Выдающегося писателя Михаила Пришвина (1873–1954) мы больше знаем как великолепного знатока природы и детского мира. Несомненную ценность представляют и его дневники, в коих отразился век минувший. Будем же чаще прикасаться к мудрости людей высоко духовных, самоотверженных и чистых сердцем.

 

1907 г.

Какие чудеса там, в глубине природы, из которой я вышел. Никакая наука не может открыть той тайны, которая вскрывается от воспоминаний детства и любви. Нужно только испытать сильное горе, нужно почти умереть. И вот, совершается рождение. Неведомые силы посылают утешение и великую радость.

***

1909 г.

Я слышу дыхание лилового колокольчика. Я его люблю. Он связан со скалой. И через любовь мою к цветку я связан со всем великим миром.

***

Звезды зажглись… Тайна легла над землею. Господи! Оставь так. Оставь меня таким, как я есть, как я сейчас, Господи! Дай мне сил не оторваться и встретить вместе со всеми Солнце…

***

Красота рождается из страдания. Она есть просветление страдающего (гордого?) человека.

***

1915 г.

И почему мы так мучимся над разрешением мировой загадки и не можем ее разрешить: просто мы не живём полною жизнью, не причащаемся к её постижению собственным подвигом.

***

Верю, что существует мир, созданный Богом, и человек его душа.

***

Когда человек идет прямым путем, для него и креста нет. Но когда отступает от него и начинает бросаться из стороны в сторону, вот тогда являются разные обстоятельства, которые и толкают его на прямой путь. Эти толчки и составляют для человека крест. Креста для человека Бог не творит. И как ни тяжел бывает у иного человека крест, который несет он в жизни, а все же дерево, из которого ин сделан, вырастает на почве его сердца.

***

1918 г.

В природе русской мне больше всего дороги разливы рек, в народе русском – его подъемы к общему делу.

***

В любви можно доходить до всего, все простится, только не привычка.

***

1919 г.

Мне снилось, будто душа моя сложилась чашей – мирская чаша.

***

Без знания своей родины она никогда не может быть для нас отечеством…Родина – место, где мы родились, отечество – родина мною сознанная.

***

1920 г.

Приспособляясь, люди хотят сохранить себя и в то же время теряют себя.

***

1921 г.

Вера без дел мертва, а вера без любви – зла и есть, кажется, основа величайших злодейств.

***

1922 г.

Быт – культура личных отношений своих к людям и вещам. Непременно к вещам, потому что человек, считающий грехом сорить на полу и топтать ногами частицы солнечной энергии, заключенной в крошках хлеба, несомненно, и к людям относится лучше, чем сорящий на пол, небрежный…

***

1925 г.

Выслушав весной первый зеленый шум у березы, я говорю: «Чтобы так прошуметь, ведь она полвека росла!»

***

1926 г.

Если человек и достигнет управления Вселенной, то сам он станет таким же рабочим механизмом, как все эти пустые миры.

***

Есть в пустоте воздух, в тоске радость, в мечте воля к преображению жизни!

***

Слава – это не радость, а особая форма креста, бывает четырехконечный, бывает восьмиконечный, а слава – это крест бесконечный.

***

Правило сильного человека: никогда в своем несчастии не обвиняй других, если даже и случится такое, потому что при углубленном размышлении на почве несчастия эта зависимость от другого приведет тебя к зависимости от судьбы, рока, к фатализму, вообще в лучшем случае, и к ворчанию и брюзжанию – в худшем.
***

1930 г.

Положение художника обязывает меня к собиранию мелочей, внимательно родственному отношению к ним и бережному хранению; что только в переменах света и тьмы на мелких предметах могу знать я о восходе и закате солнца; что я ничего не вижу, если прямо стою против солнца, лишаюсь способности быть художником и потому методически повертываюсь к солнцу задом, что я, имея дело постоянно только с мелочами, привык ценить только то универсальное, что явилось мне самому в мелочах; что всех, кто имеет дело непосредственно с универсальным, и презирает мелкоту, я подозреваю в трех грехах нашей современности: утопизм, авантюризм и халтура.

***

1936 г.

