В 2016 г. по курсу «Основы православной культуры» вышел одноименный учебник О.Л. Янушкявичене, Ю.С. Васечко, протоиерея Виктора Дорофеева, О.Н. Яшиной. Вот некоторые размышления над этой книгой.

Как родитель и преподаватель внеклассных литературных кружков, могу отметить, что данный курс и данный учебник имеют определенно положительное влияние на нравственное состояние ребенка. Ибо если не будем вкладывать в школы, будем вкладывать в тюрьмы, как некогда сказали мудрые люди.

Книга с первых страниц будит в ребенке чувство любви к Родине и ненавязчиво объясняет, что у разных народов страны есть свои религии, по правилам и нормам которых строят свою жизнь и создают культуру многие поколения людей. Художественное слово, а именно строки Николая Рубцова, с которых начинается учебник, помогают понять, что мы изучаем не просто свою страну и свою веру, но Святую Русь, которую не без причины так величают:

…Россия, Русь, куда я ни взгляну…
За все твои страдания и битвы –
Люблю твою, Россия, старину,
Твои огни, погосты и молитвы…

Авторы своим доверительным разговором помогают детям научиться видеть друг в друге образ Божий, на примерах жизни святых людей подсказывают, как нужно поступать в сложных жизненных обстоятельствах, раскрывают тайну незримого присутствия Бога в нашей жизни. Удачно это сделано через притчу. Старому человеку приснился сон, что он идет по пустыни и рядом с ним Господь. Когда же человек оглянулся, увидел, что в самые тяжелые моменты его жизни на песке была только одна цепочка следов, он подумал, что Бог тогда оставлял его. Господь же сказал: «В самые трудные времена твоей жизни Я нес тебя на руках».

Глава Введение в православную традицию

Глава Введение в православную традицию

Однако прежде всего курс учебника направлен на то, чтобы раскрыть в самом ребенке образ Божий, а также на то, чтобы показать, хоть в простейшей картине, как устроен Богом наш мир, что произошло с миром при грехопадении и вследствие его, как изменилась природа, в том числе и человеческая. И что дали миру Рождество, Крестная смерть и Воскресение Христово. Много в этой книге говорится и о том, что главные для человека сокровища не земные, а небесные – чистота души, праведность, близость человека к Богу.

Возможно, фрагменты из Евангелия можно было бы повторить на церковнославянском языке, как читали их наши предки. Следует отметить, что авторы дают цитаты русских и иностранных писателей и ученых о Боге и Божием мире. К примеру, такие. Английский химик и физик Р. Бойль: «В сравнении с Библией все человеческие книги являются малыми планетами, которые свой свет и блеск получают от Солнца»; или русский ученый М.В. Ломоносов: «Создатель дал роду человеческому две книги. В одной показал Свое величество, в другой – Свою волю. Первая – видимый сей мир, Им созданный, чтобы человек, смотря на огромность, красоту и стройность Его зданий, признал Божественное всемогущество. Вторая книга – Священное Писание».

Каждая глава книги начинается вступительным размышлением, необходимым для настройки душевного состояния школьника к принятию серьезных богословских суждений, путь к которым прокладывается на данном этапе через культуру и историю. В разделе о ветхозаветных заповедях детям предлагают такие размышления по поводу заповеди «Не сотвори себе кумира»: «В наше время такими идолами вполне могут стать телевизор или компьютер, если человек ради них забывает обо всем, что заповедал ему Бог, о том, что составляет его обязанности в жизни. Идолом или кумиром может стать и слава, если человек к ней сильно стремится». В разделе о Заповедях блаженства, данных в Новом Завете, авторы наводят юного читателя на такие мысли, говоря о заповеди «Блаженны плачущие, ибо они утешатся»: «Покаяние возвращает сердцу чистоту, делает его легким и радостным. А если человек не кается, душа его становится похожа на воздушный шар с тяжелым грузом – ему трудно подняться к небу». Или о заповеди «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю»: «Душа кроткого человека подобна тихому озеру: злое слово (оскорбление, издевка, клевета) вошло в нее и мгновенно пропало, исчезло в чистых водах его сердца».

Глава Дорога к храму

Глава Дорога к храму

Знакомя детей с устройством православного храма, авторы рассказывают: «Между средней частью храма и алтарем находится иконостас – расположенные в определенном порядке ряды икон. Святые изображены в молитве, они как бы вместе с верующими предстоят Богу на богослужении».

О Таинствах Церкви, о Елеосвящении и помазании тела освященным елеем сказано: «Тело и душа связаны между собой, поэтому греховные поступки и желания в душе отражаются в болезнях и страданиях тела».
Книга удачно снабжена не только фресками, иконами, мозаиками на евангельские сюжеты, но и рисунками детей, посредством которых сами преподаватели и родители могут войти в мир понимания ребенком православного мира.

Заставила задуматься мысль авторов учебника о том, что христиане убеждены, что последует жизнь вечная. Возможно, здесь нужно говорить не о том, что в этом убеждены только христиане, а о том, что это являет сама природа, мировой религиозный опыт и все мировое искусство. А если обратиться к законам физики: никакая энергия не исчезает, она только переходит из одного состояния в другое.

В книге также необходим был бы список дополнительной литературы для тех, кто заинтересовался темой православия. Возможно, нужна краткая информация по истории Церкви.

Ценно в данном учебнике доверие к русской культуре, позиция авторов ориентирована на любовь к земному Отечеству, без которой, по слову митрополита Филарета (Дроздова), не может быть и любви к Богу. Авторы книги закольцовывают свой рассказ о предмете, снова возвращаясь к Христову пути Руси, к подвигам наших святых – от русских князей до Царственных мучеников. А ведь мы помним еще недавно выходившие учебники по истории русской культуры, из которых, даже подробно изучив средневековую храмовую роспись и узнав факты из жизни святых, невозможно было вынести хоть малую толику любви и веры.

Атеистическое воспитание, к сожалению, остается пока генеральной линией российского образования. Выправить ситуацию удастся, лишь объединив усилия родителей и учителей по изучению Основ православной культуры, в форме школьного урока, факультатива, занятий в воскресной школе, домашних бесед с детьми. И разумеется, необходимым на данном просветительском поприще является возвращение в школьную программу положенного количества часов русской классической литературы, сохранившей для нас первооснову – евангельские истины.

Ирина Ушакова

Комментарии закрыты