Начало их восходит к самой глубокой древности. Христианские праздники несут живое воспоминание о земной жизни Христа Спасителя и Его Пречистой Матери, призывают к благодарению Бога за спасение людей и побуждают к деятельному упражнению в христианских добродетелях.

Древние отцы и учители Церкви часто высказывают мысль, что посредством христианских праздников наглядно изображаются все благодатные дары в деле спасения человека, а их чередование представляет основные моменты Священной истории, спроектированные на годовой богослужебный круг. Здесь христианское учение из области веры переходит в повседневную жизнь, освящая годовой цикл природной жизни.

Начало христианских праздников восходит к самой глубокой древности. В евангельской истории нет указания на то, чтобы Иисус Христос дал Своим ученикам какие-либо предписания относительно праздников. Сам Он пользовался иудейскими праздниками (особенно субботой и Пасхой), как временами наиболее удобными для проповеди по причине большого стечения народа в эти дни, но Он не вменил в обязанность Своим ученикам празднование иудейских праздников. Апостолы и их преемники из иудеев также участвовали в иудейских праздниках и по примеру своего Учителя с особым усердием проповедовали в эти дни Благую весть. Одновременно апостолы снимают с христиан бесполезное и тягостное бремя закона, которое лежало на иудейских праздниках, придавая им лишь религиозно-нравственное значение (1 Кор. 5:6). Вместо последнего дня седмицы они установили празднование в первый (после субботы) день (1 Кор. 16:2) и призывают праздновать Пасху, хотя и одновременно с иудеями, но совершением и вкушением Евхаристии (1 Кор. 5:6). Так, первые христианские праздники, в первую очередь Пасха, установлены по аналогии с иудейскими. В следующие века Церковь постепенно устанавливает целый ряд праздников и богословски раскрывает их смысл, поясняя, что назначение праздника происходит в определенный день не потому, что тот или иной день сам по себе священнее других, но ради знаменательности и спасительности события новозаветной истории, воспоминаемого в нем.

Митрофорный протоиерей Геннадий Нефедов (1942–2017)

Митрофорный протоиерей Геннадий Нефедов (1942–2017)

В IV веке умножается число праздников. Одной из причин этого умножения была необходимость заменить языческие праздники христианскими, которые утолили бы естественную потребность людей в праздновании главных моментов природной жизни. Приобретя свою особую сущность, каждый отдельный праздник становится выражением определенной богословской идеи, праздником догматическим. Праздники обособляются не только как воспоминание отдельных событий жизни Христа, но и как выражение и утверждение отдельных догматов Церкви. Во времена догматических споров праздники отражают и закрепляют достигнутые в них результаты.

Например, развитие рождественских праздников одной своей стороной связано с необходимостью христианизировать и «воцерковить» даты больших языческих праздников (все даты приводятся по старому стилю): 25 декабря (рождение непобедимого Солнца) и 6 января (рождение Эона и Диониса), а другой – с борьбой за Никейское Православие, за «единосущие». В этой связи праздник Рождества Христова одновременно и праздник торжества над тьмой язычества (явления «Солнца Правды») и торжества Никеи над арианством, утверждение божественного достоинства Христа. Содержанием и целью литургических последований становится раскрытие и сообщение их участникам определенной спасительной истины о Боге и о Христе.

Под влиянием историко-литургического понимания праздников, с одной стороны, и догматических споров – с другой, изначальный праздник Богоявления как бы расщепляется на два – 25 декабря становится особым воспоминанием Боговочеловечения, а 6 января – Крещения Господня, как Богоявления, то есть первого явления Троицы в мире. И, наконец, третий исторический этап состоит в дальнейшем развитии цикла этих праздников: возникновение особых подготовительных недель праотцев и отцев, промежуточного праздника Обрезания Господня и завершительного – Сретения. Аналогично развитие Пасхального цикла с его постепенным восполнением историческими воспоминаниями Страстной седмицы, с одной стороны, Вознесения и Сошествия Святого Духа – с другой.

Праздники стали переживаться как ряд «прорывов» в некое иное бытие, ничем не связанное с «миром сим». Весь смысл праздника усматривался в том, чтобы дать людям созерцание вечного «днесь» («Дева днесь Пресущественного раждает»). В праздниках более позднего происхождения связь с годом, временем и его ритмом практически исчезает. Так, например, установление праздника Преображения Господня 6 августа имеет причиной освящение трех храмов на Фаворской горе в этот день.

В итоге эволюции праздников сложился христианский год: некое целое, некий календарь, наполнившийся постепенно обычаями, преданиями, бытовыми особенностями. Природная, общественная, семейная жизнь оказалась согласованной с ним. Это было миссионерской победой Церкви в деле «воцерковления жизни», соединение народного быта с датами церковных праздников.

