Много лет шел по дороге жизни, притомился и решил осмотреться. Стою, смотрю, а все вокруг идет своим чередом, движение продолжается. Вот такая теория относительности: хоть стой, хоть бегай, а жизнь все равно идет. Откуда и куда идет – вот вопрос, на который пока не ответишь, ничего не поймешь.

Представил себе документ личности, в котором есть графа «происхождение» и два варианта ответа: 1) произошел от обезьяны; 2) сотворен Господом Богом. Подумай и выбери. Тут наука не поможет, она сама только предполагает, строит гипотезы. Выбираю не только происхождение, но и дом отчий. Если предок из джунглей, то и жизнь моя в них проходит. Как часто мы стали слышать фразу «джунгли современных городов». Если ты родом из рая – в него и желаешь вернуться, и жизнь строишь по законам красоты, любви и благородства. Нет такой графы, а ответ каждый из нас уже дал сам себе. Джунгли всегда в прошлом, а рай всегда в будущем.

Свобода – великий дар Бога человеку: где есть выбор, там и свобода. Выбираем не происхождение, выбираем свою жизнь. Сопричастность миру только природному определяет ее содержание, законы по которым она созидается, ее длительность и финал. Главная мысль такого жизненного образа: человек – результат длительной эволюции, превратившей обезьяну в homo sapiens. Многие современные ученые понимают некую оскорбительность такого предположения, поэтому гипотетического предка уже не называют обезьяной, его кличут древним предком человека, правда, обезьяноподобным.

Законы эволюции – это законы джунглей: выживает сильнейший и более приспособляемый. Играют роль и мутации как случайные изменения генома, результатом которых может быть уродство, а может быть и некоторое природное развитие. Для человека это чаще всего уродство и болезни. И такой результат эволюции может порождать в самых окаменелых сердцах жалость и милосердие.

Законы эволюции проникают в жизнь сообществ и людей, выбравших это происхождение. В мире правит сила и деньги, выживает тот, кто сумел приспособиться. Как скучно, безрадостно и страшно так жить! Одно утешает, в природе все существует недолго, и все непотребства, результаты животного существования и предательства будут закопаны в землю, и не надо ни за что отвечать. Да и перед кем отвечать, не перед джунглями же? Вот и торопятся эволюционисты «брать от жизни все», она ведь быстро заканчивается. С годами страшит финиш, не дано нам знать дистанцию жизни. Страшит старость, можно попробовать удержать молодость фитнесом и косметологией. Человек все чаще оглядывается в прошлое своей жизни, впереди ее почти не остается. Так и идут люди по жизненному пути, постоянно оборачиваясь назад. Страшно быть смертным, приговоренным выбором своего происхождения.

Архимандрит Георгий (Шестун)

Архимандрит Георгий (Шестун)

Если выбираю своей родиной рай и своим Создателем Бога, то впереди меня ожидает непростое будущее. Наши прародители Адам и Ева потеряли возможность вечной жизни, ослушавшись Творца, и это тоже результат свободы. Они стали изгнанниками из рая, и в жизнь первых людей вошла смерть. Вот и мы родились не в раю и смертными. Многие поколения людей старались сохранить праведность, но были и те, их тоже было немало, кто далеко отклонился от человеческой дороги жизни. Господь не оставлял Своих, посылал пророков, судей, царей, давал заповеди жизни. Заповеди Господни не спасают от смерти, которая является результатом грехопадения, непослушания Богу. Выполнение заповедей помогает нам жить по-человечески. В наше время добропорядочного человека, старающегося соблюдать заповеди Господни, считают почти святым. Но этого недостаточно для радости и покоя. Даже очень хорошие люди мучаются оттого, что они смертны, и своими силами этого не одолеть. Господь наш Иисус Христос вернул человеку возможность вечной жизни, принес в мир заповеди любви к Богу и человеку. И за гробом жизнь продолжается. Земная ее часть – это только школа вечной жизни.

