево-Печерской Лавре.
Уже на выезде из Москвы слева от Ярославского шоссе, в районе станции «Лосиноостровская» стоит довольно молодой (нет еще и ста лет) храм мучеников Адриана и Наталии. Построен в 1916 г. в псково-новгородских традициях. Не закрывался. Гордостью прихожан является удивительно красивый иконостас, выдержанный в духе иконостасов XVI столетия. В черте города – с 1961 г.
Граница нынешней Москвы – кольцевая автодорога. Выбравшись на бессонное Ярославское шоссе, едем до Мытищ. Когда-то по обеим сторонам дороги стояли дремучие вековые леса, ныне – сплошная городская застройка, сохранившая лишь названия старинных поселений. Слева – Перловское, за ним – Тайнинское. Перловка – бывшее владение удачливых купцов Перловых, почти монопольно торговавших по всей России чаем. Перловы занимались широкой благотворительной деятельностью, построили в дачном поселке деревянную церковь, театр, начальное училище. От церкви той сохранился лишь фундамент. Но у самой станции выстроен новый, тоже деревянный, Троицкий храм.
Тайнинское от слова «Таня»
В старых документах село Тайнинское называлось Тонинское, потому что стояло на тоне – месте, удобном для рыбной ловли. Но мне больше нравится другая легенда, по которой название села произошло от женского имени Таня. В елизаветинские времена на древнем богомольном пути хозяйничала девица-разбойник Танька Ростокинская. О ней слагали народные песни, а богомольцы сбивались для хождения в Лавру группами. Долго гуляла «Танечка» по северным московским лесам. Однажды изловила она молодого богомольца, влюбилась в него и стала просить-умолять, чтобы остался он вместе с нею в разбойной шайке. Не остался богомолец: «Лучше смерть!» Не тронула Таня стойкого молодца, отпустила с миром и стала с той поры сама не своя. Загрустила смертно, забросила разбойный промысел, а потом и вовсе сдалась тайному приказу и сгинула. В 1834 г. об атаманше был написан роман Сергея Любецкого «Танька, разбойница Ростокинская, или Царские терема».
В Тайнинском был построен один из пяти путевых дворцов по дороге в Сергиев Посад. В том дворце любил пировать Иоанн Грозный, а позднее Борис Годунов. Останавливались в нем и оба Лжедмитрия. Царь Алексей Михайлович любил ездить сюда на соколиную охоту. Бывали здесь императрицы Елизавета и Екатерина II.
К голубой Владимирской в Мытищах
Случайно проехать мимо Мытищ невозможно. У самого шоссе стоит высокая голубая красавица – церковь Владимирской иконы Божией Матери. Мытищи получили название от стоявшей здесь таможни. В былые времена со всех проезжавших по дороге или проплывавших по судоходной тогда Яузе собирали мыт – торговую пошлину. Владимирская икона – самый почитаемый в России лик Богородицы. По преданию, он написан апостолом Лукой, евангелистом, свидетелем земной жизни Иисуса Христа. Владимирскую церковь построили в 1713 г. В 1832 г. пристроили северный Сергиевский придел, а в 1899 г. – южный Никольский. Высокая колокольня мытищинской церкви была снесена в первый военный год, как опасный ориентир возле важной железнодорожной станции. Восстановлена в 1999 г. По старой православной традиции в храме работает бесплатная столовая для бедных. Если заглянете, вас тоже накормят.
Следующий крупный город на нашем пути – Пушкино. От Москвы – 43 км. Его название часто связывают с именем классика русской поэзии, но «село Пушкино» известно с конца XV в.
К 300-летию династии Романовых
Проезжая мимо Клязьмы, не забудьте сделать два дела. Во-первых, перед самым мостом, где совершается поворот на поселок, слева в низинке постарайтесь рассмотреть строительство памятной часовни. 200 лет назад как раз в этих местах была остановлена французская армия.
Во-вторых, если не найдете времени свернуть на полчасика, то хотя бы посигнальте. Дело в том, что здесь расположен один из красивейших подмосковных храмов – Спаса Нерукотворного Образа. Или попросту – Спасский. Строили его к 300-летию царской династии Романовых (1913) и потому построили особенным, в новорусском стиле. Последний царь династии – Николай II – здесь никогда не бывал, но рассказывают, что, проезжая мимо Клязьмы в Сергиеву Лавру, сделал в сторону храма устное и рукотворное приветствие.
