С настоятелем храма иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной роще г. Москвы, протоиереем Георгием Климовым беседует журналист Ольга Орлова.
– Отец Георгий, говорят, Ветхий Завет был дан человеку, чтобы очеловечиться, дабы приступить к перспективе исполнения уже новозаветной цели – обожения. Равноапостольный князь Владимир тоже сетовал, что до Крещения жил, как скот. Если иудеи потратили на освоение Ветхого Завета тысячи лет, зачем им понадобилось Крещение от Иоанна Крестителя и чем оно являлось для них?
– Иоанн Креститель – проповедник покаяния: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:2). Он выходит на Иордан, а эта река служила тем рубежом, который отделял Землю обетованную от пустыни. Приходя сюда, каждый должен был осознать недостоинство своего жития в Земле обетованной, обновиться и перейти Иордан заново, чтобы на этой Святой земле встретить Мессию. Символично, что пророк возведен Духом за пределы Земли обетованной, – это выход за пределы Ветхого Завета: наступает новая эпоха.
– Нельзя ли рассматривать это и как предостережение: Царство отнимется у недостойных?
– Да, но сначала возвещается милость: «приблизилось Царство Небесное». Иудеями эти слова воспринимались однозначно: наступают времена Мессии. Поэтому они и идут на Иордан исповедовать свои грехи.
– А зачем при этом погружение в воду?
– У ветхозаветного иудейства сложилось четкое представление о том, что, не смыв телесной скверны, в Царство Мессии войти нельзя. Отсюда вся та ритуальная обрядовость с омовениями перед принятием еды, перед молитвой и т.д. Поэтому они, как чающие прихода Мессии, о чем слышали как о факте свершившемся еще 30 лет назад, и идут теперь на берега Иордана, услышав глас Иоанна Крестителя.
– «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему» (Ис. 40:3). Креститель подтверждает, что эти слова пророка Исаии сказаны о нем (см.: Мф. 3:3, Мк. 1:3, Ин. 1:23). Как их понимать?
– Пророк Исаия говорит о времени выхода из плена вавилонского, а евангелисты истолковывают эти слова как прообраз прихода Господа Иисуса Христа. Вестник Его – Предтеча, пустыня – народ израильский, а неровности, которые следует устранить, – препятствия к принятию Мессии, то есть грехи человеческие. Дальше там же у пророка Исаии сказано: «…всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся» (Ис. 40:4). Что это значит? Раньше, когда Предтеча шел перед царем, он призывал людей брать орудия труда и срывать холмы, а ямы засыпать, чтобы дорога царственного пути стала гладкой. В духовном смысле углубления – это грехи плоти, а горы, холмы – грехи гордости.
– А зачем надо было креститься Безгрешному Господу Иисусу, Царю царей, Который Сам есть Путь (см.: Ин. 14:6)?
– Давайте вспомним диалог Господа с Иоанном Крестителем: «Оставь ныне, так надлежит нам исполнить всякую правду»(Мф. 3:15). Господь исполняет то, что должен был исполнить всякий иудей. И в то же время Он это делает в назидание людям – как ветхозаветным иудеям, так и нам: крестится Богочеловек – нам пример, постится – нам пример и т.д. Блаженный Феофилакт Болгарский поясняет: «Для того чтобы освятить Cвоим примером Крещение, которое со временем сделается Таинством при вступлении человека в Церковь». И далее: «Крестится Чистый, дабы нас омыть и показать нам, что, приступая к Крещению, должны наперед очиститься, дабы впоследствии не осквернить Крещение, падая в грех по худому навыку».
Крещение очищает человека от греха, но не избавляет от привычки грешить. Человек часто рассуждает так: «Пойду покрещусь, и все как рукой снимет». Да не снимет рукой ничего! Грех омоется, но это еще больше усугубит ответственность перед Богом, если уже чистый поддастся навыку: «…как пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи» (2 Петр. 2:22). Блаженный Феофилакт, как и все церковные учителя, призывает к Таинству Крещения готовиться.
