Всегда ли ведет ко Христу современная детская православная литература?

 

Мальчик Дениска, которого друзья втянули в игру на деньги, стащил из бабушкиного кошелька 100 рублей. А та, ничего не подозревая, отправилась в магазин. Внучок пришел в ужас: раскроются его, мягко говоря, проделки! Сотвори чудо, обратился он тут с мольбой к Господу! И Он сотворил: бабушка возвращается: по дороге в магазин у нее украли кошелек.

Вот так, таков нехитрый нравственный посыл в этом эпизоде из книги Тамары Крюковой «Обещание». Ни о каком раскаянии здесь и речи не идет. Ко Христу мальчик обращается только из страха разоблачения, а его проступок покрывается чужим преступлением. Вместо того чтобы внушить юному воришке стыд, Господь становится его соучастником!

Мои первые книги о православии

Мои первые книги о православии

Трудно сказать, каких сегодня детских православных книг больше на прилавках наших магазинов – хороших или плохих, давно пора провести специальное исследование. Но одно можно сказать с уверенностью: плохих довольно много.

Да, разнообразию тематических планов издательств, как православных, так и светских, многие из которых также издают детскую православную литературу, можно позавидовать. Но странное чувство испытываешь, заходя в книжные магазины. На одной полке могут стоять чудесные книги Ивана Шмелева и примитивные современные поделки «околоправославной» художественной литературы. Как будто словами «причастие», «Господь», «Ангелы» можно извинить отсутствие таланта и помочь нашим детям увидеть Божественный Свет.

Детская литература – одно из самых слабых звеньев современного российского книжного рынка в целом. Выбрать книгу для ребенка в океане разномастной продукции порой очень нелегко. Справедливым, наверное, будет утверждение о том, что именно детская литература понесла наибольшие потери за годы перемен: не стало журнала «Детская литература», исчез московский «Дом детской книги» на Тверской, закрылись десятки детских библиотек…

Не случайно тема детского чтения стала в последнее время одной из главных в дискуссиях, ведущихся в православной среде. Не утихают споры об авторах и издательствах, допустимости некоторых литературных приемов и, главное, о том, насколько полезны для наших детей книги, что лежат сегодня на прилавках магазинов. Вопрос о детском чтении встал в православных семьях, как говорится, ребром: воспитывать детей на тех книгах, на которых воспитывались сами родители, в целом невозможно. А новые книги должны быть достаточно хороши, чтобы ориентировать детей в современном мире в соответствии с христианским миропониманием. К тому же им предстоит выдержать конкуренцию с так называемыми «хитами» продаж.

Между тем людей, занимающихся литературной критикой в области православной детской литературы, рекомендательной библиографии, буквально по пальцам можно пересчитать. Да и в качестве критиков чаще всего выступают те же самые писатели: если им нравится книга коллеги, они пытаются ее продвинуть. Вот почему столь злободневны сегодня не только вопрос оглубокой ответственности каждого человека, имеющего отношение к православной детской литературе, «ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12:37), но и изучение такой литературы, исследование ее тенденций, качества изданий, анализ состояния книжного рынка. Только тогда можно будет судить, станет ли хотя бы одна из написанных в наши дни детских книг событием общественной жизни или всего лишь предметом дискуссии в православной среде.

Константин Вячеславович Щеглов

Константин Вячеславович Щеглов

Детская литература – уникальное средство воспитания, формирования личности ребенка. И потому чтение книг, начиная с самого раннего возраста, должно быть для детей обычным и привычным видом занятий. Задача родителей – как можно раньше привести ребенка к Богу, выбирая для чтения лучшие образцы православной детской литературы. 

К сожалению, большинство взрослых верующих сегодня недостаточно воцерковлены, чтобы дать своим детям адекватное православное воспитание. Современные папы и мамы часто не могут правильно ответить на все вопросы, которые возникают у детей. Они зачастую слишком мало знают об основах православия и сами порой нуждаются в просвещении. Ответы на свои вопросы подрастающее поколение ищет в интернете и телевидении, где большая часть информации не несет в себе ничего полезного, а порой и вовсе оказывает неблагоприятное воздействие на детскую психику. В этих условиях обеспокоенные родители стараются приобрести православную литературу, которая научила бы ребенка делать правильные первые шаги на жизненном пути. Однако, как уже говорилось, взрослым приходится постараться, чтобы найти такую книжку. Да и все ли книги, относимые к разряду православной литературы, одинаково полезны?