Почему думаю и пишу об этом? Мне все это знакомо давно, а хожу и думаю. Скоро педагогический форум, и мне предложили выступить с докладом о ценностях православия в светском образовании. Как говорить о ценностях православия, если многие директора школ, педагоги и управленцы образования не понимают, что у нас государство и образование стало светским по Конституции?! Одно слово заменили на другое – было атеистическое, стало светское. Была борьба, отрицание Бога, а засиял свет. Атеизм перестал быть главным основанием нашей жизни, за другую точку зрения перестали расстреливать, бросать в тюрьмы и сажать в лагеря, отправлять в ссылки, увольнять с работы и отчислять из вузов. Уже воссияла возможность свободы везде, даже в СМИ, но только не в системе образования! В этой сфере по-прежнему продолжается бой. На верующих все так же смотрят свысока как на мракобесов, и такой взгляд говорит многое об этих людях, об их малообразованности, нелюбви к истории нашего отечества. Тысячу лет православные люди вместе с инородцами, которые тоже были верующими, строили великую империю, созидали великую культуру, науку, экономику. Каждый русский царь передавал наследнику державу с большими границами и большим населением.

Тысячу лет мы живем в православной цивилизации, и это, по словам И.Р. Шафаревича, не зависит от количества людей, посещающих храмы. Мне трудно понять, почему для изучения детьми культуры нашей православной цивилизации родители должны писать прошение, а антигосударственное и душевредное «Обществознание» преподают, не спрашивая их разрешения? Почему сексуальное «просвещение» навязывали против воли родителей, а курс нравственных основ семейной жизни пробивает себе дорогу с большим трудом? Почему при низкой рождаемости мы не можем ограничивать аборты? Примеров можно приводить множество. Само понятие «образование» в корне своем происходит от слова «образ». Какой образ мы жаждем увидеть в наших детях – образ Божий или образ звериный?

Думаю над докладом, а постоянно открываю полемику с предполагаемым оппонентом. Пора попробовать структурировать свои мысли по предлагаемой теме. Начнем со светского образования.

На крестинах у прихожан в Троице-Сергиевом подворье

На крестинах у прихожан в Троице-Сергиевом подворье

Светское образование дает возможность избежать навязывания ученикам одной ограниченной точки зрения. Кажется, что мир предлагает многообразие воззрений, и на самом деле это так, но только не в образовании. Главной задачей образования является передача от одного поколения другому культуры и традиции своей цивилизации. У каждой цивилизации – свое образование, своя педагогика и своя культура. Не буду доказывать, это уже неоспоримо, что в основе цивилизации лежат религиозные воззрения народа, которые породили формы и содержание культурной, государственной, бытовой и семейной жизни. Мы принадлежим к православной цивилизации. Аргументы о многонациональности и многоконфессиональности лукавы и бессмысленны. Не существует ни одной цивилизации мононациональной и моноконфессиональной. Например, в христианском мире живут мусульмане, и в исламском мире живут христиане. Другие этносы и конфессии добавляют красоту и глубину мировосприятия любой цивилизации, не меняя ее сущности.

В истории России было немало попыток извне, чаще всего при помощи военной силы изменить религиозный код нашей цивилизации. Все попытки оказались безуспешными. Опасности подстерегали нас и в глубинах жизни народа. Через окно, прорубленное в Европу, подул ветер либерализма и материализма. Несколько веков он не мог повредить древо нашей жизни. В XIX веке он уже набрал такую силу, что стал опасен и агрессивен, и к началу XX века попытался свалить это древо. Первая попытка не удалась. Опасность была велика. В феврале 1917 г. свершилась либеральная революция, а точнее переворот, клятвопреступление и предательство элитой своего монарха. Православная цивилизация и Россия – носитель и хранитель этой цивилизации – оказались в опасности исчезновения. Только другая, не менее агрессивная сила могла победить этого врага. Господь попустил большевистский переворот, заставив бесов воевать друг с другом. Битва была кровавая, бесы есть бесы, они кровожадны. Своих Господь призвал к Себе, и в небесной России засияло созвездие новомучеников во главе со святым царем Николаем II и его семьей.

Победив либерализм, большевики не смогли к середине ХХ века сломить сердце православной цивилизации – Православную Церковь. После всех гонений и кровавых событий перепись населения в конце 30-х гг. прошлого века показала, что большинство народа исповедуют себя верующими людьми. Вскоре опять напал внешний враг. Вся Европа во главе с оккультной Германией совершила еще одну попытку сломить Россию, изменить ее цивилизационный код. Русский православный народ вкупе с другими народами России, тоже в большинстве не отрекавшимися от своей веры, в очередной раз отбили нападки иноплеменников.

