Духовно-нравственные ценности на уроке литературы

Национальные традиции, восходящие к суевериям, и мода порой играли с людьми злые шутки. Идеалом красоты у знатных женщин Древнего Египта была «лебединая» шея. Добивались этого в результате искусственного многолетнего сдавливания верхнего отдела грудной клетки.

Китайская девушка с «ногами-лотосами». От размера ступни зависел престиж невесты

Китайская девушка с «ногами-лотосами». От размера ступни зависел престиж невесты

Ножки несчастных девочек в некоторых азиатских странах с младенчества бинтовали, дабы стопа оставалась крошечной. Вспоминаются традиции одного древнего племени, которое полагало, что обязательные составляющие красоты – косоглазие и плоский затылок. Чтобы достичь этого, детям с младенчества привязывали к волосам на лбу бусинку, а к затылку прикрепляли деревянную дощечку.

В Европе и Америке вплоть до ХХ в. модницы затягивались в корсеты, стремясь придать фигуре исключительную изящность. Побочные последствия такой «красоты» были небезобидными: нарушения кровообращения, смещения внутренних органов и многое другое. 

Справедливости ради скажем, что некоторые атрибуты красоты были вполне безвредными для здоровья: выкрашенные в черный цвет зубы знатных японок. Не приносили вреда турнюры – приспособления в виде подушечки, которые подкладывались дамами сзади под платье, ниже талии, для придания пышности фигуре.

Жестокие традиции разных народов и эпох, стремление быть неотразимыми мало чем отличаются от сегодняшних «модных» испытаний, например, ношение обуви с очень высокими каблуками, что приводит к плоскостопию, или обращение к пластическому хирургу с целью «улучшения» фигуры, лица. Что такое, по вашему мнению, красота человека? 

(Учащиеся отвечают на вопрос.)

Идеал женской красоты эпохи неолита

Идеал женской красоты эпохи неолита

Идеалы красоты у разных народов и в разное время были различны. «Мадонна» эпохи неолита (10 тыс. лет до н.э.) считалась идеалом женской красоты. Большая жировая прослойка помогала женщине не замерзнуть зимой и не погибнуть в голодное время, крупные габариты тела гарантировали рождение здоровых детей. А вот черты лица у «мадонны» для древнего скульптора и его современников не имели значения.

Человек красивый – это прежде всего человек здоровый. Именно поэтому приятно смотреть на человека с чистой кожей, ухоженными волосами, прямой спиной, стройной и подтянутой фигурой, легкой походкой. 

Красота - что это такое

Красота — что это такое

То, что красивый человек всегда отличается хорошей физической формой, знали еще древние греки. Но уже в античные времена не было единых канонов красоты ни для мужчин, ни для женщин. Греческие скульптуры, ставшие впоследствии канонами европейской красоты, четко можно разделить на три типа телосложения: высокий и тонкокостный, атлетический и ширококостный.

Геракл

Геракл

Каноны красоты для женщин: Афродита Книдская, Диана-охотница, Венера Милосская. Для мужчин эталонами красоты являлись: Аполлон Бельведерский, Дорифорос (юноша с копьем), Геракл.

Таковы основные типы красоты древних греков. Говорить о том, какой из них лучше, безусловно, невозможно. Но все же у перечисленных канонов красоты есть объединяющее их свойство: пропорциональность, гармоничное соотношение частей тела.

Вопросы:

– Кто, согласно греческой мифологии, был мужем богини красоты Афродиты?

(Гефест.)

– Почему вечно юная Афродита стала женой некрасивого и хромоногого бога кузнечного дела Гефеста?

(Он добр и благороден. Это сделало Гефеста прекрасным в глазах богини.)

– Какой нравственный смысл заложен в этом мифологическом примере?

(Истинно прекрасный человек должен обладать прежде всего прекрасной душой.)

Русская литература неоднократно обращалась к проблеме истиной и ложной красоты. Прекрасные некрасавицы, горячо любимые как их создателями, так и читателями, живут на страницах произведений А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других русских писателей. Отражение темы прекрасных некрасавиц мы находим в стихотворении Н.А. Заболоцкого «Некрасивая девочка» (1955 г.).

Среди других играющих детей

Она напоминает лягушонка.

Заправлена в трусы худая рубашонка,

Колечки рыжеватые кудрей

Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,

Черты лица остры и некрасивы.

Двум мальчуганам, сверстникам ее,

Отцы купили по велосипеду.

Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,

Гоняют по двору, забывши про нее,

Она ж за ними бегает по следу.

Чужая радость так же, как своя,

Томит ее и вон из сердца рвется,

И девочка ликует и смеется,

Охваченная счастьем бытия.

Ни тени зависти, ни умысла худого

Еще не знает это существо.

Ей все на свете так безмерно ново,

Так живо все, что для иных мертво!

И не хочу я думать, наблюдая,

Что будет день, когда она, рыдая,

Увидит с ужасом, что посреди подруг

Она всего лишь бедная дурнушка!

Мне верить хочется, что сердце не игрушка,

Сломать его едва ли можно вдруг!

Мне верить хочется, что чистый этот пламень,

Который в глубине ее горит,

Всю боль свою один переболит

И перетопит самый тяжкий камень!

И пусть черты ее нехороши,

И нечем ей прельстить воображенье, – 

Младенческая грация души

Уже сквозит в любом ее движенье.

А если это так, то что есть красота

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Вопросы:

– Какие черты девочки сопоставляются в стихотворении?

(Внешняя некрасивость и внутренняя красота.)

– Почему девочка напоминает именно лягушонка? Не указывает ли нам это сравнение на связь с каким-то художественным образом?

(Указывает. На связь с образом главной героини русской народной сказки «Царевна-лягушка».)

– В сказке под лягушачьей кожей таилась красавица Василиса Премудрая. Что таится под непривлекательной внешностью героини стихотворения Николая Алексеевича Заболоцкого?

(Внутренняя красота.)

– Большинство людей очень берегут красоту внешнюю. А к красоте внутренней, гораздо более выразительной, трогательной, часто бывают невнимательны. Забывают, что внутреннюю, очень хрупкую красоту легко повредить. А именно она часто бывает основой внешней красоты. Какая красота человека, внешняя или внутренняя, занимает главенствующее место?

Аполлон Бельведерский

Аполлон Бельведерский

(Ответы учеников.)

– В завершение урока запишем в тетрадях слова А.П. Чехова об идеале человеческой красоты: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Домашнее задание

Написать сочинение на тему «Мой рецепт красоты».

Дарья Коробейник

Комментарии закрыты