«Кто познает Бога, тот будет стараться Ему уподобиться; но это уподобление Богу состоит не в наложении на себя золотых украшений и не в ношении развевающихся одежд, а в добродетели…» – писал один из первых христианских учителей Климент Александрийский (II–III века н.э.) в своем трактате «Педагог». Позже блаженный Августин сформулировал определение, ставшее классическим: «Добродетель – это искусство жить праведно».

Великое учение о добродетелях зародилось еще в далекие античные времена. Оно развивалось и доходило до своего совершенства в творениях святых отцов в средние века и вплоть до начала XX столетия было основой для многих педагогических концепций.

Современная система образования, основанная на деятельностном продходе, также не может ограничиться формированием только интеллектуальной стороны личности обучающегося. Несомненно, что главной задачей должно быть воспитание благочестивых граждан, обладающих добродетелями в православном понимании, осознающих абсолютные ценности бытия и необходимость их осуществления в своем поведении. 

Преподобный старец Серафим Саровский, литография 1870 года

Преподобный старец Серафим Саровский, литография 1870 года

Именно решение этой задачи позволит достигнуть главного ожидаемого результата – готовности каждого школьника к осмыслению своего поведения через призму Евангельских заповедей и восьми христианских добродетелей: воздержания, целомудрия, нестяжания, кротости, радования, мужества, смирения, любви, то есть тех самых добродетелей, которые помогут обучающимся выстроить подлинную иерархию ценностей, во главе которой стоит Бог.

Каким образом в современной православной школе можно реализовать знакомство учащихся с христианскими добродетелями? Думается, что удобнее всего это будет сделать через организацию системы классных и внеклассных (общешкольных) мероприятий. Покажем это на примере добродетели радования.

Радование – это добродетель, в которой заключены Божественная ревность и живая вера, радость от Божественных действий и сокрушение сердца; тихое, умиротворенное настроение. Внешне эта добродетель проявляется через всегда ровное настроение, приветливое отношение к окружающим. А внутренние проявления радования состоят в постоянном уповании на милосердие и помощь Божию, в покаянном настроении, в благих и добрых помыслах.

С чего же начать знакомство обучающихся с добродетелями, в том числе с добродетелью радования?

Мы предлагаем делать это на основе следующей схемы:

1) проведение классного часа, посвященного изучаемой добродетели;

2) оформление тематической выставки;

3) проведение бесед с родителями и педагогами;

4) чтение литературы, посвященной данной добродетели.

Какие же классные и общешкольные мероприятия можно предложить учащимся и их родителям при изучении добродетели радования? 

Вначальной школе это могут быть следующие дела.

Классные:

• фотоэтюд «Прекрасное в моей жизни»;

• практикум «Красота поступка»;

• конкурс книжек-раскрасок о добродетели радования (совместно с родителями);

• православная гостиная «Радуйся, радость моя!» (по житию преподобного Серафима Саровского);

• участие в конкурсе детского творчества «Красота Божия мира»;

• домашний киносеанс: фильм «Поллианна» (просмотр и обсуждение с родителями и детьми);

• выставка-настроение «Я читаю эту книгу, когда мне радостно».

Школьные:

• конкурс рисунков на асфальте «Благодарим Бога за счастливое детство!»;

• фестиваль «Радуга талантов»;

• турнир дружбы «Вместе весело шагать»;

• киноклуб «Территория радости» (просмотр и обсуждение православных фильмов и притч);

• мини-спектакль «Тихая радость Рождества»;

• конкурс плакатов «Поделись улыбкою своей»;

• мастерская радости (выставка изделий-подарков, сделанных своими руками).

Вшколе (5–9-е классы)воспитание добродетели радования можно продолжить, например, через реализацию коллективного творческого дела под общим названием «Общешкольный марафон «Радостный мир Православия», который может включить в себя следующие мероприятия:

• «Красота и радость в творениях: православный храм – православная икона – православный праздник» (выставки, экскурсии);

• «Православная культура в жизни людей. Творец как радость и смысл жизни христианина» (клуб интересных встреч, духовные беседы);

• «Радость православной веры» (акции, конкурсы, фестивали);

• «Праздники радости» (театральное представление к Рождеству и концерт к Пасхе);

• «Радость души моей» (конкурс православной песни).

Светлана Григорьевна Грошева

Светлана Григорьевна Грошева

Какими же могут быть результаты процесса воспитания христианских добродетелей в школе? Думается, что прежде всего это должно быть стремление обучающихся к стяжанию добродетелей, а также формирование нравственного чувства и нравственного облика школьников, их нравственной позиции.

Светлана Грошева

Справка
Светлана Григорьевна Грошева – учитель высшей квалификационной категории, отличник народного просвещения, г. Архангельск

Комментарии закрыты