Язычество

Слово «язычник» знакомо каждому со школьной скамьи. В учебниках по истории изображены языческие капища с коровьими черепами и суровые люди, поклоняющиеся силам природы, духам огня и воды. При этом создавалось впечатление, что времена язычества безвозвратно ушли, исчезли во мраке минувших времен. Поклонение духам не укладывалось в голове школьника, изучавшего математику и природоведение. Учителя зачастую объясняли язычество невежеством людей прошлого, отсутствием у них знаний. Так ли это? Отчего же язычество было во все времена и распространено и в наше время, несмотря на прогресс науки и технологии? Что же такое язычество?

Термин «язычество» берет свое начало от слова «язык», что означает «народ». Язычник – буквально «народник», человек, впитавший в себя традиции предков. 

Во времена Ветхого Завета иудеи именовали язычниками всех, кто не знает истинного Бога, каковыми являлись все окружающие их народы. Значение термина «язычество» изменилось в христианстве и потеряло связь с какой-либо национальной принадлежностью. Это общее и относительное понятие, необходимое для отделения людей, исповедующих истинную веру Христову, от людей, не разделяющих эту веру. 

Согласно православной энциклопедии, «язычество– идолопоклонство, многобожие, первобытные верования и обряды. К формам язычества относятся также суеверие, безбожие и бездуховная чувственная жизнь, хотя бы и при формальной (по крещению) принадлежности к Церкви. 

Существует устойчивое мнение, что язычество – более древняя форма верования, нежели христианство. Но так ли это? Ответ на этот вопрос зависит прежде всего от того, во что человек верит. Это вопрос веры. Для атеиста, мистика, сектанта ответ, конечно же, очевиден: языческие духи древнее Истинного Бога. Для христианина это не так. Священное Писание для него – это правдивая история. Господь создал человека по своему образу и подобию. Человек в раю свободно общался с Богом и жил с гармонии с Ним. Лишь первородный грех способствовал тому, чтобы человек стал язычником. К язычеству его привели последствия первородного греха – смертность, тленность и страстность. Тленность проявлялась старением, болезнями, угасанием жизненных сил. Страстность (не греховная) проявилась зависимостью от внешних факторов окружающей среды – холода, года и т.д. Отсюда почитание бога солнца, плодородия и т.п. 

Святитель Григорий Богослов говорит: «Поскольку всякая разумная тварь стремится к Богу и к первой причине, однако не может постигнуть ее, то, истаивая желанием, пускается она в новое плавание, чтоб или обратить взор на видимое и из этого сделать что-нибудь, или из красоты и благоустройства видимого познать Бога. От сего-то стали поклоняться кто солнцу, кто луне, кто множеству звезд, кто самому небу, кто стихиями и прочему. Это одно из ухищрений лукавого, который самое добро обратил во зло. Он, чтобы привлечь людей под власть свою, рассеял их по разным стремнинам и низринул в бездну смерти и погибели».

Исходя из постулата, что язычество древнее христианства, в нехристианских кругах возникла идея, что христианство вышло из язычества. Подобные идеи ранее широко применяли в своих выступлениях преподаватели научного атеизма. Однако при обращении к Священному Писанию Нового Завета становится очевидным, что христианство полностью отрицает языческие ценности. Язычество является полной противоположностью христианству: «…а если и церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь» (Мф. 6:8). Апостол Павел напоминает: «Знаете, что когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам, так, как бы вели вас» (1 Кор. 12:2). Апостол Петр говорил: «Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям, пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению» (1 Пет. 4:3). 

Язычество можно разделить на две основные группы – религиозное и нерелигиозное. 

В религиозном язычестве представление о бытии, Боге и человеке основывается на личностном опыте познания. Человек, ищущий смысл жизни, пытающийся познать истину, пристально вглядывается в окружающий мир и пытается отыскать в нем присутствие Бога. Природа поражает человека своим величием. Такие явления, как восход солнца, появление на небе радуги, звездное небо, вызывают в человеке чувство восхищения и заставляет задуматься о Творце этой красоты. 

Нерелигиозное язычество включает в себя все многообразие культов и верований, не имеющих ничего общего с христианством. 

Существует множество видов язычества. Их можно объединить в четыре группы: идолопоклонство, натурализм, мистицизм и магизм. 

