Беседа игумена Киприана (Ященко) о последних временах на основе пророчеств преподобного Паисия Святогорца.

Святой старец Паисий Святогорец говорил: «Господь в настоящее время держит ногу на тормозе, Он притормаживает ход событий, которые разворачиваются во всем мире». А главнаялиния всего мира – триумфальное приветствие и встреча антихриста. Это можно увидеть по тому, что происходит: войны, экологические бедствия, рост преступности, попрание нравственности. Когда антихрист придет, все будут уже готовы… Придет к своим – и свои его примут. Водворится как правитель мира, совершит множество чудес, якобы установит мир во всем мире и прекратит войны. Мы знаем это из Откровения Иоанна Богослова. 

Мир находится в напряженном ожидании, что-то произойдет. Это может случиться и в этом году, а может через 10, 30, 50 лет – нам не дано этого знать, это воля Божия. Но то, что антихрист может появиться в любой момент, и тогда останется три с половиной года, или 1260 дней, до Второго пришествия Христа, известно. 

Приснопамятный архимандрит Кирилл (Павлов) неоднократно повторял: «Мы живем во времена, когда все Евангелие исполнено, и сейчас уже ничто не препятствует появлению антихриста, и за ним пришествию Христа. Бояться этого не надо». 

Святой Паисий

Святой Паисий

В Священном Писании сказано, что нам не дано знать, когда это произойдет появление антихриста. Такая же тайна распространяется и на нашу жизнь. 

Многие подробности кончины мира были открыты преподобному Паисию Афонскому, преподобному Нилу Мироточивому, Иакову Эвбейскому, которого не так давно канонизировали. В своих трудах они описали это в разной степени прикровенности, но даже таким святым людям эти тайны были открыты лишь частично.

Святой Паисий Святогорец оставил нам послание «Знамение времен, 666». В его трудах много удалено страниц, посвященных описанию последних времен. В понятия «дух мира» или «мирской дух», которыми старец Паисий часто пользовался, он вкладывал смысл «дух антихриста», который присутствует в современном мире. Сам он всячески избегал «духа мирского», старался не общаться с миром, «…ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом»(Лк. 16:15). У преподобного Паисия есть трактаты против цивилизации. Он приводил много примеров того, как, выполняя какую-нибудь работу и пользуясь при этом различными техническими усовершенствованиями, мы теряем больше времени, чем сделали бы ее вручную, и при этом избежали бы расслабляющего человека физически и духовно комфорта. 

Преподобный Паисий Святогорец

Преподобный Паисий Святогорец

В келье святого Паисия не было никакой техники. Он не пользовался машиной, хотя расстояние от пристани до его кельи немаленькое. Путь пешком занимал три–четыре часа, а ходил он в любую погоду, и когда был болен, и когда приходилось нести тяжелый груз. Если предлагали подвезти его на машине, старец Паисий отказывался, говорил, что по Афону нужно передвигаться пешком, это святое место, где Божия Матерь ходит. Его жертва Богу – отказ от цивилизации. 

Зачитаю отрывок из жития преподобного Паисия Святогорца:

«Старец рассказывал: прошлым Великим постом мне явилась Пресвятая Богородица. Она была облачена в белое. Она сказала, что в мире произойдет много всяких событий, поэтому мне надо позаботиться о том, чтобы я сделал кое-что. Пресвятая Богородица явилась старцу возле северного угла его каливы. Увидев Божию Матерь, старец смиренно произнес: «Пресвятая моя Богородица, и место это грязное, и сам я грязный!» Однако после того явления он благоговел даже перед тем местом, где стояли ноги Пресвятой Богоматери. Он хотел сделать на этом месте клумбу, цветы посадить, чтобы туда никто не наступал».

В часослове под 21 февраля он сделал запись об этом чудесном событии, но так, чтобы никто не понял, с сокращениями. В книге приводится фотография этой записи, сложно разобрать, что написано. Таким образом он отметил день, когда к нему явилась Божия Матерь и состоялась с Ней беседа. 

