Памяти Виктора Николаевича Тростникова

29 сентября преставился ко Господу постоянный автор журнала «Покров» наш любимый вдохновитель, член редакционного совета журнала православный мыслитель Виктор Николаевич Тростников. 1 октября в 10.30 в московском храме Святой Троицы в Серебряниках состоялось отпевание, Виктор Николаевич похоронен в поселке Борисоглеб Ярославской области.

Упокой, Господи, душу новопреставленного раба Твоего Виктора, прости ему вся согрешения вольныя и невольныя, даруй Царствие Небесное!

Публикуем ответы Виктора Николаевича на вопросы слушателей Высших Богословских Курсов Московской православной духовной академии.

Во вступительном слове Виктор Николаевич рассказал о том, что мы живем в эпоху осознания миром своей многополярности. На мировой арене сегодня пять игроков-цивилизаций: православная цивилизация, исламская, дальневосточная, индуистская и, наконец, отживающая западная. Все должны научиться жить в партнерстве и вносить в общецивилизационный процесс свою лепту. Но главный вклад должна сделать Россия. Она, как та вдовица, на которую призрел Господь, должна дать миру единственное и главное, что у нее есть – Истину. Потому что по большому счету человеку не нужны никакие посудомоечные машины, продвинутые ноутбуки и мобильники, – навязываемый нам «рай» протестантской цивилизации. Ему нужна Истина.

Виктор Николаевич ответил на вопросы слушателей ВБК МПДА.
Симфония и общенародная власть

Вопрос: Возможно ли на ваш взгляд партнерство Церкви и государства по типу византийской симфонии?

В.Н.: Не только возможно, но я бы даже сказал, что в этом наше спасение. Причем мы должны учесть отрицательный опыт Византии, и предложить нечто даже лучшее, чем юстинианская симфония. Без симфонии нельзя. Это же взаимная выгода. Только Церковь может воспитать полноценных граждан, а церкви необходима защита государства. Эта симфония, которая приписывается Юстиниану, на самом деле первым понята Константином Великим, который крестил Рим. Он первый понял, что Церковь выгодна для государства. Он был великий политик. Его решение христианскую веру сделать государственной идеологией просто даже политически выгодно. А сейчас этого не понимают. Поразительно.

Вопрос: В последнее время российские власти все более откровенно в мировоззренческом плане демонстрируют приверженность к либеральным ценностям. Каковы могут быть плоды движения России по либеральному пути? Не грозит ли это исчезновением Российскому государству?

В.Н: Самый главный вопрос сейчас – вопрос власти. Верховная власть должна быть надсословной. Понимаете, что это такое? Она в равной степени должна учитывать интересы всех сословий, а не должна быть ставленником какого-то определенного сословия. Разве наша нынешняя власть не обслуживает олигархов? Обслуживает. У нас избирательное правоприменение. То есть закон действует, не «завязав глаза», невзирая на то, кто перед тобой, олигарх или бомж. Он высматривает: если олигарх, то правоприменение одно, простой человек – другое. Это делает нашу верховную власть сословной служанкой. Хотя в истории такое случалось часто. Ленин не скрывал, что власть принадлежит пролетариату. Правоприменение там было разное в зависимости от того, кто перед тобой: пролетариат или не пролетариат. Екатерина II была «цепным псом дворянства», народ при ней был в жуткой кабале. А потом появились такие надсословные государи, начиная с Александра I. А в советское время появился общенародный правитель – Сталин. Это был не делегат какого-то слоя населения, он был общенародным, пусть он и был тиран. Провинился какой-то высокий чин – так же сидел в Магадане, как любой смертный. Это факт. А сейчас у нас этого нет, поэтому, когда появится общенародная власть, тогда все будет хорошо.

Вопрос: Что сейчас препятствует плодотворному сотрудничеству Церкви и государства?

В.Н: Вопрос – почему нет должного сотрудничества между Церковью и государством? Потому что у нас нет государства. Кстати, отсюда и все остальные проблемы.

Вопрос: Согласно социологическому опросу, 80% россиян крещены, но духовно не просвещены. Какие вы видите пути воцерковления народа сегодня?

В.Н: Каждому на его собственном месте Господь сегодня дает все, чтобы прийти к Себе, воцерковиться.

