О системе духовно-нравственного воспитания будущих врачей, которая реализуется в университете вот уже более 15 лет, рассказывает ректор Воронежского государственного медицинского университета им. Н.Н. Бурденко Игорь Эдуардович Есауленко.
– Игорь Эдуардович, какие основные потери и обретения за минувшие 100 лет можно назвать в медицине?
– Это, конечно, выдающийся хирург-святитель Лука (Войно-Ясенецкий) – одновременно и приобретение, и потеря. Иван Петрович Павлов – величайшая фигура, лауреат Нобелевской премии, создатель Физиологического общества России. Вообще в советский период в медицине было много светлых и значительных имен, которые составляли и составляют гордость отечественной науки.
Среди потерь, к сожалению, приходится говорить о научно-практическом векторе и воспитании. Прежде всего хотелось бы отметить, что сегодня высшая медицинская школа вынуждена догонять практическое здравоохранение по новейшему диагностическому, лечебному оборудованию. Плохо, что мы не являемся сердцевиной, главенствующим элементом в образовательной и практической среде, не можем предоставить обучающимся навыки работы практического врача на современном оборудовании.
Во-вторых, приходится констатировать, что в 1990-х гг. мы упустили воспитательную сферу в высшей школе, которая была на более высоком уровне в нашем образовании в советский период. А в медицине это имеет особое значение, так как нравственные и профессиональные категории являются равнозначными составляющими сущности врача.
– В чем суть этой программы «Концептуальные подходы к духовно-нравственному воспитанию обучающихся медицинских и фармацевтических вузов России»?
– Российская университетская традиция подготовки будущих врачей сложилась еще в дореволюционное время на основе православной веры и христианской нравственности и может быть определена как христианская гуманистическая традиция. Философ Иван Александрович Ильин писал: «Деятельность врача есть дело служения, а не дело дохода… Врач призван любовно обходиться с больными, если этого нет, то нет главного двигателя, нет души и сердца».
Мы декларируем духовно-нравственное воспитание через призму служения (думаю, что профессия врача все-таки не предполагает слова «работа»). Именно служение людям помогает развитию духовно-нравственных качеств будущих медиков. К тому же, если мы будем теоретизировать, рассуждать по поводу духовно-нравственной культуры в студенческой среде – с точки зрения людей, имеющих жизненный опыт, то вряд ли вызовем интерес у студентов.
Мы же помним, что интересует молодежь – душа на самом деле молодая и у студентов, и у преподавателей, это тело с течением времени исчерпывает свой ресурс, а душа остается такой же энергичной, требовательной, легкой на подъем – у меня, по крайней мере…
И неслучайно сами студенты, ряд активных выпускников нашего вуза выступили с инициативой создания добровольческого центра «Млечный путь», который много лет реализует самые разные программы в университете. Это и медицинское волонтерство (в том числе помощь медперсоналу в больницах и поликлиниках города, медицинское обеспечение спортивных и массовых мероприятий); и социальное служение (патронаж детей с ограниченными возможностями, ветеранов войны и труда, помощь многодетным семьям, бездомным людям и пр.); благотворительность (участие в акциях «Белый цветок», «Стань Дедом Морозом», «Подари мечту ребенку»); культурное волонтерство (например, открытый творческий конкурс среди студентов медицинских и фармацевтических вузов России «В лучах милосердия»); защита окружающей среды (озеленение, благоустройство территорий города, сотрудничество с приютами для бездомных животных и пр.); патриотическое движение (организация в вузе Центра космического просвещения, участие в научной программе биоспутников и пр.); формирование здорового образа жизни студентов (профилактика абортов, нарушений репродуктивного здоровья, борьба с наркоманией, алкоголизмом, курением, интернет-проект «Сохранение здоровья пользователей компьютеров и др.); донорство крови и т.д.
Добрые дела способствуют формированию здоровьесберегающей среды в вузе. Ведь, по определению, здоровье многогранно, это состояние духовного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
– Как относятся к методу «обучение служением» профессиональное сообщество, другие медицинские вузы?
– Впервые «Концептуальные подходы…» были обсуждены и одобрены на общем собрании Ассоциации «Совет ректоров медицинских и фармацевтических высших учебных заведений» 30 сентября 2014 г. И по предложению собрания они были рекомендованы для реализации в образовательной деятельности медицинских и фармацевтических вузов Российской Федерации.
Три раза на базе нашего университета проходили всероссийские конференции «Опыт и стратегия развития волонтерских движений в медицинских и фармацевтических вузах Минздрава России», сейчас готовится четвертая конференция. Создан интернет-ресурс – сайт «На орбите добровольчества» – где представлен добровольческий опыт медицинских вузов. Мы ведем просветительскую, поисковую, музейную работу. При этом волонтерская деятельность является ключевым направлением в системе духовно-нравственного воспитания молодежи. Язык добрых дел универсален для человечества, он – един для людей разных профессий, стран и континентов.
