Имя преподобного Нила Столобенского еще столетие-два назад было известно в каждой русской семье, было близко и понятно для духа молитвенное делание святого, его особые подвиги являлись для всех одной из вершин русского монашества, а в Нило-Столобенскую пустынь ежегодно стекались многотысячные толпы паломников.

Подвиг пустынножительства, этот особый путь отшельнического монашеского жития ради стяжания Святаго Духа в непрестанной молитве, совершался через сугубое отречение от связей с миром. В русской православной духовной традиции этот путь один из древнейших. На заре принятия христианства на Руси, уже в первые десятилетия зарождения русского монашества, кроме городских монастырей, появлялись, пусть и не так часто, отдельные кельи и землянки, пещеры пустынножителей. Однако к XIV–XV векам число скитов на Русской земле приблизилось к числу городских монастырей, а затем превысило их вдвое. Желание русской души послужить Богу от всего сердца, в непрестанной нерассеянной молитве приводило иноков-аскетов в глушь лесов, болот, на уединенные острова, где, подобно птицам, монахи-отшельники жили наедине с Богом, наслаждаясь радостью этого духовного соединения с Господом, подобно первым пустынножителям египетской Нитрийской пустыни.

Все православное монашество от своих истоков неразрывно связано с исихазмом, или творением умной молитвы. Непрестанная Иисусова молитва – «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного» – в соединении с покаянием, плачем о грехах, отсечением воли в соблюдении заповедей Божиих и монашеских обетов, являлась основным деланием монахов-отшельников. Скромная забота о выживании в условиях дикой природы, рукоделие в надежде поменять на провизию плетеные корзины и четки, вырезанные крестики из дерева да небольшой огородик часто составляли единственные попечения о телесном и земном. Хотя нам, городским современным людям, кажется практически невозможным выжить одному на острове, да еще зимой, без электричества, отопления, магазина рядом с домом, да еще с дикими зверями по соседству… Основной была работа над собой, в приготовлении души для Царства Небесного. И конечно, для всех отшельников, во исполнение заповеди Божией о любви к ближнему, всегда была и есть молитва обо всех людях, живущих и почивших. Про необходимость молитвы о мире, молитвы о знакомых и незнакомых постоянно напоминал преподобный Паисий Святогорец. Но некоторым пустынножителям даже этих суровых подвигов отречения от мира, от своего естества, претерпевания всех, связанных с природными-погодными явлениями сложностей, казалось недостаточно ради снискания Благодати Божией. Эти преподобные души искали еще дополнительные подвиги самоотречения, избирали особые способы умерщвления плоти – носили вериги, власяницы, крайне редко вкушали пищу, стояли на столпе. 

Преподобный Нил Столобенский на фоне монастыря. Икона, XVII век

Преподобный Нил Столобенский на фоне монастыря. Икона, XVII век

Совершенно отдельно стоящим был подвиг воздержания и самоотвержения преподобного Нила Столобенского, который все силы ума, души и тела посвятил Богу, в непрестанной молитве, в покаянии, в борьбе с лукавыми духами, не давал покоя телу ни днем ни ночью. В особой любви к Богу, в особом благочестии он изобрел подвиг, подобный древним столпникам: даже ночью не ложился спать, лишь опирался в изнеможении на деревянные крюки, вбитые в стену, похожие на стасидию, и, полусидя, забывался коротким сном. Его желание послужить Господу было огромным, и жертвенная любовь его к Богу была сродни по силе с любовью мучеников, шедших на казнь ради Возлюбленного Спасителя мира. Его подвиг покаяния, плач о грехах были естественными спутниками его молитвенного умного делания.

О жизни преподобного Нила из его различных агиографических источников известно, что он родился во второй половине XV века, предположительно в семье крестьян одного из селений Деревской Пятины Жабенского погоста в Новгородской губернии. В молодости, после смерти родителей, он пришел в Крыпецкий монастырь, где около 1505 г. был пострижен в монашество в честь преподобного Нила Синайского. Пройдя искус общежительного монастыря, спустя 10 лет после принятия ангельского образа, восхотев пустыннического жития, ради избежания славы, преподобный поселился на реке Черемхе, где построил келью и где 13 лет вел строгую аскетическую жизнь, питаясь желудями и другими дарами леса. Однако про подвиги отшельника, который тяготился мирской славой, стало известно и здесь. В 1528 г. в тонком сне преподобный услышал повеление идти на остров Столобный на озере Селигер, расположенный в семи верстах близ Осташкова. Пришедши на остров, первую зиму преподобный провел в землянке, затем сделал своими руками часовню и маленькую деревянную келью.

Ивлева С.Н. Преподобный Нил Столобенский. 2006-2009 г.

Ивлева С.Н. Преподобный Нил Столобенский. 2006-2009 г.

