В год 175-летия со дня рождения Саввы Ивановича Мамонтова (1841–1918), выдающегося русского промышленника, художника и мецената, музей-заповедник в его усадьбе в подмосковном Абрамцеве предлагает интерактивные образовательные программы для взрослых и детей. Своего рода подарком к юбилею самому музею могла бы стать скульптура, запечатленная на портрете Мамонтова кисти художника Врубеля. Сегодня музей ищет средства на выкуп скульптуры, обнаруженной в одной из частных коллекций.

«Другие коллекционировали искусство, он же его двигал»

В октябре 2016 г. исполняется 175 лет со дня рождения С.И. Мамонтова. Масштаб и значимость личности Мамонтова – крупного промышленника, выдающегося деятеля железнодорожного строительства, страстного любителя искусства, основателя первой в России частной оперы, владельца художественных мастерских – были понятны русскому обществу уже при жизни Саввы Ивановича. Современники считали, что Мамонтову надо поставить четыре памятника: один – в Мурманске, другой – в Архангельске, третий – в Донецке, четвертый – в Москве, на Театральной площади.

Михаил Врубель. Портрет Саввы Ивановича Мамонтова, 1897 г.

Михаил Врубель. Портрет Саввы Ивановича Мамонтова, 1897 г.

Увлеченность искусством не помешала ему развернуться в полную силу и в деловом мире. Благодаря его стараниям были построены Ярославо-Архангельская и Донецко-Мариупольская железные дороги, которые продолжают работать и сейчас. Более 20 лет Мамонтов был безсменным председателем правления Мос¬ковско-Ярославо-Архангельской железной дороги. При этом Савва Иванович развивал отечественное производство железнодорожной отрасли полного цикла, от производства руды и выплавки чугуна до выпуска паровозов и вагонов. Железные дороги, построенные Мамонтовым, сыграли большую роль в истории нашего отечества в период Первой и Второй мировых войн.

Савва Иванович верил в особую миссию своего дела: развитие сети железных дорог должно было способствовать не только экономическому процветанию, но и культурному подъему. Он заказывал проекты вокзалов выдающимся архитекторам, интерьеры оформляли известные художники, даже обычные служебные постройки отличались особым стилем. Абрамцевская керамика украшает по сей день здания Москвы – гостиницы «Метрополь», «Националь», Ярославский вокзал, Государственную Третьяковскую галерею.

К концу 1890-х гг. Мамонтову удалось создать своеобразный промышленно-транспортный комплекс: Мытищинский вагоностроительный завод, Невский судостроительный и механический завод (производивший паровозы), чугунолитейные и горнорудные предприятия в Иркутской области, лесопромышленные предприятия, домостроительные общества в Москве и Петербурге.

Его привлекали богатства Русского Севера, потенциальные возможности которого он с размахом показал в экспозиции павильона «Крайний Север» на Нижегородской ярмарке 1896 г.

Савва Иванович обладал многочисленными талантами: музыканта, певца, скульптора, художника, драматурга, актера, режиссера. В творческое содружество, известное как Абрамцевский (или Мамонтовский) художественный кружок, входили яркие представители русского искусства этого времени: В.Д. Поленов, Е.Д. Поленова, В.М. Васнецов, А.М. Васнецов, И.Е. Репин, И.С. Остроухов, К.А. Коровин, В.А. Серов, М.В. Нестеров и многие другие.

Красная гостиная. Усадебный дом

Красная гостиная. Усадебный дом

Отечественное искусствоведение признает, что можно говорить о целом мамонтовском периоде русской литературно-художественной жизни, ибо Мамонтов был ее средоточием в 1880–1890-х гг. В.М. Васнецов писал, что «Бог дал ему особый талант возбуждать творчество других», в нем ощущалась «какая-то электрическая струя, зажигающая энергией окружающих». Савва Иванович был «художником и предпринимателем в одном лице», и всем, что он делал, по словам Станиславского, «тайно руководило искусство». Такого рода деятелей Россия, пожалуй, не знала. Он не был в точном смысле слова ни меценатом, как С.Т. Морозов и Н.П. Рябушинский, ни коллекционером, как П.М. Третьяков и А.П. Бахрушин. «Другие коллекционировали искусство, он же его двигал», – писал известный художественный критик Я.А. Тугенхольд. Мамонтов довольно приблизительно знал технику изобразительного искусства, мог ошибиться в подлинности картины, однако В.И. Суриков очень ценил мнение Саввы Ивановича и нередко ему первому показывал свои работы. И.Е. Репин же прямо говорил: «Я люблю с ним советоваться. Он очень чуткий человек – артист и умница».