Идолопоклонство – поклонение идолам с принесением им жертв, иногда человеческих. Натурализм – возведение в культ удовлетворения естественных потребностей человека. Мистицизм – тайные учения, в которых человек пытается не только проникнуть в тайны бытия, но и получить над ними власть. Магизм – культы колдовства и чародейства, стремление овладеть силами природы, войти в контакт с духами. 

Какие же есть характерные признаки отличия христианства от язычества? Прежде всего, христианство направлено внутрь самого человека. Сердце человека устремлено вверх, к Богу. Литургия совершается в сердце человека, а ее внешние признаки лишь помогают ему сосредоточится на молитве и прийти к покаянию. Все мысли христианина – о жизни будущей, жизни во Христе. В язычестве же внешнее доминирует над внутренним. Главенствующее положение там имеют обряды, которым придается большее значение, чем внутреннему содержанию. Смысл жизни язычника – благоденствие на земле, потребность в земных благах и наслаждение ими. Язычники поклоняются силам природы и стихиям. Язычество наполнено мифами, не связанными между собой. Христианство представляет собой гармоничное учение, имеющее реальную историю, оно исторично. Историчность христианства подчеркивают многочисленные археологические находки. Также существуют глобальные различия с нравственной точки зрения. Языческие храмы нередко являлись средоточием греха и порока, о чем имеются многочисленные исторические свидетельства. В христианстве же нет и тени какого-либо греха. В языческих культах почти всегда присутствуют женские божества, христианство же – это единый и неделимый Господь.  

А существует ли нечто общее между христианством и язычеством? Да, такие факты существуют. Данные сходства получили названия праоткровений. В верованиях многих народов присутствует идея о том, что на заре человечества, в начале времен, человек мог свободно, без посредников общаться с богами. Это были счастливые времена, когда общение человека с богами было непосредственным и тесным. Так же нередко можно встретить в религиях разных народов мысль о грехе как о разрыве богов с человеком. Конечно же, это не обозначается словом «грех». Произошла какая-то катастрофа, в результате которой боги отвернулись от людей, отдалили их от себя. Теперь общине приходилось избирать неких посредников между ними и богами – шаманов, колдунов и т.п. Только посредники могли донести все чаяния народа до богов. Разрыв между верховными богами и человеком оказался настолько велик, что сложилась иерархия божеств. Люди не дерзали напрямую обращаться к высшим божествам и обращались к ним посредством менее «великих» богов. Во многих культах можно встретить мысль о приходе в будущем великого пророка, спасителя, который возвратит связь между богами и человеком, и тогда возвратится возможность непосредственного богообщения. При этом исчезнет потребность в каких бы то ни было посредниках. Существуют и чисто внешние сходства во многих религиозных культах с христианством: фимиам, религиозные ходы и процессии, почитание святынь. 

Такие сходства дали возможность исследователям предположить, что существуют откровения, данные свыше всем народам. Но, несмотря на некоторые сходства, между язычеством и христианством лежит бездна. В некоторых культах (например, в Индии) можно увидеть и более существенные сходства с христианством, например троичность божества. Но это не более чем поздние вставки, заимствованные из христианства.

Христианство отличается в значительной степени от всех религий и культов, когда-либо существовавших на земле. У христиан не существует никаких посредников между Богом и человеком. В молитве происходит непосредственное общение человека с Богом. Это не монолог – это диалог. Господь Сам указал человечеству путь соединения с Ним через заповеди. «Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля» (Исх. 19:5). И первые же заповеди призывают человека помнить о Боге, познавать Его, служить Ему. «Я Господь, Бог твой, <…> Да не будет у тебя других Богов пред лицом Моим» (Исх. 20:2–3). Согласно православному катехизису, против первой заповеди существуют следующие грехи: безбожие, неверие, ересь, раскол, богоотступление, отчаяние, волшебство, суеверность, любовь к твари большей, чем к Богу. «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь…» (Исх. 20:4–5). Грехи против второй заповеди: идолопоклонство, любостяжание, чревоугодие, гордость и лицемерие. Эти грехи и есть многочисленные пути, по которым человек убегает от Него. Но Господь ждет всех и каждого. И он примет как любящий Отец своего блудного сына, потому что Сам есть Любовь. 

