Проповедь протоиерея Валериана Кречетова, произнесенная на празднике Введения Пресвятой Богородицы во храм 4 декабря 1983 г.
В первом Евангелии, воскресном, вы слышали притчу о том, как у одного человека уродилась нива, и он был в недоумении: куда ему деть такой большой урожай? И рече: се сотворю, разорю житницы моя, и больший созижду, и соберу ту вся жита моя, и благая моя. И реку души моей: душе, имаши много блага, лежаща на лета многа: почивай, яждъ, пий, веселися. Но Господь сказал этому человеку: безумец, в сию нощь душу твою истяжут от тебе, а яже уготовал еси, кому будут? И заканчивается это Евангелие словами: Тако собирали себе, а не в Бога богатея.
Здесь показана печальная участь человека, живущего для себя, а не для Бога.
Второе Евангелие – Богородичное, которое читается на все праздники Божией Матери – вам хорошо знакомо. Помните, Господь пришел в дом, где Его встретили две сестры: Марфа и Мария. Марфа сразу же бросилась готовить для Господа угощение, трапезу, а Мария села у ног Учителя и слушала Его. И хотя Марфа занималась делом вроде бы и угодным Богу – старалась накормить и упокоить Гостя, она заслужила упрек: Марфо, Марфо, печешися и молвиши о мнозе. Едино же есть на потребу. Главное – не внешнее, телесное, а духовное. Мария же благую часть избра, яже не отымется от нея.
Что же это за благая часть, которая никогда не отнимется от человека? Это, конечно, богоугождение, делание всего ради Бога, для Бога. И вот сегодняшний праздник является как бы лучшей иллюстрацией этих слов.
Престарелые супруги Иоаким и Анна получили от Бога дар – долгожданное Дитя, будущую Матерь Божию. И вот этого, вымоленного многими слезами ребенка, трилетствующую юницу, то есть трехлетнюю маленькую девочку, они отводят в храм Божий и по данному ими ранее обету посвящают Богу. Это был подвиг полного самопожертвования и преданности воле Божией. Кто имеет детей, знает, как это трудно – особенно в том преклонном возрасте, в который тогда вступили Иоаким и Анна – родителям лишиться утешения видеть, растить, воспитывать своего единственного ребенка. В жизни, правда, часто бывает, что родителям приходится разлучаться с детьми. Умирают родители, иногда же умирает ребенок. И если человек не в Бога, а себе богатеет, то есть если он думает только о себе, о своих радостях, то для него это трагедия. А святые Иоаким и Анна добровольно отдали Дитя, сами лишили себя родительского утешения ради Бога. И Господь воздал им сторицей за это, потому что потом они восприняли Дочь свою как Царицу Небесную, как Матерь Божию. Это даже и представить себе невозможно, какую они получили награду.
В житиях святых есть такой пример. Одна богатая женщина, Клеопатра, привезла к себе в дом мощи мученика Уара и устроила недалеко от дома храм в его честь. По освящении храма она горячо молилась мученику о благополучии своего единственного сына, а тот вскоре после этого заболел и умер. В горе, в ропоте на мученика, на Бога, потому что она, как тот богач, себе, а не в Бога богатела, идет женщина в новоустроенный храм и жалуется мученику:
– Мучениче Христов, так-то ты отблагодарил меня за заботу о тебе!
Мученик ей явился и говорит:
– Ты же просила блага для своего сына, а высшее благо – это Царствие Небесное. Вот Господь по моему ходатайству и даровал это твоему сыну. Чего же ты еще хочешь?
И она увидела своего сына в неизреченной славе в Царствии Небесном и успокоилась. Потом она затворилась у себя в доме, вела богоугодную жизнь и стала преподобной.
Богач, о котором говорится в притче, думал только о себе, о своих удовольствиях, потому богатство и отнялось от него.
Но богатство может и не отняться от человека, пойти с ним в вечную жизнь. Каким образом? Когда человек не прилепляется к богатству, а принимает его как дар Божий и во славу Божию им пользуется. И в Писании мы имеем великий пример тому – Иова Праведного. Вот человек, который имел и большое богатство, и много детей и в один день лишился и того, и другого. Но он в Бога богател, а не себе, не считал богатство своим, потому и отнесся к этому так: Господь даде, Господь отъят… буди имя Господне благословенно (Иов I , 21). И за то Господь вернул ему вдвое еще здесь, на земле, и богатства, и детей дал ему – дочерей, как сказано в Писании, равным которым по красоте не было во всей поднебесной.
В Киево-Печерском патерике есть пример и другого отношения к богатству. Один князь, Арефа, постригся в монахи, а золото, которое имел, спрятал. Потом это золото у него украли. От великого огорчения Арефа заболел и уже приближался к смерти. Пришли ангелы за его душой и сказали ему: «Несчастный, мало тебе того, что ты столько нагрешил, собирая богатство, и вместо того, чтобы раздать, припрятал его, но и после того, как у тебя его отняли, ты нагрешил еще больше ропотом, осуждением, подозрением на других братии… Сказал бы: «Ну, и Бог с ним», – и вменилась бы тебе пропажа твоих денег в милостыню». Тогда Арефа закричал: «Господи, ничего моего нет, все Твое!» И выздоровел.
Этот пример нам показывает, что мы ничего своего не имеем, все – Божие. Это относится ко всему: ко здоровью, богатству, способностям… И если в случае какой-либо потери вместо того, чтобы роптать, мы смиримся и скажем: «Бог дал, Бог взял. Твое, Господи», – то и нам это вменится в милостыню.
Один священник рассказывал то, о чем ему поведала одна женщина. Отец у нее был простой души, в деревне жил. Там в кафтане ходил, в лаптях. А тут он как-то справил себе обновку: костюм, сапоги. А поносить почти не успел, вскоре у него все это украли. И он, как Иов, особенно горевать не стал, махнул рукой: «Бог с ними, обойдусь и так».
И вот после его смерти дочь видит его во сне. Сидит он будто бы за столом в украденных у него костюме и сапогах. Она спрашивает:
– Батюшка, так ведь у тебя же все это унесли!
– Да, но как я пришел сюда, мне все сразу же вернули, – ответил он.
Вот простой пример того, что значит в Бога богатеть.
Вот и мы, если не так, как праведный Иов (потому что для нас это высоковато), но хотя бы так, как этот человек, станем относиться к своим утратам и не будем привязываться ни к чему, что имеем, и если Господь и возьмет что от нас, а мы смиримся с этим и скажем: «Бог дал, Бог взял. Значит, так Ему угодно», то Господь еще здесь, на земле, как Иова, утешит нас.
Святые отцы это же самое устроение души выразили такими словами: «Когда Господь посылает нам скорби – слава Его праведному суду, ибо Он очищает нас скорбями от грехов наших. Если же Он посылает нам радость и утешение – слава Его милосердию». Аминь.