Если рассматривать Крещение Господа в историческом контексте, то Иисус крестится для того, чтобы быть явленным Израилю и миру как истинный обетованный Мессия.
– Именно для этого и Иоанн Креститель идет на берега Иордана?
– Да, во-первых, он крестит народ, приготовляя его к принятию Иисуса из Назарета как истинного Мессии, а во-вторых, чтобы явить Иисуса народу (и всему человечеству) как Спасителя мира. «Я не знал Его, но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю» (Ин. 1:31), – свидетельствует сам Креститель.
– Если Чистый погружается в воды, в которых омывалась скверна греха, можно ли сказать, что именно в момент Крещения Господь берет на Себя грех мира?
– Толкователи усматривают во вхождении Господа в воду, которую Он очистил и взял грех мира на Себя, – прообраз Его погребения в сердце земли, а это уже напрямую связано с грехом человеческим. Как и вопль Богооставленности на Кресте. Богооставленность может быть вызвана исключительно грехом. А откуда грехи у Единого Безгрешного? Он взял на Себя грех мира.
У толкователей есть разные точки зрения, но о том, что Господь берет на Себя грехи человеческие именно в момент Крещения, свидетельствует и то, что предначатком Богооставленности на Кресте являются искушения Христа в пустыни, куда Он был возведен Духом Святым сразу же с берегов Иордана. Когда говорится, что спустя 40 дней Господь напоследок взалкал, показуя человеческое, это как раз, по объяснению многих толкователей, и связано с тем, что Он оказался не в состоянии находиться в этом неразрушимом общении с Богом-Отцом, в котором Он пребывал до этого. За счет чего это могло произойти? Не потому ли, что нечто по контрасту с внешним торжеством исполненное трагизма незримо произошло в момент Крещения?
Отсюда и смущение диавола: Кто же перед ним? Если бы это истинно был Сын Божий, испытал бы Он то состояние, в котором спустя 40 дней поста в пустыни оказался Христос?
– А разве Господь не был уже явлен в момент Крещения как истинный Мессия?
– Господь был явлен как Мессия, во-первых, свидетельством Бога-Отца и сошествием Святого Духа на Него, а во-вторых, прямым указанием на Иисуса как на Мессию самого Иоанна Предтечи. «Я не знал Его,– признается Креститель, – но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» (Ин. 1:33–34). Но это мы воспринимает эти слова как указание на Божество Иисуса, а для иудеев это был один из мессианских титулов: Сын Божий.
– Если Господь взял уже на Себя грехи всего мира, в чем смысл установления Таинства Исповеди – второго, как его еще называют, Крещения?
– Господь, зная, что мы удобопреклонны ко греху, дает нам возможность второго Крещения – очищения от грехов. К тому же человек духовно совершенствуясь, проходит разные стадии греховных состояний, самопознания, проникновения вглубь себя. И с момента исповедания – «есть еще во мне и такой грех» – человек призван меняться. В Таинстве Исповеди и особенно Причащения – подаются для этого силы. Здесь можно и о другом говорить: из-за греха человек отлучает себя от Церкви и, чтобы вернуться и воссоединиться с Телом Христовым, приносит покаяние.
– Как взаимосвязаны Крещение и искушения Христа?
– Искушения следуют сразу после Крещения Господа, что сподвигает и многих толкователей говорить о том, что и нам следует после этого Таинства ждать искушений. Но как без этого обойтись? Именно в искушениях и свидетельствуется, куда склоняется свободная воля человека: в сторону принятия или отвержения Христа.
– Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал, что искушения начинаются с противления воле Божией, человек уклоняется от ее исполнения, и тут же следуют искушения, которые поставляют человека перед выбором, и что бы ты ни выбрал, все равно согрешишь. Именно так, вновь и вновь попадая в эти «капканы», мы и взыскиваем Христа?