Другой «особенностью» Спасского храма является то, что уже более 20 лет его верным прихожанином является «раб Божий, ни на что не гожий» Анатолий, то есть я, и если поутру в любую субботу или в любое воскресенье вы заглянете в клязьминскую церковь (Лермонтовская, 20), то мы с вами непременно познакомимся.
По старой дороге – интереснее
Возле самого Пушкино шоссе раздваивается. Влево – старая дорога, вправо – новая. По новой – быстрее (для того и построена), по старой – интереснее. Проблема в том, что, когда старое шоссе соединится с новым, из-за разностороннего движения придется немного вернуться обратно, до поворота на другую сторону шоссе. Крюк для такого случая не особо великий. Я вам советую смело сворачивать на старую дорогу, поскольку неизвестно, хватит ли на нее настроения на обратном пути.
У развилки стоит на горке пятиглавый Никольский храм: белые стены, синие купола. Освящен 17 июня 1694 г. Чуть подальше (по старой дороге) – Новая Деревня, а в ней деревянный, очень уютный Сретенский храм. Более 20 лет служил здесь известный священник Александр Мень. Здесь он и похоронен: 9 сентября 1990 г. его убили возле станции Семхоз (она по нашей дороге впереди у Посада). Убийство так и не раскрыто. От шоссе Сретенскую церковь загораживает большой крестильный храм, построенный на пожертвования почитателей отца Меня.
Далее – Братовщина. С 1623 г. стоял здесь путевой царский дворец. В начале XIX в. его по ветхости разобрали, а камень, взятый из фундамента, пошел на строительство Благовещенской церкви (1815). Место сие для России и Православной Церкви историческое: в 1613 г. московское духовенство и бояре встречали здесь «умоленного на царство» юного Михаила Романова – первого из царской династии Романовых. Здесь одно время служил будущий Патриарх Тихон.
Встречались мне сообщения, что на кладбище возле церкви похоронен князь Голицын, один из героев романа Ивана Лажечникова «Ледяной дом» (1835). Два раза приезжал на кладбище, искал ту могилу. Так и не нашел.
Вскоре старая и новая дороги вновь повторяют фокус с разделением, и снова мы продолжим путешествие по старой магистрали. Впереди у нас – Талицы. В конце минувшего тысячелетия, когда я постукивал посошком на этой дорожке, здесь стояла старая полуразрушенная часовня – бывшее подворье Стефано-Махрищского монастыря. Часовню только что освободили проживавшие в ней четыре семьи, поэтому вид у нее был соответствующий.
К 2002 г. каменная часовня была полностью отреставрирована и освящена в честь Новомучеников и Исповедников Российских. На подворье начались регулярные богослужения. В 2007 г. стали реставрировать местные пещеры, и через три года был освящен пещерный храм в честь великомученика Димитрия Солунского. В 2009 г. на подворье началось строительство нового храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Талицы – середина пути от Москвы до Сергиева Посада.
Продолжая поход, попадаем в село Рахманово. Местная церковь Вознесения Господня известна с 1654 г. В 1804 г. деревянную церковь по ветхости заменили каменной. Храм в хорошую погоду виден и с нового шоссе. В предвоенные годы местные власти задумали закрыть церковь, предъявив ей непосильный денежный налог. И тогда житель Рахманово Сергий в то голодное время продал корову-кормилицу, уплатил налог и спас церковь от разорения.
Неутешные Хованские
Впереди – село Голыгино, где надо проявить бдительность. Здесь новая развилка пути, и непременно нужно поехать по правому разветвлению. Это даст возможность в следующем селе – Воздвиженском – оказаться рядом с замечательной по классическим пропорциям церковью Воздвижения Креста Господня (1845). Над кубическим зданием возвышается глава храма, она же и колокольня, на которую внутри помещения ведет деревянная винтовая лестница. Храм построен на историческом месте. По традиции сюда являлись троицкие власти с иконами и просфорами встречать приезжающего государя. Здесь была последняя остановка Димитрия Донского перед встречей с Преподобным Сергием Радонежским. В 1682 г. по приказу царевны Софьи Алексеевны возле церкви были казнены участники стрелецкого бунта князья отец и сын Хованские. Местное предание хранит жуткую историю о том, что Хованские по ночам выходят к дороге, показывают проезжающим отрубленные головы и просят засвидетельствовать в Москве, что они невиновны.
