Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю ваий. Вербное воскресенье

 

Всех вас, дорогие братья и сестры, сердечно поздравляем с великим церковным двунадесятым праздником Входа Господня в Иерусалим! Сегодня Святая Церковь вспоминает одно из главнейших евангельских событий, которое, можно сказать, является одним из основополагающих в деле нашего спасения.

Спаситель, наш Господь Иисус Христос входит в Иерусалим как Мессия, как Священный Царь, и народ  приветствует Его как царя-освободителя.

Господь приходит для того, чтобы освободить человеческий род от смерти и от греха, от проклятия. Он входит в Иерусалим, чтобы пострадать, как и открывал неоднократно своим апостолам, чтобы быть поруганным, быть оплеванным, быть убитым, быть погребенным и в третий день воскреснуть, явить Свое славное Воскресение. А через это засвидетельствовать то, что вечная смерть, впущенная в естество Богочеловека, побеждена и умерщвлена, попрана. Господу нужно было войти в Иерусалим, чтобы наступили благоприятные условия для исполнения пророчеств, чтобы, вознесенный на Крест, Он смог спасти человеческий род.

Вход Господень в Иерусалим. Икона. Византийский музей в Афинах. XV в.

Вход Господень в Иерусалим. Икона. Византийский музей в Афинах. XV в.

Святые толкователи праздник Входа Господня в Иерусалим называют одним из самых недоразуменных событий в евангельской истории. И связано это именно с тем, что Спаситель входил в Иерусалим как Освободитель людей от греха и от вечной смерти, а народу было попущено приветствовать Его как Мессию, освободителя, спасителя от чужеземного ига, от порабощения другому народу. Люди прославляли Его как человека-царя, который может сделать свой народ князьями и владыками земными.

Но, пожалуй, самое главное, что было достигнуто в момент входа Господня в Иерусалим, это то, что Иисус мог оставаться какое-то определенное время в неприкосновенности. Потому что первосвященники, книжники, законники, все те, кто негодовали, восставали злобой против Спасителя и уже не первый год замышляли убить Его, не могли поднять на Него руки в силу того, что боялись народа, который прославил Его как Мессию, Священного Царя.

А это значит, что Спаситель, вочеловечившийся Бог имел еще что-то очень важное сказать людям и на понятном для человека языке Он сказал это. И поэтому те беседы, которые мы находим в Четвероевангелии, относящиеся к Страстной седмице – к Великому Понедельнику, Вторнику, Среде, Четвергу, все слова воплотившегося Бога имеют для нас колоссальную важность. Когда Христос их произносил, Его недоброжелатели негодовали, кипели злобой, но ничего сделать не могли.

Протоиерей Георгий Климов

Протоиерей Георгий Климов

Спаситель, входя в святой град, имел что-то очень важное сказать людям. И поэтому все слова Христа, относящиеся к Страстной седмице, предельно важны для нас.

И вот, в сегодняшний день Святая Церковь, прославляя Христа и подвиг, который Он совершает, собирает нас в храме. И мы, подобно народу израильскому, который 2000 лет назад прославлял Пришедшего в Иерусалим, также находимся с ветвями ваий в руках. Но Церковь заботливо хочет вразумить нас, чтобы мы правильно воспринимали сегодняшнее событие: прославление Иисуса как Освободителя и Священного Царя лежит в плоскости не политической, не экономической, не бытовой, а исключительно духовной, это освобождение от смерти, от греха и от проклятия. И если это будет действительно так, если за это мы прославим Его своими сердцами, умами и телесами, то для каждого из нас Он откроет невечерний Свет Светлого Христова Воскресения.

А если это не так, если все-таки мы пришли в храм для того, чтобы попросить Бога, чтобы нам здесь, в рамках этой земной жизни было лучше, не в том смысле, что нам плохо – нам часто бывает вполне терпимо, а еще лучше, комфортнее, уютней, то, наверное, мы зря пришли в храм.

Прославление Иисуса как Освободителя и Священного Царя лежит в плоскости не бытовой, а исключительно духовной – это освобождение от смерти, греха, проклятия.

