Выступление архимандрита Георгия (Шестуна) на секции XXIII Всемирного Русского Народного Собора «Защита материнства и детства – фундамент народосбережения России», 17 октября 2019 г.

Как известно, наше современное образование считается светским. Очень хорошее название «светское» – от слова «свет». То есть светское образование должно нести некий свет. Но современное образование я все же назвал бы не светским, а секулярным, поскольку оно, по сути, пытается увести наших детей от Христа. Сейчас учат чему угодно, но как только речь заходит о смысле жизни, о традициях, о вечности, о христианстве и о Христе, то эти темы фактически подлежат табу. Немного разрешают говорить о культуре, но духовность в современном образовании, как и вообще в современном мире, – тема практически запретная.

Отчего так происходит? Почему Христа так редко допускают в наше общество, в наши семьи, к нашим детям? Ответ на этот вопрос кроется в самой истории.

Почему-то мы решили, что современный человек более образован, «продвинут», интеллектуально развит по сравнению с людьми, жившими в античном мире, в Средневековье, даже в недалеком XIX веке. Нам вбивают в голову, что Россия была темной, народ – безграмотным, и теперь мы как бы с «высоты» нашей истории рассматриваем вообще мировую историю. Но мы забываем, что отсчет времени идет от одной даты, от одного события, которое эту историю перевернуло, преобразило. Мы забываем, что живем в 2019 г. от Рождества Христова. Начался новый отсчет времени: в мир пришел Христос – и время потекло по-другому. Потому что была Голгофа, где Бог был распят, и был Гроб Господень, из которого человечеству воссияла вечная жизнь.

Главный дар Христа – вернуть человеку вечность

Рождество Христово – важнейшая дата, потому что время человеческого бытия опять вернулось в вечность. А Гроб Господень – это врата, через которые человеку открылась эта вечность. И время имеет смысл, если является частью вечности, если человек, живя в этом времени, идет навстречу вечности, пытаясь вечные истины нести в себе.

Глубокое заблуждение – считать, что с течением времени человечество становится более развитым, а наша цивилизация – более совершенной и жизнь – более осмысленной и возвышенной. Потому что те люди, что жили раньше нас, были ближе ко Христу. И чем дальше время нас уводит от тех событий, тем мы дальше отходим от Христа. Может ли человек, который жил рядом со Христом, быть менее мудрым, менее жизнеспособным, меньше думающим о смысле жизни? Или таков современный человек, который воспринимает разговор о Христе как мракобесие, а знание истории считает излишним?

Все наши проблемы как раз заключаются в том, что в нашем времени уже меньше вечности. Здесь очень важен ответ на вопрос: когда земная жизнь завершится, что будет дальше? Если ничего не будет, то смысл жизни потерян и жизнь вообще прожита зря. Мы всегда смотрим вперед. Мы хотим и ждем: вот наши дети растут, пойдут в детский сад, потом в школу, где их чему-то научат, институт, приобретут профессию, создадут семьи. И это будущее освещает нам жизненную дорогу. Мы всегда к чему-то стремимся, чего-то желаем. И вот мы жили, учились, трудились, страдали, любили, несли скорби, жизненные испытания – и вдруг, как всегда внезапно, приходит конец. Чаще всего люди уходят из жизни внезапно. Даже могут 20–30 лет болеть, а умирают все равно внезапно, не подготовившись. Все время они испытывают жажду жизни, тянут-тянут из последних сил, лечатся, занимаются своим здоровьем. Почему? Потому что все равно боятся: а что будет там? Все равно придется отвечать на вопрос: зачем все это? А если они не веруют в вечную жизнь, то ответа нет.

Анна Боганис. Введение во храм

Анна Боганис. Введение во храм

Мы привыкли и живем для того, чтобы иметь впереди какую-то надежду, перспективу. И вдруг земная жизнь заканчивается, будущего нет. Тогда зачем вся эта жизнь? Один американский философ японского происхождения Фрэнсис Фукуяма как-то заметил, что люди стремятся продлить свою жизнь любым способом и при любых последствиях. Только бы не умереть! Представьте, например: наука достигнет того, что люди смогут жить до 200 лет. 100 из них человек будет жить активно, соображать, а остальные 100 лет будет сидеть в инвалидном кресле и смотреть на мир ничего не понимающими глазами. Вот нужна вам такая жизнь 200 лет?

Жажда продления жизни любой ценой как раз говорит о том, что мы не ведаем самого главного – того, зачем пришел Христос. Господь пришел в этот мир, чтобы преодолеть смерть: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!»

И если мы с течением времени забываем Христа, то одновременно с этим мы забываем и о жизни вечной, о том, что мы должны готовиться к ней и во время своей земной жизни научиться жить в вечности. Вечность есть продолжение времени, а время – это часть вечности. И наша земное бытие – это не только школа жизни земной, но и школа подготовки к «жизни будущего века».

Сочетание вечности и времени в нашей жизни и есть главный православный момент современного образования. То есть с рождения необходимо готовить человека к тому, чтобы он жил и здесь достойно и, не побоюсь этого слова, успешно, был достойным продолжателем своего рода.

Но первое, самое необходимое, о чем не говорят детям ни в семьях, ни в школе, – то, что жизнь человека с окончанием земного бытия не завершается. А ведь самый главный дар Христа, главная цель Его прихода в наш мир – вернуть человеку вечность, которую тот потерял после грехопадения в раю.

Виктор Арсени-Смеляков Сиротинушка из Донецка. Молитва Новороссии

Виктор Арсени-Смеляков Сиротинушка из Донецка. Молитва Новороссии

Человек – творение Божие или потомок зверя?

Если говорить о теории происхождения человека, господствующей в современном образовании, то нужно понимать, что на самом деле наука здесь не доказала ничего. По сути сам Дарвин никогда не был «дарвинистом». Достаточно хороший ученый в своей области, он просто предложил некую версию как одну из гипотез. Мол, со временем будут обнаружены переходные межвидовые формы, и это будет доказательством. Но ничего этого, разумеется, найти не удалось. И теперь этот вопрос поднимать в образовании как-то стесняются. Сейчас уже говорят, что человек произошел даже не от обезьяны, а от некоего пра-прачеловека, который на обезьяну был похож, имел с ней общего предка. Но это мало меняет: зверь – он и есть зверь. И если будем считать, что мы берем свое начало от животного, то как тогда это «звериное наследство» убрать из души? Этот зверь, как многие считают, существует в человеке как наследство от обезьяны и проявляется в виде злобы, немилосердия, гневливости, раздражительности, нелюбви человека к человеку.

Но православный взгляд на происхождение человека говорит о том, что мы – творение Божие. Если мы так считаем, то мы так и живем, сознавая, что душа моя – образ и подобие Божие, дух Божий, сердце мое – ангельское пение, и охраняет меня Ангел Хранитель, который дается при крещении. Очень важно об этом рассказывать детям и жить так самим, а не уподобляться какому-то «звериному предку». А иначе многие из людей, чтобы достичь своей цели, могут пойти на любой грех, даже преступление, из-за денег могут и убить.