Отец Паисий разделял тревогу людей, помогал им найти ответы на мучившие их вопросы. Среди них, особенно беспокоивших верующих в то время, были и о новых удостоверениях личности, еще до того, как эта проблема стала в Греции столь острой. Святой старец, когда считал необходимым, говорил людям о знамении времен, об антихристе. Впоследствии, когда на продуктах, товарах широкого распространения появился штрих-код с числом 666 и греческое правительство приступило к выдаче новых удостоверений личности, которые, как оказалось позже, должны были содержать в себе магнитную ленту и число 666, старец стал говорить на эту тему больше. Зачитаем полностью его письмо «Знамение времен, 666»: «За мирским духом современной «свободы», отсутствия уважения к Церкви Христовой, к старшим, родителям и учителям, которые имеют страх Божий, кроется духовное рабство, смятение и анархия, ведущая людей в тупик, к душевной и телесной катастрофе.

Преподобный Паисий в своей келье

Преподобный Паисий в своей келье

Также и за совершенной системой «удобных карточек», компьютерной безопасности, скрывается всемирная диктатура, порабощение антихристу. Откровение Иоанна Богослова, гл. 13, ст. 16–18, говорит следующее: «И он сделает то, что… положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть».

Святой Андрей Кесарийский пишет следующее: «О скверном имени антихриста. Тщательное испытание числа (печати), а также и всего остального, о нем написанного, откроет здравомыслящим и бодрствующим время искушения… Божественная же Благодать не соизволила, чтобы в Божественной книге было написано пагубное сие имя… При исследовании слова можно найти множество имен, соответствующих этому числу…» (Святого Андрея Кесарийского «Толкование на Апокалипсис», гл. 38). Странно, однако, то, что и многие духовные люди не только дают свои собственные толкования, но испытывают мирской страх перед компьютерным досье, которое на них заведут, тогда как следовало бы обеспокоиться духовно и помочь христианам этой благой обеспокоенностью, и укреплять их в вере, чтобы они чувствовали Божественное утешение. 

Удивительно! Неужели их оставляют равнодушными все эти события? Почему они ни капли не сомневаются в правильности своих умозаключений? Как они могут не просто содействовать антихристу в том, что касается печати, но и другие души завлекать в погибель? Вот что значит «прельстить, если возможно, и избранных»(Мф. 24:22). Прельстятся те, которые в толкованиях пойдут «от ума». И это тогда, когда знамения столь очевидны: компьютерный «зверь» в Брюсселе с числом 666 уже почти проглотил все страны. Карточка, удостоверение личности, «введение печати» что означают? К сожалению, по радио мы следим только за тем, какая будет погода. Что нам скажет Христос? «Лицемеры! различать лице неба вы умеете, а знамений времен не можете?»(Мф. 16:3).

После введения карточки и удостоверения личности, «компьютерного досье», чтобы лукаво подвести дело к печати, будут постоянно говорить по телевидению, что кто-то взял чью-то карточку и забрал из банка его деньги. С другой стороны, будут рекламировать «совершенную систему»: печать на руку или на лоб лазерными лучами, незаметную внешне, с числом 666, именем антихриста. И опять, к сожалению, «некоторые гностики» будут пеленать своих духовных чад, словно младенцев, чтобы тем, мол, не тревожиться: «Ничего страшного, пустяки, лишь бы у вас внутри была вера!» И в то время, когда мы видим апостола Петра, который внешне отрекся от Христа, и это было отречение, они отрекаются от Святой печати Христовой, данной им во Святом Крещении, печати дара Духа Святаго, – и принимают печать антихриста и говорят, что имеют в себе Христа!

К сожалению, подобная логика была и во времена первых святых мучеников у некоторых «умников», которые пытались переубедить тех, кто шел на мучения, как пишет об этом Василий Великий в своем Похвальном слове мученику Гордию: «Многие говорили бессмыслицу, пытаясь убедить мученика отречься только на словах и сохранить веру в душе, внутреннее расположение, потому что Бог обращает внимание не на язык, а на расположение духа. Но мученик Гордий остался непреклонным и ответил: «Может ли язык, созданный Христом, произнести что-либо против Создателя!.. Не обманывайтесь, Бог поругаем не бывает. Нашими устами судит нас (см.: Лк. 19:22). «Ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься»(Мф. 12:37).

