Церковь земная и небесная, прошлое и будущее русского народа отражается, как в капле воды, в православном монастыре… Образ православной страны смог запечатлеть режиссер Валерий Тимощенко в документальном фильме о Свято-Никольском Угрешском монастыре «Тихий Ангел» (2016; Краснодарская студия им. Н. Минервина).

Воссоздав картину устройства православной обители – одной из самых значительных в православном мире, называемой второй Лаврой, – летопись ее, жития ее святых, автор фильма будто воссоздал икону христианской империи.

А устроитель обители преподобный Пимен выступает к нам человеком из самой глубины русского народа – народа, который рождает святых. И мы порой не задумываемся, что этот народ – мы сами. Святой Пимен продолжает ряд святых, о которых рассказывается в фильме, начиная от Святителя Николая Мирликийского, святого князя Димитрия Донского и включая современных нам подвижников, быть может, будущих святых.

Этот фильм – о святости. О русской истории, которая выстраивается на подвигах святых – воинов, учителей, купцов… Димитрий Донской шел на Куликовскую битву и остановился на месте, где суждено было возвыситься Николо-Угрешской обители. Там ему явилась икона Святителя Николая Мирликийского, как оказалось, возвестившего будущую победу.

В фильме приняли участие настоятель монастыря игумен Варфоломей, братия, семинаристы Николо-Угрешской семинарии, ученики воскресной школы при монастыре, иконописцы – молодые люди, расписывающие сегодня отстроенную обитель, работающие в сложной технике фрески. Наблюдая за их работой, мы можем представить себе, насколько была трудна и длительна эта роспись в XIX веке.

Приятно видеть современную молодежь, увлеченную своей профессией. Девушка-иконописец рассказывает о тайне создания иконы с клеймами преподобного Пимена. И это ее смиренное постижение тайны, стояние, служение – не просто работа, но образ жизни. Сегодняшней жизни. А значит, за этими людьми – завтрашняя Россия.

Преподобный Пимен

Преподобный Пимен

У каждого из братии, иконописцев, детей воскресной школы, прихожан и захожан храма свои живые отношения с преподобным Пименом, для каждого он – камертон их жизни.

Когда в фильме появляются дети и рассказывают о близких им святых, мы через них познаем мир православия. Эти дети точно достойны воспринятого ими духовного и исторического наследия. Они живут с мыслью о вечности. А что может быть важнее? Видим и юношей, которые рассуждают о том, в какие страны лучше ехать с миссионерским служением.

«Когда, в какой момент жизни человек становится святым? Как человек вдруг ощущает реальное присутствие Бога? Что обращает глаза юноши вовнутрь? Как отдается сердце Господу, как посвящаются Ему мысли и дела? Как приходит это понимание – о том, что холодно в безбожном мире? И где она «Теплота» – «Угреша»? – говорит автор фильма.

В фильме проходит ряд фотографий: многолюдные деревни и многочисленные монастыри и храмы России XIX века, колорит купеческой среды на Вологодчине, из которой вышел будущий устроитель Николо-Угрешской обители. Здесь перед нами – стать, характеры наших предков, образ их жизни, ведь эти лица не лгут.

Для автора фильма панорамная картина русского простора, увенчанного жемчужным ожерельем православной обители, видится как высшая форма Иисусовой молитвы – бессловесной, безмолвной…

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Звучащий за кадром авторский текст Валерия Тимощенко органично продолжают воспоминания преподобного Пимена: «…И было в городе два собора, два монастыря, 42 церкви и всего один трактир, но ходить туда почиталось зазорным, а побывавшего там почитали человеком потерянным. Часов карманных не носили, молодые люди табак курить стыдились…»
Воспринимая как елей литературный язык преподобного Пимена, мы можем убедиться, каков был уровень образования, какое миропонимание у нашего соотечественника тех лет. Он писал: «Родитель мой Дмитрий Афанасьевич Мясников был характера крутого. Как и дед, торговал с Сибирью и Китаем мехами и тканью. И он, и дед – простосердечной строгой жизни, постоянно ездили к китайской границе и рассказывали о китайцах, об их обычаях…» Все, что великим трудом наживали русские купцы, возвращалось ими Богу – нуждающимся людям, на благоустроение храма. И зазорным было, если ты не «в Бога богатеешь». Вот и выходило: торгуешь ты мехом и тканями или молишься в монастыре – все одно служение Богу и государству. Так ли сегодня в семьях предпринимателей? Будучи настоятелем, игумен Пимен относился к обители как к родовому наследию, полученному от предков.

В те времена, жертвуя деньги на храм, наши соотечественники 1850 г., сознавали, что при этом они дают средства на все: и на детей-сирот, и на сохранение культуры, и на образование…

К началу весны 1877 г., во время победной, но кровопролитной войны с Турцией, отец Пимен учредил на Угреше госпиталь, как тогда говорили, военную врачебницу для раненых русских воинов с полным и безвозмездным содержанием от монастыря на целый год…

За праздничным пасхальным столом в монастыре обедали, бывало, 8 тыс. гостей, паломников стало приходить до 20 тыс. в год, возникли богадельня и бесплатная больница…

О вологодских мастерах, приглашенных для строительства Угрешской обители, отец Пимен писал: «С виду нищие бродяги оказались великими тружениками и даже художниками». Настоятель сам учился у них мастерству. Как тут не вспомнить сербского патриарха Павла: «Каждый видит то, что хочет видеть».