– Конечно. С одной стороны, человек стремится служить Христу, но с другой – сам он духовно несовершенен, и хочет он того или не хочет, в искушения попадает. И тут же взыскивает Христа! Потому что Спаситель нужен только погибающему. Если человек тонет в проруби, он уже не рассуждает: «Нужен ли мне кто-то, кто сможет меня спасти?..» Именно в силу нашей теплохладности нам попускаются искушения, чтобы душа искала Христа.
В Своих искушениях Христос нам показывает то, на что мы можем надеяться, если живем исполнением воли Божией. «Не хлебом единым будет жить человек, но всяким cловом, исходящим из уст Божиих»(Мф. 4:4), то есть пребывающий в Богообщении может надеяться на чудесную помощь. А там, где Богообщение прекращается, а это происходит только вследствие греха, искушения неизбежны. Но как показывает второе искушение Христа – само чудо может стать соблазном, поэтому святые отцы учат, что там, где можно проблему решить без чудесного Божественного вмешательства, надо ограничиться доступными человеку средствами. Во что бы то ни стало искать чуда– это все равно что «искушать Господа Бога Твоего». Господь нас на Своем примере предостерегает от этого (см.: Мф. 4:7).
– Третье искушение Христа – властью. Иногда равноапостольного князя Владимира упрекают в том, что он использовал власть при Крещении русского народа. Что на это можно отвечать?
– Это не искушение властью, а правильное распоряжение ею. Князь Владимир просветился Светом Евангельской истины и, выйдя из купели прозревшим в прямом и в духовном смысле, вкусил плоды Духа: любовь, радость, мир, благость, милосердие и т.д. (см.: Гал. 5:22–23). Богом в его руки была вверена судьба целого народа, и он как правитель это осознавал и не мог не желать приобщить свой народ к открывшемуся ему благу.
Здесь можно провести простую аналогию: мать и дети. Многое детям не нравится: мать очень часто, по их детскому мудрованию, не права, заставляя их делать нечто для них неприятное, ограничивающее их свободу, игры, проказы и т.д. Но когда они вырастают, они благодарят мать даже за то, что она действовала силой принуждения. Тоже самое верно и в отношении равноапостольного князя Владимира.
– То есть здесь нет противоречия с тем, что князь Владимир использовал то, от чего в искушениях Сам Господь отказался, – власть?
– Противоречие было бы, если бы Господь принял власть, незаконно предлагаемую Ему тем, кому она на самом деле не принадлежала. Сатана пытался Господу навязать власть внешнего господства, чтобы иудейский народ пошел за Мессией не как за Тем, Кто дарует освобождение от греха, а как за политическим лидером, принесшим свободу от иноземного ига. Именно такой свободы и жаждал в большинстве своем и сам иудейский народ. Господь же говорит, что Его власть другого рода, не от мира сего, это власть служения ближнему, власть любви. Разве не такой властью руководствовался равноапостольный князь Владимир?
– В контексте баталий, которые сегодня разворачиваются по поводу истории нашей страны в XX в., интересно замечание о том, что зрелая душа может критически относиться к прошлому, как к своему собственному, так и своего народа. Не все принимать: «Это наша история!» А что-то категорически признавать ошибкой, осуждать как заблуждение, например, языческое или неоязыческое прошлое. Можно ли сказать, что принятие или непринятие того, что называем цивилизационным выбором князя Владимира, – это критерий проверки зрелости души?
– Безусловно, вспоминается известный современный анекдот: «Не такая уж она и быстрая, эта скорость звука. Мама сказала, когда было 20, а дошло, когда исполнилось 40». А до кого-то и в 70 может не дойти.
– В отношении Царствия Небесного, наверное, действует обратный отсчет? Господь же сказал: «если не обратитесь и не станете как дети, не войдете в Царство Небесное»(Мф. 18:3).
