После многих лет странствий по всему миру чудотворный мироточивый образ царя-мученика Николая II Светлую Пасху встречает на подворье Троице-Сергиевой Лавры в храме Святых Апостолов Петра и Павла (Сергиев Посад). О создании образа рассказывает иконописец Александр Иванович Родиков.

Работу над созданием иконы царя-страстотерпца Николая II иконописец закончил в три часа ночи 17 июля 2003 г. – в ночь убиения царственных мучеников. И уже через несколько часов новый образ, благоухающий свежей, еще не просохшей краской, освятил лаврский старец – архимандрит Герман (Чесноков), настоятель храма Святых Апостолов Петра и Павла, который уже много лет несет послушание отчитки бесноватых.

Отец Герман в свое время и благословил создание иконы, оплатив все материалы и предоставив мастерскую при храме для работы иконописцев. Доску внушительных размеров – 210 х 175 см – привезли казаки.

Над созданием образа Александр Иванович Родиков и его помощница Наталья Яковлевна Семенова, выполнявшая золочение и надписи на иконе, трудились 11 месяцев. Самое главное, по словам художника, удалось уловить величественный царский дух. Лик и фигуру царя на иконе обрамляют легкий золотистый нимб и крылья, вся композиция напоминает легкокрылый небесный храм, в основании которого находится святой царь-мученик. Николая II окружают клейма – Пресвятая Троица – наверху, по всему периметру расположены небольшие иконки Матери Божией «Державная», святого Иова Многострадального, Георгия Победоносца, равноапостольной княгини Ольги, святого благоверного князя Александра Невского, Преподобного Сергия Радонежского, равноапостольного князя Владимира, преподобного Германа Аляскинского и других святых – всего 27 клейм.

«Император предстал на иконе в образе Царя-Ангела и одновременно – как основание храма – Дома Российского, – толкует композицию художник. – Все промыслительно, художественное решение дает молитва. Человек этого выдумать не может. Низкий поклон Лаврским старцам – отцу Герману и отцу Науму, которые молились все время, пока шла работа. Мы икону вымаливали и, можно сказать, вылеживали – потому что падали от немощи – враг бил очень сильно.

Икона царя Николая II

Икона царя Николая II

Помню, когда работа уже почти закончилась, я вошел в мастерскую после литургии, Причастия, радостный, и боковым зрением увидел – на меня смотрит живой царь. И я почувствовал, что нахожусь у него во дворце, в кабинете – на приеме. Я считаю, что образ этот – живой. Там, где находится икона, – находится царь.

Во время освящения иконы на левом глазе святого царя появилась прозрачная слеза. 27 июля 2003 г. мы отправились в крестный ход из Троице-Сергиевой Лавры в Дивеево. Икону принесли в алтарь Преображенского храма, а утром обратили внимание, что слеза стала кровавой. Начался крестный ход в Дивеево, и около деревни Цыгановка верующим явился преподобный Серафим Саровский. Он шел вживую, с кадилом, в балахончике, многие его видели. После этого икона постоянно благоухала, мироточила. К ней прибегали люди со своими немощами – у кого-то спина болит, у кого-то голова – пронесут икону, и все проходит. Молодая женщина из Уфы исцелилась от рака. Благодать, конечно, у иконы великая».

«Я очень устал»

За эти годы образ царя-мученика побывал с крестными ходами в Киеве, в Екатеринбурге, на Дальнем Востоке, на Соловках, в Санкт-Петербурге, в июле–августе 2014 г. принял участие в шествии, посвященном 100-летию начала Первой мировой войны. Крестный ход начался в Москве, потом переместился в Сербию и закончился в монастыре Хиландар на Афоне.

Крестный ход – испытание не только для паломников, но и для икон. Образ царя путешествовал без киота, перевозился в багажнике, много раз попадал под дождь, икона переживала тряску, удары, падения, левкас стал отставать.