Что может быть выше, чем непосредственное общение человека с Богом, как это делал блаженный Августин: «Высочайший, Благостнейший, Могущественнейший, Всемогущий, Милосерднейший, и Справедливейший; самый Далекий и самый Близкий, Прекраснейший и Сильнейший, Недвижный и Непостижимый; Неизменный, Изменяющий все, вечно Юный и вечно Старый, Ты обновляешь все и старишь гордых, а они того и не ведают; вечно в действии, вечно в покое, собираешь и не нуждаешься, несешь, наполняешь и покрываешь; творишь, питаешь и совершенствуешь; ищешь, хотя у Тебя есть все… Что сказать еще, Господь мой, Жизнь моя, моя Святая Радость? И что вообще можно сказать, говоря о Тебе? Но горе тем, которые молчат о Тебе, ибо и речистые онемели». Как говорил святитель Феофан Затворник, «цель у всех христиан одна – быть в живом общении с Богом».

Идолопоклонство

Сам термин «идолопоклонство» можно понимать двояко. В буквальном смысле это поклонение идолам, кумирам – изваяниям различных божеств. Другое значение термина «идолопоклонство» подразумевает поклонение человеческим страстям, которые по своей сути и являются идолами и божествами. По словам святителя Феофана Затворника, «существо идолопоклонства в том, что твари присваиваются Божеские свойства и в силу сего чтут ее».

На заре человеческой истории человек непосредственно и свободно общался с Богом и был всецело в Его власти. После грехопадения связь человека с Богом была разорвана, что выразилось в изменении человеческой природы. Следствием первородного греха явились тленность, страстность (не греховная) и смертность. Тленность выражается в старении и в болезнях, страстность – в чувствительности человека к воздействиям окружающей среды – холод, голод, жара и т.п. Человек отдалился от Бога. Покинув рай Божий, он стремился обрести рай земной. 

По словам святителя Игнатия Брянчанинова, «сатана не удовлетворился тем, что он покорил человека и с землею под власть свою, что держал его в плену, возбуждая в нем различные страсти и ими оковывая его, что служением греху привел его в служение себе. Мысль, обуявшая ангела на небе, не оставляла его и в поднебесной, куда, как в преддверие ада, он низвергнут с неба: мысль соделаться равным Богу. Он привел ее в исполнение введением на земле идолопоклонства. Род человеческий, постепенно размножаясь на земле, вместе с тем более и более переходил от удовлетворения нуждам к удовлетворению прихотей и греховных пожеланий. Несовместно с такою жизнью истинное богопознание и самопознание! Человеки, потонув в земных попечениях и наслаждениях, соделавшись исключительно плотию, потеряли самое понятие о истинном Боге».

Несмотря на богоотступничество, в человеке существует чувство богопочитания, которое стремится реализоваться. Человек, стремясь к земному раю, стал поклоняться тому, кого заботит только земное, – падшему ангелу. Необузданные человеческие желания и похоти породили огромное количество божеств. Святитель Афанасий великий говорил: «Люди, унизившись до скотского состояния страстями и сладострастием и не имея в виду ничего другого, кроме удовольствий и плотских вожделений, как сами устремились мыслью в эти бессловесным свойственные дела, так в виде бессловесных стали представлять и божество, по разнообразию страстей своих, изваяв такое множество богов».

Каждое божество изображалось в виде деревянных скульптур (истуканов) или изображений, пред которыми приносились жертвоприношения, вплоть до человеческих. «Безумствует всякий человек в своем знании, срамит себя всякий плавильщик, истуканом своим, ибо выплавленное им есть ложь, и нет в нем духа» (Иер. 10:14).  

Как пишет святитель Игнатий Брянчанинов, «идольские храмы и самые идолы были любимым жилищем демонов. Из этих жилищ своих они издавали гласы и прорицания для обольщения злосчастного человечества. И сам человек, престав быть храмом Бога Живаго, соделался храмом и обиталищем сатаны».

Идолопоклонство захватило все человечество на многие тысячелетия. Разум уступил место инстинктам, добро – злу, любовь – ненависти. «Люди, возненавидев друг друга, завидуя друг другу, полили всю поверхность земли своею кровию в ожесточенных бранях, в которых истребились и исчезли многочисленные народы, пожатые мечом и лишенные народности невольничеством и продажею на рынках вселенной подобно скоту или бездушному товару» – восклицает тот же святитель. Пороки почитались за добродетель, страсти – за норму. 

И лишь с приходом в мир Господа нашего Иисуса Христа, человек вновь получил возможность непосредственного богообщения. 