Так же было и при Декии, чей указ требовал исповедовать языческую веру. Те христиане, которые шли на это и приносили жертву идолам, получали свидетельство и избегали мучений. Не только они отрекались от Христа, но и те, что давали деньги язычникам, комиссии, и брали свидетельство, без формального отречения, так называемые «клеветники», и их Церковь считала отступниками – падшими.

Когда у нас есть столько примеров, как, скажем, чудо святого Феодора, память которого мы празднуем ежегодно в субботу 1-й седмицы Великого поста. «Юлиан Отступник, зная, что христиане более всего очищают себя постом в 1-ю седмицу Святой четыредесятницы, почему мы и называем чистой эту седмицу, захотел именно тогда осквернить их, для чего и приказал в эти дни тайно завезти на рынок продукты, оскверненные идоложертвенной кровью. Но мученик Феодор, по промыслу Божию явившийся во сне тогдашнему Константинопольскому архиепископу Евдоксию и рассказавший о случившемся, заповедал ему немедленно, в понедельник утром, созвать верующих и запретить им использовать эти продукты, недостаток же необходимой пищи временно возместить коливом… Тем самым и замыслы Отступника были разрушены, и благочестивый народ сохранил себя неоскверненным…» (Великий Часослов).

Воздерживаться от идоложертвенного требует правило святых апостолов. Деяния Апостолов (15:6, 29):«Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела… Воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда…»

И несмотря на все это, сколько, к сожалению, приходится слышать бессмыслиц, рожденных умом некоторых современных «гностиков». Один говорит: «Я возьму удостоверение личности с тремя шестерками и наложу на него крестное знамение», другой: «Я приму печать с числом 666 на лоб и осеню его крестом», – и множество подобных нелепостей, думая, что они тем самым освятятся, в то время как это прелесть.

Игумен Киприан (Ященко)

Игумен Киприан (Ященко)

Освящается только то, что принимает освящение. Например, вода принимает освящение и становится агиасмой (святой водой). Моча не принимает освящения. Камень чудом становится хлебом. Нечистоты не принимают освящения. Следовательно, дьявол, антихрист, присутствуя своим символом в нашем паспорте, или на руке, или на лбу, не освящается, даже если наложить крест.

Мы имеем силу Честнаго и Животворящего Креста, Святого Символа, Божественную Благодать Христову только тогда, когда пребываем с одной единственной Святой Печатью Крещения, во время которого отрекаемся от сатаны и соединяемся со Христом, и получаем Святую Печать – печать дара Духа Святаго.

Христос да даст нам благое просвещение. Аминь.

Святая Гора, Кутлумушская келья «Панагуда», 1-я суббота Великого поста 1987 г.

Со многой болью и любовью Христовой, монах Паисий».

В то время говорить об этом было опасно из-за возможности ошибиться и впасть в прелесть, а также из-за различных противодействий. Духовники с прекрасным богословским образованием избегали ответов на вопросы об антихристе, числе 666, о новых удостоверениях личности и посылали людей узнать мнение старца Паисия. 

Вначале даже внутри Церкви возникло смущение, поскольку подавляющее большинство духовных лиц, за исключением нескольких светлых примеров, относились к происходящему равнодушно, тогда как некоторые клирики, иерархи, выражали по этому поводу прельщенные взгляды. Святой старец Паисий занял по этому вопросу однозначную позицию, он говорил на эту тему ясно и недвусмысленно и не только отвечал на многие вопросы верующих в личных беседах с ними, но и записал в 1987 г. свое известное письмо «Знамение времен, 666». Это письмо с облегчением приняли верующие, они руководствуются им и по сей день. Многие, прочитав его, пересмотрели свои взгляды и согласились со старцем. Предвидя, что мнения по этому вопросу будут востребованы в будущем, старец написал это письмо собственной рукой и поставил под ним свою подпись, чтобы не давать никому возможности внести в него какие-то изменения. Свои взгляды по этому вопросу старец не изменил до конца жизни. Все сказанное, написанное старцем на эту тему, было плодом его молитвы, духовной чуткости и внутреннего извещения. Он хотел, чтобы мы жили духовной жизнью, были хорошо информированы о том, что происходит в мире и были готовы пойти на жертву. 