Победа взбодрила дух народа и вдохнула новые силы в церковную жизнь. Но и внутренний враг не дремал. К концу 50-х – началу 60-х гг. прошлого века материализм принимает примитивные формы агрессивного атеизма. Поднимает голову и либерализм. Продолжают рушить храмы, усиливаются гонения против верующих людей, история России замалчивается или искажается. К концу 80-х гг. XX века жизнь народная, да и государственная настолько упрощается и примитивизируется, что о героических временах и подвигах не остается даже воспоминания. Атеизм выжигает последние духовные силы. Продолжать жить без благодати становилось невозможным. Победить атеизм можно было, лишь разрушив дряхлеющий большевизм. И Господь опять попустил бесам истреблять бесов: внутри большевизма нашлись люди, которые за несколько лет практически уничтожили свое же безбожное царство. Все рушилось, но Господь укрепил и умножил духовные силы народа. Возродилась церковная жизнь, открылись монастыри и духовные школы. По молитвам людей восстанавливается и украшается наша Русь.

Говорил о светском образовании, а рассуждаю об исторических процессах и периодах… Светское образование представляет в своем содержании различные точки зрения. Так вот мои размышления и выделяют эти основные суждения. Православное мировоззрение – это историческая основа нашей цивилизации. Либерализм – нечто чужеродное, разрушающее и развращающее для России течение мысли и общественной практики. Большевизм, сыгравший большую роль в победе над либерализмом, является для России чужеродным и привнесенным извне учением и формой жизни, он свою роль выполнил.

Архимандрит Георгий

Архимандрит Георгий

Либерализм, атеизм и материализм призывают своих адептов к внешним действиям, к заботе о жизни плоти, к преобразованию материального мира, вплоть до его разрушения и построения нового порядка на основании мифической справедливости. Многие известные из истории эксперименты, совершенные под знаменем этих идей, показали безуспешность этих попыток. Разрушались устои жизни тысяч и миллионов людей, целые страны в своем историческом развитии отбрасывались на столетия назад. Гибли сословия, роды, семьи и люди. Если идеи либерализма, атеизма и материализма становятся основанием воспитания и образования, то мы сами, часто того не желая, развиваем в наших детях и юношах дух преобразования лишь внешнего мира, который при умелом манипулировании молодыми сообществами порождает протестные действия.

Православное мировоззрение направлено на внимательное отношение к своему внутреннему миру, к своему внутреннему человеку, к слушанию голоса совести и преображению себя. Это тоже борьба, но борьба со злом внутри себя, чтобы оно не вырвалось в мир.

В XXI веке еще живы носители большевистской идеи, да и Запад не дремлет, вскармливая адептов либеральной идеи. К большому сожалению, эти люди находятся и во власти. Светскость образования сегодня проявляется в том, что в основном представлены только две точки зрения – либеральная и большевистско-атеистическая, подкрепленная «научным» материализмом. А так как эти точки зрения, по сути, враждебны традиционному мировоззрению православной цивилизации, традиционная точка зрения представлена в искаженном и оклеветанном виде. Думаю, что именно с высоты традиционной тысячелетней жизни и истории Руси следует рассматривать в современном образовании либеральные и атеистические учения как привнесенные и чужеродные.

Печально, что многие участники образовательного процесса воспринимают светское образование как синоним атеистического, противопоставляют ему религиозное. Образование следует делить не по содержанию, а по цели. Светским является образование, при котором детям дают знания, включая и области религии и религиозных культур, но при этом не ставится цель научить их жить в соответствии с полученными знаниями. Если же целью обучения является освоение учащимися религиозных практик, то такое образование, в отличие от светского, является вероучительным.

Исходя из этих определений, можно подвести итог рассуждениям о светском образовании. Сегодня образование в России является либерально-атеистическим вероучительным. Таким образом, на все предметы, несущие атеистическую и либеральную идею, следует испрашивать разрешение у родителей как на предметы душевредные и разрушающие основы государственности. Традиционная цивилизационная точка зрения должна быть представлена, а в идеале и преобладать в содержании образования.