Ожившие сказки Абрамцева

В связи с приближением 175-летия со дня рождения Саввы Ивановича Мамонтова музей-заповедник «Абрамцево» совместно с Государственным историческим музеем (ГИМ) готовит масштабную выставку, которая состоится в залах ГИМ (здание бывшей Государственной Думы), при участии Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, других федеральных, региональных и московских музеев в октябре 2016-го – январе 2017 г.

Cтудия-мастерская

Cтудия-мастерская

В самом Абрамцеве осенью 2016 г. пройдет научно-практическая конференция, посвященная деятельности С.И. Мамонтова. Впервые делается попытка организовать съезд потомков Саввы Ивановича.

В течение всего года музей-заповедник «Абрамцево» приглашает в гости родителей и педагогов с детьми. Для малышей, детей среднего школьного возраста, подростков разработаны интерактивные образовательные программы. Их содержание подсказано литературной и художественной жизнью усадьбы XIX века. В семье писателя Сергея Тимофеевича Аксакова, владевшего усадьбой с 1843 г. (с 1870 г. хозяин усадьбы – С.И. Мамонтов), много времени уделялось чтению, рисованию, рукоделию, проводили музыкальные вечера, ставили домашние спектакли. Дети Саввы Ивановича также росли в творческой атмосфере усадьбы рядом с художниками, артистами, музыкантами.

Интерактивные программы цикла «Ожившие сказки Абрамцева» состоят из двух частей: теоретическая часть предполагает экскурсию в один из музейных объектов (храм Спаса Нерукотворного, усадебный дом, студию-мастерскую, баню-теремок, кухню). Творческая часть проходит в лектории и сопровождается показом слайдов, экспонатов специального фонда (которые можно потрогать), а завершается практическим выполнением творческого задания (изготовлением тряпичных кукол, росписью сувенирной матрешки, декоративной фарфоровой тарелки, работой с природными материалами – шишками, желудями и соломой и т.д.). Самые маленькие посетители усадьбы – от двух до пяти лет – рисуют пальчиковыми красками, мягким материалом, лепят, делают роспись по фарфору. Для детей от 6 до 14 лет предназначены летние школы «Ожившие сказки», «Играем в театр» и «Поговорим о книге».

Занятия с детьми

Занятия с детьми

Находка к юбилею

Примечательно, что накануне юбилея в музей-заповедник «Абрамцево» поступил на закупку ценнейший экспонат – скульптура испанца Мариано Бенльюре, когда-то принадлежавшая С.И. Мамонтову, запечатленная на известном портрете Саввы Ивановича кисти художника М.А. Врубеля.

Скульптура – уменьшенное повторение в бронзе и мраморе одного из фрагментов мавзолея блистательного испанского тенора Джулиана Гайарре (1846–1890). Монумент, выполненный известным испанским скульптором Мариано Бенльюре, и сейчас находится на кладбище города Ронкал в провинции Наварра (Испания). Мы можем лишь предполагать, каким образом это замечательное произведение оказалось в доме Саввы Мамонтова.

1891 г. – трагическое время для семьи Мамонтовых: летом умер 22-летний сын Андрей. Осенью Елизавета Григорьевна отправилась в Италию, чтобы заказать мрамор для надгробия. Чуть позже выехал в Италию и Савва Иванович вместе с Врубелем. Вероятно, они и увидели эскиз в мастерской у молодого скульптора Бенльюре, обучавшегося тогда в Риме. Мариано начал работать над памятником сразу после гибели Джулиана Гайарре, которого он хорошо знал. Не исключено, что Мамонтов слышал или даже знал певца, который много гастролировал и выступал, в том числе и в России.