Человеку необходимо помнить, что кроме плоти и земной жизни есть душа, и она иногда болит, это чувствуется. Но, как говорят святые отцы, память о душе, саму душу, совесть можно сжечь. Есть же такое понятие: человек с сожженной совестью, с убитой душой. Поэтому святые объясняют, что под заповедью «не убий» подразумевается не только преступление против другого человека, но и против собственной души: не убей в себе человека!

Отсюда второй момент, о котором мы должны помнить, когда говорим о воспитании, о семье: мы Божии создания.

Когда ребенок рождается в этот мир, главное, что мы должны понимать, что его дал Бог. Бог дал – Богу верни, это главное. Не расти его для себя, чтобы он, как говорится, в старости стакан воды тебе подал. А то будет, как в истории, где умирающий говорит: «Вот, растил сына, воспитывал, чтобы он мне в старости стакан воды подал, а пить-то и не хочется…»

Счастье быть рожденным

Третье, о чем нужно говорить, что мы с вами – очень счастливые люди. Ведь столько преград было на пути, чтобы мы появились на свет Божий, особенно для тех, кто родился в XX веке.

Михаил Шаньков. Остановка. 1994 г.

Михаил Шаньков. Остановка. 1994 г.

В ХХ веке из нас пытались вытравить память о нашем роде. У нас есть родители, мы знаем своих бабушек и дедушек, а у них были свои папы и мамы, бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки, и так – многие-многие поколения наших предков. Если заглянуть в глубь истории, то корни нашего рода растут в тысячелетия. А мы про это не помним. Многим кажется: я сам по себе, никому ничего не должен, сам себе хозяин. На самом деле я несу в себе кровь и память этих тысячелетий. А ведь сколько родов пресекается! Вот родился единственный ребенок и погиб или умер от болезни – фамилия пресекается, род исчезает. Есть семьи, в которых нет детей. И впечатление такое, что современный мир делает все, чтобы как можно меньше людей появлялось на свет. А мы с вами все же родились и живем.

ХХ век – то время, когда разгулялись и претворялись в жизнь идеи о так называемой «свободной любви», сожительство вне брака, которое сейчас пытаются называть якобы «гражданским браком». Нет, этот термин здесь нельзя использовать, ведь гражданский брак – это брак, заключенный в загсе. Давайте признаем хоть это, как законное основание для семейной жизни. Поэтому сейчас Церковь предписывает не венчать тех, кто не зарегистрировался в загсе. Государственная регистрация сегодня – все же некая предпосылка для крепости союза. Если Бога не боятся, пусть хоть государство, закон охраняет от бесчестных поступков. Но сейчас и этого нет. А в так называемом нынешнем «гражданском браке» какая женщина станет рожать, если знает, что в любой момент ее могут бросить? Нынешние союзы обычно и распадаются как раз тогда, когда мужчина узнает о том, что женщина ждет ребенка. Он еще «не готов», ему еще хочется погулять. Так у многих современных пар складываются ни к чему не обязывающие отношения.

Но даже семейные пары дают появиться на свет лишь мизерной части своих детей. И большинство молодых и здоровых людей всячески ограждают себя от появления потомства с помощью контрацепции, над разработкой и производством которой трудится вся современная передовая наука и медицина. А сколько людей в силу разных обстоятельств, а нередко и как последствие разгульной жизни, утрачивает способность к деторождению!

ХХ век – это также век абортов. То есть даже если каким-то чудом все же зачинается новая жизнь, над ней сразу же нависает смертельная угроза.

Новый XXI век принес еще и такое страшное явление, как «чайлдфри» – сознательный отказ от рождения детей. И здесь нужно понимать, что если человек отказывается от возможности продолжения рода, то его многовековой род исчезнет только по его вине.

Юрий и Ирина Юрасовы. Иллюстрация к произведениям Ивана Шмелева

Юрий и Ирина Юрасовы. Иллюстрация к произведениям Ивана Шмелева

Наше счастье, что мы все эти препоны прошли и родились. И мы – вершина каждого из наших тысячелетних родов! Сейчас редко кто задумывается о том, как нам повезло, что мы родились. Господь посылает людей в этот мир, чтобы они делали этот мир лучше. А на пути стоят такие преграды, чтобы человек не появился! И мы все-таки по Божией милости, по молитвам, по благочестию наших предков прорвались через расставленные сети.

Память рода

Хоть некоторые и говорят: «Бога нет, Христа нет, ваша Церковь устарела», – а все равно, как только гром грянет, все вдруг вспоминают куда бежать. И откуда что берется! Ты же говорил, что не веришь, никогда не придешь в храм, что это не для тебя. Но все знают, где спасение от невзгод. Таков удивительный феномен современного человека.

Дело в том, что в нас – кровь тысячелетий. Ученые до сих пор не могут разобраться, что больше влияет на человека: гены, воспитание или среда. Кроме генетики есть еще память рода, наших корней. Память эта и в наших плоти и крови.

Писатель Виктор Николаев высказывает интересный взгляд на этот вопрос: даже в крови некрещеного человека течет кровь крещеных людей – отца, матери, деда, бабушки, множества крещеных за тысячелетие предков. Все были православными в нашем отечестве. Мы наследники этой крови. А митрополит Самарский и Новокуйбышевский Сергий добавляет, что еще и Кровь Христова течет в наших жилах, потому что многие наши предки, живя по-православному, причащались Святых Христовых Таин.

Даже если такой человек причисляет себя к атеистам, эта кровь все равно напоминает о главном – о вечной жизни, о Христе, о храме и о том, что в мире ничего случайного не бывает.

Ведь недаром строящее безбожное государство большевистское руководство поставило перед собой цель полного уничтожения Церкви и вообще всех носителей русской традиции. И начало бесконечным кровавым преступлениям большевиков было положено убийством Царской семьи – ни в чем не повинных женщин и детей. Деятели «красного террора» не останавливались перед убийством женщин, детей и даже младенцев1из семей «чуждых элементов» и «классовых врагов» – духовенства, дворянства, военных, крестьян (само название которых происходит от слова «христианин»), казачества2и всех людей православного мировоззрения. Потому что чутье им подсказывало, что и в этих детях – христианская кровь, которую ничем невозможно ни истребить, ни перевоспитать, ни запугать, – из них обязательно вырастут новые носители православного духа Святой Руси. 

Рождение человека в мир – дар Божий

Не случайно, что мы родились в это время и на этой земле, что мы родились от своих родителей, несем в себе кровь именно этого рода. Господь даровал нам родину, нашу землю, народ, язык, культуру, историю. Эти дары Божии даны каждому от рождения. Человек не рождается каким-то бесприданником. Каждому из нас Господь подарил целую Россию.

Архимандрит Георгий (Шестун)

Архимандрит Георгий (Шестун)

Митрополит Иоанн (Снычёв) говорил, что всем людям придется отвечать только за самого себя, за свою душу, а нам придется отвечать за то, какими мы были русскими, как мы относились к своему отечеству. 