Духовная брань на образовательных полях сражений проходит, часто невидимо, через всю историю нашего отечества. Целью является воспитание народа как носителя и хранителя Богом дарованной нам православной цивилизации. На открытии XXI Всемирного русского народного собора Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возвестил: «Если мы не воспитаем собственный народ, его будут воспитывать другие. Поэтому в такой важной сфере, как образование, важно восстанавливать и развивать собственные научные и педагогические школы, продвигать свои методологические наработки. Это будет вызывать сопротивление сторонников глобальных стандартов образования, но не нужно этого бояться, потому что одновременно это будет привлекать живой международный интерес. Русское образование вполне может стать образцом, таким же, как русская наука и литература. Опора на собственные культурные разработки и на свой способ мышления при учете общемировых тенденций и достижений в науке и технике позволит сохранить суверенитет в XXI веке. Сегодня борьба за будущее – это борьба за антропологию. Это борьба за определение того, что есть человек.

Православные ценности в образовании позволяют преодолевать замкнутое пространство земной жизни, выводят человека в его жизненных перспективах за пределы «глобуса» во Вселенную, из времени – в вечность, из тленного мира – в нетленный. Центром мира, мерой всех вещей становится не грешный человек, а Христос – Истинный Бог, Истинный Человек. Христос – Воплотившийся Бог, соединивший Божественное и человеческое. Христос, Распятый и Воскресший, упразднил смерть и даровал, вернее возвратил человеку вечную жизнь, это и есть антропологическая революция. В астрономии революцию понимают как возвращение небесного тела, вращающегося вокруг звезды или другой планеты, в конечную точку, из которой началось вращение. Человек возвращается к началу начал – к Богу, возвращается в рай. Где Бог, там и рай.

Истинное просвещение начинается тогда, когда человек знакомится со Христом – главной ценностью православия. Все у нас пронизано христианством: семья, культура, быт, государственная жизнь, существование каждого из нас.

Всегда испытываю необычайное преображение восприятия мира и жизни, когда начинаю говорить и писать о Христе: будто исчезают границы, и Вселенная принимает в свои объятия. Одно это Имя дает великое ощущение свободы, радости и красоты бытия. Христос есть Истина, познание Истины делает человека свободным.

Опять забыл, что пишу статью, а не личный дневник. Человек – существо мыслящее, с этим невозможно не согласиться. Важно, о чем он мыслит. Частые встречи с людьми, да и события собственной жизни напоминают мне о том, что мы редко задумываемся о главных вопросах бытия, которые его и определяют. Откуда я пришел? В чем смысл моей жизни? Куда ведет меня жизненный путь и есть ли у него завершение? Если у меня нет таких вопросов, рано или поздно я превращаюсь из человека мыслящего в человека потребляющего, заботящегося лишь о внешнем.

Ценностью православия является возможность поставить эти вопросы перед молодыми людьми. Светское образование не помышляет о высоком предназначении человека, решив заранее, что происхождение наше «по Дарвину» (хоть сам ученый с этим и не был согласен), только земное существование и есть жизнь, смысл ее – в успешности и конкурентоспособности на разных рынках труда и потребления. Если вы сами убеждены в этом, то можете донести свою точку зрения до учеников, но учите их и тому, как думали и жили русские люди тысячу лет, а точнее, как думает большинство верующих людей в России, опирайтесь, как говорит Патриарх, на собственную культуру и свое мышление. Ценностью православия является и возможность дать ученикам свободный выбор, предложив традиционную точку зрения, не насмехаясь, не очерняя, не глумясь над историей России и не оскорбляя святых. Не навязывать, а показывать все точки зрения – пусть выбирают, думают, задают вопросы. Если не можете ответить сами, пригласите священника, он вам поможет.

Русский человек, по словам Ф.М. Достоевского, или с Богом, или против Бога, но никогда без Бога. Мы пропитаны нашей культурой и великой историей, живы нашей скромностью, совестливостью и стыдливостью. И все это больше сотни лет из нас пытаются вытравить. Русских людей почти всегда безошибочно узнают за границами нашего отечества. Под Русским миром понимают всех выходцев из нашей земли. Многих это печалит, и они делают все, чтобы не быть похожими на русских, но редко кому это удается: казалось бы, уже от всего отказались, от истории, от веры, от молитвы, выучили разные языки, оделись по-европейски, а все равно узнают. Проблескивает сквозь внешние покровы тихий свет неотмирности, скромности, жертвенности, выдавая происхождение из тысячелетнего православного народа, не знающего смерти. Бывают и бунт, и эпатаж как попытки преодолеть свое естество, и это тоже нас выдает как русских.