– Да, часто человек, даже оказавшийся в Церкви, принявший Христа, начиная рассуждать «как взрослый», искушается многими моментами: долготою Богослужения, таинствами, обрядами и т.д. А потом, как ребенок, доверившись, просто начинает все это исполнять. И нечто великое открывается за всем этим. И тогда он бывает благодарен Богу за все, что сам по неразумию не принимал и мог бы отвергнуть. Так и князь Владимир для нашего народа стал именно отцом, который по-отечески заботясь о благе своих детей и от всего сердца желая дать им то, что обрел сам, вручает русским этот безценный дар – Крещение.
– Почему в святоотеческой традиции таинство Крещение также называют «святым просвещением»?
– Когда при Крещении дар Духа Святаго входит в сердце человеческое, то естество просвещается правильными понятиями о Боге, жизни, человеке, и та масса десятков-сотен ложных духовных кумиров, которые гнездились внутри этой души, попирается вдруг Светом благодати Христовой, и человек понимает: какая же все это тщета! Истина вот она, дарована мне – Христос!
– Не является ли тогда нонсенсом расхожее утверждение: «Русь была крещена, но не была просвещена» (цитата писателя Н.С. Лескова)?
– Это крайности оценок, а Православие избегает крайностей. Сказать, что Русь не была просвещена, это значит утверждать, что у нас не было русских святых, но их тысячи! XX в. засвидетельствовал это соборной жертвой новомучеников и исповедников Церкви Русской. Если бы просвещения не было, то кто бы пошел тогда за Христом и умирал бы за Него? Но и утверждать, что просвещение было всецелым, мы тоже не можем. Иначе не было бы тех ужасов, что были в нашей истории на протяжении веков и особенно в XX в.
– Святитель Игнатий (Брянчанинов) назвал Иоанна Крестителя первым проповедником против народного недуга – национальной гордыни. Разве не подвержены этому недугу христианские державы, в частности наша страна?
– Чем подпитывалась национальная гордыня иудеев? Сознанием того, что ты единственный носитель истинной веры в истинного Бога. Ты сродник по плоти от Авраама, которому дано обетование о Мессианском Царстве, а остальные – нет. Этим евреи и кичились, против этого и восстает Креститель, увещевая: «уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Лк. 3:9). Это касается и многих православных сообществ, которые в своей религиозной гордыне оставляют истинное покаяние.
– Сюда же можно отнести и все наши не в эсхатологическом, а скорее в глобально-имперском ключе понятые концепты такие, например, как «Москва – Третий Рим»?
– Да, и то, что произошло в нашей истории в XX в. своего рода отрезвляющий удар. Однако это соблазны не владимирских, уже более поздних времен. Для любого народа, который является носителем истинной веры, велика опасность забыть о главном делании – покаянии – и увлечься внешними атрибутами самопровозглашаемого превосходства. Когда мы читаем у пророка Моисея о днях отмщения, которые обрушаться на головы иудеев за то, что они Господа предадут, это не только о них написано, а предостережение всем нам. Разве не то же самое у нас в России происходило в начале XX в.? Владыка Иоанн (Снычев +2.11.1995), который много писал о годах лихолетья, прямо свидетельствовал, что все эти десятки миллионов пострадавших людей – все они жертва за грех Богоотступничества русского народа. Там, где великий дар, там и великая ответственность.
– Почему Крещение еще называют Богоявлением?
– Потому что здесь впервые и не так прикровенно, как в событиях Ветхого Завета, а открыто Бог является миру как Бог-Троица: крестится Сын, звучит глас Бога-Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный» (Мф. 3:17; Мк. 1:11; Лк. 3:22), точнее Святой Дух в виде голубя нисходит на Иисуса и низводит на Него этот глас. Здесь Бог Троица является миру впервые.
– Почему мы крестимся во имя Святой Троицы и как факт Крещения человека влияет на его взаимоотношения с Богом, людьми?
– Основой внутритроических отношений, как это открыто нам в Евангелии, является любовь. Крестясь во имя Отца и Сына и Святаго Духа мы исповедуем, что вся наша жизнь должна быть служением этой любви. Потому что вне любви жизни собственно и нет.