Мы призваны хранить то, что получили в наследство. К сожалению, есть такие, кто готов от него отказаться, сказать: «Я не хочу всего этого». Но сделать это не очень просто. Потому что практически каждый человек, который так небрежно относился к своему наследству, уезжая за границу, испытывает ностальгию. Почему возникает эта тоска по родине? Кто бывал в Европе, знает, как там удобно жить, какие там ухоженные, чистые города, там и березки есть, как у нас, и дубы; те же лужайки, коровы пасутся. Ну все там есть – живи да радуйся. Нет, тоскуют.

И когда человек возвращается на родину, он плачет и готов целовать землю. Потому что тосковал по своей земле, которая полита кровью предков. Тысячу лет мы отстаивали свои пределы, сберегали их. Наверное, каждый сантиметр нашей земли полит кровью, земля наполнена костями ее защитников. И каждая пядь нашей земли отмолена, полита слезами и молитвами матерей и жен, священников и монахов, простых верующих людей, которые своими подвигами, молитвами стяжали благодать на нашу землю.

И начинаешь понимать, что люди, уезжая, тоскуют по благодати, которая просто разлита по нашей земле, растворена в воздухе.

Благодать дает нам особую энергию. Надо признать, что мы, русские, вроде спокойные и тихие, но все же и буйные. Однажды мне пришлось несколько месяцев находиться в Германии, в Берлине. Местные жители там все тихо так ходят, не торопясь все делают, как сомнамбулы. И вдруг приезжаешь сюда, выходишь из поезда и сразу на вокзале видишь бегущих, кричащих людей, с детьми, с сумками и думаешь: «Вот она, жизнь! Вот она, энергия! Это моя родина, это мои люди, это мои братья!» Ностальгия возникает по этой вот жизни, по энергии. Потому что благодать – это не просто некое обволакивающее состояние, когда человек стоит, благостно подняв глаза к небу. Благодать – это дух Божий, это энергия, это основа жизни человека. Как говорится в Апокалипсисе: «О, если бы ты был холоден или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3:15–16). По-русски мы говорим: ни рыба ни мясо – как человека ни поверни, он ничего делать не будет, если нет у него духа Божия.

А русский народ уподобляется апостолу Павлу – прямодушному и нелицемерному человеку, который верует в то, что делает, поэтому делает это со всей силой. Иногда неправильно поступает, иногда вообще безобразно, но по искреннему заблуждению. Как апостол Павел сначала гнал и преследовал христиан, а потом встретил Христа и стал столпом христианской Церкви и просветителем язычников, принявшим мученическую смерть за веру. И всю жизнь сокрушался, что был «изверг из извергов»(1 Кор. 15:8).

Так и наши разбойники, когда Дух Божий посещал их, уходили в затвор, каялись, плакали, строили монастыри. Знаменитый монастырь Оптина пустынь – основа молитвенного подвижничества и духоносного старчества, тысячи людей туда ездят. Но кто такой его основатель Опта? Опта был разбойник, который вдруг преобразился, изменился под воздействием встречи со Христом, став иноком Макарием.

Очень важно, что русские люди в большинстве своем энергичные, деятельные. Но кто-то служит Богу своими силами, талантами, дарованиями, своей жизнью, а кто-то еще нет. Многие сейчас удивляются: вот, мол, он вчера еще был такой-сякой, а сегодня стоит со свечкой в храме. Так и слава Богу, что в храме!

Загадочный русский характер

Нашу историческую память мы должны нести и передавать своим детям, чтобы им не стать Иванами, не помнящими родства. Мы не случайно пришли в этот мир, и кровь тысячелетий дает знать о себе. Через Православие связь времен ощущается особо. Например, Великая Отечественная война. Довольно быстро немецкие войска добрались до пределов Москвы. Их пытались остановить, в итоге армия молодых комсомольцев, которые родились в 1920-х гг., вся эта действующая армия – 3 млн человек – была или взята в плен, или погибла.

Что делать? Есть еще резерв – сибирский. Возникает вопрос: как их доставить под Москву? Слава Богу, святой Царь Николай II Транссиб построил. Но, главное, Сталин боялся того, что там жили раскулаченные, весьма жестоко пострадавшие от репрессий люди, которые могли повернуть свое оружие вместе с немцами против «вождя советских народов». Но он заблуждался, недооценив характера русского человека, его стремление прежде всего думать о главном – о своей Родине, о земле, которую дал Господь. В этом суть патриотизма: Господь дал тебе эту землю, как же не любить дар Божий? И пришли эти репрессированные люди, сосланные кулаки, которые выжили в нечеловеческих условиях, без всяких средств к существованию, растили своих детей в землянках, которые выживали исключительно с Божией помощью и являлись основой нашего народа по своей стойкости и беспримерному трудолюбию. Вот они и отбросили немцев от Москвы, они же и вошли потом в Берлин.

Посмотрите фотографии фронтовиков, возвращающихся домой с Победой, – там нет молодых лиц, все 40–50 лет. Это были победители еще той России – Православной Руси, которые знали о вечной жизни, которые понимали, что такое родина, которые с молоком матери впитали «Отче наш». И это – то главное, о чем мы сейчас забываем.

В чем смысл нашей жизни

Сегодня в сознание молодежи заброшен слоган: «Надо жить там, где хорошо; где хорошо – там и родина».

Их учат сейчас чему угодно: быть компетентными, успешными, богатыми, здоровыми. Но многие долго богатыми быть не могут, здоровыми и успешными тоже. Потому что всегда найдется человек, который хочет быть более успешным, лишив этой успешности тебя. Проблема кроется в том, что светское образование не дает человеку правильного представления о мире и о самом себе: кто я есть, откуда пришел в мир и куда иду.

Очень важная и опасная примета времени: из нашей культуры, литературы, кинематографа изгоняется вопрос о смысле жизни. Зачем ты пришел, человече? К чему ты стремишься и что ты в этом Божественном мире делаешь?          

А в Божественном мире человек не просто трудится, работает – он служит. Когда Господь сотворил мир, Он позвал Адама, чтобы тот называл животных, то есть помогал Богу творить мир. Ведь назвать – значит дать смысл. Есть даже пословица: «Как корабль назовешь, так он и поплывет». Как человека назовешь, так он и жить будет. Святые отцы говорят: «По имени твоему житие твое да будет». А мы даже не задумываемся о том, что означает мое имя, кто был святой, в честь которого меня назвали.

Но многие замечают, например, что все Ольги чем-то, хоть немного, но похожи друг на друга – поведением, характером – что-то есть общее. Это потому, что все похожи на свою святую – великую княгиню Ольгу. Все Людмилы, Иваны, Георгии, Евгении – все похожи на своих тезок. Что-то есть такое типичное для людей с одним именем. Откуда это берется? Это оттого, что все они названы в честь одного святого. Этот святой за нами присматривает, молится. И у нас есть много черт не только от наших родителей, но и от того святого, в честь кого нас назвали. Неслучайно, когда человека стремятся лишить смысла жизни, его называют не именем святого. Например, кого-то называли Стали́на или Марлен (Маркс + Ленин). Ситуацию можно исправить крещением, потому что, когда человек принимает Святое Крещение, ему дается имя в честь святого. Таким образом Церковь Христова исправляет жизнь человека.