Безусловно, сюжет скульптуры был созвучен настроению не только Мамонтова, но и Врубеля. После смерти Андрея, талантливого художника, Врубель писал своей сестре:

«Чудесный, много, много обещающий юноша, и я, несмотря на то что чуть не вдвое старше его, чувствую, что получил от него духовное наследство».

Летняя школа в Абрамцево

Летняя школа в Абрамцево

Видимо, в эту поездку Мамонтов приобрел скульптуру Мариано Бенльюре, и она впоследствии находилась в зале его московского дома. Именно ее можно видеть на самом известном портрете Мамонтова, принадлежащем кисти Михаила Врубеля.

Скульптура является своеобразным камертоном произведения, над которым Врубель работал в 1897 г. Как и многие другие работы художника, портрет вызвал самые противоречивые отклики, однако Мамонтов его очень ценил и не выставил на аукцион после разорения. Несколько лет портрет находился в доме Мамонтова в Бутырках.

В 1906 г. Мамонтов все-таки был вынужден продать портрет М.П. Рябушинскому, а впоследствии он оказался в собрании Государственной Третьяковской галереи. Судьба скульптуры, изображенной на портрете, долгое время оставалась неизвестной, и лишь недавно она обнаружилась в одной из частных коллекций.

Благодаря счастливому стечению обстоятельств, великолепное произведение Бенльюре оказалось в родном гнезде Саввы Ивановича Мамонтова – в Абрамцеве, но пока только временно. Через какое-то время оно должно будет покинуть стены Абрамцева, если не найдется возможность приобрести его в музейную коллекцию.

В год 175-летия со дня рождения Саввы Ивановича Мамонтова сотрудники музея обращаются ко всем, неравнодушным к судьбе отечественной культуры, к друзьям Абрамцева, с просьбой оказать посильную помощь, чтобы приобрести работу Мариано Бенльюре для пополнения коллекции музея-заповедника «Абрамцево». Мы будем глубоко признательны и благодарны за любую оказанную помощь.

Елена Митрофанова, заместитель директора музея-заповедника «Абрамцево» по научной работе

ЛЕТНИЕ ШКОЛЫ АБРАМЦЕВА

«Ожившие сказки» (от 6 до 10 лет)

«Аленький цветочек». Мастерим цветы из бумаги.
«Морская царевна, Садко и другие». Роспись фарфоровой игрушки.
«Золотой петушок». Изразец из пластилина.
«Весенняя сказка». Декупаж.
«Сказки Елены Поленовой». Роспись магнита.
«Загадочный лес». Театрализованная программа. Творческое задание – работа с природным материалом.
«История одной картины». Работа в экспозиции музея.

«Играем в театр» (от 8 до 12 лет)

«Театр начинается с…». Рисование под музыку.
«Музыка и спецэффекты». Играем на музыкальном инструменте.
«Куклы и персонажи». Тростевая кукла.
«Костюмы и декорации». Изготовление декораций.
«Грим». Изготовление масок.
«Морская царевна, Садко и другие». Роспись фарфоровой фигурки.
«Алая роза». Мастерим цветок из бумаги.
«Волшебный башмачок». Изготовление игрушки.

«Поговорим о книге…» (от 10 до 14 лет)

«Как появилась книга». Творческое задание: буквица.
«Быль, былина, быличка». О жанрах устного народного творчества. Изготовление книжки-складня.
«Русские первопечатники». Творческое задание: оттиск.
«О книгах и читателях». Творческое задание: записная книжка.
«Прозой о природе». Творческое задание: маленький рассказ.
«О поэзии». Стихотворение: от пера до печатной машинки.
«Я вам пишу…». Творческое задание: письмо.

Телефоны для записи на занятия с детьми:
8-916-278-45-42, 8(496) 543-24-70, 8(495) 993-00-33

Комментарии закрыты