Духовно-нравственному воспитанию студентов – тех, от кого уже в ближайшей перспективе будет зависеть образ России, ее духовный, интеллектуальный, экономический потенциал, – были посвящены конференция и круглые столы в Российском университете дружбы народов (РУДН) и Московском педагогическом государственном университете (МПГУ).

Образование как залог национальной безопасности

Что такое духовно-нравственная культура? Имеет ли она неземные корни, и «бутон культуры, – как писал Павел Флоренский, – произрастает из зерна религии?» Или же ДНК – всего лишь часть аксиологии – современного учения о ценностях, относительных и релятивных? Бог или человек созидают духовно-нравственную культуру? И если Бог в этом участвует – как быть со светским характером современного образования, «цветущей сложностью» разных этносов, конфессий в России? Какими должны быть методы и формы духовно-нравственного воспитания в сумрачную эпоху постгуманизма с его «преодолением» биологической природы человека и параллельными виртуальными мирами?

На эти и другие вопросы пытались ответить участники конференции в РУДН «Духовно-нравственная культура в высшей школе: нравственные ценности и будущее студенческой молодежи» – государственные и общественные деятели, духовенство, ректоры, преподаватели, аспиранты и студенты почти из 50 вузов. Всего, по данным организаторов мероприятия – РУДН и Учебного комитета РПЦ, – в работе приняли участие 564 человека.

Конференция в РУДН

Конференция в РУДН

«Воспитание – бесконечно более сложный процесс, чем обучение», – отметил выступивший на конференции ректор МПГУ, старейшего педагогического вуза России, А.В. Лубков. Одной из главных задач системы образования, по его мнению, является не только воспитание всесторонне развитой личности, но и укрепление национальной безопасности государства. Неслучайно знаменитый канцлер Германии Отто фон Бисмарк говорил о том, что все победы одерживаются учителями.

Как и чему учить молодых людей? «Необходимо вернуть в высшее образование великий педагогический принцип: обучение должно быть воспитывающим», – полагает ректор МПГУ. Например, история – это не просто трансляция суммы знаний о прошлом, а формирование на основе этого знания любви к Родине; философия – не только заучивание философских понятий, но и выработка целостного мировоззрения, основанного на понимании высших смыслов человеческой жизни и т.д.

Аудитория

Аудитория

В современной России, по мнению Лубкова, важно создание целостной системы воспитания – от дошкольного возраста до окончания высшего учебного заведения.

О необходимости принятия Концепции духовно-нравственного воспитания и образования говорили многие участники мероприятия. Сопредседатель конференции ректор РУДН В.М. Филиппов высказал эту мысль и в Совете Федерации, в ходе Рождественских парламентских встреч. По мнению Филиппова, воспитание в многонациональном вузе может базироваться на умении молодыми людьми слушать свою совесть – внутренний голос, свидетельствующий о том, что есть добро, а что – зло.

Однако совесть также нуждается в воспитании, поскольку может быть и вялой, и прожженной. Неслучайно святой праведный Иоанн Кронштадтский считал, что необходимо «воспитывать ум, чтобы различал добро; сердце, чтобы любило добро; волю, чтобы стремилось делать добро».

Владимир Михайлович Филиппов

Владимир Михайлович Филиппов

Последнее особенно важно, так как духовная культура, по словам ректора Московской духовной академии епископа Верейского Евгения, является по преимуществу плодом духовного опыта, «праксиса» («делания»). «Подобно тому, как историк музыки должен в идеале быть музыкантом, а историк живописи – художником, так историк или собиратель духовной культуры должен быть ей сопричастен, то есть жить ею и мыслить ее категориями». Великим достоянием духовной культуры, по мнению владыки Евгения, стало наследие святых ученых мужей, которые сочетали в себе высокую образованность с высочайшей мерой личной духовной жизни.

Архиепископ Верейский Евгений

Архиепископ Верейский Евгений

Каждому народу есть что предложить подрастающему поколению в качестве примеров для подражания. Скажем, у чеченцев олицетворением нравственного идеала многие века были шейхи-устазы (авторитетные мусульманские учителя-богословы). Заведующий кафедрой социологии Чеченского государственного педагогического университета В.Ю. Гадаев отметил и такой важный аспект воспитательной системы, как политическая воля руководителя. По словам Гадаева, благодаря твердой позиции чеченского лидера Рамзана Кадырова в последние годы в Чечне исчезло умыкание девушек (за кражу невест предусмотрена уголовная ответственность), решены проблемы алкоголизма, кровной мести, игорного бизнеса. «Вы спросите, где у нас демократия, свобода слова, либеральные ценности? Нет у нас либеральных ценностей. Но у нас есть порядок», – резюмировал Гадаев.