Господь призвал человека помогать Ему в творении мира, называть, определять смысл жизни животных, и Он отдал этот мир человеку во владение. И когда Бог хочет что-то изменить в мире, Он посылает туда человека. Мы не просто рождаемся, мы приходим в этот мир по воле Божией, и Господь уже вложил в нас и таланты, и способности, чтобы мы имели возможность исполнить какую-то свою миссию. И мы часто думаем об этом, о смысле жизни, зачем мы пришли в этот мир.

Нередко понимание своей жизненной миссии, ее смысла недоступно человеку, и это его мучает. Пока ты молодой, энергия в тебе бурлит и кажется – все впереди. А старше становишься, уже задумываешься над простыми вопросами: зачем я живу, для чего был рожден?

На этот вопрос трудно ответить, если ты не встретишь Бога. И многие находят смысл жизни лишь тогда, когда обретают Христа. Легче всего Христа встретить в Церкви, в церковных Таинствах: Таинствах Крещения, Покаяния, Причастия. Меняется атмосфера, в которой ты живешь, твое окружение, и ты вдруг прозреваешь, обнаружив, что кроме хорошо знакомого и привычного есть еще иной мир, иные люди, иные смыслы.

Так, сынишка одной моей знакомой, когда учился в школе, ходил с классом на какие-то праздники в ночные клубы. Сейчас нередко даже выпускные вечера школьников проводят в ночных клубах. И мальчик спрашивает у матери: «Мне идти туда или нет?» Мама говорит: «Не ходи». – «Но у нас все идут. Потому что все так живут». А она отвечает: «Если ты не пойдешь, то твои одноклассники уже не смогут сказать, что туда, в эти сумасшедшие ночные клубы ходят все. И будут задумываться, почему кто-то не захотел быть как все. Значит, есть причина, есть иной выбор, иной смысл, другая жизнь».

И вот человек получает возможность стоять в храме, на молитве, просить о чем-то возвышенном. Но что же мы просим чаще всего? Нередко в наших молитвах звучит только: дай, дай, дай! Дай работу, дай зарплату, здоровье, благополучие детям – и так без конца. Как в сказке «О рыбаке и рыбке»: «Хочу быть владычицей морскою… Чтоб служила мне рыбка золотая. И была б у меня на посылках!» – и мы в результате оказываемся у разбитого корыта. Потому что Господь, приведя нас в мир, Сам прекрасно знает, в чем мы имеем нужду.

Такие наши молитвы обращены из «управляющего центра» – из сердца – как указание Богу: «Ты что, не видишь, как я живу, как мои дети? Дай мне того и этого!» И мы не замечаем, что такие наши молитвы – это великая дерзость по отношению к Богу.

И мы уверены, что у нас всего много – ума, доброты, – а не хватает только денег… А нужно подумать о том, чего на самом деле у нас нет. «Господи, успокой меня, вразуми, научи меня любить, терпеть, прощать, дай мне мудрости воспитывать моих детей!»

Наука семейной жизни

Получается, что мы сами про себя мало что знаем, а тут нам Господь еще и ребеночка дает. А с ним-то что делать?

Сейчас очень часто дети рождаются как бы внезапно. Молодые люди не задумаются о том, что, когда они начинают жить вместе, у них может появиться дитя. Даже этого они словно не осознают. И когда ребенок вдруг зачинается, они удивлены: «Как такое получилось?! Что с этим делать?! Беда!» А тут еще их родители готовы «выручить»: «Да ладно, идем в больницу, там все проблемы твои решат. Тебе еще пожить надо для себя».

А ведь всегда в роду особо ценился первенец! Во всей истории человечества первенцам всегда отводилась особая роль. Например, в царских семьях кто царем становился? Первенец. Детей обычно было много, но даже если первенец был не самым способным, не особо развитым и талантливым, царем он становился по праву рождения.

Первенец – это тот плод твоей жизни, который дается тебе на испытание: что ты с ним будешь делать? В любой семье первенец – это главное мерило ее зрелости. Но нередко он вырастает не очень благополучным, потому что, когда у нас рождается второй, третий ребенок, мы уже знаем, что с ними делать, а с первым еще ничего не знаем. Знаем только, что его надо кормить, купать, пеленать. До трех лет с ним трудно общаться, он почти не понимает речь, только смотрит, иногда пищит. Но самое-то важное, что в течение первых трех лет закладывается характер ребенка, основа его будущей жизни. И происходит это через то, что он слышит, видит, чувствует.

Но что он видит в современной семье? Что висит на стенах комнаты, какая музыка звучит, с какой интонацией и какие слова вы говорите при ребенке? Все это он усваивает, запоминает, на этом он развивается. На этом развивается его умение говорить, воспринимать окружающий мир, формируется внутренний мир самого человечка. Если в это время он много любви получил от мамы и папы, то растет ласковым. И эта ласковость, желание быть вместе с родными остается с ребенком на долгие годы, пока он взрослеет. Об этом надо думать заранее: какую создать атмосферу, когда рождается ребенок.

Во-первых, он должен быть жданным. Вместо того чтобы удивляться и паниковать, нужно радоваться, что Господь через тебя в этот мир посылает новую жизнь. Ведь женятся не для того, чтобы вместе в гости ходить или ездить отдыхать в Турцию, а для того, чтобы рождались дети. Через тебя в этот мир рождается новая жизнь – какое счастье! Мы словно некие небесные врата, через которые приходит в мир человек!

Мы должны быть готовыми, должны знать, как жить семейной жизнью, как обращаться с ребенком. Потому что женятся не два святых человека, а люди, которые иногда и падают в свои грехи, не всегда умеют себя сдерживать, не всегда знают, как относиться друг к другу. Таким образом, следующий важный момент воспитания заключается в том, что надо учить детей жить семейной жизнью. Вообще детей всему надо учить. Мы думаем почему-то, что они сами до всего дойдут, сами всему научатся. Да мы просто часто сами не знаем, как что делать правильно.

Когда вышла в свет моя книга «Православная семья», то я получил несколько писем от разных людей, которые написали одно: «Если бы я такую книжку прочитал 20 лет назад, то никогда бы не развелся!» Даже взрослым людям сегодня не хватает знаний о том, как жить семейной жизнью. Поэтому наших детей нужно учить всему, что есть в жизни нашей семьи.

Очень удивляет, что когда мы сейчас пытаемся вводить в школах курс «Нравственные основы семейной жизни», который рассказывает детям об обязанностях мужа и жены, о том, что нужно знать об отношениях, о семейной иерархии, то возникают какие-то препоны. Не всем это нравится: «Дети и так перегружены предметами. Зачем еще этому учить?» Да чтобы разводов было меньше!