Вопрос: Допускаете ли возможность «низовой» всенародной самоорганизации? Или возрождение произойдет иным образом? Что нужно делать каждому из нас?

В.Н: Хранить Истину во всей ее полноте. Вы замечательно поступили, что решили приобщиться к богословским знаниям. У вас есть дети. Надо воспитывать детей как русских православных людей. Воспитывать детей очень важно. Сначала они читать не умеют, вы им читаете какие-то стихи: «Ехали медведи на велосипеде…» Замечательно. Но знаете, еще прошу вас, читайте маленьким детям Есенина. Сделайте эксперимент, они слушают необычайно внимательно, хотя это стихи для взрослых. А Маяковский? «Крошка сын к отцу пришел…» Там такое срывание плодов с древа познания добра и зла, что такое хорошо и что такое плохо. Читайте русскую поэзию, читайте былины. Былины – это кладезь! Это о наших богатырях. А потом после этого рассказывайте историю и сами для этого учите историю. Читайте наших замечательных историков. Я думаю, нигде нет таких замечательных историков, как в России. Начиная с Татищева, Карамзина, Сергея Соловьева, Ключевского. Да и сейчас какие! Руслан Григорьевич Скрынников, который совершенно по-новому осветил смутное время, эпоху Ивана Грозного. Это захватывающе интересно! А в школе хотят вообще убрать историю, но надо этому сопротивляться. Каждый должен на своем месте сохранять нашу православную цивилизацию. Я не могу дать конкретные инструкции, не зная, какие у вас условия, где вы работаете, сколько у вас детей. Но на своем месте поставьте себе задачу сохранять, не навязывать, чтобы надоело и отмахивались как от мухи, но каким-то способом, которого я не могу предугадать и предвидеть, сохраняйте наших людей, наше общество в рамках православной цивилизации, потому что она спасает мир.

Горячность веры

Вопрос: Известны ваши симпатии к мусульманам. Как вы думаете, возможно ли соработничество христиан с мусульманами в решении проблем нашего Отечества?

В.Н: Не только возможно, но и необходимо. Это вообще странно звучит, что я глубокий поклонник мусульман, но я не против, если бы король Саудовской Аравии узнал, что есть такой Виктор Николаевич Тростников. Пригласил бы меня во дворец, и я объяснил бы ему истину о Троице. Я бы сказал ему: «Вот знаешь, король, ты молодец, что веруешь в Единого Бога. А знаешь, что Бог-то Единый в Трех Лицах!» И он скажет: «Да?! Не может быть!»

Вопрос: Православным есть чему поучиться у мусульман?

В.Н: Да, прежде всего горячности веры. Искренности пастушеской веры. Нарисовал некто на Мухаммеда карикатуру. Теперь ему приходиться прятаться, делать пластическую операцию, иначе убьют. Теперь возьмем начало XIX века. Россия. Пушкин написал «Гаврилиаду». Никто его не убил, наоборот переписывали. Вот тут-то и выходит: не та вера у нас. Они готовы умереть за своего Единого Бога. А мы? Пушкин потом осознал и каялся, но я говорю о том моменте, когда он написал эту мерзость, а его никто даже не отругал. Вот чему надо учиться – горячности веры!

Вопрос: Является ли исламская цивилизация однородной, независимой от национального компонента?

В.Н: Нет, конечно, она неоднородна, хотя бы потому, что есть шииты и есть суниты, которые до смертоубийства дерутся между собой. Какая тут однородность. Самая главная страна исламского мира – Саудовская Аравия. Не будет Саудовской Аравии, не будет ислама вообще. Потому что там главные святыни: Медина, Мекка, Кааба. И по площади она самая гигантская – 2 млн кв. км. Пока там мудрый король, он как-то держит все под своей властью. Ведь мусульмане совершают паломничество в Мекку, это их центр. Саудовская Аравия должна как-то объединить их между собой. Посмотрим, я не знаю, я не исламист. Знаю только, что Мухаммед был харизматик.

Вопрос: Мечети в России надо строить?

