К 160-летию со дня рождения и к 70-летию со дня смерти русского фотографа Максима Дмитриева
В конце 40-х годов XIX века литературный критик В.Г. Белинский писал: «Время преклонит колени только перед художником, которого жизнь есть лучший комментарий на его творения, а творение – лучшее оправдание его жизни». Эти слова в полной мере можно отнести к знаменитому мастеру отечественной фотографии из Нижнего Новгорода Максиму Петровичу Дмитриеву.
Первоначально его жизнь, казалось, не предвещала ничего примечательного. Он родился в деревне Повалишино Тамбовской губернии 9/21 августа 1858 г. у Александры Герасимовой, крепостной помещика Афанасьева. Детство мальчика, названного Максимом, прошло в Егорьевском уезде Рязанской губернии, куда был отдан на воспитание бездетному крестьянину Елисею Куприянову в двухлетнем возрасте. Подросток рано проявил интерес к знаниям и церковно-приходскую школу он закончил в числе первых учеников.
В начале 1870-х гг. у его приемного отца возникли трудности в хозяйстве и Максим был отвезен в Москву и отдан «мальчиком» в посудную лавку. Но подобное занятие не устраивало мать юноши. Она хотела, чтобы ее сын приобрел какую-либо достойную профессию. Она устроила его учеником к известному московскому фотографу М.П. Настюкову. И с этого времени Максим Дмитриев стал осваивать новое ремесло.
Работа на новом поприще целиком увлекает юношу. Он за короткое время достигает больших успехов. Он очень быстро осваивает наклейку отпечатков, учится ретушировать снимки. Максим Дмитриев вскоре начинает понимать, что помимо технических навыков, во многом удача его дела зависит от развития художественного вкуса. Именно поэтому он посещает воскресные рисовальные классы Строгановского училища, где изучает основы композиции, особенности выразительных средств живописи.
В 1874 г. фотограф М.П. Настюков взял юношу в Нижний Новгород. В этом городе каждое лето проходило знаменитое торжище, на которое съезжалось до полумиллиона человек из разных губерний России. Хозяин имел на этой ярмарке свой павильон. Город поразил Дмитриева своей кипучей деятельностью, многоязычными толпами людей и необыкновенно красивой панорамой раскинувшихся по берегам Волги строений. Не случайно знаменитый художник И.Е. Репин, побывавший в Нижнем Новгороде в 1870 г., писал: «Этот царственно поставленный над всем востоком России город совсем закружил наши головы. Как упоительны его невообразимые дали!…»
В 1877 г. Максим Дмитриев, воспользовавшись тем, что его хозяин решил отойти от дел, переезжает в Нижний Новгород, где работает ретушером в ателье Д. Лейбовского. А через два года он переходит на работу помощником к знаменитому мастеру светописи Андрею Осиповичу Карелину (1837–1906). Имя этого фотографа было широко известно не только среди русских почитателей фотографического искусства, но и в зарубежных странах. В 1876 г. на международной выставке художественной фотографии в Эдинбурге два его снимка, среди шести тысяч других, присланных из многих стран, были удостоены золотой медали. Такую же награду А.О. Карелин получил на Парижской выставке 1878 г.
Мастер создал целый ряд индивидуальных и групповых портретов, бытовых сюжетов, жанровых сцен, неповторимых по изобразительным и светописным решениям. Он неутомимо изучал свойства используемой им оптики, усовершенствовал ее для решения своих творческих замыслов. Работа у А.О. Карелина обогатила начинающего фотографа. М.П. Дмитриев научился у опытного мастера методике выбора сюжетов и некоторым элементам их постановки.
Несколько лет работы у А.О. Карелина, а также в фотографиях Москвы и Орла позволили молодому фотографу приобрести необходимый организаторский опыт. М.П. Дмитриев решается открыть свое дело. Для этого он вновь возвращается в полюбившийся ему Нижний Новгород. В феврале 1886 г. он получил разрешение на открытие собственного фотографического ателье. Его фотография разместилась на Осыпной улице в доме Пальцевой. Удачно выбранное место, прекрасно оформленные витрины, залитый светом павильон пришлись по душе нижегородской публике.
Для успешного ведения своего дела необходимо более широкое признание. В 1889 г. М.П. Дмитриев выставил свои произведения на Всероссийской юбилейной фотографической выставке в Москве, посвященной 50-летию светописи. Это 53 великолепно выполненные большого формата снимки с волжскими видами, портретами, бытовыми сценами. Все это заставило обратить на имя автора особое внимание.
Весьма удачным для нижегородского фотографа был 1892 год – золотая медаль на Всемирной Парижской фотографической выставке, золотая медаль на Московской выставке, высшая награда «Гран-при» на выставке в Сен-Жиле и почетный диплом на международной выставке в Брюсселе. Пройдет еще немного времени, и отражение целой россыпи золотых медалей, полученных на различных выставках, появились на фирменном паспарту мастера.