Церковные праздники по важности связанных с ними воспоминаний и по торжественности богослужения разделяются на великие, средние и малые.

Праздники великие в богослужебных книгах отмечаются знаком креста в круге. Таковы праздники двунадесятые: Рождество Христово (25 декабря), Богоявление (6 января), Сретение Господне (2 февраля), Вход Господень в Иерусалим (последнее воскресенье перед Пасхой), Благовещение Пресвятой Богородицы (25 марта), Вознесение Господне (на сороковой день после Пасхи), Пятидесятница, или Троица (на пятидесятый день после Пасхи), Преображение Господне (6 августа), Успение Пресвятой Богородицы (15 августа), Рождество Богородицы (8 сентября), Воздвижение Креста Господня (14 сентября), Введение во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября). Но главным является праздник Пасхи как «Праздник праздников», имеющий церковную службу, отличную от всех двунадесятых праздников. К великим не двунадесятым праздникам относятся: Покров Пресвятой Богородицы (1 октября), Обрезание Господне (1 января), Рождество Иоанна Предтечи (24 июня), день памяти святых апостолов Петра и Павла (29 июня), Усекновение главы Иоанна Предтечи (29 августа).

В церковном праздновании великих праздников следует различать дни предпразднства, попразднства, отдания праздника и самого праздника. Днями предпразднства Церковь пророчески предуказует на день великого праздника и приготовляет верующих к достойной встрече его. Поэтому в дни предпразднства, наряду с молитвами и песнопениями святым этого дня, Церковь предлагает молитвословия и песнопения в честь наступающего праздника. Все великие праздники имеют по одному дню предпразднства, за исключением Рождества Христова и Богоявления, из которых первый имеет пять дней, а второй – четыре дня.

Дни попразднства составляют продолжение праздника. В эти дни, наряду с песнопениями святому, Церковь вспоминает и прославляет иногда участников события, вообще же – событие прошедшего праздника. Число дней попразднства простирается от одного до восьми дней. Последний день попразднства носит название дня отдания праздника и отличается от дней попразднства большей торжественностью богослужения, потому что последование этого дня во многом повторяет молитвословия и пение самого праздника. Предпразднство и попразднство установлены в глубокой древности. Они окончательно были узаконены в IV веке при организации богослужения Пасхи, Пятидесятницы, Рождества Христова. В последующее время Церковь присоединяет их ко всем великим праздникам.

Богослужение в самый день великого праздника посвящается исключительно воспоминаемому событию, что и выражается в изменяемых частях богослужения. Внешняя сторона богослужения в великие праздники достигает особой торжественности. Священнослужители облекаются в светлые одежды, и богослужение совершается при полном освещении храма. Пению как выражению радостного состояния в день праздника отдается предпочтение перед чтением.

Приличнейшим положением тела при молитве в эти дни Церковь считает стояние, и потому на некоторые праздники определенно запрещено коленопреклонение. Наконец, подчеркивая радость и торжество, Церковь ослабляет или вовсе отменяет в эти дни посты.

Праздники средние различают двух видов: одни из них, как и великие праздники, имеют всенощное бдение, а другие только полиелей.

Средних праздников со всенощным бдением в Уставе указано немного. Последование этих праздников не посвящено целиком вспоминаемому событию, потому что на них к праздничному канону прилагается канон Богородице на утрени. К таким праздникам относятся: день памяти трех святителей (30 января), святого Георгия Победоносца (23 апреля), Святителя Николая, архиепископа Мирликийского (6 декабря) и др.

Средние праздники второго рода, полиелейные, отличаются тем, что имеют на вечерне «Блажен муж», на «Господи воззвах» стихиры на 6, три паремии и стихиры на стиховне; на утрени – полиелей и Евангелие, канон на 8 и Славословие Великое.

Праздники малые бывают также двух видов: первые отличаются тем, что на вечерне имеют кафизму обычную, на «Господи воззвах» стихиры на 6, на утрени – канон на 6 и Славословие Великое, которое поется. В связи с пением Великого Славословия поются стихиры на хвалитех.

Праздник Рождества Христова

Праздник Рождества Христова

Малые праздники второго вида имеют только на «Господи воззвах» стихиры на 6 и на утрени – канон на 6.

Торжествуя великие праздники, Православная Церковь внушает нам иметь всемерное участие в этом торжестве. Во-первых, участием в богослужении, и, во-вторых, поведением, достойным священных праздников.