Во Христе мы живем, страдаем, распинаемся и воскреснем, обрящем жизнь вечную. Простое понимание того, что жизнь не ограничена только земной частью, а продолжается за гробом, было у наших предков. И это понимание должно быть и у наших детей. Вечная жизнь – великая ценность православия, меняющая все в жизни и мировосприятии каждого.
Если ждет неминуемый конец, если я человек умирающий и, значит, приговоренный, то должен все успеть, «взять от жизни все». А ответственность за жизнь? Какая ответственность, перед кем, если закопают в землю?!

Смертному человеку хочется продлить свою жизнь любыми средствами. Патриарх на XXI Всемирном русском народном соборе сказал и об этом искушении: «Серьезным вызовом видится бурное развитие медицинских и генетических технологий. Футурологи уже предсказывают скорое расслоение человечества на две расы. Одним предрекается величие сверхлюдей, другим – судьба подчиненных. Представители глобальных элит мечтают за счет дорогостоящих технологий трансформировать свои тела так, что смерть для них отодвинется на многие десятилетия. А для большинства людей это будет невозможным… Уже слышаться голоса, что современные технологии способны создавать искусственный интеллект и искусственные органы. Что в скором времени удастся так модернизировать наш разум и наше тело, так изменить отношения в обществе, что возникнут новые существа, превосходящие людей. Неслучайно идеология этого процесса носит название трансгуманизм – то есть существование по ту сторону человека, за пределами человека, за пределами человечности… это вера человека в то, что с помощью науки и технологий можно достичь совершенства и бессмертия, полной власти над своим телом, над природой, над жизнью. Но это невозможно. Потому что источник совершенства находится внутри человека, а не снаружи».

Как ни старайся, если земной путь завершается, а впереди ничего нет, значит – самое интересное в прошлом. Трагична судьба такого человека: живет в страхе и умирает без надежды. Но самое большое удивление ждет его, когда, не веря в то, он предстанет перед Богом. Жизнь продолжается, а он к этому не готов. Все равно как двоечник, никого не слушая бросивший учебу, считая это за напрасный труд, вдруг видит, что после школы и начинается самая жизнь со множеством путей и возможностей, а он к ней не готов и упрекает всех, что ему не объяснили, не заставили учиться. Но каяться поздно – неучу все дороги закрыты.

Знание о вечной жизни – важная ценность православия. Вечностью и живет душа, о которой часто забывают. Кроме внешнего, есть внутренний человек – глубокий, сокровенный. Есть душа, сердце и совесть. Если душа скорбит – никакие богатства мира не смогут радовать. Если душа любит – человеку ничего больше не надобно. Как стяжать богатства души, как научиться вечной жизни – это должно быть главными моментами содержания современного образования. Знание о вечной жизни меняет отношение к истории, как личной, так и всего отечества. Все наши предки, герои и святые, бывшие по времени раньше нас, ушли не в прошлое, а в будущее: они ждут нас, смотрят, каковы мы есть. Перед очами Божиими и очами народа проходит наша жизнь. Великие предки смотрят на нас с надеждой, что они не напрасно положили свои жизни, и в добрые руки попадет их наследие, составленное героическими трудами и жертвенными подвигами, и мы – продолжатели святой истории, хранители Святой Руси. Как величественно взрастает наша жизнь: из людей потребляющих мы становимся людьми мыслящими, и наши мысли возносят нас до состояния человека верующего!

Все дальше и дальше возношусь от земного бытия, пора возвращаться на землю. И здесь есть вопросы, на которые без православия затруднительно ответить. Огромное значение для человека имеет семейная жизнь. Первая семья для нас – семья родителей. Вторую, уже собственную, молодым людям предстоит создать. Если Господь отпустил нам в среднем 70–80 лет земной жизни, а вступают в брак обычно около 25 лет, значит, около 50 лет занимает у нас жизнь семейная, когда мы растим детей, нянчим внуков, стараемся сохранить любовь, – серьезное дело жизни. А где и кто этому учит наших детей?

