«Рож­де­ство Твое, Бо­го­ро­ди­це Де­во, ра­дость воз­ве­сти всей все­лен­ней»…

Не по­ка­жут­ся ли не­ко­то­рым из вас пре­уве­ли­че­ни­ем эти на­чаль­ные сло­ва тро­па­ря ны­неш­не­го ве­ли­ко­го празд­ни­ка? Не ска­же­те ли вы, что не толь­ко евреи, му­суль­ма­не и буд­ди­сты, но да­же ото­шед­шие от Еди­ной, Свя­той, Со­бор­ной и Апо­столь­ской Церк­ви лю­те­ра­не, про­те­стан­ты, и все сек­тан­ты не чув­ству­ют ни­ка­кой ра­до­сти в день рож­де­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, Ко­то­рую они счи­та­ют толь­ко про­стой бла­го­че­сти­вой жен­щи­ной, ка­ких очень мно­го?

Ес­ли так по­ду­ма­е­те, то я ни­как не со­гла­шусь с ва­ми, ибо в тро­па­ре празд­ни­ка ска­за­но имен­но о ра­до­сти всей все­лен­ной, а не од­ной толь­ко на­шей ма­лой зем­ли. А все­лен­ная не­объ­ят­но ве­ли­ка, и на ноч­ном не­бе мы ви­дим бес­чис­лен­ное мно­же­ство звезд­ных ми­ров.

Невозможно, конечно, думать, чтобы все эти звездные миры были только огромными массами светящейся материи, чтобы вся жизнь этих бесчисленных блестящих миров ограничивалась тем, что ведомо о них нам на земле.

Невозможно думать, чтобы только одна наша малая земля была населена духовно разумными существами, а вся остальная вселенная не была обитаема никем. Не сомневаемся в том, что все эти бесчисленные миры, что вся вселенная населена неизмеримо выше нас стоящими бесплотными силами ангельскими.

И вот для этих-то бесплотных сил Рождество Пресвятой Девы Марии было великой, всемирной радостью.

Нам, жителям земли, с нашим весьма ограниченным разумом, свойственно жить только тем, что видим и слышим на земле, и редко, редко выходим мы за пределы этих земных интересов.

Рождество Пресвятой Богородицы. Икона из Кирилло-Белозерского монастыря. Ок. 1497 г.

Рождество Пресвятой Богородицы. Икона из Кирилло-Белозерского монастыря. Ок. 1497 г.

А бесплотным силам небесным, Архангелам и Ангелам, доступно знание и понимание гораздо большее, чем нам, обитателям земли.

В бесчисленных мирах вселенной, сотворенной и управляемой Богом, происходят великие события, не ведомые нам, но ведомые бесплотным силам небесным, события медленно и постепенно познаваемые ими по мере того, как они совершаются и развиваются.

Таким событием было для них и Рождество Пресвятой Богородицы, которое они восприняли как некую только что разгорающуюся зарю какого-то величайшего Божьего дела. А вполне поняли лишь тогда, когда совершилось спасение рода человеческого Крестом Христовым и Воскресением.

Окончив это разъяснение, обратимся снова к тропарю великого праздника нашего: «…из Тебе бо воссия Солнце правды Христос Бог наш и, разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный».

И увидели жители неба только что занявшуюся зарю того великого дня, когда из утробы Пресвятой Девы воссияло Солнце правды Христос Бог наш, и честным Крестом Его было снято с рода человеческого проклятие Божие за первородный грех Адама и Евы, когда преславным Воскресением Христовым род человеческий получил новое благословение, когда Крест Христов упразднил тяготевшую над нами смерть, и открылся для нас вход в Царство Небесное, царство вечной правды и Божественной славы.

Воздадим же всеми силами сердец наших хвалу, и честь, и безмерное благодарение Отцу, и Сыну, и Святому Духу, Святой Троице, положившей Рождеством Пресвятой Богородицы начало спасения нашего Сыном Божиим.

Аминь.

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)
1957 г.

Источник:http://vetrovo.ru/selected/svt-luka-rozhdestvo-bogoroditsy/

Комментарии закрыты