Материалы для бесед со старшеклассниками

Подрастающее поколение идет в ногу со временем и оборачиваться назад не хочет. Но без прошлого нет будущего, а настоящее столь скоротечно, что вмиг становится прошлым. Кем станет сегодняшний старшеклассник? Главой большого семейства или эгоистичным холостяком? А выпускница школы, сдавшая ЕГЭ на 100 баллов, захочет ли быть женой и матерью?

Эти вопросы актуализируют темы семьи и брака со старшеклассниками, которые целесообразно обсудить на круглом столе после уроков в свободной непринужденной форме.

Рис. 1. Иллюстрация к трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта». Художник Д. Шмаринов

Рис. 1. Иллюстрация к трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта». Художник Д. Шмаринов

Главными вопросами, волнующими старшеклассников, как правило, являются: 

– Зачем нужны регистрация брак и венчание, если можно жить без этого?

– Почему в семье должны быть дети? 

– Чем хороши примеры княжеских и царских семей, если в большинстве своем эти семьи создавались по расчету?

– Как отличать влюбленность от любви?

– Надо ли проверять любовь годами или можно пожениться через месяц?

– Что такое любовь?

В образовательной практике хрестоматийными стали примеры святых Петра и Февронии Муромских и героев В. Шекспира Ромео и Джульетты. 

Несмотря на то, что произведение Шекспира рассматривается как трагедия двух семей и юный пары, оно продолжает привлекать молодежь романтикой любви Ромео и Джульетты (рис. 1). Кроме того, отношения героев не вызывают сомнений в искренности, тем более, что Ромео и Джульетта их быстро скрепляют законным браком, правда, в тайне от родителей. 

Рис. 2. Иллюстрация к роману Ж. Бедье «Тристан и Изольда». Художник Д. Гордеев

Рис. 2. Иллюстрация к роману Ж. Бедье «Тристан и Изольда». Художник Д. Гордеев

Еще одно произведение, рассказывающее о романтичной любви, – это роман «Тристан и Изольда», который сегодня набирает популярность в виду увлечения молодежью мотивами средневековья в современных субкультурах (рис. 2).

В беседе со старшеклассниками полезно провести сравнение повествующих о любви текстов: «Повести о Петре и Февронии Муромских», романа «Тристан и Изольда» и трагедии «Ромео и Джульетта». Рекомендуется сопроводить чтение знакомством с живописной серией А. Простева «Петр и Феврония» и иллюстрациями Д. Шмаринова к трагедии «Ромео и Джульетта» и Д. Гордеева к роману «Тристан и Изольда».

При сравнении текстов следует обратить внимание старшеклассников на то, что все три текста имеют своего автора. 

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» написал Ермолай-Еразм, известный русский писатель, монах, чье литературное творчество относится к 1540–1560-м гг.

Роман «Тристан и Изольда» дошел до нас в пересказе французских авторов, в числе которых наибольшее распространение получил роман ученого-филолога Ж. Бедье (1864–1938).

Трагедию «Ромео и Джульетта» написал В. Шекспир предположительно в 1591–1594 гг. 

Авторство, в данном случае, указывает на возможность субъективной оценки излагаемых событий.

Рис. 3. Петр и Феврония. Князь и крестьянка. Художник А. Простев

Рис. 3. Петр и Феврония. Князь и крестьянка. Художник А. Простев

Вопрос:

1. Как автор относится к героям (любит, сочувствует, сопереживает, оправдывает, в каких-то действиях с ними не согласен, всегда согласен, равнодушен)? 

Следующее обстоятельство, заслуживающее внимания, это описание всего жизненного пути героев, включая их кончину.

Задание:

2. Чей жизненный путь можно назвать славным, добрым, искрометным, ярким, интересным, увлекательным, благополучным, праведным и т.д. Можно также предложить старшеклассникам самим подобрать эпитеты.

Вопрос:

3. На какой жизненный путь вы могли бы ориентироваться в своей жизни? Почему? 

В сюжетном плане роман «Тристан и Изольда» обнаруживает больше близости к «Повести о Петре и Февронии», чем трагедия Шекспира. Оба текста повествуют о событиях XIIстолетия, тогда как пьеса Шекспира рассказывает историю XVIстолетия, хотя и имеет античный прототип в «Метаморфозах» Овидия.

Рис. 4. Утешение Петра. Художник А. Простев

Рис. 4. Утешение Петра. Художник А. Простев

И повесть, и роман посвящены двум молодым людям, знакомство которых произошло в результате исцеления девушкой славного воина: князя Петра после победы над змием, Тристана после победы над рыцарем Морхольтом.

Вопрос:

4. Какое зло олицетворяют и приносят людям змий и рыцарь Морхольт? Что (или кто) скрывается за змием? Какое оружие необходимо князю Петру и Тристану для победы?

И змий, и Морхольт – олицетворение зла, но змий является абстрактным персонажем, искусителем и соблазнителем жены Павла, правителя Мурома и брата Петра, а Морхольт – конкретным рыцарем, непобедимым великаном, обложившим королевство, в котором служил Тристан, жесточайшей данью.

Петр получает орудие победы не сразу, а в результате последовательной цепочки обстоятельств, которые описывает Ермолай-Еразм. Это обстоятельства таковы: Петр имел обычай «ходить в одиночестве по церквам»; в Крестовоздвиженской церкви он встретил чудесного отрока, который поведал ему, где можно найти меч; обретение Агрикова меча в алтаре. 