– Поэтому ли в момент Крещения Господь посвящается на общественное служение?
– Толкователи говорят, что сошествие Духа Святаго потребовалось, чтобы помазать Господа, сделав тем единственным Помазанником, когда Его человеческое естество в полноте Духа Святаго исполнилось тех возможностей, которые потом во Христе обиловали.
– Связано ли уже само Крещение с явлением силы Божества?
– Когда на Крещение совершается Великое освящение воды, хор поет: «Днесь вод освящается естество». А что значит освящается? Изгоняется из нее падший дух с его слугами, и в образе водной стихии освящается весь космос. Во время Великого освящения воды на праздник Крещения или каждый раз перед таинством Крещения священник молитвенно произносит слова о том, что Своим вхождением Господь сокрушил главы гнездящихся в этой воде змиев.
– Не от того ли Иоанн Креститель бичевал проповедью книжников и фарисеев, идущих на Иордан также креститься: «Порождение ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева»(Мф. 3:7)?
– Большинство толкователей действительно сходится во мнении, что ехидна – это род змеи; и тогда эти слова могут быть прочитаны символично: и как сокрушение державы диавола и тех, кто уподобившись ему, сделал себя его детьми (см. Ин. 8:44), и как изгнание последних из Царствия Божия, вступлением в которое прообразовательно и служило иорданское омовение. Книжники и фарисеи лицемерно шли креститься, чтобы не уронить свой авторитет в глазах народа, почитающего Иоанна за пророка (Мф. 21:26). Призыв же проповеди Иоанновой: Покайтесь! – для них был очень неожиданным. Что значит покайтесь? Как это измениться?! Они и так хороши собой.
– Чем теперь в новозаветные времена для нас является Крещение? И как избежать этой «фарисейской закваски»?
– Крещение – это дверь в Царствие Божие. А ничто нечистое туда не войдет (см.: 1 Кор. 6:9; Откр. 21:27). Для нас это только залог спасения; зерно, которое надо еще взрастить. Для этого необходимо потрудиться, а главное – еще прежде Крещения стяжать истинное желание оставить страсти.
– Почему для нас Таинство Крещения сопряжено с погребением?
– Есть церковное учение о том, что, погружаясь в купель Крещения, мы вместе со Христом соумираем для греха, и, выходя из купели Крещения, совоскресаем с Воскресшим в вечную блаженную жизнь.
– Отец Георгий, а почему мы не можем, как древние христиане, единожды исповедавшись, облечься во Христа и уже жить святой жизнью?
– В самые первые времена распространения христианства человек крестился, миропомазывалcя, и в этот момент совершалась настоящая пятидесятница: Бог Дух Святой соделывал его Своим храмом, человек вкушал блаженства вечности и в этом состоянии горения любой соблазн высвечивался, точно оказываясь в свете прожекторов. А потом, по мере удаления от времени Пришествия в мир Христа, сердца охладевали, и такие внутренние события, как Крещение, Миропомазание и личная пятидесятница, отделялись друг от друга и стали уже разнесенными даже по времени во внутреннем опыте человека.
– Известно, что раньше христиане, крестившись, жили общинами, где было все общее и в целом весь уклад жизни был нацелен на исполнение Евангелия. Можно ли сказать, что христианин в идеале должен жить в среде христиан, если он, конечно, не имеет особого миссионерского призвания?
– Господь нас пришел все-таки спасти не из мира, а в мире. Иначе мы не имели бы слов апостола Павла: «…неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим» (1 Кор. 7:14). Это очень важная задача Церкви – приводить ко Христу тех, кто еще не являются христианами. Когда Господь говорит нам: «Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, иже на небесех»(Мф. 5:16), – Он имеет в виду отнюдь не замкнутое христианское сообщество.
– Когда Господь посылает апостолов на проповедь, Он говорит им: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам»(Мф. 28:19–20). Сам Христос предваряет момент Крещения таким жестким условием: соблюдать все заповеданное. Как этого достичь?