В центральной России, напротив, либеральных ценностей всегда было больше, чем порядка, о чем писал Алексей Толстой, цитируя еще более древний источник – святого Нестора Летописца: «Послушайте, ребята, что вам расскажет дед. Земля наша богата. Порядка в ней лишь нет».

Ярмарка воспитательных технологий

На конференцию ее участники привезли настоящее богатство – прекрасную и разнообразную палитру воспитательных практик. Это и Концепция духовно-нравственного воспитания будущего врача, основанная на добровольчестве, здоровом образе жизни, признании медицинской профессии служением (Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко); и проект создания Православного молодежного центра при вузе (Луганский национальный университет им. Тараса Шевченко); и организация целой системы духовно-нравственного воспитания в городе-курорте Сочи, который на конференции представляла председатель Общественной палаты города Н.И. Козлова; и программы патриотического воспитания казачества (Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского – Первый Казачий Университет, Платовская казачья сотня военного института ЮРГПУ в Новочеркасске); и Межвузовская олимпиада по духовно-нравственной культуре, реализуемая при поддержке Объединения православных ученых со штаб-квартирой в Воронеже; и программа восхождения на Афон студентов светских и духовных школ «Реконструкция жизни святого Паисия Святогорца» под руководством директора Центра дополнительного образования МДА игумена Киприана (Ященко) и многое-многое другое.

Подводя итоги конференции, игумен Киприан (Ященко) отметил, что для создания полноценной системы духовно-нравственного воспитания в России есть все: десятилетиями реализуются отдельные программы на уровне вузов, территорий, разработаны лекала, педагогические технологии, которые могут быть воспроизведены другими университетами. В Санкт-Петербурге сформировано целое благочиние вузовских храмов (около 30), которые традиционно являются центрами духовно-нравственной культуры. По словам отца Киприана, «сегодня не хватает только легализации, одобрения всего этого накопленного опыта государством, официального вхождения инициатив в систему гражданского образования».

О четвертой промышленной революции

То, что предпринятые усилия не напрасны, подтвердили выступления студентов и аспирантов, которые получили слово в рамках отдельной сессии конференции: ребята продемонстрировали умение блестяще мыслить и ясно излагать, глубоко осознавая стоящие перед Россией и всем миром духовно-нравственные проблемы.

Так, студент Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Игорь Ильин поднял тему четвертой промышленной революции и нового социально-экономического уклада, названного постгуманизмом. Гендерная революция, искусственное создание человеческих особей, изъятие детей из нормальных семей, отказ от традиции в пользу дополненной реальности и виртуального бессмертия, дроны с искусственным интеллектом и тотальный цифровой контроль вплоть до мыслительных процессов индивида – в таких общих чертах докладчик нарисовал будущее «прогрессивного» человечества уже к середине столетия.

Константин Михайлович Долгов

Константин Михайлович Долгов

«Если Россия не сформулирует собственный цивилизационный проект, мы прекратим существование как народ и как государство в ближайшей исторической перспективе, – заявил Игорь Ильин. – Наш проект – ковчег мировой христианской цивилизации, традиционных ценностей, естественно, с ведущей ролью Русской Православной Церкви. В центре нашего проекта может встать только человек (семья) как образ Божий… Без религиозного фундамента общество теряет культуру и превращается в манипулируемое через инстинкты стадо… Честный, совестливый, образованный человек, осознающий свое достоинство и готовый служить Богу и людям, – вот образцовый гражданин православной цивилизации».

Дружить домами

Разговор о духовно-нравственных ценностях в высшем образовании продолжился в МПГУ в рамках круглого стола «Опыт реализации совместных проектов церковных и светских вузов», участников которого приветствовал ректор МДА архиепископ Верейский Евгений.

Проректор МПГУ В.В. Страхов рассказал собравшимся о создании в педагогическом университете кафедры теологии. Ее формирование актуально в том числе и потому, что во многих школах сегодня детские коллективы – полиэтнические, поликонфессиональные. Например, в Юго-Восточном округе Москвы в классах учатся более половины детей неправославных конфессий, и преподаватели должны уметь правильно вести себя в подобных аудиториях.