С одной стороны, нам не следует быть равнодушными, с другой – нельзя поддаваться панике и тревоге. Мы должны отличаться духом исповедничества, он понадобится нам в соответствии с тем положением, которое занимает каждый из нас. 

Годы, которые мы переживаем, – трудные годы. Разразится гроза, и пока она будет продолжаться, надо нам будет помучиться, а может быть, и пойти на мученичество до смерти. Пережить это время можно будет, только живя духовно. Отчаиваться не надо. Эти трудные годы – благословение Божие, потому что они вынудят нас жить ближе ко Христу. Эти годы – благоприятная возможность для большого подвига. Нынешняя брань не будет войной с помощью оружия, это будет духовная брань, война с антихристом. Антихрист постарается «…прельстить, если возможно, и избранных» (Мф. 24:24), все происходящее будет контролироваться зверем из Брюсселя. 

Преподобный Паисий наставлял: «После введения кредитных карт и новых удостоверений личности лукавым образом будут наносить печать, станут вынуждать принимать печать на руку или на лоб, покупать, продавать, пользоваться различными услугами смогут только те, кто будет иметь печать. Верующим людям, отказавшимся от печати, придется нелегко, поэтому уже сейчас нам нужно приучить себя жить просто и, если возможно, иметь для нужд своей семьи участок земли, несколько масляничных деревьев и скотину. Тяжелые времена продлятся 3,5 года. Бог не оставит людей без помощи». 

Некоторые говорили: ну и что страшного в том, что я приму печать, я осеню свой лоб знамением креста или получу новое удостоверение личности и нарисую на нем крестик, в душе от Христа я отрекаться не буду. Старец, показывая ущербность логики поведения таких людей, говорил следующее: «Если бы нынешние христиане со своей логикой жили бы во времена мучителей, то у нас в Церкви не было бы ни одного мученика. Первые христиане совершенно не брали в расчет человеческую логику, но непреклонно исповедовали Христа, горели желанием мученичества. Их пытались соблазнить высокими санами, званиями, наградами, деньгами, им говорили: скажи только, что ты не христианин, а в душе веруй в Бога; брось на жаровню немного ладана и сделай вид, что ты приносишь жертву своему Богу, после не приноси никакой жертвы. Сделай вид, что ешь идоложертвенное, а сам ешь чистое, потом выплюни. Не проповедуй Христа в этом месте, иди в другое. И несмотря на все это, христиане никак и ничем не отрекались от Христа, они с радостью спешили и мученичеством засвидетельствовали любовь ко Христу. Они были палимы Божественным рачением». 

Церковь должна занять и выразить правильную позицию, она должна выразить протест в связи с происходящим и потребовать от государства, чтобы новые удостоверения личности, по крайней мере, не были бы обязательными. Церковь должна объяснить происходящее верующим, должна дать им понять, что принятие нового удостоверения личности будет падением.

Суммируя сказанное старцем на эту тему, можно сделать следующий вывод: преподобный Паисий был убежден в том, что за спиной ЕС кроется диктаторский режим сионистов. Такую жестокую диктатуру мог выдумать только диавол. Печать антихриста – это отречение. Даже новое удостоверение личности – это уже отречение. Если у них на удостоверении личности изображен символ диавола 666 и я ставлю на этом удостоверении свою подпись, то значит, я принимаю печать антихриста. Это отречение. Все предельно ясно: принимая диавольский символ, ты отрицаешься от святого Крещения, ты принимаешь иную печать, отрицаешься от Печати Христовой и принимаешь печать диавола. Число 666 на денежных купюрах – это дело другое: «…отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу»(Лк. 20:25). Даже если человек примет печать антихриста по неоправданному неведению или равнодушию, он теряет Божественную Благодать и принимает бесовское воздействие. Таковой в немногих словах была позиция старца, и он говорил на эту тему ясно, недвусмысленно, твердо и до самой своей кончины.

Мы зачитали свидетельства, в которых даны четкие критерии. Есть еще одно свидетельство святого Паисия Святогорца. «Произойдет много событий, возможно, и вам придется пережить их, о чем говорится в Апокалипсисе. Потихоньку многое вылезет наружу. И я, несчастный, начал вопиять еще столько лет назад. Положение ужасное, безумное, безумие перешло все границы. Уже наступила апостасия, и сейчас осталось только прийти сыну погибели. Мир превратился в сумасшедший дом. Будет царить сущий разброд, среди которого каждое государство начнет творить то, что ему вздумается. Дай Бог, чтобы интересы тех, кто делает большую политику, были нам на руку. То и дело мы будем слышать что-то новенькое, будем видеть, как происходит самое невероятное и самое безумное событие». 