Например, мало кто задумывается о том, что чаще всего разводы бывают в первый-второй год совместной жизни, когда рождается ребенок. А почему? Потому что когда молодая женщина берет на руки своего ребеночка, то весь ее мир – у нее на этих руках. И муж ей уже не нужен, он забыт, заброшен. Но ведь и ему нужна ласка, забота, внимание жены. Раньше, когда он приходил домой, молодая жена радовалась, обнимала-целовала, накрывала стол, кормила-поила. А теперь ребенка целует, кормит, развлекает, а ты теперь «иди на кухню, найди поешь там что-нибудь и не забудь тарелку за собой помыть!».

Уж я не говорю про «гражданские браки». Там, как только мужчина узнает, что женщина беременна, сразу бежит подальше: «Все! Это твои проблемы, сама воспитывай!» Почему? Вроде радость такая – ребенок, живите дальше и будьте счастливы! Нет. До 80% разводов.

Когда я озвучил эту цифру в нашей Самарской губернской думе, одна профессор мединститута сказала: «Что вы, батюшка! Какие 80, уже 120%!» Я говорю: «Не понимаю, как может быть 120%?» А потому, что сейчас разводится не только молодежь в первые годы семейной жизни, но и те, кто прожили вместе 20–25 лет. Вот и получается: если к 80% молодых пар прибавить еще 40% тех, будет 120%. Удивительное количество.

Конечно, ребенок – это дар Божий. Но и муж, и жена – тоже дар Божий. Ведь в семье главный – муж, а не ребенок. Все же надо понимать, кто первый, второй, а кто – пятый, седьмой. И наши предки знали твердо: нельзя любить ребенка больше жены или больше мужа.

Поэтому основам семейной жизни надо научить еще в школе, до того как молодые люди начнут жениться и выходить замуж.

Особенности предназначения мужчины и женщины

Когда мы рождаемся в этот мир, нас никто не спрашивает: «Ты кем будешь – девочкой или мальчиком?» И когда говорят, что мужчины и женщины вполне равны и одинаковы, я возражаю: «Нет, мужчина не может родить, например. Какая уж тут одинаковость? Они совершенно разные – разное предназначение, призвание, разная жизнь, разные заботы».

Но Господь так устроил семейную жизнь – поставил главным мужчину и дал ему завет не подчиняться жене. Помните, что написано в 3-й главе Бытия, где Господь говорит Адаму, за что он изгнан из рая: «За то, что ты послушал голоса жены твоей… проклята земля за тебя» (Быт. 3:17). Вот, оказывается, почему мужья вас не слушаются: потому что все же внутри они – верующие люди, чувствуют этот завет. Все это Господь вложил в нас, и в нас это живет. «…Терния и волчцы произрастит она тебе… в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят»(Быт. 3:17–19).

«Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт. 3:16).

И дело тут совсем не в правоте, а в отношении. Чаще всего, когда жена что-то говорит мужу, она процентов на 80 права. Бывают и глупости, конечно, но чаще всего она искренна и во многом права. А теперь пусть каждая женщина себе представит, что пришел ее ребенок с прогулки и начал ей рассказывать, как она неправильно живет, что надо делать так, так и так. И, допустим, он будет искренен и прав. Но станете ли вы его слушать? Вы скажете: «Что это ты мать вздумал учить? Иди-ка лучше уроки делай! Ишь чего удумал!» Еще и разобидитесь и будете ходить сердиться. Потому что дело не в правоте, а в той иерархии, которую установил Господь.

В этой иерархии есть главная особенность: не жена учит мужа и не дети учат родителей. Так не положено, так неправильно. Так Господь мир не устраивал. В этой иерархии отсутствует равенство, пресловутая демократия.

Бывает, слышим в свой адрес: «Вы, православные священники, – женоненавистники. Все бы вам женщин смирять!» Да нет, это не так. Причем здесь мы? Дело тут еще в одной особенности: мужчине и женщине Господь дал каждому свое послушание. Например, что Господь сказал жене? «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу»(Еф. 5:22). Такое высокое послушание – «как Господу»! А мужчине Он сказал: «Любите своих жен, как Христос любит Церковь и предал Себя за нее… Люби свою жену, как свое тело: кто жену не любит – себя не любит»(ср.: Еф. 5:25, 28). По тому можно узнать, как мужчина к себе относится, как он относится к своей жене. «Жену не любит – себя не любит».

Это задание, которое Господь дал: мужчине отдельное и женщине отдельное. И как любить «яко своя телеса» сварливую, скандальную жену? Как чтить «яко Господа» вот этого, который лежит на диване перед телевизором и которому дела до меня нет? Задача! А здесь нужно помогать друг другу. Если жена будет ласковая, заботливая, кроткая, домашняя, так ее легко любить. И ты помогай мужу себя любить – стань такой, чтобы тебя было любить легко. Он знает, что тебя надо любить, так не противься своему предназначению. Не начинай с порога: «Где был, что делал?» – а радуйся, что муж пришел. Жена помогает себя любить, если начинает работать над собой, старается себя исправить, а не выговаривает мужу о его обязанностях. Он, может, и пытается любить тебя, но не получается. Нужно почаще немножко помолчать. Преподобный Арсений Великий говорил: «Мне бывало стыдно за свои слова, но я никогда не стыдился за свое молчание». Хорошо помолчать лишний раз, не сказать, не укорить, не раздражаться. И когда жена становится более мягкой, любящей, то мужчине легче ее любить.

А как мужчину «яко Господа» ценить? Если ты лживый, ленивый и злой, да никогда не будет тебя жена почитать! Мужчина должен быть благородным, ответственным, трудолюбивым, содержать семью, уделять внимание жене и детям. Любить – это еще и все замечать, видеть своих ближних. И если человек обладает благородством, его тоже легко чтить. Не должен же муж командовать: так, мол, ты меня чти – меня Господь первым поставил! Раз Он тебя поставил первым, так ты и будь таким, как говорится, капитаном этого корабля, который называется «Семья». Будь благородным, достойным, добрым, мудрым, трудолюбивым, показывай пример в этой жизни. 

Смысл не в том, чтобы в семье заставлять друг друга делать так, а в том, что нужно каждому исполнять то послушание, которое дал Господь. Тогда тебя обязательно будут любить и уважать, будут тобой гордиться. «Вот какой у меня муж – настоящий мужчина!» «Вот какая у меня жена – прекрасная, спокойная, любящая!» И детки будут расти на таком прекрасном примере.

Если же мы не желаем знать, что хочет от нас Господь, какое у нас предназначение, вряд ли мы станем счастливыми. 

Другая проблема у молодых людей – как жениться, как выйти замуж, как найти подходящую пару. Надо сказать, что женщинам почти невозможно угодить. Вот почему некоторые современные девушки никак не могут выйти замуж: они мечтают выйти замуж за «принца». У них такие завышенные критерии подбора женихов! Правда, сейчас стало проще: был бы богатый, и ладно. Неважно, молодой он или старый, лишь бы при деньгах. Какая же глупость! Какая это будет семья?!