Важно обратить внимание, что Петр получает меч не случайно, а потому что у него был обычай посещать церкви.

Тристан же получает возможность сразиться с Морхольтом, пройдя посвящение в рыцари у своего родного дяди, короля Марка. 

Вопрос:

5. От чего исцеляют Феврония и Изольда соответственно Петра и Тристана? Каково происхождение девушек? Как зарождается чувство любви между молодыми людьми?

Ответы на эти вопросы содержат кульминацию рассуждений. 

Петр получает болезнь от крови побежденного змия, Тристан – от отравленного копья Морхольда. 

Феврония – мудрая девушка, дочь древолаза; Изольда – «прекрасней всех женщин на свете», дочь короля. Феврония ставит условие женитьбы на ней за исцеление, Изольда не претендует быть женой Тристана, так как является невестой короля Марка, которому Тристан приходится племянником.

Женившись на Февронии, Петр получает полное исцеление. Болезнь больше не посещает его и, по словам Ермолая-Еразма, они «начали жить благочестиво, ни в чем не преступая Божиих заповедей». Исцеление в данном случае можно рассматривать как обретение целостности, которое наступает в браке с Февронией. 

Чувство между Тристаном и Изольдой вспыхивает в результате ошибки: они выпили любовный напиток, предназначавшийся для новобрачных Изольды и Марка. Чтобы их страсть не раскрылась, в первую брачную ночь Изольду на ложе Марка заменяет ее служанка Бранжьена.

Тристан и Изольда на протяжении всего романа остаются любовниками, при этом Изольда является женой короля Марка, а Тристан впоследствии женится на другой Изольде Белорукой, которая своим именем напоминает ему первую. 

Вопросы:

6.Можно ли зародить настоящую, милосердную, терпеливую, жертвенную любовь колдовством или приворотом?

7. Может ли любовь сопровождаться обманом или использованием других людей? 

8.Должны ли любящие людипрятаться или скрываться, как будто они преступники?

9. Долговечна ли любовь, если испытывающие это чувство люди вынуждены обманывать и прятаться? Здесь можно вспомнить историю Ромео и Джульетты. 

Вопросы:

10.От кого и почему скрывали свои чувства Тристан и Изольда, Ромео и Джульетта? 

11. Почему Петр и Феврония не скрывали, что они муж и жена, а Ромео и Джульетта скрывали? Чего (каких обстоятельств или личных качеств характера) не хватило Ромео и Джульетте, чтобы признаться перед родителями в том, что обвенчаны? 

12. Могла ли Джульетта последовать за Ромео в изгнание, как Петр за Февронией? 

Еще одно объединяющее обстоятельство трех произведений: кончина главных персонажей в один и тот же день.

13. Как умерли Петр и Феврония, Тристан и Изольда, Ромео и Джульетта? Чей жизненный путь завершился мирно и спокойно? 

Здесь важно обратить внимание на тот факт, что герои зарубежных произведений умирают в мучениях: Ромео и Джульетта убивают сами себя, Тристан умирает от ран, а Изольда с горя – над его телом. 

Петр и Феврония достигают глубокой старости и добровольно принимают монашество. Они предчувствуют свою кончину, которой не страшатся и не пытаются избежать. Они видят смерть, как переход из одной жизни в другую, где они снова будут вместе. На это указывает, на первый взгляд, бытовой сюжет: Петр, в иночестве Давид, не умирает и ждет, пока Феврония, в иночестве Ефросиния, не завершит вышивать лик Христа. И только, когда она завершает рукоделие, они оба, помолившись, отходят ко Господу.

Здесь целесообразно показать видеоряд с изображениями святых Петра и Февронии, исполненными художником А. Простевым, на которых супруги представлены в разном возрасте (рис. 3, 4, 5). 

В них художник акцентирует внимание на красоте супругов. Стареющая плоть святых Петра и Февронии не теряет благообразия, потому что с годами святые супруги духовно возрастали, и их духовная красота преображала телесную. 

Еразм-Ермолай характеризует жизненный путь Петра и Февронии Муромских следующим образом: «И правили они в городе там, соблюдая все заповеди и наставления Господние безупречно, молясь беспрестанно и милостыню творя всем людям… Ко всем питали равную любовь… не жалели тленного богатства, но богатели Божиим богатством. И были они для города своего истинными пастырями, а не как наемники. А городом своим управляли со справедливостью и кротостью, а не с яростью», и далее: «Странников принимали, голодных насыщали, нагих одевали, бедных от напастей избавляли».

Согласно летописи, святые Петр и Феврония имели сыновей и дочь.

Ромео и Джульетта, Тристан и Изольда не достигли старости, и детей после себя не оставили.

Подытоживая беседу со старшеклассниками, можно предложить поразмышлять над вопросами: 

14. Какие жизненные трудности преодолевали святые Петр и Феврония, Тристан и Изольда, Ромео и Джульетта? Что помогало им в этом? Что оказалось непреодолимым?

15. Чей союз был счастливым?

16. К чьей любви можно применить апостола Павла: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13: 1–7).

Виктория Гусакова

Справка

Виктория Олеговна Гусакова – преподаватель Санкт-Петербургского суворовского военного училища МО РФ, методист Отдел религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии, кандидат искусствоведения

Комментарии закрыты