О празднике Сретения Господня

15 февраля Церковь отмечает один из 12-ти главных (двунадесятых) праздников – Сретение Господне. Основанием для установления праздника стало событие, произошедшее через сорок дней после Рождества Христова. В этот день Пресвятая Богородица вместе со святым праведным Иосифом Обручником в соответствии с Законом Моисеевым принесли Младенца Христа в Иерусалимский храм для посвящения Богу.

В храме произошла знаменательная встреча (сретение), которая и положила началу христианскому празднику. Святые родители и Младенец встретили там святого праведного Симеона, названного позже Богоприимцем. Симеон был к тому времени уже очень пожилым человеком. По преданию, во время правления египетского царя Птолемея II он участвовал в числе семидесяти двух ученых толковников-переводчиков в переводе Священного Писания с еврейского на греческий язык. Когда святой Симеон переводил книгу пророка Исаии и прочитал слова «Се Дева во чреве приимет и родит Сына», он решил, что в тексте пророка содержится ошибка, а вместо «Дева» следует написать «Жена». Симеон уже собирался внести исправление в текст, но его остановил Ангел Господень, заверивший его, что он не умрет, пока воочию не увидит исполнение пророчества Исайи.

В день, когда святое семейство пришло в храм, Симеон, находившийся там по внушению свыше, взял Божественного Младенца на руки и, славя Бога, сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля». В лице Симеона произошла встреча со Христом всего человечества, а слова, произнесенные старцем, стали молитвой.

Икона Сретения Господня из Великого Новгорода

Икона Сретения Господня из Великого Новгорода

Далее, повернувшись к Пресвятой Деве, Симеон предсказал Ей последующие жизненные испытания:

«Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец» (Лк.2:34–35).

В храме в это время находилась и Анна-пророчица, благочестивая вдова восьмидесяти четырех лет, после смерти мужа посвятившая свою жизнь Богу. Она также узнала в спеленатом Младенце Христа Спасителя. Анна прославила Бога и разнесла весть о Нем по всему городу.

История праздника

В Иерусалимской Церкви этот Праздник был уже в IV столетии. Однако особенная торжественность Сретения Господня была придана при императоре Юстиниане (527–565 гг.). Константинополь и его окрестности поразила эпидемия моровой язвы, принявшая угрожающие размеры. Затем произошло сильное землетрясение в Антиохии, от которого город был сильно разрушен. В Праздник Сретения Господня в Константинополе было совершено торжественное всенощное бдение, сопровождавшееся усердной молитвой об избавлении от постигших бедствий. В итоге моровая язва прекратилась.

Иконография

Иконография Сретения основывается на приведенном выше евангельском тексте. Ключевым моментом на иконе выступает передача Богородицей Младенца на руки Симеону. При этом за спиной Богоматери изображается Иосиф Обручник, несущий в руках или в клетке двух (реже – трех) голубей, а за спиной праведного Симеона – пророчица Анна, находившаяся вместе с ним в храме.

В иконографии отражен богословский смысл праздника, который состоит во встрече Ветхого и Нового Заветов. Божия Матерь и Иосиф обычно изображаются слева в движении направо, а праведные Симеон и Анна изображаются справа налево. Там, где они встречаются, Божия Матерь передает Богомладенца на руки Симеону, и тот принимает Его на руки, покрытые пеленами, как принимают только Великую Святыню. Праведная Анна изображается со свитком в руке. Младенец же обычно облачен в короткую рубашечку, не закрывающую ножки.

Более поздние иконы иногда дополняются новыми деталями. Ярким примером служит икона Палехской школы XIX в. Традиционная сцена Сретения дополнена другими сюжетами, один из которых носит назидательный характер. Внизу иконы изображено грядущее спасение, которое ждет тех, кто принял христианство, и адские муки для тех, кто не признает Христа. В левом нижнем углу – Симеон за писанием пророчества, а в правом – Ангел, указывающий на исполнение этого пророчества. Вверху слева Ангел возвещает о страданиях, которые предстоит пережить Богородице. Композицию завершает образ Господа Саваофа.

Сретение в народной жизни

В народе праздник Сретение Господне считается как время встречи зимы с весною, отсюда и в народе появилась поговорка: «На Сретенье кафтан с шубой встретились». «Солнце на лето, зима на мороз» – это тоже о дне Сретения. Бывает, что несколько суток стоят настоящие, по-январски трескучие «сретенские» морозы. С днем Сретения Господня связано множество погодных примет: какова погода на Сретенье, такова и весна будет; если оттепель – весна ранняя и теплая, если морозно – весна холодная.