Думаю, что женщинам вообще не нужно никаких критериев. Потому что если доверить выбор женщине, то все знают, чем это закончится. Как, например, пойти в магазин и сказать ей: «Ну иди, походи сама, я тебя подожду». Все, ты ее не дождешься, она будет там бродить до ночи. Так и здесь. Если сказать ей: «Выбирай себе жениха», – то это никогда не закончится. «В Пете – то хорошее, но этого нет. А в Коле – наоборот. А у Васи – ни того ни другого, но он самый симпатичный… Что же делать?!» Да еще и подружки что-нибудь наговорят…

Из опыта жизни мудрых мам могу рассказать следующее. Когда дочь никак не могла решить, принимать предложение или нет, мать ее спрашивает: «Доченька, этот парень тебя любит?» – «Любит». – «Он – человек хороший?» – «Хороший» – «Выходи за него и не думай! До любви еще дожить надо. Если будешь жить с хорошим любящим человеком, то и ты его обязательно полюбишь со временем».

А женщины часто сами не знают, чего хотят: то одно надо, то другое, то один нравится, то другой. «Не нужен ты мне, получше поищу!» А годы идут – уже всех хороших женихов разобрали. Вот и думай, что дальше будешь делать. Поэтому молодым девушкам я всегда объясняю: «Главное, если тебя позвал замуж хороший человек – соглашайся и не думай. Любовь придет. А иначе ты так в старых девах и просидишь».

Современному человеку очень трудно создать семью – не знают, как выбирать спутника жизни. И этому тоже надо учить наших детей.

Когда и как дети должны взрослеть

Вообще детей всему надо учить – и как убирать постель, и как благоразумно тратить деньги. А мы почему-то надеемся, что где-то – в детском саду, в школе, в армии, в институте – их кто-то научит всему самому нужному.

Смысл воспитания заключается в том, чтобы научить жить. А сейчас воспитание сводится к организации досуга: чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало. Хуже всего, когда детям дают выбирать самим. Говорят, например: «Иди, займись чем-нибудь» или «Купи себе что-нибудь». Это очень опрометчивое поручение ребенку. Разве он что-то полезное купит или хорошее сделает? Что юный человек вообще может знать? Надо говорить все точно, конкретно: «Иди туда, возьми это, сделай то». Так и бывает во всех хороших семьях: «Ну-ка, встаем! Быстро умываться, постель убирать, завтракаем, одеваемся – и в школу!» Есть распорядок жизни – когда погулять, когда уроки делать. Если дети всегда знают, что делать, то живут спокойно и радостно.

Даже в пионерских лагерях дети полсмены маршировали – готовились к линейке открытия смены и полсмены маршировали – готовились к линейке закрытия. Они все время были заняты, жили по расписанию.

Часто мы слышим: «Наши дети ничего не хотят». А кто их чему научил? Даже как вести домашнее хозяйство, как быть аккуратным, собранным, не бросать вещи где попало, никто не учил. Зайди к детям в комнату: свитер на столе, брюки на окне, носки на полу валяются – как шел, так все и побросал. Никто не следит, никто не учит. А как они дальше будут жить, когда своими семьями обзаведутся?

Надо учить всему. Учить и семейной жизни, воспитанию детей. Вот родился ребенок, и что мы знаем? Что его надо кормить, поить, одевать, а больше не знаем ничего. И вот мы его кормим-одеваем, кормим-одеваем. 10 лет кормим-одеваем, 20 лет, 30 лет, 40 лет – все кормим и одеваем. А потом говорим: «Ты бы хоть спасибо сказал!» – «За что?» – «Но мы же тебя кормим-одеваем…» – «А я вас просил? Это вы все сами. Я вам удовольствие доставляю тем, что позволяю это делать, что беру от вас». – «А что же ты сам ничего не делаешь? Отчего на работу не устраиваешься? Сидишь только, на компьютере играешь…» – «Ну вы же меня кормите-одеваете! Зачем мне работать-то?!»

Почему сейчас молодежь такая инфантильная, сидит на шее у родителей? Потому что родители их все кормят и одевают. Есть такая школьная традиция, которая обнаруживает одну проблему. Выпускники у нас всем классом встречают на берегу Волги рассвет – «рассвет взрослой жизни». Дальше начинается та самая взрослая жизнь, а к ней ребята не готовы, они ничего о ней не знают, их никто не учил, как жить. И поэтому многие продолжают жить, как дети. И это детство может продолжаться до 40–50 лет. Очень печально смотреть, когда дяди лет в 45–50 ведут себя как мальчишки. Манеры, разговоры, одежда такая же. Также и почтенного возраста тети пытаются изобразить из себя молодых девчонок – любыми способами пытаются сохранить девичью фигуру, наряжаются так же.

И становится заметно, что границу между взрослой и детской жизнью не всем удается перейти правильно. Та часть детей, которых учили жить, сразу начинают поступать в училища, институты, потом работают, женятся, воспитывают детей. Они уже не молодежь. Они – молодые. Молодые студенты, молодые воины, молодые священники, инженеры, рабочие, ученые, педагоги. Они – молодые взрослые.

Если мы посмотрим на фотографии детей прошлых времен, XIX – начала XX века, то увидим, что мальчики выглядят как настоящие мужички. Если отец пашет, он уже за уздечку коня ведет, то есть с детских лет умел трудиться. Там детство проходило быстро, сразу начиналась взрослая жизнь. Если семья была большая, а в среднем было по 10 детей, то старшие нянчились с младшими, и они прекрасно знали, что делать с детьми. Когда появлялся свой ребенок, они уже имели представление, как его растить, воспитывать, приучать к труду. Они видели эту жизнь и получали из нее конкретный опыт. Слава Богу, и в наше время многие молодые люди получают этот опыт и становятся взрослыми.

Та или не та нынче молодежь?

Часто можно услышать: «Молодежь нынче не та». Надо сказать, что с античных времен молодежь всегда «не та». Она ничего делать не умеет, живет за чужой счет, любит легкие деньги, хочет быть кем-то, ничего не делая. А вот молодые взрослые всегда «те». Только надо различать: есть молодежь, а есть молодые взрослые. Молодежь не может жениться, это именно они придумали те самые «гражданские браки» – они не хотят нести ответственность, растить детей. На этой границе как раз все молодые делятся на молодых взрослых и на молодежь. Наша задача сейчас, чтобы наши дети становились не молодежью, а молодыми взрослыми. А для этого их надо начинать воспитывать еще с пеленок.

И очень важно, чтобы вокруг дитя была спасительная атмосфера. Чтобы над колыбелью мама с папой не ругались, чтобы не было крика, чтобы младенец не слышал звуки работающего телевизора, сомнительной музыки. На всем этом он воспитывается.

Огромная педагогическая помощь родителям – это крещение ребенка. Потому что он рождается далеко не Ангелом, как многие считают, но с поврежденной первородным грехом природой. Мы же не в раю рождены, а уже после того, когда Адам и Ева были изгнаны из него. Когда первые люди ослушались Бога, после этого у них родился Каин. А Авель родился, уже когда они поняли, что потеряли, и начали плакать и каяться. То есть Авель – это плод покаяния, а Каин – это плод непослушания Богу. И первая кровь пролилась на Земле, когда Каин убил Авеля. И все мы несем в себе эту печать греха.