В это же время проявился в полную меру талант М.П. Дмитриева, как фотопублициста. Он, как никто другой, очень близко к сердцу принял народное бедствие – засуху, голод и эпидемии тифа и холеры в 189–1892 гг. в Поволжье. Чтобы привлечь к этой трагедии внимание общественности, он отправляется в наиболее пострадавшие уезды и фотографирует конкретные факты трагедии, кроме того, оказывает населению материальную помощь. Эти снимки стали подлинными историческими свидетельствами народного горя. Эти уникальные материалы легли в основу созданного М.П. Дмитриевым альбома «Неурожайный 1891–1892 год в Нижегородской губернии».
Большой интерес М.П. Дмитриев проявлял к местной истории и этнографии, принимал активное участие в работе Нижегородской губернской ученой архивной комиссии, подготавливал иллюстративный материал для краеведческого музея – производил снимки исторических мест и предметов старины. Фотограф проявлял огромный интерес к неповторимым видам города, древнему кремлю, руинам башен. Он снимал артели бурлаков, плотогонов, грузчиков, ярмарочные сцены, рабочие будни, ночлежные дома. Его фотографии все больше и больше получали общественное признание.
М.П. Дмитриев, снимая Нижегородское Поволжье и проявляя огромный интерес к главной артерии страны – реке Волге, многие годы мечтал совершить по ней путешествие и запечатлеть на картоне главные ее достопримечательности: широкие заливы, высокие утесы, красивые города, села, пристани, суда. К этой грандиозной затее он приступает весной 1894 г. Первоначально он снимает Волгу от Рыбинска до Астрахани. Эти снимки легли в основу экспозиции Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставки в Нижнем Новгороде, проходившей в 1896 г. Павильон М.П. Дмитриева занимает отдельное красивое здание. В нем можно было не только увидеть неповторимые живописные виды великой реки, портреты известных писателей, актеров, но и самим сфотографироваться.
Фотографии М.П. Дмитриева производят на посетителей большое впечатление. Исследователи творчества нижегородского светописца В.В. Колябин, А.И. Оножко, Н.Ф. Филатов и В.А. Харламов приводят рассказ одного из очевидцев этой выставки: «Самым выдающимся экспонатом в фотографическом отделе является, бесспорно, работа местного фотографа г. Дмитриева, выставившего в своей красивой, одной из лучших на фотографической выставке, витрине более 100 видов Волги, начиная от Рыбинска до Астрахани, размером с альбомный лист. Это описательная работа великой русской реки, еще никем пока не исполненная в России, и является капитальной работой всей выставки, обращая на себя особое внимание всех посещающих отдел как размером, так и интересом и художественным исполнением… Этот экспонат можно отметить как самый выдающийся и интересный, и для всякого мало-мальски понимающего светопись он является одним из лучших в техническом и художественном отношении и может служить примером другим, что может при энергии и любви к делу сделать русский фотограф, задавшийся целью иллюстрировать свое отечество, игнорируя расходы и те трудности, с которыми приходится бороться в подобных съемках. Посещающие отдел оценили работу г. Дмитриева, который благодаря своей выставке, получил заслуженное внимание и одобрение публики, выраженное большими заказами на его снимки».
Вскоре М.П. Дмитриев продолжил съемку великой реки. Окончательно он свой труд завершил в 1903 г., сфотографировав Волгу от ее истока до Рыбинска. В этот обширный цикл фотографий вошли панорамы верхневолжских городов, деревень, виды монастырей, лесные и озерные пейзажи. Эта работа потребовала от фотографа больших физических и материальных затрат. Особенно ценно, что эти фотографии стали часто использоваться как иллюстративный материал для различных изданий, в том числе и для книг, изданных Русским географическим обществом.
В последующие годы М.П. Дмитриев снимал дорогой его сердцу город, скиты, крупнейших представителей русской культуры – писателей, художников, артистов. В их числе – С.Г. Скиталец, Л.Н. Андреев, В.Г. Короленко, И.А. Бунин, Ф.И. Шаляпин, Д.С. Мережковский, В.А. Гиляровский, В.Ф. Комиссаржевская и другие.
Фотография М.П. Дмитриева существовала до декабря 1929 г. Его ателье было передано государству. Известный фотограф превратился в «советского служащего». В конце жизни он поселился на даче, где занимался разведением пчел. Умер фотомастер 15 октября 1948 г.
Уникальные фотографии М.П. Дмитриева, широко представленные на открытках конца XIX – начала XX века, воспринимаются нами, как своеобразный репортаж из прошлого. Мы видим рабочих Сормовского завода, рыбаков, ложкарей, торговцев сбитнем, неповторимые виды волжских городов и сел. Эти фотографии не утратили своей привлекательности и в настоящее время, они рассказывают о прошедшей жизни, стали бесценными историческими документами прошедшей эпохи. Именно этим они нам и дороги.
Сергей Сенин