Мало кто знает, что значит пол мужской и женский. Конечно, с точки зрения физиологии все отличия ведают, на этой основе и строят половое воспитание, в основе которого изучают, как упорядочить беспорядочные связи.

Православие, рассматривая семью как божественное установление, как союз мужчины и женщины, скрепленный в Таинстве брака, богословски рассматривает и вопросы пола. Сотворив человека Адама, Господь в раю взял от него Еву, создав из его ребра. Таким образом Он разделил человека на две половины. Это и есть пол, «пол» – это половина. Половинки, ощущая свою неполноценность, ищут себе восполнение, чтобы соединиться и обрести целостность. Во всем христианском мире понимают, что жениться – это значит идти к алтарю: только Бог, который разделил, может соединить. Брак заключается на Небесах, в Таинстве венчания. И про эту ценность дети должны знать. Можно говорить и о загсе, но не следует называть семьей и браком другие виды сожительства, помня, что пропаганда греха – это соблазн, а пропаганда гомосексуализма – уголовное преступление. Как нужен курс о духовно-нравственных основах семейной жизни – и разводов поуменьшится, и абортов!

С воспитанием детей у молодых людей сегодня большие трудности. Когда ребенок рождается, все знают, что его надо кормить, купать, одевать. Он растет, а его только кормят и одевают. Ему уже за 30, а его все кормят и одевают. Как много вокруг взрослых мальчиков и девочек! Забыли, что половое воспитание – это воспитание мужчины и женщины, их готовности к труду, обороне и семейной жизни, готовности к жертве и любви, а не только потреблению незаработанного хлеба. У ребенка душа живая, он требует внимания. Каждое дитя – дар Божий: Бог дал, Богу верни.

На выступление выделили всего 20 минут, а почти ничего и не сказал. Может быть, надо говорить о добродетелях смирения, послушания, верности, любви, целомудрии? Об этом и без меня много говорят. Редко услышишь в школе и учебной аудитории о вечной жизни, стремлении к святости. Если забываем о бессмертии и встрече с Богом, обязательно скатимся к глобализму и обществу потребления. Будем искать в жизни лишь западный комфорт и успешность. Но самая великая успешность – стать святым в очах Божиих и глазах собственного народа.

Как пугает слово «святость»! Разве возможно ее достичь? Сразу вспоминаем великих святых, таких как преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский, как благоверный князь Александр Невский или царь Николай II. Неужели и мы можем быть такими? Но мы ведь, когда пишем сочинение и хотим получить пятерку, не сравниваем себя с Л.Н. Толстым или Ф.М. Достоевским, а стараемся и пишем, стремясь в меру своих сил достичь идеала. Так и к святости мы будем стремиться в меру своих сил, все время работая над собой, чтобы ум направлялся к истине, чувства – к красоте, а воля – к доброделанию. Будем трудиться, чтобы лень, расслабленность, грех и соблазны не победили нас.

Современная система образования стимулирует молодых людей к достижению земной успешности. Это стремление благое, если являет собой результат служения Богу, народу и ближнему своему. Очень редко, да практически никогда, нуждающиеся не обращаются за советом о решении проблем, обременяющих сердце и душу, к людям «успешным», не открывают им свое сердце и не говорят о сокровенном. В трудные моменты жизни, в дни скорбей и испытаний люди стремятся за советом и молитвами к духовным наставникам, к старцам, не имеющим ничего, кроме любви и благодати. Часто выступая перед молодежью, задаю вопрос: «Кто успешнее: дворник или министр?» Очевидно, что министр. Тогда ставлю вопрос немного по-другому: «Кто успешнее: святой дворник или грешный министр?» Обычно наступает момент замешательства, тогда приходится подсказывать, что успешнее, конечно, святой министр.

Не отрицая успешности в земной жизни, преобразим ее благодатным светом святости, успешностью в жизни вечной достигая полноты нашего бытия. И системе образования в этом отводится большая роль.

Архимандрит Георгий (Шестун)

СПРАВКА
Архимандрит Георгий (Шестун), доктор педагогических наук, профессор, академик РАЕН, заведующий межвузовской кафедрой православной педагогики и психологии Самарской православной духовной семинарии

Комментарии закрыты