Жизнь на острове не была спокойной, не раз лукавые духи пугали святого отшельника, сотрясая стены кельи и угрожая его жизни. Претерпевал святой и от местных жителей. Однажды недоброжелательно настроенные люди, желавшие отобрать у подвижника остров под пашню, срубили и подожгли лес на острове. И только благодаря молитве преподобного Нила, огонь чудесным образом остановился, не тронув келью. В другой раз к нему ворвались грабители и, бросившись в красный угол, где находилась икона Пресвятой Богородицы, в поисках денег, внезапно ослепли, но по молитве преподобного Нила после раскаяния разбойников им было вновь даровано зрение. Известно, что при жизни преподобный совершал и другие чудеса. Однажды по его молитвам утихла буря на озере, и были спасены рыбаки. Кроме чудотворений, святой имел дар прозорливости. Подвиги строгого постничества и безмолвия он соединял с сокрушением о грехах. Неизменной для пустынника стала память смертная и покаянный плач, который приносил радость и мир в душе. В часовне на острове преподобный Нил выкопал себе могилу и поместил вытесанный своими руками гроб-колоду, на который приходил ежедневно оплакивать свои прегрешения. Почил о Господе святой преподобный Нил Столобенский, опираясь на вбитые в стену крюки, 7 декабря 1554 г. (в некоторых источниках – 1555 г.), перед кончиной исповедавшись у духовника, игумена Николо-Рожковского монастыря Сергия, и причастившись Святых Христовых Таин.

Почитание блаженно почившего преподобного Нила возросло после чудесных случаев на месте его погребения и подвигов. Прослышав о жизни святого отшельника, в его келье стали жить другие подвижники, а спустя 40 лет после преставления преподобного Нила на острове собралась братия, и в 1594 г. по благословению Патриарха Иова была открыта монашеская обитель. Так началась история мужского монастыря – Нило-Столобенской пустыни. Основателем монастыря был иеромонах Герман. К прославлению в лике святых, в 1595 г., была написана икона преподобного Нила монахами- иконописцами Тверского Оршина монастыря, по воспоминаниям видевших святого угодника. Образ был положен на гробницу преподобного Нила. В 1598–1600 гг. иноком Гефсиманского скита Троице-Сергиевой Лавры Филофеем (Пироговым) были составлены житие, стихиры и канон преподобному Нилу Столобенскому. В 1665 г. в монастыре сгорели все деревянные строения, включая деревянную церковь. В 1667 г., при закладке каменного нового храма, обрушилась земля, обнажив гроб преподобного Нила. Таким образом, произошло обретение святых нетленных мощей.

Деревянная  скульптура преподобного Нила Столобенского.  XVIII век.

Деревянная скульптура преподобного Нила Столобенского. XVIII век.

С тех пор до настоящего времени место подвигов и святые мощи прозорливца-отшельника притягивает и желающих постнического монашеского жития, и благочестивых паломников. Объезжая многие русские монастыри, в 1820 г. обитель посетил император Александр I. Слава о преподобном Ниле настолько распространилась по Руси с XVI века, что к концу XIX столетия место подвигов Столобенского чудотворца стало первоклассным монастырем, одним из самых почитаемых в России, с постоянно проживающей братией до тысячи человек. А также стали очень популярными в народе деревянные скульптурки преподобного Нила, полусидящего на крюках. Известность Столобенского чудотворца была такой, что к началу XX века, вероятно, не было русского дома, в котором не было бы иконки или деревянной фигурки преподобного Нила… 

К сожалению, Нило-Столобенская пустынь разделила судьбу гонимой Русской Православной Церкви в годы богоборческой власти. Сначала в обители, которая по своему значению и расцвету была подобна лавре, возникла колония для малолетних преступников, затем лагерь для военнопленных, госпиталь, снова колония, дом престарелых, турбаза. К моменту передачи Церкви в 1990 г. некогда цветущая обитель была полуразрушенной, поруганной, заброшенной, как большинство русских монастырей в то время…

Идея написать в картине образ преподобного Нила возникла в 2004 г., после прочтения его жития, после той боли, которая отозвалась в сердце при виде поруганной святыни Столобенской пустыни и почти полного забвения в народе в советские годы имени преподобного Нила. Значение преподобного Нила Столобенского в истории Русской Церкви велико, а народная любовь и постоянные паломничества жителей Санкт-Петербурга и других северных земель в Нило-Столобенскую пустынь до революции 1917 г. были такие же частые, как и богомолье москвичей в Троице-Сергиеву Лавру. Ко времени написания картины, в 2004–2006 гг., стали появляться публикации о преподобном Ниле и его обители в прессе, в обществе возник интерес к возрождению монастыря, имя преподобного Нила стало в народе Божием вновь знакомым и любимым. 