И проверить, по какой причине и как человек прославляет Христа, – несложно. Критерием здесь являются простые и мудрые слова святоотеческие: Бог – помощник человеку в скорбях его. Но ведь никто не отменяет и другого: человек тоже может помочь Богу в скорби Его, как это ни странно звучит. А это значит, что в наступающие дни Страстной седмицы каждый из нас призывается приходить в храм, чтобы спострадать Христу. Это бывает сделать нелегко, ведь все мы обременены заботами, проблемами, работами, семьями и сложно выкроить в будни Страстной седмицы даже полчаса или час на богослужение. Но именно этим определяется наша способность быть вместе с Господом.

И поэтому в сегодняшний день хочется всем нам пожелать, чтобы в предстоящий недельный срок до праздника Пасхи мы нашли время прийти в храм и, молясь Господу, вслушиваясь в слова молитв и песнопений, входили в очень важную для каждого из нас реальность – Страстную седмицу. Именно в это время Господь по любви к человеческому роду совершает великие деяния, произносит очень важные слова.

Сегодняшний день именуется традиционно Входом Господним в Иерусалим. Вместе со Христом в святой град входят апостолы, многолюдные толпы народа, которые прославляют Его как Мессию, говоря о том, что Сын Давидов пришел для спасения Своего народа. Но мы видим, что в толпе находятся фарисеи, которые негодуют против тех, кто прославляет Христа как Бога. И они даже подходят к Иисусу и говорят: «Попроси этих людей замолчать». На это Господь отвечает: «Если они умолкнут, то камни возопиют» (Лк. 19:39–40).

Голос Церкви, возвышающий и прославляющий Господа, должен нас радовать и веселить. Радость о Боге, пришедшем и спасшем нас, есть свидетельство того, что мы с Господом и на верном пути.

Евангелие от Луки говорит, что после этих слов при спуске с Елеонской горы к Иерусалиму Христос заплакал. Он до последнего не терял надежды на то, что народ, в который Он верил, обратится к Нему, но люди расписываются в своем нежелании быть с Ним. И это очень страшный момент в истории не только еврейского народа, но и в истории очень многих человеческих сообществ, очень многих народов мира, очень многих, как это ни странно и ни страшно звучит, древних церквей. Те, кто не с Господом своим, рано или поздно отодвигаются на задворки истории. Дух сердец этого народа выхолащивается, и они превращаются в плоть, начинают работать на плоть для того, чтобы уйти в землю.

В сегодняшний день, прославляя Христа с ветвями ваий, мы пытаемся своими сердцами и умами свидетельствовать, что мы хотим быть вместе с Ним. И голос Церкви, которая есть тело Христово, голос, возвышающий и прославляющий Господа, должен каждого из нас радовать и веселить. Поэтому желаем вам, дорогие братья и сестры, в сегодняшний день и в предстоящие дни Страстной седмицы несмотря ни на что иметь эту духовную радость, даже сострадая Христу.

Неслучайно сегодняшнее апостольское чтение из послания к Филиппийцам начинается с простых слов приветствия Павла всему христианскому миру: «Радуйтесь всегда о Господе, и паки реку: радуйтесь»(Флп. 4:4). Это радость, которую у нас никто не может отнять. Это радость о Боге, пришедшем и спасшем нас. Это залог, содержащий нас в нашем спострадании Христу, в нашем желании быть вместе с Ним. Но поскольку радость – это переживание счастья и блаженства, это есть и свидетельство того, что мы с Господом и на верном пути.

С праздником всех вас, дорогие братья и сестры! Да хранит вас Господь, да укрепит во дни Страстной седмицы, да поможет вам иметь время, силы, возможности и способности присутствовать и на богослужении, и дома проводить тихое и безмолвное житие во всяком благочестии и чистоте, чтобы достойно подготовиться к празднику Светлого Христова Воскресения.

Протоиерей Георгий Климов

2018
Источник: http://troitse-paraskevo.ru/2018/04/propoved-protoiereya-georgiya-klimova-v-nedelyu-vaij-verbnoe-voskresene-01-04-2018/

Комментарии закрыты