Как-то раз, по моему грешному наущению, одна паломническая фирма устроила театральное представление с выходом князей Хованских, которые снимали перед публикой шапки вместе с головами. После всеобщей перепуганности лучшей половины паломнической группы жутковатый эксперимент пришлось прикрыть.
Кстати, здесь же была взята под стражу и сама царевна Софья (1689), посмевшая противостоять юному царю Петру I. Мятежную сестру государя отвезли затем в Москву, где в Новодевичьем монастыре ее постригли в монахини.
Слушайте сердце
За церковью, метрах в 50-ти, есть левый поворот, и вам придется принять самое принципиальное решение за всю поездку. Прямо – до Лавры рукой подать. Но если вершить паломничество по всем правилам, то надо, конечно, налево, а это лишних километров 12. Прислушайтесь к сердцу и решайте сами, как вам поступить.
Если прямо, то вскоре появится село Рязанцы. У самой его границы, справа от дороги, стоит памятный деревянный крест. Надпись на кресте разъясняет, что на этом месте состоялось духовное общение святителя Стефана Пермского и Преподобного Сергия Радонежского. В 1390 г. во время поездки святителя по церковным делам в Москву он оказался на этом месте, недалеко от Троицкого монастыря. Однако времени заехать в монастырь никак не находилось. Тогда, помолившись, епископ Стефан поклонился в сторону обители и сказал: «Мир тебе, духовный брат». Преподобному Сергию случилось в это время быть с братией на трапезе. Услышав духом Стефаново приветствие, он встал и с поклоном ответил: «Радуйся и ты, пастырю стада Христова, и мир Божий да пребывает с тобою». Кто не хочет – не верит. Я верю. В память о сближении святых душ место это стали называть Поклонной горой и отметили сначала деревянной, а в XVII в. каменной Крестовской часовней, разрушенной в 30-е гг. грешного XX столетия. От Рязанцев до Лавры минут 10 езды.
Поборов искушение, вы все-таки повернули налево. За это будете вознаграждены. Нырнув под мост эстакады, вскоре увидите знаменитый Радонеж. Здесь в юношестве жил с родителями будущий святой, здесь же они и закончили земной путь. У земляных валов возле речки Пажи – Сергиев источник со святой водой. На холме – памятник Сергию Радонежскому (автор Вячеслав Клыков), поставленный в честь 1000-летия Крещения Руси.
Существует предположение, что в Радонеже родился великий иконописец Андрей Рублев. Возле церкви Преображения Господня маленькая гостиница.
Дорога к Радонежу одна и далее приведет в Хотьково, а там – в Покровский монастырь. Здесь постриглись в монахи Сергий Радонежский и его брат Стефан. Монастырь основан в 1308 г., за три десятилетия до возникновения Троицкого монастыря. В 1610 г. был до основания разрушен, долго не мог оправиться от опустошения и снова существует как самостоятельная обитель с 1764 г. В Покровском соборе монастыря находится рака, где покоятся мощи святых Кирилла и Марии, родителей Сергия Радонежского. В этом и был смысл нашего поворота после Воздвиженского: по всем правилам, стремящиеся на поклон к Преподобному Сергию, должны сначала благодарственно помолиться его родителям.
От монастыря дорога в Лавру пройдет через Семхоз, где возле железнодорожной станции построена памятная церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи. На этом самом месте и было нападение на отца Александра Меня. Кстати, расписан храм архимандритом Зеноном, о котором мы уже вспоминали.
И вот – наконец-то! – Сергиев Посад.
В дальних далях, в 1340-х гг. безвестный инок Сергий построил в дремучем лесу на горе Маковец деревянный храм в честь Святой Троицы. Так началась история самой знаменитой на Руси православной обители. Первым каменным строением монастыря стал Троицкий собор, где ныне сохраняются мощи святого Сергия, обретенные в 1422 г.
У входа в лавке возьмите свечку. Если есть желание подойти к раке, постойте в очереди – не в воскресный день и не в праздник народу не так уж и много. Да и движется очередь быстро. Можно просто поставить свечу в установленный рядом подсвечник и тихонько постоять-помолиться. Здесь – хранилище великой русской тайны: святости, правды и красоты.
…И буду идти по этому пути до окончания жизни, пока хватит сил. Господи, прости мне грехи мои, вольные и невольные. Господи, укрепи меня, идущего к Тебе!
Анатолий Мацукевич