Как говорилось выше, идолопоклонством также считается поклонение человеческим страстям, страстям неудержимым, разросшимся до монстров – идолов, подчинивших себе человека. Вот уж поистине бесчисленный пантеон божеств! Каждой страсти – свой божок. Отмечается странная закономерность: чем более «цивилизованным и гуманным» становится человечество, тем в большей степени увеличивается пантеон идолов, которым оно поклоняется. Идолом для человека может стать любая страсть: телесная, душевная или духовная. 

Телесные страсти выражают все низшие человеческие потребности. По словам святителя Василия Великого, «телесные страсти в нас сильны, когда ум бездействен, благопокорны же, когда ум управляет и владеет телом». Преподобный Исаия Отшельник говорил: «Страсти рождаются и укрепляются от лености и праздности». Сначала человечество довольствовалось немногими потребностями. «Итак не заботьтесь и не говорите: «что нам есть?» или «что пить?» или во что одеться?» Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом» (Мф. 6: 31–32). Затем потребности человечества начали возрастать. Когда человек сыт и одет, вспыхивают другие страсти. «Итак умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение» (Кол. 3:5). Страсти насыщения, страсти плоти достигают вселенских масштабов. «Их конец – погибель, их бог – чрево, и слава их – в сраме, они мыслят о земном» (Флп. 3:19).    

Душевные страсти нашли прибежище в искусстве и литературе. Истинное предназначение искусства – делать человека чище, возвышеннее. Примеров благодатного воздействия искусства на человека великое множество. Музыка, живопись и литература могут поистине возвысить человека, сделать его чище, добрее, если они устремлены к Богу и заставляют задуматься о смысле человеческой жизни. Так называемая «массовая культура» наоборот, разжигает всяческие страсти. В настоящее время ее развитие достигло своего апогея. Люди не представляют своей жизни без телевизионных сериалов, различных шоу. Низкопробная литература в виде детективов и «любовных романов» расходятся огромными тиражами. Такое чтение отучает людей думать. Данная «культура» рассчитана на серую, безликую и аморфную человеческую массу – вернее, она делает людей такой массой. Происходит страшная подмена культуры истинной на культуру массовую, и недалеки те времена, когда последняя станет нормой, вытеснив первую. «Звезд» кино, телевидения, политики именуют кумирами, их частная жизнь вызывает едва ли не больший интерес, чем их деятельность. На них равняются, им пытаются подражать. Вот уж поистине кумиры. В пестроте бессмысленных ценностей утопают слова Создателя: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь…» (Исх. 20:4–5).     

Кроме телесных страстей, идолами являются различного рода философствования и лукавые мудрствования. При этом человек впадает в безмерную гордыню. По словам святителя Игнатия Брянчанинова, «науки человеческие, будучи плодом падения, удовлетворяя человека, представляя ему Божию благодать и Самого Бога ненужными, хуля, отвергая, уничтожая Святаго Духа, соделались сильнейшим орудием и средством греха и диавола для поддержания и укрепления падения». Мысль ради мысли и ради тщеславия, мысль без Бога подчиняет все своему разуму. Для человека, преуспевшего в книжной премудрости, существует мало авторитетов. Лишь собственный его ум является критерием истинности того или иного мнения. К тому же лукавый ум всегда является противником истины. Отсюда и многочисленные ереси, цель которых – исказить Святое учение лукавым мудрствованием. И Господа нашего распяли фарисеи и законники. «Величайшее злодеяние – убийство Богочеловека – совершено учеными во имя мудрости их и во имя закона их», – пишет святитель Игнатий Брянчанинов. Взор фарисеев был затуманен пеленой собственной гордыни. «…всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое» (Мф. 13:52). 

Идолы внешние и идолы внутренние… Первые видны и осязаемы, вторые не видны внешне и скрыты глубоко от окружающих. Первым шагом к Богу является открытие для себя самого своих идолов, своих страстей. Этим мы и отличаемся от прочей твари. По словам святителя Иоанна Златоуста, «страсти, которым мы подвергаемся, делают ум пустым, и потому происходит то, что способность говорить, которой нам следовало отличаться среди прочих, мы изменяем в болтливый нрав неразумных животных». По словам преподобного Никиты Стифата, «есть три главнейших источника всех страстей: сластолюбие, сребролюбие и славолюбие». Самопознание и стремление освободиться от гнета многочисленных страстей, превращает человека из язычника в христианина. Это трудный путь, но это единственный путь в Богу. 
Олег Кириллов

Комментарии закрыты