Создавая картину, я попыталась создать убедительный художественный образ. Главным всегда является идея, внутренний духовный смысл. Причем образ должен быть правдивым не только внешне, но и внутренне. Именно эта внутренняя духовная правдивость происходящего всегда доходит до зрителя, который так же тонко, как и художник, каким-то неведомым и для зрителя, и для художника чувством, сразу безошибочно распознает правду или ложь внутреннего мира картины. Мое глубокое убеждение, что картина должна являться источником передачи исторического материала настолько, что, если утеряются все сведения об изображенном на полотне событии, художник, как свидетель, обязан максимально точно рассказать в красках о нем. Исторические «ляпы» недопустимы. Прежде чем создать историческое полотно, необходимо воссоздать не только внешний облик, характер, но и показать эпоху, исторические элементы, которые указывают на те или иные яркие моменты биографии. Чтобы написать историческую картину, художнику нужно изучить все исторические детали, какого покроя была одежда, из каких тканей, какой был интерьер и т.п. И естественно, найти все сохранившиеся артефакты, прочитать по возможности все, что существует по данной теме. Когда художник создает историческую картину, он доподлинно должен выверить все детали, чтобы они не только были максимально аутентичные, но важно, чтобы от полотна у зрителя создавалось впечатление той эпохи, оно должно быть убедительным, а для этого нужно найти определенный колорит, создать выражающую основные идеи композицию. Прежде написания исторического полотна иногда приходится прибегать даже к реконструкциям, лепить из пластилина будущую картину.

Изучая иконографию преподобного Нила, можно выделить две группы изображений: предстоящую фигуру в рост на иконах и полусидящую на крюках-стасидиях в виде деревянной скульптуры. Создавая композицию будущего полотна, я понимала, что необходимо следовать традиции, но одновременно нужно показать живой образ преподобного Нила. Выбрала коленопреклоненный образ святого в молитвенном предстоянии, со слегка опущенной головой. Интерьер кельи попыталась сделать как можно более близким к тому, который мог быть в келье преподобного Нила. Специально смотрела все имеющиеся иконы и скульптуры святого, древние сохранившиеся деревянные срубы и монашеские кельи, старинные схимнические облачения и иконы с изображением монашеских келий, предметы быта, писала этюды с натуры.

В картине совсем мало деталей. Икона в красном углу, перед которой теплится лампада, раскрытая Псалтирь на аналое, облачения на стене. В простой схимнической келье на острове в XVI веке не могло быть много вещей… Тусклый свет из маленького окошка как бы пронзает темноту кельи, вместе с ним озаряет душу преподобного нетварный Свет. Такой же светлой является молитва святого, она врывается в темноту мира, освящая души людей, восходит к Престолу Божию. Лик преподобного Нила опущен в смирении, отрешен от всего земного, он созерцает и прозирает духом. Святой молится коленопреклоненно, перебирая четки, о прощении грехов, о мире, обо всех людях. В образе преподобного Нила я хотела показать одновременно и его личный подвиг, и молитвенника о мире, ведь это так важно всем нам. Дай Бог, чтобы молитвами преподобного Нила Столобенского и других преподобных мужей и жен спаслись и наши души, и весь мир.

Картина шла сложно, не раз ее полностью переписывала. Образы преподобного Нила на старых иконах и скульптурах несколько разнятся по портретным качествам, никак не могла почувствовать лик преподобного, достичь внутренней правды в полотне, многое казалось не совсем убедительным. Неоднократно переделывала лик и общее колористическое решение в картине. К 2009 г. художественные поиски в ней завершились. 

3 марта 2005 г. в музее Древнерусского искусства проходила научная конференция «Нило-Столобенская пустынь. Новые открытия», посвященная 450-летию памяти преподобного Нила, Столобенского чудотворца, на которой я предложила передать картину после ее завершения в Нило-Столобенскую пустынь, наместнику архимандриту Вассиану (Шуста). Но, по не зависящим от меня причинам, передача полотна не состоялась. Тогда я передала картину в дар Московскому Сретенскому монастырю, где она находится и поныне.

Для нас преподобный Нил является учителем покаяния, простоты, незлобивости, памяти смертной, исполнения заповедей Божиих, самоотвержения ради Христа, горячей любви к Богу, молитвы обо всем мире. Дай Господь, чтобы, глядя на картину, люди вспоминали этот бесценный опыт Богообщения, любви к людям, смирения, святость жизни в Боге преподобного Нила Столобенского и по возможности стремились подражать его вере, его молитве, стремились к жертвенности ради любви к Богу и людям.

Светлана Ивлева

Справка
Светлана Николаевна Ивлева – член Творческого союза художников России, доцент кафедры академического рисунка Российской Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова.

Комментарии закрыты