Поэтому, когда молодые люди начинают совместную жизнь и ожидают прибавления семейства, очень важен духовный настрой будущих родителей, с самого момента зачатия и даже раньше. Надо быть миролюбивым, послушным, воздержанным, тогда и дети будут такими. Ведь человеческая жизнь начинается с момента зачатия, а не с рождения.

Очень важно смотреть за той атмосферой, что существует в семье. Когда ребенок видит свет лампадки, святые лики, слышит слова молитвы, когда его окропляют святой водой, когда его причащают Святых Христовых Таин – все это очень помогает родителям в формировании доброго характера у дитя. Также важно, чтобы родители были венчанные, потому что семья и самостоятельная жизнь человека начинаются под венцом. Именно в венчании – Таинстве Брака – даруется благодать для воспитания своих детей.

Все молодые люди хотят быть независимыми. Но ты не можешь быть самостоятельным, потому что воля Божия изливается на тебя через отца и мать, через родителей. А вот только когда ты станешь под венец со своей невестой, то, как сказано в Священном Писании: «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть»(Еф. 5:31), – тогда ты уже будешь сам предстоять пред Богом. Тогда ты становишься взрослым, становишься самостоятельный, и только тогда уже через тебя Господь будет давать твоим детям уроки жизни.

Причина инфантильности людей в наши дни еще и в том, что, отказываясь от венчания, настоящую самостоятельность они так и не обретают. То, что Господь разделил, взяв Еву от Адама, – две половинки, пол мужской и женский, то в Таинстве Брака соединяет: двое становятся единым целым – семьей. «Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19:6). Это великое таинство, которым современные люди пренебрегают, ставя под угрозу счастье своих близких, будущее своих детей, которых без благодатной помощи невозможно воспитать должным образом, привести к пониманию вечной жизни.

«Душа обязана трудиться…»

Русская пословица гласит: без Бога ни до порога. Весь XX век советские люди неистово воевали против Православия, забывая, что получили в дар целую империю – прекрасную, великую, которая не проиграла ни одной войны, занимавшую одну шестую часть мира, обладавшую высочайшими достижениями. Они получили страну с большим населением – намного (на 30 млн) больше, чем у нас сейчас. Ее населяли крещеные люди, которые верили в Бога, жили в молитве, стремясь к благочестию. На протяжении 80 лет пытались это вытравить из нашего народа. Но это оказалось невозможно.

Те советские люди есть и сейчас, живут среди нас, это могут быть наши родители, наши дедушки и бабушки. Мы должны быть им благодарны за то, что мы появились на свет, и за то, что они все же сохранили хоть часть этой империи.

До сих пор русский народ пытаются превратить в население – сборище разного люда, населяющего территорию. Народ же – это из рода в род нарождающийся на своей родной земле, имеющий общую родину, сохраняющий и из поколения в поколение передающий общие духовные основы, традиции, язык, культуру.

А наше время – это время возвращения ко Христу. Тысячу лет Россия была Православной, тысячу лет Русь стремилась называться Святой. Люди помнили не только о времени, но и о вечности. Главной целью жизни русского человека было стремление к святости.

Сейчас люди стремятся к успеху. Но все же если взять самого образованного, развитого, умного человека и взять какого-нибудь духоносного старца, то за советом все же люди пойдут не к интеллектуалу, а к мудрому старцу, который, может быть и школу не окончил. Потому что людям нужен совет о самом главном – как жить и что делать, чтобы спасти свою душу, помочь своим близких, вырастить своих детей.

Поэтому в России всегда было две школы, о которых говорили еще святители Григорий Богослов и Иоанн Златоуст: «У нас две школы – античный университет и Церковь». Обе они нам необходимы. Безусловно, нужны образованные люди. Но нужно, чтобы они были еще и духовными, чтобы помнили о вечности, готовились к ней. Потому что жить в Царствии Небесном тоже надо уметь. А для этого нужно слушать голос своей совести, смотреть, что происходит в твоем сердце, у тебя в душе. Как ты переносишь испытания мира сего? Например, встретился тебе в жизни злой человек. Но это его грех, что он злой. А какова твоя реакция на эту встречу – не озлобился ли ты в ответ? Погасил ли ты это зло своей любовью, терпением, смирением? Господь спросит с меня по моим делам.

Поэтому главная задача человека в том, чтобы время наше было связано с вечностью. Чтобы мы деятельно жили, но всегда внимательно смотрели в свое сердце и оценивали, а полезно ли мне это дело, становлюсь я лучше или хуже в процессе этого делания. Помогает ли мое занятие стать более добрым, милосердным, смиренным, любвеобильным? Приносит ли оно радость мне и людям или я гублю себя и мешаю жить другим? Эта связь внутреннего и внешнего мира, вечности и времени должна быть всегда. И если ее нет, то трудно назвать человека глубоким, с живой душой.

И у нас есть две эти школы: наша Церковь, которая вводит человека в вечность, и мир, в котором человеку дается возможность жить так, как учит Господь, призывая нас в эту вечность.

Сохранение русской идентичности – основной фактор народосбережения

Большой проблемой сейчас является то, что многие ученые-демографы подменяют понятия в научном плане: они говорят не о народосбережении, не о народе, они говорят о населении – как сохранить и приумножить население. Иные «научные деятели» даже предлагают решать эту проблему за счет мигрантов, мол, какая разница, лишь бы увеличить число людей.

Ведь XX век – это время, когда наш народ превращали в население, уничтожая его родовую память. Если вы сейчас захотите найти тех предшественников, которые жили до нас, узнать о своих предках, о своем роде, то это будет невероятно трудно – документы были ликвидированы. Очень трудно теперь восстановить эту родовую память для конкретных людей.

Когда речь идет о демографической проблеме, то с научной точки зрения увеличение населения – это одна проблема, а народосбережение и сохранение народа – это совсем другая проблема, и решается она совершенно по-другому. Ведь само слово «народ» – это «род», это «родина», это те, кто здесь народились. Народ – это люди, которые впитали эту тысячелетнюю веру, впитали эти традиции, образ жизни. Народ – это те люди, которые живут в нашей Православной цивилизации.

Каждая цивилизация по-своему всеми своими силами и средствами воспитывает человека. Поэтому люди разных цивилизаций очень сильно друг от друга отличаются – как русский отличается от француза, француз от китайца. Каждый человек – продукт цивилизационного воспитания, житель и хранитель этой цивилизации.

Русский – это цивилизационное название человека, который несет в себе Православную веру, хранит ее и живет той культурой, которая является результатом духовного творчества, духовной жизни, духовных трудов всех предыдущих поколений, живших до нас. Это и есть самое главное: как сберечь это мировоззрение, как сберечь эту традицию духовной жизни, как сберечь веру, сберечь нашу самобытность, нашу идентичность3.