– Эти слова очень важны для каждого из нас. Мы должны креститься не просто пожелав этого, но испытав свою веру, узнав все учение о спасении. Это накладывает серьезную ответственность прежде всего на проповедников веры Христовой.
– В чем смысл двоекратного свидетельства Иоанна Крестителя о Господе Иисусе при Крещении и после возвращения Христа из пустыни?
– В момент Крещения, как мы сказали, человечество Господа помазуется полнотой Божественных даров. Именно в таком состоянии Христос идет в пустыню, где убеждает диавола действовать против Него как против обычного человека, чтобы испытать всю злобу, предназначенную нам, и воспринять смерть, которую Своей Смертью Ему надлежит попрать.
Поэтому после возвращения Христа из пустыни Креститель уже определенно свидетельствует о Нем: «Сей есть Агнец Божий, вземляй грехи мира» (Ин. 1:29). Здесь как раз указание на то, что Господь совершит ради спасения человечества. Cамо наименование «Агнец Божий» подразумевает избранного Самим Богом в Жертву. Для иудейского сознания – явная ассоциация с пасхальным агнцем, который и прообразовывал это великое Жертвоприношение, предназначенное от века для спасения рода человеческого. Когда Креститель произносит свидетельство во второй раз после возвращения Господа из пустыни, то очевиден уже становится путь Христов: Мессия идет на заклание.
– Как научиться побеждать победой Христовой, чтобы являть Его жизнь в смертности нашей?
– Читая в Первом послании от Иоанна о «Победе, победившей мир»(1 Ин. 5:4), святитель Филарет Московский говорил о том, что Победа принесена человечеству, но не всеми приобретена. Наша задача эту Победу приобрести.
– А как?
– Господь отвечает: «Аще любите Меня, заповеди Мои соблюдите»(Ин. 14:15). Евангельские заповеди призваны изменить человеческое сердце: из каменного сделать плотяное, из жестокого – милующее, из мрачного – светлое. Или, как образно говорят святые отцы, гроб претворить в храм, чтобы в сердце нашем Воскрес Христос! Это и будет приобщением Его Победе, а значит, и совоскресением вместе с Ним. Исполнение заповедей Христовых и нацелено на то, чтобы человек ожил. Это должно нас заставить быть очень внимательными к евангельскому учению о спасении: ничего в нем не отвергать и не прибавлять своего.
– Монахиня при Новоспасском монастыре рассказывала, что в свое время, уже воцерковившись, лет пять вообще не могла читать Евангелие. Тогда Владыка Алексий (Фролов; + 03.12.2013) сказал ей: «Ты сначала себя очисти, Евангелие потом само войдет в твое сердце». Почему сегодня для многих, кто крещен в младенчестве, но в Церковь приходит уже в зрелом возрасте, Евангелие оказывается точно закрытым? Что необходимо, кроме исповедания грехов, чтобы Евангелие для себя открыть?
– Часто человек читает Евангелие подобно евангельскому законнику, который подходит ко Христу и, будучи уверенным в своей праведности, искушая Христа, бросает вопрос:«Что сотворю да живот вечный наследую?» (Мф. 19:16). Все Евангелие – по сути ответ на этот вопрос, который никогда не услышит тот, кто и так доволен собой. А если человек действительно ищет спасения, то в собеседование с Господом через чтение Евангелия он вступает с целью спасению научиться: не тому, которое сам выдумал, а единственному подлинному! И тогда ничто не препятствует Евангелию войти в такое сердце. В словах владыки Алексия «очиститься» значит прежде всего отказаться от гордости, потому что на ней и держатся все наши грехи.
Как сказал один духовник: «Свет действительно во тьме светит, но в ложном свете Свет светить не будет». Вот этот ложный свет, который нашей гордостью в нас зажигается, и препятствует нам увидеть истинный источник Света – Христа.
Беседовала Ольга Орлова