Казалось бы, именно здесь начинается зона ответственности православных авторов, которые, как мы полагаем, четко знают, где провести границу между добром и злом, какая мировоззренческая основа должна сформироваться у ребенка. 

Жанр коротких рассказов из детской жизни вызывает сомнения из-за «грубого материализма». Современные подростки любят жанр фэнтези. Но считается, что православным фэнтези писать нельзя, потому что там эльфы, гномы и прочая нежить. А дети в это время читают серию романов Джоан Роулинг о похождениях волшебника Гарри Поттера, дважды одержавшего победу над темным магом Волан-де-Мортом… 

«Не сотвори себе кумира», – гласит библейская заповедь. Поэтому нельзя не согласиться с детским писателем и художником Георгием Юдиным, что для семьи верующей, православной, «конечно, ужасно, когда ребенок вовлекается в систему ценностей, чуждую христианству».

Магия враждебна вере в Бога, она призывает себе в помощь темные силы, тогда как молитва призывает в помощь Господа. Значит, в православной семье было и будет отрицательное отношение к такого рода книгам, как бы там ни пытались нас убедить в том, что это, дескать, добрые волшебники и все эти магические заклинания не имеют реальной силы. «Все равно, таким образом размывается устоявшееся в христианских семьях мнение, что магия – это вред… И это приводит к тому, что сознание детей искажается», – пишет Г. Юдин.

Другая проблема детской православной литературы – слащавость и «благочестивая фальшь», которые способны отвратить ребенка не только от конкретной книжки, но и от чтения любой христианской литературы вообще. Дети – самая сложная аудитория именно потому, что ребенок моментально отторгает неискреннюю интонацию. Тем более трудно быть убедительным, когда пытаешься говорить с ребенком о вере.

И здесь едва ли не самое сложное – поиск образов. Перевести на язык современного ребенка православную систему образов, которые вызвали бы живой и искренний отклик у детей и стали бы для них важны, несмотря на лавину визуальной информации, – это кажется почти невозможным. Но иначе все усилия по созданию новой детской литературы окажутся тщетными: подрастающее поколение воспринимает мир посредством образов, а не слов. 

Прежде всего, сами писатели должны научиться видеть красоту Богом созданного мира, и тогда они смогут раскрыть эту красоту детям и научить их любить Творца. Ребенок должен понять, что его душа любит Господа.

Будет ли готов к реальной жизни ребенок, читая навязчиво-воспитательные тексты? Помогут ли ему бессюжетные рассказики «про православие» только что воцерковившихся, но не имеющих порой понятия о писательском деле, педагогически наивных, хотя и пишущих из добрых побуждений людей?

Вот уже много лет неизменной популярностью пользуется в наших магазинах и библиотеках ярко оформленная, с простыми и понятными текстами «Детская Библия». Тем не менее, даже ее создатели полагают, что в книге еще полно недостатков. «Многое из того, что включено в виде пересказа, могло быть изложено гораздо ярче. Библия – это Слово Божие, и все попытки пересказать ее, пусть даже самыми лучшими толкователями и мастерами слова, дают лишь бледное отражение этой Книги книг», – отмечается в предисловии к изданию.

Протоиерей Михаил Потокин согласен с мнением издателей: «Как можно адаптировать под определенный возраст, например, музыку или живопись? – размышляет он. – И если Ветхий Завет детям еще можно давать в пересказе, то Новый Завет сложно представить в сокращении. До какого-то момента жизни человеку Евангелие понять сложно. Понятие жертвы, любви приходят с опытом. Но ребенку можно читать Евангелие, как мне кажется, не в пересказе, а как оно есть».Бояться же сложностей и потому пытаться подсунуть ребенку уже разжеванную информацию не надо, советует священник: «Ведь учились же дети когда-то по Псалтири читать. А сейчас и не каждый взрослый справится».

Кладезь житейской мудрости – жития святых. «Но и в них далеко не все будет понятно ребенку. «Например, житие Святителя Николая Чудотворца можно изучать с самого раннего детства, потому что оно все сказочное, – поясняет отец Михаил Потокин. – А вот что касается житий мучеников, то их понять трудно. Надо очень избирательно подходить к этому вопросу. Может быть, лучше брать факты из жизни святых, связанные с историческими событиями: князь Владимир, Константин Великий, Александр Невский». 

Вместе с тем отец Михаил предлагает не забывать и о детских книгах советских писателей.

Константин Щеглов
Публикуется в сокращении

 

Комментарии закрыты