Сретение Господне С картины Млады Финогеновой

Сретение Господне С картины Млады Финогеновой

Известен обычай изготовления т.н. сретенских свеч. На Сретение в деревнях топили воск. Из него делали одну большую свечу, которую ставили перед общей иконой. Приглашался священник, который служил молебен перед иконой. Затем жители выходили на улицу, зажигали свечу и совершали величание праздника. В бытовых поверьях считалось, что личная сретенская свеча предохраняет жатву и сев от всего плохого и нежелательного для будущего урожая. Общая свеча с каждым годом увеличивалась в размерах, и когда она достигала пудового веса (16 кг), ее сдавали в церковь.

После Сретения крестьяне приступали к починке сельскохозяйственного инвентаря. Поэтому следующий за Сретением день называется Починки.

Тропарь

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме: веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение.

Кондак

Утробу Девичу освятивый рождеством Твоим, и руце Симеоне благословивый, якоже подобаше, предварив, и ныне спасл еси нас, Христе Боже; но умири во бранех жительство, и укрепи православныя христианы, их же возлюбил еси, Eдине Человеколюбче.

В Сретенском монастыре в Москве

В Сретенском монастыре в Москве

«Пойдем ко Христу»

Проповедь архимандрита Серафима (Тяпочкина) в праздник Сретения Господня

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы» (Мф. 11:28).

Так звал к Себе во время Своей земной жизни Божественный Учитель, Господь наш Иисус Христос. Он звал к Себе труждающихся и обремененных, Он звал к Себе несчастных и обездоленных, Он звал к Себе всех тружеников и страдальцев земли. Его Божественный голос проникал в человеческие души, потрясал умы и влек к Нему сердца людей.

Они отзывались на этот голос, шли ко Христу, несли к Нему свое горе, несчастье, скорби, страдания и болезни. Любовь, которая сияла на пречистом лике Христа, горела в Его очах, любовь, которая исходила при всяком дыхании Его, эта Божественная любовь согревала всех приходящих к Нему, проникала в сердце, вносила покой в душу.

И, забывая обо всем, эти люди обретали мир и покой.

«Возьмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим» (Мф. 11:29).

Так зовет и нас с вами, дорогие братие и сестры, Христос, обещая дать покой душам нашим. Покой души – какое это счастье для человека. Что может быть в жизни нашей дороже этого покоя?! Можно иметь полное жизненное довольство, можно иметь в пользовании все удобства жизни, все блага мира сего, можно считать себя счастливым в семейной и общественной жизни, но если на душе не будет покоя, то, увы, счастье наше будет далеко не совершенным.

Можно ли назвать истинным счастьем то, что временно и скоропреходяще? Сегодня мы в славе и почете, а завтра можем быть в презрении и поношении. Сегодня кричим «осанна», а завтра – «распни», сегодня мы в силе и здравии, завтра – в немощах и болезнях, сегодня мы живем, а завтра пелена смерти может затянуть наши глаза, и гроб станет нашим последним достоянием здесь, на земле.

Архимандрит Серафим (Тяпочкин)

Архимандрит Серафим (Тяпочкин)

Так призрачно, так суетно то, что в мирском понимании принято называть счастьем. Не к такому счастью зовет нас Христос. «Савле, Савле, что Мя гониши?» (Деян. 9:4), – воззвал Христос некогда к гонителю Своему Савлу (впоследствии же великому Апостолу Павлу). «Господи! Что повелишь мне делать?» (Деян. 9:6), – был вопрос со стороны Савла.

И, придя ко Христу, этот жестокий гонитель Христа стал великим Апостолом Павлом. И его высокая душа во Христе обрела покой. Ища этого покоя для души, и мы, уже измученные, исстрадавшиеся и усталые на жизненном пути, пойдем ко Христу.

Он согреет нас Своей любовью. Он утешит нас. Он простит все вины наши пред Ним, Он забудет все оскорбления, какие так часто мы наносим Ему, Он вернет нам Свое благоволение, и в лоне безконечной любви мы обрящем покой душам нашим. Аминь.

Комментарии закрыты