Проблема восстановления опыта жизни наших предыдущих поколений – это проблема больше мировоззренческая, духовная. Поэтому дело не только в том, чтобы рождалось как можно больше детей, но и в том, какими они будут, кто они будут. Здесь речь идет о качестве народа. Русский народ всегда очень ценился своим трудолюбием, своей духовной жертвенностью, умением за други своя жизнь свою положить, ценился за любовь к Богу, любовь к ближнему своему, любовь к земле, на которой он родился. Это особый народ и его надо сохранять.

Эта задача очень трудная, поскольку в образовательном, информационном пространстве мы сейчас не можем найти знания, которые бы научали русского человека на родной земле оставаться русским, оставаться православным, уметь создавать семью, уметь правильно воспитывать детей.

Поэтому сейчас жизненно необходимо в образовательное пространство вводить такие курсы, как «Основы нравственности», «Основы семейной жизни». Ведь воспитание – это обучение жизни. Самое главное, что мы должны сделать – это научить детей, как жить.

И здесь главное – самим показывать пример своим детям, своим семьям. Потому что весь человеческий опыт говорит, что наши дети будут такими, какие мы сейчас. Если хотите, чтобы ваши дети были благородными, сами станьте благородным, хотите, чтобы были верующими, сами станьте верующими, хотите, чтобы они научились любить, покажите пример любви ко Христу, к родине, любви и верности своим супругам, заботы о родителях, покажите пример настоящей преданности, мужества, самопожертвования. И это станет самым важным уроком жизни для детей.

Архимандрит Георгий (Шестун)

«Гражданская война немыслима не только без насилия над третьими лицами, но… без убийства стариков, старух и детей» (Троцкий Л. Терроризм и коммунизм. – М., 1920).

«Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика. Всероссийский Совет Народных Комиссаров. Москва. Кремль. №3679. 19.04.1920. СТРОГО СЕКРЕТНО. Пред. В.Ч.К. тов. Дзержинскому УКАЗАНИЕ. На исх. №2226/Д от 10.04.1920.

Задача органов В.Ч.К. заключается в том, чтобы само слово «казачество» исчезло из русского языка раз и навсегда. <…> Советская власть должна беспощадно и повсеместно уничтожать и карать казачество как враждебный пролетариату класс. Пред. Сов. Народных Комиссаров: подпись (Ульянов-Ленин)».

3«Русский – это человек, считающий себя русским; не имеющий иных этнических предпочтений; говорящий и думающий на русском языке; признающий православное христианство основой национальной духовной культуры; ощущающий солидарность с судьбой русского народа». Из Декларации русской идентичности, принятой 11 ноября 2014 г. по итогам заседания XVIII Всемирного Русского Народного Собора.

Справка

Архимандрит Георгий (Шестун) – доктор педагогических наук, профессор, академик РАЕН, заведующий межвузовской кафедрой православной педагогики и психологии СамДС, настоятель Заволжского мужского монастыря в честь Честного и Животворящего Креста Господня

Просим молитв о болящем архимандрите Георгии (Шестуне)

ПРИЛОЖЕНИЕ

Декларация русской идентичности

Документ принят 11 ноября 2014 года по итогам заседания XVIII Всемирного Русского Народного Собора, посвященного теме «Единство истории, единство народа, единство России».

Каждая нация – сложное динамичное явление. Принадлежность к ней невозможно описать с помощью узкого набора критериев. Чем крупнее народ, чем более деятельную роль в истории он играет, тем шире его генетическое и социальное разнообразие.

Самым очевидным критерием национальности является самосознание. Наиболее точно соответствует русскому народу совокупность тех людей, кто называет себя русскими во время переписи населения.

Очевидно, что общее российское гражданство, объединяющее на протяжении долгих веков представителей самых разных народов, не упразднило многонациональный состав нашего государства. Граждане России могут быть русскими, карелами, татарами, аварцами или бурятами, в то время как русские могут быть гражданами России, США, Австралии, Румынии или Казахстана. Национальные и гражданские общности существуют в разных феноменологических плоскостях.

Русский народ исконно имел сложный генетический состав, включая в себя потомков славянских, финно-угорских, скандинавских, балтийских, иранских и тюркских племен. Это генетическое богатство ни разу не стало угрозой для национального единства русского народа. Рождение от русских родителей в большинстве случаев является отправной точкой для формирования русского самосознания, что, однако, никогда не исключало возможности присоединения к русскому народу выходцев из другой национальной среды, принявших русскую идентичность, язык, культуру и религиозные традиции.

Уникальность этногенеза русского народа заключается в том, что на протяжении веков подобное принятие русской идентичности урожденными представителями других национальностей было не результатом принудительной ассимиляции тех или иных этнических групп («русификации»), а следствием свободного личного выбора конкретных людей, связывавших с Россией свою жизнь и судьбу. Именно так в состав русского народа часто входили татары, литовцы, евреи, поляки, немцы, французы, представители других национальностей. Примеров подобного рода – великое множество в русской истории.

В русской традиции важнейшим критерием национальности считался национальный язык (само слово «язык» – древний синоним слова «национальность»). Владение русским языком обязательно для всякого русского. Вместе с тем обратное утверждение – принадлежность к русскому народу обязательна для всякого русскоговорящего – неверно. Так как русский народ выступил государствообразующим народом России и народом-строителем Российской цивилизации, русский язык получил широкое распространение. Существует немало людей, считающих русский язык родным, но при этом ассоциирующих себя с другими национальными группами.

В формировании русской идентичности огромную роль сыграла Православная вера. С другой стороны, события ХХ века показали, что значительное число русских стали неверующими, не утратив при этом национального самосознания. И все же утверждение о том, что каждый русский должен признавать православное христианство основой своей национальной культуры, является оправданным и справедливым. Отрицание этого факта, а тем более поиск иной религиозной основы национальной культуры свидетельствуют об ослаблении русской идентичности, вплоть до полной ее утраты.

Таким образом, принадлежность к русской нации определяется сложным комплексом связей: генетическими и брачными, языковыми и культурными, религиозными и историческими. Ни один из упомянутых критериев не может считаться решающим. Но для формирования русского национального самосознания обязательно, чтобы совокупность этих связей с русским народом (независимо от их природы) была сильнее, чем совокупность связей с любой иной этнической общностью планеты.

Ощутить это, в конечном итоге, может только сам носитель национальной идентичности, совершая свой личный выбор. При этом национальное самосознание неизбежно означает солидарность с судьбой своего народа. Каждый русский чувствует глубинную эмоциональную связь с главными событиями своей истории: Крещением Руси, Куликовской битвой и одолением Смуты, победами над Наполеоном и Гитлером. Особо отметим, что гордость за Победу 1945 г. является одним из важнейших интегрирующих факторов современной русской нации.

На основе программных тезисов настоящего документа предлагается следующее определение русской идентичности: русский – это человек, считающий себя русским; не имеющий иных этнических предпочтений; говорящий и думающий на русском языке; признающий Православное христианство основой национальной духовной культуры; ощущающий солидарность с судьбой русского народа.

Патриархия.ru

Комментарии закрыты