Старец Паисий пишет, что наступают тяжелые времена и нас ждут большие испытания. «Христиане перенесут великие гонения. Между тем очевидно, что люди даже не понимают того, что мы уже переживаем знамения последних времен, что печать антихриста становится реальностью. Многие считают, что ничего не происходит. Поэтому Священное Писание говорит, что «прельстятся и избранные». Те, в ком не будет доброго расположения, не получат и просвещение от Бога и прельстятся в годы апостасии, потому что тот, в ком нет Божественной Благодати, не имеет и духовной ясности, как не имеет ее и сам диавол».

Человек уже не сможет рассуждать правильно, ставить приоритеты, что выше, что ниже, у него все будет перепутано. Такими особыми показателями последних времен явится то, что оскудеет любовь, люди будут более жестокими и проявления любви станут исключительной редкостью. Главным принципом будет фраза «бери от жизни все». Если принимаешь от жизни все удовольствия, значит, ты успешный человек – так исказилось мировоззрение людей. Так устроен теперь мир: трудовой, развлечений и досуга. Так же строится семья, различные сообщества – профессиональные, интеллектуальные, научные. Человеку разобраться в этом очень сложно. Служа мнимым ценностям, он теряет ориентиры, евангельский смысл жизни совершенно отпадает. 

Равноапостольный Косма Италийский говорит, что наступит время, когда брат будет убивать своего брата, а сын – отца, воры и разбойники уже больше не будут промышлять в горах, они будут жить в городах, одеваться как обычные люди и приходить среди бела дня, чтобы обворовать вас. Мы увидим, пророчествует святой Косма, как земля наша превратится в Содом и Гоморру, и в школах появятся такие вещи, что ум ваш даже не вместит. 

Преподобный Нил Мироточивый говорил: «Народ станет неузнаваем, новое поколение будет сменять другое очень быстро». Я беседовал со старцем Григорием, игуменом монастыря Дохиар. Он говорит, что пришел век мобильных телефонов, люди стали их рабами и без мобильников не смогут и шагу ступить. Из-за высокой коммуникативной плотности мировоззрение у людей будет меняться очень быстро и лет через 10 изменятся взгляды на мир у всего человечества. «И когда время будет приближаться ко времени пришествия антихриста, – говорил святой Нил Мироточивый, – разум людей помрачится от страстей плотских, и все будут усиливаться в нечестии и беззаконии. Мир тогда станет неузнаваем, изменится облик людей, и неясно будет различать, мужчина это или женщина». Так сейчас и происходит в европейских столицах.

«И эти люди одичают и будут жестокими, подобно зверям, из-за соблазна антихриста, – пророчествует святой Нил Мироточивый. – И не будет уважения к родителям и старшим, любовь совершенно исчезнет, пастыри же христианские, епископы, священники станут мужьями тщеславными, совершенно не различающими правого от левого». Пока у нас большинство батюшек – слава Богу, молитвенники, это могу засвидетельствовать. Читаем дальше: «Тогда нравы и предания христиан, Церкви изменятся. Скромность и целомудрие исчезнут у людей и будут царить блуд и распущенность. Ложь и сребролюбие достигнут высшего предела. И горе накопляющим сокровища. Блуд, прелюбодеяние, мужеложство, тайные дела, кражи, убийства станут господствовать в обществе, и настанет время, когда люди будут безумствовать. А кто не безумствует, тому будут говорить: ты безумствуешь, потому что ты не похож на нас». 

Все перевернулось: и европейское законодательство, и нормы, которые есть в обществе, и наши дети, мы это ощущаем в наших школах. Если дети в этом обществе не творят грехов, то им говорят: ты не наш, ты безумец, не живешь, как мы. 