В.Н: Конечно, если им молиться негде. В Москве не хватает мечетей. Я живу рядом с мечетью на Поклонной, там сегодня машину негде припарковать. Давка. Если они веруют во Единого Бога, зачем запрещать им молиться? Я этого не понимаю. Я был в Твери не так давно и мне показали там мечеть, которую построил на свои личные средства Николай II для татарской общины, потому что Николай II считался отцом всех народов, населяющих Россию. И он им подарил мечеть. Православный государь! А как ода Ломоносова Екатерине II. Он же ее называет благословенная царица киргиз-кайсацкая орды. Это не привело ее в шок. А наоборот она восхитилась: «Вот у меня в подданных киргизы и кайсаки». Какая замечательная царица. Почему нет дружбы между народами?

Мыслить стратегически

Вопрос: Согласны ли вы с тем, что одним из тяжелейших последствий современной цивилизации, стала утрата инстинкта жертвовать собой ради помощи другим?

В.Н: В Евангелии предсказано оскудение любви. Это и есть фактически оскудение любви – утрата сострадания. Владимир Соловьев считал, что человека делает человеком три качества. Первое – стыд, голыми не ходят. Потому, что это есть отвержение низшего в себе, своей животной природы. Второе качество сострадание – любовь к равному себе. И третье – благоговение перед святыней. Вот если эти три качества разрушить, человек исчезнет. Вот это и сделала протестантская цивилизация. Преклонение перед святыней разрушила великая французская революция, сострадание – капитализм, основанный на конкурентной основе, и третьим оставался стыд, хоть как-то делающий человека человеком. И вот в 1960-е годы произошла сексуальная революция, которую произвел Альфред Кинси. И стыд исчез. Но вы спрашиваете о сострадании. Конечно, его уничтожают буржуазной идеологией, которая говорит – каждый за себя.

Вопрос: В одной из своих книг вы утверждаете, что наука становится все более бесплодной. Это касается всех областей науки?

В.Н: Если говорить о науке, как о бескорыстном познании истины, с чего и началась наука, то я скажу: сейчас науки нет, а есть технологии. Приведите мне хоть одно открытие, равнозначное тем открытиям, которые закончились в середине XX века. Последнее великое открытие, это ДНК двойная спираль Уотсона и все, только технологии! Все, что называют наукой, Сколков например, это не наука. Наука, это Перельман, например, хотя сомнительно, что он сделал, до конца не ясно, но вот такого типа люди – истинные ученые, а не технологи. Последний гений – это Уотсон. Но это 50-е годы прошлого века, а вообще науки нет. Я сам математик по профессии, знакомишься с молодым человеком и спрашиваешь: «А кто ты по профессии?» «Математик», – отвечает он. Я сразу настраиваю уши: «В какой области? Может, в алгебре? Или в спектральной теории?» И мне отвечают: «Программист». Математик и программист! Это же ничего общего! Программируется техника и технологии, а математика – это идеи! Это не умение считать и вычислять, это идеи. А идей сейчас нет, Бог не дает. Последняя серьезная идея – квантовая механика. Господь дал, мы на этом создали бомбу и все.

Вопрос: Какие книги вы порекомендовали бы для развития философского, исторического, геополитического и стратегического мышления?

В.Н.: Всегда советую Владимира Соловьева. Это наша гордость, я не скажу наше все, но это великий мыслитель. Особенно я бы рекомендовал «Чтение о богочеловечестве». Начните с этого. Это гениально. Как там написано про Троицу! Он же был профессиональным богословом, закончил духовную академию. От чего бы предостерег: не увлекайтесь немецкой философией. Кант – это, конечно, великий мыслитель, а Гегель, я бы сказал, уже и труба пониже и дым пожиже. Наши посильнее будут!

У меня есть разные книги, но в этой аудитории я хотел бы рекомендовать те, которые на практике многим людям помогли освоить учение Христа и понять, как оно на протяжении уже многих веков разворачивается в истории нашей страны. Это прежде всего книга «Бог в русской истории». Только что у меня вышла книга «Кто мы?». Она повествует о главных персонажах православной цивилизации народах: России, Украины, Белоруссии. Несмотря на то, что наши страны политически разделены, они являются представителями одной цивилизации. Эта работа – своеобразное продолжение книги «Бог в русской истории», здесь уже представлен исторический экскурс в нашу историю, начиная от днепровской купели и до сегодняшнего дня. Есть у меня книга «Вера и разум» по истории западноевропейской и русской философии. Считаю ее удачной. И, пожалуй, еще стоит сказать о книге «Православная цивилизация».

Комментарии закрыты