Тема урока для детей 5–6-х классов: добродетель радости, а также печаль по Богу – покаяние (радостотворный плач).
Цель урока: формирование понятийного аппарата по темам «христианская добродетель радости», «духовная радость», «печаль по Богу».
Задачи урока: выяснить, какие нравственные качества, поступки наполняют жизнь человека непреходящей радостью, а какие – наоборот – приводят к печали и унынию; познакомиться с притчами и русской поэзией, посвященной добродетели радости.
Чистая совесть – залог радости
1. От чего зависит радость, хорошее настроение?
2. Когда человек испытывает бо́льшую радость – когда что-то получает в подарок или когда сам что-то делает для других?
Добрые мысли и поступки приносят в наше сердце небесную радость. В Священном Писании об этом сказано: «Блаженнее давать, нежели принимать»(Деян. 20:35).
Эгоистичная радость непостоянна и относительна: например, новый планшет, подаренный родителями, может вызвать зависимость. Его, в конце концов, отберут те же родители. Радость духовную, наоборот, отнять невозможно. Нельзя отнять знания, умения что-то делать, а также любовь Бога к каждому человеку. Вот и Спаситель сказал своим ученикам, которые проповедовали Евангелие: «И радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16:22).
А в другой раз: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше»(Мф. 6:19–21).
Сокровища на небе – это наши добрые дела, наша чистая душа, которая становится жилищем Бога.
Старец Паисий Святогорец писал о том, что добрые дела, жертвенная любовь к другому человеку приносят необыкновенную радость: «Устав и идя на жертву, для того чтобы помочь другому, я испытываю райскую радость. Тогда я захлебываюсь в Божием благословении. А если человек тяготится не только тем, чтобы помочь другому, но даже и тем, чтобы сделать что-то для себя самого, он устает и от самого отдыха.
Если в человеке есть жертвенный дух, то, увидев кого-то, к примеру, физически обессиленного, работающим и уставшим, он скажет ему: «Сядь, отдохни маленечко», – и сделает его работу сам. Тот, кто выбился из сил, отдохнет телом, а тот, кто ему помог, ощутит духовное отдохновение…Человек, делающий добро, радуется, потому что ему воздается за это Божественным утешением».
Преподобный Амвросий Оптинский почти 30 лет тяжко болел, он принимал людей, не вставая с постели, но был очень радостным человеком. Святой оставил много мудрых наставлений в шутливой, радостной форме. Например, «от ласки у людей бывают совсем другие глазки»; «жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем – мое почтение».
Преподобный Серафим Саровский встречал всех приходящих к нему поклоном и ласковыми, ликующими словами: «Радость моя, Христос Воскресе!»
«Христос Воскресе!» – вот непреходящая радость.
Господь создал этот мир для радости, Он победил смерть, пострадал, воскрес, для всех нас уготованы райские обители.
Может ли радоваться тот, кто сделал что-то плохое? Нет, его будет мучить стыд, совесть не даст ему покоя. А.С. Пушкин в «Скупом рыцаре» называл совесть «когтистым зверем, скребущим сердце». Православные считают ее голосом Божиим в человеке.
«Когда Бог сотворил человека, – учит преподобный авва Дорофей, – то Он всеял в него нечто божественное, как бы некоторый помысел, имеющий в себе, подобно искре, и свет, и теплоту; помысел, который просвещает ум и показывает ему – что доброе и что злое: сие называется совестью, а она есть естественный закон».
Недаром говорят: «укоры совести», «совесть заела», «на чужом несчастье счастья не построишь». Паисий Святогорец пишет о том, что делающий зло переживает муку.
«Молись, дитя!»
Но все мы, увы, совершаем плохие поступки. К счастью, у христиан есть возможность покаяться, изменить свою жизнь. Покаяние связано с исповедью.
15 марта у православных начался Великий пост – особое время покаяния, когда верующие стараются украсить свою душу к Светлому Христову Воскресению, очистить ее постом, молитвой, более частой исповедью.
Исповедь – таинство, в котором верующий человек открывает свои грехи Богу в присутствии священника, просит прощения у Бога. По молитвам священника Господь прощает исповеданные грехи. От кающегося требуется сожаление о совершенном зле, твердое намерение исправиться, вера во Христа и надежда на Его милосердие.
Переживания, покаянный плач человека о своих грехах и есть печаль по Богу, или радостотворный плач. Такая печаль приводит к радости духовной.
Великий пост предваряет Прощеное воскресенье: прежде чем просить прощения у Бога, мы просим прощения друг у друга.
Всякое искреннее обращение человека с покаянием Бог слышит и принимает. Вот как писал об этом русский поэт Иван Никитин:
«Молись, дитя: тебе внимает
Творец бесчисленных миров,
И капли слез твоих считает,
И отвечать тебе готов.
Быть может, Ангел твой Хранитель
Все эти слезы соберет
И их в надзвездную обитель
К Престолу Бога отнесет…»
Покаянная молитва очищает душу, является источником радости.
Неслучайно апостол Павел написал: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (1 Фес. 5:16–18). Радость, молитва, благодарность за все случившееся – соседствуют.
Но как благодарить, если случаются неприятности – нас обижают, несправедливо ставят плохие отметки, наказывают? Но и Сам Господь – безгрешный Богочеловек Иисус Христос, Который творил милости, исцелял, воскрешал, – был распят на Кресте. Поэтому не обходится без скорби и жизнь всякого человека. Во всякой человеческой жизни есть свой крест.
«Радость не вечна, печаль не безконечна», – говорили наши предки о земных переживаниях. «Все проходит. И это пройдет», – гласила надпись на кольце премудрого царя Соломона.
О том же писал Александр Пушкин:
«Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.
Сердце будущим живет;
Настоящее уныло:
Все мгновенно, все пройдет,
Что пройдет, то будет мило».
Доверие Богу, Который заботится о нас как любящий Отец, упование на его Промысл, попечение о нас, приносят душе спокойствие и тихую радость. Неприятности помогают нам возмужать или, наоборот, познать свои недостатки и избавиться от гордости, набраться терпения, которое в христианстве иногда отождествляют с мудростью.
Есть старинный кант «Слава Богу за все» – о премудром старце, который, что бы ни случилось, всегда говорил: «Слава Богу за скорбь и за радость»:
«Если ты заболел, занемог тяжело
И не можешь с постели подняться,
Значит, так суждено, по грехам нам дано
И не надо роптать и бояться.
Если кто на тебя клеветал и роптал,
То не надо и этим смущаться,
Знай, Господь для спасенья тебе это дал,
Надо всех здесь любить и смиряться.
Слава Богу за все, слава Богу за все,
Слава Богу за скорбь и за радость!»
Подведение итогов урока
Вопросы:
1. С какой добродетелью мы познакомились?
2. Что такое печаль по Богу?
3. Что приводит к настоящей радости?
Еще раз вспомним, что настоящая радость не может быть эгоистичной, духовную радость доставляют добрые дела и мысли, жертва ради другого человека, вера в Промысл Божий, молитва, благодарение Бога за все – хорошее и плохое.
Домашнее задание
1. Постараться каждый вечер находить доброе в минувших событиях. Благодарить Бога, взрослых и детей за добро, проявленные заботу и помощь. 2. Творить добрые помыслы и дела.