Всего в России на сегодня уже около 40 вузов имеют факультеты и кафедры теологии. 1 июня 2017 г. состоялась защита первой кандидатской диссертации по новой научной специальности «теология». Это важно в том числе для педагогики, так как, по словам игумена Киприана (Ященко), многие открытия делаются на пересечении разных научных областей. Теология, богословие содержат богатый педагогический потенциал, есть новизна в решении образовательных задач на базе святоотеческого наследия. Например, такие важные в педагогике, семейном воспитании добродетели, как послушание или целомудрие, «вышли» из монастырей.

Тамара Ивановна Березина

Тамара Ивановна Березина

Заведующая кафедрой педагогики и психологии профессионального образования им. В.А. Сластенина Тамара Ивановна Березина рассказала об опыте реализации в МПГУ магистерской программы «Педагогика духовно-нравственного воспитания». Сегодня по данному направлению на бюджетной основе в университете учатся 17 человек. Интерес к программе проявили в том числе иностранцы, граждане Монголии и Сербии, а также служители Русской Православной Церкви, действующие педагоги, которые трудятся в школах, в системе дошкольного, дополнительного образования, занимаются воспитанием подрастающего поколения на практике. Т.И. Березина подчеркнула важный момент обмена опытом, ценностями, которые происходят в рамках курса, тем более что ряд дисциплин в рамках программы ведут преподаватели Московской духовной академии.

В целом, по мнению отца Киприана, сегодня назрела необходимость создания межвузовских центров духовно-нравственного воспитания, с участием духовной семинарии (академии) и нескольких светских вузов. Такие центры могли бы координировать воспитательную работу – как с научной, методической, так и с практической точек зрения.

Игумен Киприан предложил МПГУ дружить вузами: «У нас мужская академия, у вас – женский институт, можно организовать совместный праздник, ряд воспитательных мероприятий».

Сказать самое главное

«А вы знаете, мне кажется, что мы боимся сказать друг другу самое главное», – начал свое выступление В.М. Меньшиков, заведующий кафедрой теологии и религиоведения Курского государственного университета. А главное, по мнению профессора Меньшикова, заключается в том, будет ли в детских садах, в российской школе в достаточном объеме преподаваться предмет Основ православной культуры.

Педагогическую практику без теории Ушинский сравнивал со знахарством в медицине. Но сегодня из-за манипуляций с учебным планом, исключения из него регионального компонента, в рамках которого во многих городах России много лет преподавались ОПК в средней школе, происходит стремительное сокращение этого курса, вытеснение его во внеурочное время. Обязательным преподавание ОПК остается лишь в 4-м классе. В итоге в вузы приходят молодые люди, практически не знакомые с областью духовно-нравственной культуры.

Заведующий кафедрой Курского госуниверситета В.М. Меньшиков

Заведующий кафедрой Курского госуниверситета В.М. Меньшиков

«Уничтожение курса ОПК в школе – на сегодня главная проблема воспитательного процесса. Вторая проблема касается высшего образования. Кафедры теологии – это неплохо, но пока это не система, а задачи воспитания посильны только системному решению. В вузах наряду с философией должны быть представлены как минимум теология и Основы духовно-нравственной культуры, эти предметы необходимо включить в учебный план», – заявил Меньшиков.

Системному подходу к воспитанию был посвящен еще один круглый стол, состоявшийся в МПГУ в тот же день: «Создание виртуального университета духовно-нравственной культуры». Рассмотрев возможность формирования единого образовательного пространства, опыт дистанционного образования в России и за рубежом, участники круглого стола – разработчики платформ для онлайн-обучения – единодушно поддержали проект создания виртуального университета духовно-нравственной культуры и договорились о формировании соответствующей рабочей группы. В качестве эксперимента решено разработать обучающую программу на базе платформы «Елицы». Апробировать проект договорились на примере курсов «Основы православия», «Христианские добродетели», организации и онлайн-сопровождения «Экспедиции на Афон – 2018».

Ректор МПГУ Алексей Владимирович Лубков

Ректор МПГУ Алексей Владимирович Лубков

Кратко итог прошедших мероприятий, посвященных духовно-нравственному воспитанию в высшей школе, подвел заслуженный деятель науки России, главный научный сотрудник Института философии РАН К.М. Долгов. По его мнению, от веры зависит смысл деятельности и отдельного человека, и всего человечества – если научная деятельность не освящается святостью, то в ней никакого смысла.

Неслучайно Альберт Эйнштейн говорил: «Великие идеи ведут к Богу, а мелкие, поверхностные, каверзные уводят от Бога».

Ольга Каменева

Комментарии закрыты