Рассказывает Александр Иванович Родиков: «Последний удар, в Сербии, пришелся в бровь образа. Я на месте икону отреставрировал – она потом три часа активно мироточила. В конце октября 2014 г. моей помощнице Наталье Яковлевне было сонное видение. Явился царь Николай – на фоне Храма-на-Крови в выгоревшей военной форме – уставший и очень изможденный. «Я очень устал. У меня болит правая нога. У меня очень болит левый глаз», – сказал император. Когда мы начали исследовать икону – и в нижней части, и в верхней нашли расколы. Больше года мы занимались реставрацией лицевой стороны иконы. Полностью снималось золото, только лик был не тронут, его повторить невозможно. Но еще предстоит реставрация обратной стороны, с трещинами, выбоинами, царапинами.

Мое личное мнение – эта икона уже не может быть в крестных ходах – это просто разрушит, добьет ее до конца, она должна быть в храме – на постоянном поклонении. Она здесь создавалась, вымаливалась. Я думаю, ее место именно здесь.

Создатели иконы Александр Родиков и Наталья Семенова

Создатели иконы Александр Родиков и Наталья Семенова

– Как вы думаете, почему возникла тема царя-мученика в вашей жизни?

– Я очень люблю Россию. Царь – помазанник Божий, предстоит перед Богом и ведет своих подданных в Царствие Небесное. Может быть, от любви к народу, к родине возникла и любовь к царю. Для меня царь как любимый отец. Я благоговею перед ним, перед его служением в особенности. Потому что это служение народу Божию из удела Матери Божией. Сердце царя – в руках Божиих – недаром псалмопевец Давид говорит:

«Не прикасайся к помазанным Моим» (104:15).

Старец Николай Гурьянов с острова Талабск (Залит) спрашивал:

«Кто мы такие, чтобы судить царей? Царя судит только Господь».

Кто еще готов со всей своей семьей – добровольно – ради нас – пойти на смерть? Он все прекрасно понимал, ему было открыто будущее через старцев, через блаженную Пашу Саровскую, и он был спокоен, работал, нес добросовестно, без смущения, свой крест.

Господь как-то дал мне почувствовать груз, довлеющий своей безысходностью на царя. Ты готов отдать все, а исправить ничего невозможно. Общество не готово это принять. Он понимал, что только жертвой можно что-то исправить. И эта жертва за весь мир – православный царь. Сегодня только ради православия, ради связи человека с Богом, существует земля. А православие – это единственная настоящая связь с Богом.

Сейчас много говорится о том, что в ближайшие годы может быть война. Но у царя есть власть вымолить Россию, чтобы не было войны.

– Есть пророчество, что в последние времена в России будет православный царь…

– Отец Николай говорил: «Царь грядет». Только с царем, помазанником Божиим, и может быть по-настоящему Русская Пасха. Но нам надо быть готовыми к этому, мы должны проникнуться духом православия, вернуться к своему Отцу, и Он даст радость вечную, для чего мы, собственно, и рождены. Господь может в одно мгновение изменить сознание человека, изменить отношения.

100 лет наказания русского народа, епитимии Божией, заканчиваются. Мы помучились, прошли тем же путем, что израильский народ. Господь возложил на нас эту миссию и эту епитимью. И Господь на нашей стороне. Кто против нас? У нас радость впереди. Но к этой радости мы должны быть готовы.

Ольга Каменева

Справка: Александр Иванович Родиков родился в День Успения Матери Божией, 28 августа 1955 г., в с. Сосновка Челябинской области. Окончил педагогическое отделение Ярославского художественного училища. Занимался живописью, пейзажем, преподавал в изостудии, участвовал в выставках, стал членом Союза художников России на Алтае (впоследствии вышел из союза по религиозным соображениям). Трудился в Братстве Иоанна Кронштадтского в Новосибирске, реставрировал, писал иконы. Путешествуя по святым местам, в Сергиевом Посаде опоздал на поезд, встретил знакомого монаха, который привел его к отцу Герману. Тот предложил работу и жилье – возможность переехать в Сергиев Посад всей семьей. Однако супруга художника, занимавшая высокую должность, переезжать в Лавру отказалась. Неожиданно женщина начала болеть раком и через два года отошла ко Господу. После чего старец Лавры отец Наум сказал Александру Ивановичу: «Твое место здесь, в Троице-Сергиеевой Лавре».

Комментарии закрыты