В праздники, особенно великие, мы должны освобождать себя от ежедневных работ и профессиональных занятий, чтобы иметь беспрепятственную возможность для радостного общения с Богом, святыми, между собой и для освящения себя. С духовным веселием несовместима ни житейская заботливость, ни телесное утомление, ни зависимость от нужд, а тем более от прихотей плоти. Поэтому в праздники христиане должны, сколько можно, иметь ослабу и покой от дел житейских и духовное господство во имя Господа над всеми телесными трудами, нуждами, заботами, а особенно над страстями, отлагая это земное бремя и духом пребывая и успокаиваясь в Боге. Господство духа в праздники имеет своим источником духовное единение с Господом и заключается в делах во славу Божию для нашего освящения (участие в таинствах Покаяния и Причащения) и для блага ближних в молитве, богомыслии, чтении Священного Писания и писаний святых отцов, в делах христианской любви, несущих людям благодатное утешение.

В дни праздников Церковь располагает своих членов употреблять лучшие одежды для соответствия светлому облачению храма и священнослужителей на праздничном богослужении. Она рекомендует употреблять лучшую пищу соответственно многократным указаниям Церковного устава. И телесный покой в дни праздников должен быть большим, чем в рабочие дни, особенно «труда ради бденного».

Духовное господство и покой в Боге имеет свое основание в заповеди Божией: «Помни день субботний, чтобы святить его, шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмый – суббота Господу Богу твоему» (Исх. 20:8–10). По смыслу заповеди Божией в дни праздничные следует прекращать дела житейские, особенно работы тяжелые и открытые (Иерем. 17:22), для которых назначены будни. В эти дни необходимо беспрепятственно посвящать себя на дела веры, благочестия и человеколюбия. Этими делами будут: личное участие в богослужении (Лк. 4:16; Ин. 5:14) и милосердие к людям. Говоря о таких делах Церковь внушает верующим, что в праздники не отлагаются вообще дела крайней необходимости (Мф. 12:10–13; Лк. 13:14–17) и, без сомнения, не следует оставлять дела по дому, необходимые для выполнения своих человеческих обязанностей.

По примеру Господа Иисуса Христа апостолы и первенствующие христиане в праздники участвовали в богослужении (Лк. 24:53; Деян. 20:7), по силам своим оказывали благотворения в пользу Церкви и бедных (1 Кор. 16:1–3); Рим. 12:13). Они передали нам правила самим освобождаться в праздники и освобождать служащих нам от трудов для служения Богу.

Благочестивой ревности древних христиан быть в праздники на богослужении не силен был ослабить даже страх гонений. Если днем они не могли безопасно сходиться для общественного богослужения, то делали это ночью. Только тяжелая болезнь, тюремное заключение, ссылка удерживали их от участия в общественном богослужении. Но и в таком случае они не лишались вовсе духовного общения с верными, бывшими в храме. В часы, назначенные для богослужения, они, оставаясь дома или находясь в другом месте, проводили в молитвах и богомыслии. Если можно было, то ожидали прихода пресвитера или диакона со Святыми Дарами, над которыми во время литургии совершено благодарение. Таким образом, в древности все христиане духовно соединялись в праздники в единое Тело Христово – Церковь.

Древние христиане святили праздничные дни не одним участием в богослужении, но и делами христианского благотворения и милосердия, и как все члены Христовой Церкви, – каждый порознь по своему усердию и силам подавали примеры евангельской любви. Так в праздничные дни Церковь обязывала епископов лично или через диаконов посещать узников и облегчать их участь увещаниями и посильным вспоможением.

Протоиерей Геннадий Нефедов

Протоиерей Геннадий Нефедов

Запрещая в праздники дела, полезные для временной жизни, Церковь с еще большей ясностью и строгостью запрещает в эти дни нескромные и соблазнительные увеселения, которые наполняют ум и сердце мыслями и чувствами, несовместимыми с христианским благочестием.

Отцы Церкви в своих сочинениях многократно внушают, чтобы в праздники мы, прекращая дела житейские, не предавались роскоши и неге, подобно иудеям и язычникам, но праздновали духовно и свято, проводя время трезво, скромно, целомудренно, поучаясь в Слове Божием и благотворя ближним. Святитель Григорий Богослов говорит: «Духу Святому угодно, чтобы в праздники мы говорили и делали что-нибудь доброе. В этом и состоит наше празднование, то есть в стяжании для души вечных и постоянных благ, а не преходящих и гибнущих» (Слово на Пятидесятницу).

Протоиерей Геннадий Нефедов

Справка
Митрофорный протоиерей Геннадий Нефедов (1942–2017) был благочинным церквей Иверского округа Москвы, настоятелем храма Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря в Китай-городе, основателем, ректором и преподавателем Московской регентско-певческой семинарии.

Комментарии закрыты