«И какое сделается хищение, – говорит преподобный Нил, – какое мужестрастие к любодействию, кровесмешению, распутству будет тогда, до какого упадка снизойдут люди, до какого растления блудом, тогда будет смущение великим любопрением, пристрастием ко спорам, и будут все непрестанно спорить, препираться и не обрящут ни начала ни конца, и извратят расположение благое, обратят все ко злу, и злою погибелью погибающих. Так что не будет познавать никто, и что есть брат, и что сестра, и что отец с матерью, и что мать с сыном, не будут признавать брачного венца, будут только иметь одно падение в погибель, как в Содом и Гоморру. И пяти праведников не найдется. И нынешний золотой будет ходить как теперешняя полушка. Люди же, чем больше будут находить на них бедствия, тем больше будут возделывать зла. Вместо того чтобы каяться, будут озлобляться на Бога. Злодеяния, которые будут же творить люди, превзойдут злодеяния современных потопу людей. У всех будет разговор только о зле».

Продолжим далее чтения преподобного Нила: «Поскольку будет умножаться корыстолюбие, постольку будут умножаться и бедствия в мире. Когда приблизится последний конец для мира, тогда зло возрастет, все виды пороков и злодеяний участятся, справедливость исчезнет вовсе <…> Исчезнет вера; милосердие, мир, скромность, истина перестанут существовать; насилие, дерзость будут нормой жизни. Никто не будет проявлять сыновних чувств к родителям <…> Будут убийства и кровопролития, будут войны, войны не только между чужими, но и пограничными государствами, войны междоусобные, и достоинства во власти не будут уважаться <…> Все будет иметь сходство с разбоем и разбойниками, будут расхищения, опустошения. Коротко сказать, такие настанут условия жизни, что живущих будут провожать слезами, а умирающих приветствовать. Города будут уничтожаемы, иногда огнем, иногда мечом, иногда частыми землетрясениями, иногда наводнениями, иногда эпидемиями, голодом. Земля ничего не будет рожать, оголенная или крайним холодом, или чрезмерной жаждой. Воды не будет, вода исчезнет… Вода будет негодной для питья. А когда это все случится, надо будет знать, что крайне близко время, когда Господь придет для того, чтобы изменить мир».

Оскудение любви в последние времена приведет не только к растлению человека, но и, как говорит Паисий Святогорец, это отразится на всем животном и растительном мире. «Люди XX века – чего же они достигли своей культурой и цивилизацией?! – восклицает преподобный Паисий. – Они свели мир с ума, загрязнили атмосферу, они испортили все на свете. Если колесо сойдет с оси, то продолжает вращаться без цели. Так и люди, сойдя с оси Божией гармонии, мучаются и вращаются бессмысленно. В старину люди страдали от войны, сегодня они страдают от цивилизации». 

Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Некоторые говорят, что природа, изнуряющая, изнемогающая, подобна состарившемуся телу, которое испытывает много бедствий», и приводит такое сравнение, что природа станет, как старуха, немощной. И одним из следствий будет засуха. 

Преподобный Лаврентий Черниговский предсказывал, что «земля перестанет родить, от бездождия все потрескается, даст такие щели, что человек может упасть в эту щель. Воды не будет вовсе. Все реки, озера высохнут. Это бедствие будет длиться три с половиной года, но «ради избранных своих Господь сократит те дни» (ср.: Мк. 13:20). Источники иссякнут, а реки станут грязными. Исполнится время и наступит великая жажда. Диавол же будет ходить с низкими своими штуковинами, наполняемыми водой, но давать их будет только своим». Обратите внимание, что святые даже не знали, как назвать эти резервуары для воды, говорили «штуковины».

Паисий Святогорец писал: «Куда может завести торгашеский подход к делу, если теряется духовная чуткость. Не понимая того, что если не будет дождя, то ничего не поможет, исчезнет и та вода, что осталась в водоемах. Люди используют лишь одну логику, а Бога отводят на последнее место. Несчастные люди, что же они будут делать при нехватке воды, привыкнув к ее изобилию? Бог не дает воду за грехи, но даже и просто, рассуждая по-человечески, как может хватить воды, если люди ее так расточительно расходуют. Когда земля не будет давать урожая, люди придут к сатане и будут просить хлеба, чтобы он им дал. И он им даст».

Игумен Киприан (Ященко)

Комментарии закрыты