Вслед за своим святым героем Валерий Тимощенко стремится увидеть святость: отдельного человека, данного народа, исторического пути, заповеданного Богом целой стране. Не так ли видел мир поэт и художник, скоморох и праведник Ефим Честняков, оставивший нам портреты своих земляков – костромских крестьян? Его картины написаны в трагические для России 20–30-е гг. XX века. Но на них не угнетенный, а блаженный, многотерпеливый, всепрощающий народ. Быть может, такой, каким видит его Господь. Только такой – чистой, с покаянием и надеждой – Россия переживет сегодняшнее по-своему переломное время и будет возрождаться в XXI веке.

«Монастырь – предельная полнота жизни… частично ее можно ощутить в семье, в воинском братстве, а во всей полноте – только здесь», – говорит автор фильма. Он проводит мысль о том, что святые люди непременно каким-то образом соприкасаются в земной жизни, их соединяет тайна святости. Так произошла встреча преподобного Пимена и святителя Игнатия (Брянчанинова), впоследствии епископа Черноморского и Кавказского, богослова, златоуста XIX века.

Оказывается, что, говоря о святой обители, можно натолкнуться и на детективную историю, произошедшую в данном случае в Угреше в середине XIX века. Грех сребролюбия апостол Павел называл одним из опаснейших для верующего сердца, но на чистой воде грех виден отчетливо. Автор фильма уверен: «В святой стране преступление само по себе уже наказание… Потому что святая Русь – это не святые камни, но святые сапожники, каменщики, святые сыщики». Это чувствовал и в этом смог разобраться тогда же, в XIX веке, Ф.М. Достоевский. Тут можно вспомнить и еще более близкого по времени нам сербского святого Иустина Поповича: «Если ты учитель, будь святым учителем, если ты мастеровой, будь святым мастеровым, если ты журналист, будь святым журналистом». Одним словом, игумену Пимену досталась разоренная, обнищавшая обитель, зияющая раной внутреннего порока. Как знать, быть может, эта внутренняя мерзость запустения тяжелее той внешней, какая последовала за 1917 г. Видимо, Божий замысел был таков, чтобы этот святой – монах, эконом – искупил грех своих предшественников.

«Они вне времени, наши святые, как монастырская архитектура, как облачение монаха, оно ведь не изменилось со времен Феодора Студита. Может, поэтому судьба, особая святость, житие преподобного Пимена Угрешского так современны.

Мальчик Петр – наместник Пимен, святой преподобный Пимен Угрешский и – снова мальчик Петр. Да он всю жизнь учился, двигался вперед. Но, может, не менее важно сохранить в себе того вологодского мальчишку… Сохранить отрока Варфоломея в себе, эту чистоту, это доверие Господу, донести его к последнему земному дню… Помяни меня в Царствии Твоем… Тихий Ангел Угреши, моли Бога о нас!» – звучит авторский текст.

Видя нынешнее воссоздание обители, мы диву даемся, как можно было возвести такую мощь и красоту в 30-е гг. XIX века. И понимаем: только любовью, надеждой на Бога, нестяжанием, возвышенным душевным стремлением. В 90-е гг. XX века Угреша вновь была поднята из руин, огромным трудом и талантом владыки Вениамина, в настоящее время митрополита Оренбургского и Саракташского.

Монастырь существует вне времени и несет свою спасительную миссию и сегодня, о чем свидетельствует его полноценная жизнь: храм полон молодежи, дети замечательно чувствуют себя в воскресной школе и летнем лагере при монастыре, к раке преподобного движется нескончаемый поток паломников, а хозяйственное устройство обители дает нам образчик – как можно обустроить православную страну, начиная с малого.

Автор фильма в своем киноочерке напоминает нам, что монастырь – наша общенациональная святыня, некая доминанта жизни государства, исторический стержень. И мы интуитивно тянемся к нему. И мы живы до сих пор, потому что кто-то молится за нас в этих стенах.

Стоит сказать, что эта киноработа режиссера Валерия Тимощенко – звено цепочки, фрагмент своего рода триптиха о трех столпах, без которых не стоит Русская земля: святом, воине и поэте. Вслед за фильмом «Тихий Ангел», где рассказано о святом, Краснодарской киностудией сняты фильмы «Миротворец» – о князе Александре Ивановиче Барятинском, который явился завершителем 40-летней Кавказской войны, и фильм «Лермонтовская сотня» – о Михаиле Юрьевиче Лермонтове, самом таинственном поэте и самом оклеветанном, на котором с течением времени все яростнее сходятся копья в борьбе темных и светлых сил.

Все три героя почти ровесники, воспитанные той Россией, которая хранилась под спудом в советский период нашей истории и теперь проявляется, как затопленные колокольни в Калязине или русла затопленных рек на Кубани, в Сибири…

Увидеть в героях свет, святость, а в их жизни – подвиг, служение Богу и Отечеству – вот задачи, которые воплощает Валерий Тимощенко – создатель известных уже фильмов о православной России «Русский заповедник», «Кавказский фронт», «Георгий», цикла «Чистая победа», который можно увидеть в архиве ТК «Культура».

Фильм о Свято-Никольском Угрешском монастыре «Тихий Ангел» в нынешнем году отмечен специальным призом жюри фестиваля «Радонеж».

Ирина Ушакова

Комментарии закрыты