Два миропонимания. 1) Восточное: человек считает себя частью огромного целого мира, поэтому он себя благоговейно подчиняет этому миру этому целому или Богу. 2) Европейское (Западное): человек считает себя господином мира и создает систему господства, называемую им цивилизацией. Внутренней силой цивилизации является стремление к счастью, внешней – наука.

***

1937 г.

Окаянство жизни не в том одном, что есть люди, творящие зло, а и в том, что напуганные ими люди, приготовились к злу, стали очень подозрительные и уже не в состоянии встретить человека незнакомого с доверием.

***

Поэзия – это чем люди живут и чего они хотят, но не знают, не ведают, и что надо им показать, как слепым. Разве я не понимаю незабудку: ведь я весь мир чувствую иногда при встрече с незабудкой, а скажи – сколько в ней лепестков, не скажу. Неужели же вы меня пошлете «изучать» незабудку.

***

Американизм характерен исчезновением культурной линии, исходящей от личности, как в Западной Европе, это дает возможность индивидуальности, как грубо животной силе, не стесняться.

***

1939 г.

Вот счастье бывает какое – дожить до преклонного возраста и не склоняться, когда согнется спина, ни перед кем, ни перед чем, не отклоняться и стремиться вверх, наращивая годовые круги в своей древесине.

***

Если я чувствую согласие своего духа с народом, то я, конечно, только радуюсь и не завидую гению. Как дитя своего народа, я знаю: в народном организме в момент великого напряжения всегда находится щелка, через которую радужным пузырем выдувается гений.

***

Лучшее в русской традиции – скромность при тайном сознании силы, вроде того, что еду-еду не свищу, а наеду – не спущу.

***

Женщина – это очаг искусства, и чем дальше отходит артист от очага, тем прозаичней он.

***

1940 г.

Кто может отнять у людей свет зарайских стран? Так и любовь мою никто не может истребить, потому что любовь моя – свет. О, как я люблю, какой это свет!

***

Поэзия, как и любовь – это явления таланта, а талант от Бога. Вот почему ни поэзию, ни любовь нельзя делать собственностью.

***

1941 г.

Из Москвы вести: река женских слёз. И скоро с фронта: река мужской крови. Расставаясь, плачут даже и молодые парни этими женскими слезами: прошибает мужа и на время он становится женщиной, и в этот момент будущее геройское дело кажется маленьким.

Уложил две перемены, нож, вилку, ложку, еще кое-что, простился, глянул в последний раз на дымок, на две березки, и эти березки пошли с ним и остались в сердце до смерти: в последний миг расставания с жизнью в несказанной красоте и доброте станут перед ним эти березки.

***

Из этой способности расширения души внутрь себя до без конца произошла личность человеческая как бессмертная сущность.

***

Есть доктора, которые ищут в человеке не одну болезнь, а и здоровье и лечат человека тем, что поощряет здоровье и оно преодолевает болезнь.

***

1951 г.

Только быки борются своей силой, а человек борется тем, за что держится: во что верит, тем и бьет.

***

(о школе)

Им хотелось сделать из меня хорошего мальчика, я хотел найти свой путь к хорошему.

***

Была вода и глина, теперь у меня дух мой и слово, и я из слова делаю форму…

***

1952 г.

Иногда мне кажется, я потому не ученый, а поэт, что больше понимаю. А другой раз происхождение своей жизни вижу в недостатке своего разумения, чего-то не хватает во мне для разумного понимания вещей, и я обращаюсь к поэзии.

***

Быть мудрым – это значит прежде всего быть внимательным к душе близкого человека.

***

Бог любит всех, но каждого больше.

***

Когда нивы поспели и колосья согнулись от тяжести зерна – не верьте колосу, что высоко над нивой стоит: этот колос пустой.

У меня свое, у тебя свое, у него… А вместе – это родина. Чувствовать вместе «свое» мы научились на войне.

***

В моей борьбе вынесла меня народность моя, язык мой материнский, чувство родины. Я расту из земли, как трава, цвету, как трава, меня косят, меня едят лошади, а я опять с весной зеленею и летом, к петрову дню цвету.

Ничего с этим не сделаешь, и меня уничтожат, только если русский народ кончится, но он не кончится, а, может быть, только начинается.

 

Комментарии закрыты