– Одно из направлений программы – взаимодействие с религиозными конфессиями. Расскажите, пожалуйста, о нем.
– Вплоть до 1917 г. священнослужители вместе с врачами переносили тяготы и лишения, выпавшие на долю опеки больных людей. Эта традиция возрождается в России в последние десятилетия.
В целом взаимодействие с Русской Православной Церковью приводит к повышению эффективности медицины. Христианские ценности привносятся в образовательный и воспитательный процессы, у будущих врачей развивается сострадательное, милосердного отношение к больным, возникает понимание первичности духовного здоровья для формирования здоровья физического.
Сегодня совершенно необходимым компонентом в духовно-нравственном развитии студентов является изучение основ этики традиционных религиозных конфессий, что может быть достигнуто включением в образовательный процесс высшей школы элективного курса «Основы религиозной этики».
Полезным представляется знакомство студентов с православным богослужением и основами церковного искусства, создание православных храмов с интегрированием их в структуру вузов. Это поможет в приобщении к литургической жизни и воцерковлении молодых людей. Большое значение имеют систематические встречи духовенства со студентами по актуальным темам духовного здоровья человека в условиях многочисленных вызовов современного общества.
В нашем вузе действует православный клуб, организуются паломнические поездки студентов и преподавателей, посещение православных святынь Воронежской области и других регионов России, и студенты и преподаватели участвуют в деятельности Общества православных врачей России во имя святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского, международного Объединения православных ученых с организационным центром в Воронеже.
– Для реализации этой программы, видимо, нужны квалифицированные кадры, преподаватели…
– Мы сами проводим подготовку профессорско-преподавательского состава – на кафедре педагогики и психологии Института дополнительного профессионального образования университета (ИДПО). Мы создали ее за счет своих – внебюджетных – средств.
Наши преподаватели в обязательном порядке учатся по 72-часовой программе «Духовно-нравственная культура медицинских и фармацевтических работников». Курс включает в себя и семинарские занятия, и лекции в рамках двух модулей: 1) «Основы духовно-нравственной культуры личности»; 2) «Методика организации духовно-нравственного воспитания». Девять часов отводится культурно-просветительским экскурсиям по православным монастырям и храмам Воронежа и области.
– На конференции в РУДН обсуждалась Целевая комплексная программа духовно-нравственной культуры студенчества и молодежи, а также дорожная карта по ее разработке и внедрению. В чем основной смысл этих документов и какие предложения внес ваш университет?
– Дорожная карта создана с целью перевода локальных инициатив по воспитанию молодежи на системный уровень и предполагает разработку профиля компетенции духовно-нравственной культуры, а также внесение изменений в содержание Государственного образовательного стандарта высшего образования «3++».
В настоящее время создан Общественный национальный совет разработки и внедрения программы духовно-нравственной культуры в систему высшего образования. Инициаторами этого проекта выступили несколько общественных организаций, в том числе Фонд сохранения духовно-нравственной культуры «Покров», Объединение православных ученых, Ассоциация «Совет ректоров медицинских и фармацевтических вузов России», Экспертный совет при Правительстве РФ, ряд других некоммерческих организаций.
Наши предложения – рекомендовать Министерству образования и науки РФ в рамках мониторинга деятельности вузов проводить систему оценки вуза по организации духовно-нравственного воспитания. Сегодня существуют семь показателей, по которым вузы оцениваются с точки зрения эффективности, – если три показателя не выполнены – вуз признается неэффективным. К сожалению, воспитательная работа вузов не оценивается. То есть мы что-то декларируем, говорим о стратегии духовно-нравственной культуры, но практических мер по оценке, сравнению результатов – пока нет.
Кроме того, мы предлагаем, чтобы организацией экспериментальной работы по внедрению учебного курса ДНК занималось не только Министерство образования и науки, но и профильные министерства, которые являются учредителями многих вузов – медицинских, военных, сельскохозяйственных. Министерству труда и социальной защиты сегодня предлагается утвердить профессиональный стандарт специалиста духовно-нравственной культуры. Но кто именно будет проводить выработку профессиональных стандартов? Наше предложение – это деятельность должна проходить в рамках системы последипломного образования, в нашем случае – на кафедре педагогики и психологии ИДПО.
Мы считаем, что наш опыт повышения квалификации научно-педагогических работников может стать основой подготовки педагогов во многих образовательных организациях.
Ольга Каменева